Рабочая программа - один основополагающих документов, в рамках которых ведётся преподавание дисциплины. Соответственно от качества формирования (создания) рабочей программы в значительной степени зависит качество образования студентов. Стоит отметить, что научные работы по данному вопросу (для других дисциплин) активно публикуются [6; 7].
Рассмотрим особенности формирования рабочей программы примере дисциплины «Технология и организация в городском строительстве». Дисциплина читается в 8-м семестре для бакалавров, обучающихся по направлению 08.03.01 «Строительство» [5].
Цель дисциплины — изучение закономерностей взаимосвязи технологических процессов для выбора наиболее рациональных методов выполнения работ по строительству объектов различного функционального назначения в условиях городской застройки.
Бакалавр по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» по профилю «Городское строительство и хозяйство» в соответствии с видами профессиональной деятельности должен решать следующие профессиональные задачи:
- участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки строительства;
- организация работы малых коллективов исполнителей, планирование работы персонала;
- составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам;
- проведение анализа затрат и результатов деятельности производственного подразделения.
Процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование следующих компетенций.
ПК-4 - владение технологией, методами доводки и освоения технологических процессов строительного производства, производства строительных материалов, изделий и конструкций, машин и оборудования. Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенции):
Знать: современные технологии возведения зданий; технологические особенности возведения зданий различных конструктивных схем.
Уметь: разрабатывать параметры различных технологий возведения зданий; пользоваться основными технологиями возведения строительных объектов.
Иметь представление: о выполнении работ в экстремальных условиях; о выполнении строительно-монтажных работ в условиях плотной городской застройки.
ПК-7 - владение методами осуществления инновационных идей, организации производства и эффективного руководства работой людей, подготовки документации для создания системы менеджмента качества производственного подразделения.
Знать: формы организации производства; формы документации для создания системы менеджмента качества производственного подразделения.
Уметь: разрабатывать документацию для создания системы менеджмента качества производственного подразделения.
Владеть: методами организации производства и эффективного руководства работой людей.
Иметь представление: использование автоматизированных систем организации строительного производства.
ПК-8 - способность разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений, ведение анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений, составление технической документации, а также установленной отчетности по утвержденным формам.
Знать: утвержденные формы технической документации и установленной отчетности; виды оперативных планов работы первичных производственных подразделений, показатели затрат и результатов деятельности производственных подразделений.
Уметь: разрабатывать графики выполнения строительно-монтажных работ; разрабатывать строительные генеральные планы на разных стадиях возведения зданий различных конструктивных схем.
Владеть: методами анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений.
Иметь представление: о требованиях надзорных органов исполнительной власти к ведению технической документации.
В таблице приведено распределение трудоёмкости дисциплины по темам и видам занятий. В рамках дисциплины предполагается выполнение курсовой работы, примерная тема которой «Составление проекта производства работ на возведение надземной части здания». Разработка ППР на подземную часть здания у студентов данного профиля была рассмотрена в 6-м семестре, в рамках дисциплины «Технологические процессы в строительстве» [4].
Распределение трудоемкости дисциплины по темам и видам занятий
№ п/п |
Разделы, темы дисциплины (модуля) |
Неделя семестра |
Виды учебной работы (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости
|
Формируемые компетенции (код) |
Всего компетенций |
|||||
Л. |
Пр. |
Сам. раб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||||
Семестр 8: лекции - 18 ч., практические занятия - 54 ч., самостоятельная работа - 36 ч. |
|||||||||||
1. |
Раздел 1. Основные положения технологии возведения зданий и сооружений |
1 |
2 |
18 |
9 |
защита курсовой работы |
ПК-8 |
ПК-7 |
|
|
2 |
2. |
Раздел 2. Технология возведения подземных зданий и сооружений |
2-4 |
6 |
|
|
|
ПК-4 |
ПК-7 |
|
|
2 |
2.1. |
Тема 1. Технология возведения сооружений методом «стена в грунте» |
2 |
2 |
|
|
|
ПК-4 |
ПК-7 |
|
|
2 |
2.2. |
Тема 2. Технология возведения сооружений методом опускных систем |
3 |
2 |
|
|
|
ПК-4 |
ПК-7 |
|
|
2 |
2.3. |
Тема 3. Технологии возведения фундаментов и стен подвалов |
4 |
2 |
|
|
|
ПК-4 |
ПК-7 |
|
|
2 |
3. |
Раздел 3. Технология возведения зданий из конструкций заводского изготовления |
5-7 |
6 |
24 |
9 |
защита курсовой работы, расчетно-графических работ |
ПК-4 |
ПК-7 |
|
|
2 |
3.1 |
Тема 1. Технология возведения зданий из сборного железобетона |
5 |
2 |
12 |
|
защита курсовой работы, расчетно-графических работ |
ПК-4 |
ПК-7 |
|
|
2 |
3.2 |
Тема 2. Технология возведения зданий с металлическим каркасом |
6 |
2 |
|
|
|
ПК-4 |
ПК-7 |
|
|
2 |
3.3 |
Тема 3. Технология возведения большепролетных зданий |
7 |
2 |
|
|
защита рефератов |
ПК-4 |
ПК-7 |
|
|
2 |
4 |
Раздел 4. Технология возведения сборно-монолитных и монолитных зданий |
8-9 |
4 |
12 |
9 |
защита расчетно-графических работ, рефератов |
ПК-4 |
ПК-7 |
|
|
2 |
Приведём планы практических занятий дисциплины:
- Определение объемов строительно-монтажных работ при возведении зданий. Перечень вопросов, заданий, выносимых на практическое занятие: определить объемы строительно-монтажных работ, единицы их измерения; составление ведомости затрат труда, машинного времени.
- Выбор технологической оснастки для возведения зданий. Перечень вопросов, заданий, выносимых на практическое занятие: выбор грузозахватных приспособлений; выбор средств подмащивания, монтажных приспособлений, инвентаря.
- Выбор монтажных кранов по техническим параметрам. Перечень вопросов, заданий, выносимых на практическое занятие: выбор стрелового крана; выбор башенного крана; привязка монтажного крана.
- Определение потребности в ресурсах. Перечень вопросов, заданий, выносимых на практическое занятие: определение потребности в основных строительных материалах, конструкциях, полуфабрикатах; определение количества транспортных средств; построение графиков поступления материалов, движения машин и механизмов по объекту.
- Расчет элементов строительного генерального плана. Перечень вопросов, заданий, выносимых на практическое занятие: проектирование временных дорог; проектирование освещения строительной площадки; расчет и проектирование складских площадок; расчет временных зданий и сооружений; расчет водо-, электроснабжения строительной площадки; расчет технико-экономических показателей календарных планов.
- Разработка элементов технологической карты на монтаж конструкций. Перечень вопросов, заданий, выносимых на практическое занятие: организация работ при возведении зданий из сборного железобетона; организация работ при возведении зданий с металлическим каркасом.
- Разработка элементов технологической карты на каменные работы. Перечень вопросов, заданий, выносимых на практическое занятие: организация работ при возведении зданий из кирпича; организация работ при капитальном ремонте кирпичных стен.
- Разработка элементов технологической карты на бетонирование. Перечень вопросов, заданий, выносимых на практическое занятие: организация работ при возведении зданий из монолитного железобетона.
- Выбор методов выдерживания бетона в экстремальных условиях. Перечень вопросов, заданий, выносимых на практическое занятие: методы бетонирования при экстремально низких температурах; методы бетонирования при экстремально высоких температурах.
Итоговой аттестацией в рамках дисциплины является экзамен. Приведём вопросы, выносимые на экзамен в рамках дисциплины:
- Состав и назначение работ по инженерной подготовке площадки к строительству.
- Расчистка территории. Снос строений. Перенос инженерных сетей. Планировка.
- Защитные и природоохранительные мероприятия. Защита насаждений. Защита от затопления и подтопления грунтовыми водами.
- Классификация подземных сооружений, их объемно-планировочные и конструктивные решения.
- Основные технологии возведения подземных сооружений. Особенности технологии производства работ.
- Сущность технологии возведения сооружений методом «стена в грунте». Особенности технологии выполнения работ.
- Технология производства работ при мокром и сухом способах метода «стена в грунте».
- Комплексная механизация работ методом «стена в грунте».
- Сущность технологии возведения сооружений методом опускных систем. Особенности технологии выполнения работ.
- Технология производства работ методом опускных систем.
- Комплексная механизация работ методом опускных систем.
- Технология возведения фундаментов и стен в открытых выемках из сборных элементов.
- Технология возведения фундаментов и стен из монолитного железобетона.
- Технология возведения фундаментов в вытрамбованных котлованах.
- Особенности комплексной механизации работ при возведении подземных сооружений.
- Технология работ по реконструкции объектов.
- Монтажные работы при возведении остова кирпичных зданий (плиты перекрытий, балконные плиты, лестничные площадки и марши).
- Технология монтажа крупнопанельных зданий.
- Технология монтажа многоэтажных каркасно-панельных зданий.
- Возведение объемно-блочных зданий.
- Возведение зданий методом подъема перекрытий.
- Возведение зданий методом подъема этажей.
- Раздельный метод монтажа ОПЗ: область применения, преимущества и недостатки.
- Комплексный метод монтажа ОПЗ: область применения, преимущества и недостатки.
- Комбинированный метод монтажа: область применения, преимущества и недостатки.
- Классификация методов монтажа ОПЗ. Область их применения, преимущества и недостатки.
- Конвейерный способ монтажа конструкций покрытия ОПЗ.
- Возведение ОПЗ со стальными каркасами (традиционные элементы).
- Возведение ОПЗ, перекрытых структурными покрытиями.
- Возведение зданий, перекрытых оболочками и куполами.
- Возведение зданий, перекрытых мембранными конструкциями.
- Возведение зданий, перекрытых висячими и вантовыми конструкциями.
- Возведение зданий в различных опалубках.
- Проект производства работ (ППР), его виды и содержание.
- Контроль качества при возведении зданий из сборного железобетона.
- Контроль качества при возведении зданий из монолитного и сборно-монолитного железобетона.
- Контроль качества при возведении зданий с металлическим каркасом.
Весь учебно-методический комплекс дисциплины «Технология и организация в городском строительстве» состоит из: методических указаний к практическим занятиям; методических указаний к самостоятельной работе; методических указаний к выполнению курсового проекта; фонда оценочных средств и учебного пособия. Полученные знания и компетенции студенты должны использовать во время прохождения преддипломной практики и при написании выпускной квалификационной работы [1; 3].
Библиографическая ссылка
Гарькин И.Н. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ В ГОРОДСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ» // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26119 (дата обращения: 05.10.2024).