Одной из серьезных задач модернизации дошкольного образования и развитие инклюзии является поиск оптимальных моделей готовности педагогов-воспитателей к работе с детьми с особенностями в развитии. Отечественные исследователи рассматривают раннюю комплексную помощь ребенку с отклонениями в развитии как совокупность системы социально-психологической поддержки и помощи, охраны здоровья и специального образования. Данная позиция базируется на культурно-исторической теории Л.С. Выготского [4] и его научной школы, представители которой доказали уникальность первых лет жизни ребенка для его развития. Доказано, что эффективность профилактики риска возникновения вторичных отклонений в развитии детей с особенностями в развитии и их коррекции зависит от содержания целенаправленной педагогической работы с такими детьми. Дети с особенностями в развитии представляют весьма неоднородную категорию с различными физическими и психическими недостатками, которые препятствуют освоению ими образовательных программ и успешного вхождения в общество. И эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой и комплексными нарушениями развития, речи, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. Их принято называть «несадовские дети»: гиперактивные, расторможенные, с проявлениями неврозов, страхами, повышенной тревожностью и агрессивным поведением, повышенной утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания, стереотипностью в поведении и непереносимостью малейших его изменений; однообразием игр. В связи с этим важное значение приобретает готовность воспитателей к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Вопросы готовности работы педагога с детьми с особенностями в развитии и оказания им помощи отражены в ряде документов: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования др., в которых обращается особое внимание на то, что эффективность социализации детей с особенностями в развитии в значительной степени определяется адекватностью выбора условий, целей, задач, средств и методических приемов работы с ними в условиях дошкольной образовательной организации.
Различные аспекты проблемы готовности педагогов к осуществлению профессиональной деятельности и формировании профессиональных компетенций являлись предметом исследования как отечественных (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, С.Г. Вершловский, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Н.Н. Суртаева, В.Д. Шадриков и др.), так и зарубежных (J. Atkinson, C. Barnes, D.L. Ferguson, M. Knowles, G. Meyer, M.Oliver, T.M. Shea и др.) учёных. Серьезный вклад в педагогическую науку внесли ученые Л.М. Кобрина, О.С. Кузьмина, О.С. Панферова, М.М. Тавакалова, И.Н. Хафизуллина, А.Я. Чигрина, Ю.В. Шумиловская, рассматривающие вопросы готовности профессиональной деятельности педагогов в работе с детьми с особыми возможностями здоровья [7]. Несмотря на наличие достаточно большого числа исследований, посвященных совершенствованию деятельности педагогов по работе с детьми с особенностями в развитии, вопросы, касающиеся готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования именно в дошкольных образовательных организациях, по-прежнему остаются на периферии исследовательских интересов ученых. Мы согласны с учеными С.К. Козловой и Т.А. Куликовой, которые раскрывают проблемы взаимодействия педагогов с детьми с особенностями в развитии как: «неготовность к взаимопониманию педагогов, авторитаризм в стиле общения, недостаток педагогической культуры, неумение реально оценить воспитательные возможности семьи, недостаточная коммуникативная культура родителей, низкая общая педагогическая культура, недооценка роли сотрудничества, безответственность в вопросах воспитания, иногда, аморальное поведение; правовая некомпетентность субъектов; недостаточная информированность субъектов о деятельности образовательного учреждения – необходимость единого информационного пространства» [6]. Особенно важна «психологическая готовность педагогов к принятию идеи инклюзии» [8, с.29]. В контексте рассматриваемой проблемы сформулируем понятие «готовность к профессиональной деятельности в работе с детьми с особенностями в развитии». Мы понимаем данную дефиницию как комплексное образование личности, включающее психологические, ценностные, мотивационные компоненты; уровень знаний и профессионализма, обеспечивающие мотивационно-смысловую готовность и способность субъекта к осуществлению профессиональной деятельности в полимотивированном пространстве. Существует диалектическая взаимосвязь готовности педагогов к профессиональной деятельности и эффективной работе с детьми с особенностями в развитии с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей, многовариантности и степени выраженности отклонений в развитии, определяющих структуру дизонтогенеза детей дошкольного возраста. Готовность к профессиональной деятельности в работе с детьми с особенностями в развитии занимает в структуре профессионализма первую ступень, необходимую для последующего проявления профессиональной компетентности и достижения мастерства, то есть является фундаментом для формирования профессиональных и специальных компетенций, которыми должен обладать современный воспитатель. Одной из главных проблем является снижение мотивации профессиональной деятельности педагогов в целом и профессиональных достижений в частности; низкой стрессоустойчивости работников при выполнении профессиональных обязанностей по работе с детьми с особенностями в развитии; неготовности к профессиональной деятельности в условиях модернизации дошкольного образования. Поэтому возникла серьезная необходимость исследовать проблему данной педагогической группы и ее профессиональную деятельность, характер общения с детьми с особенностями в развитии и выявить готовность педагогов работать в новых условиях ФГОС дошкольного образования.
Цель исследования: на основе анализа имеющегося опыта дошкольных образовательных организаций разработать и теоретически обосновать программу научно-методического обоснования психолого-педагогической помощи педагогам дошкольных образовательных организаций в работе с детьми с особенностями в развитии.
Материал и методы исследования
В исследовании мы опирались на аксиологический подход, рассматривающий систему ценностных ориентаций, составляющих содержательную сторону подготовки педагогов и их мотивационную, когнитивную и эмоционально-волевую основу готовности работать с детьми с особенностями в развитии (С.Ф. Анисимов, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, А.С. Шамов и др.). Теоретическую базу исследования составили: концепция инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко); теория профессиональной подготовки (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Г.А. Бордовский, A.A. Деркач, Ю.М. Забродин, И.Д. Клочков, Н.В. Кузьмина, А.А. Семенов, В.Д. Шадриков и др.); концепция профессиональной компетентности педагогов (В.А. Козырева, С.А. Писарева, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, Н.В. Чекалева и др.).
В эксперименте приняло участие 80 воспитателей нескольких дошкольных образовательных организаций г. Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области. Для проведения исследования предложена «Анкета по выявлению готовности педагогов к работе с детьми с особенностями в развитии». Средний возраст педагогического коллектива составил 36 лет, что предполагает наличие устойчивого и стабильного потенциала и способности педагогов эффективно работать в изменяющихся условиях. Высшее педагогическое образование – 69 человек, среднее профессиональное образование – 11. Стаж работы составляет у 12-х педагогов до 3 лет, 42 человека – до 20 лет и более 20 лет имеют 26 воспитателей. У 61 педагога – первая квалификационная категория, 7 человек имеют высшую категорию и 12 воспитателей не имеют квалификационную категорию.
Результаты исследования и их обсуждение
По результатам обследования по выявлению «готовности педагогов к работе с детьми с особенностями в развитии» на первый вопрос, «Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, работающий с детьми с особыми образовательными потребностями?», все респонденты выделили следующие качества: терпение, уравновешенность, выдержанность и уважение к личности ребенка. «Какими профессиональными знаниями и умениями должен обладать педагог, работающий с детьми с особенностями в развитии?» Педагоги выделили: коммуникабельность, толерантность, знания возрастной психологии. На вопрос, «Какие технологии Вы применяете в работе с детьми с особыми образовательными потребностями?», ответы участников распределились следующим образом: 41 % – «применяем различные игры, беседы»; 59 % – «релаксационные упражнения, индивидуальные игровые техники». «Какой стиль общения Вы предпочитаете в работе с детьми с особенностями в развитии?» 37 % педагогов отметили – «демократический стиль»; 27 % – «смешанный стиль», 36 % – «затрудняюсь ответить» (часть анкет на этот вопрос содержали неотмеченные ответы). «На каких принципах необходимо строить работу с детьми с особенностями в развитии?» Мы получили следующие ответы: 33 % респондентов отмечают, что на «принципах уважительного отношения, доверия и терпеливости»; 16 % – на проявлении «сочувствия и сотрудничества с ребенком»; 6 % – «на принципах гуманности», 7 % – на «принципах толерантности», 38 % – затруднились ответить. На вопрос, «Каких профессиональных знаний у вас не хватает, в чем Вы испытываете затруднения в работе?», мы получили следующие результаты: 30 % отметили недостаточность теоретических знаний по проблемам развития детей с особенностями в развитии, 30 % – «непонимание со стороны родителей проблем воспитания особого ребенка», 40 % – «нехватка психологических знаний». На вопрос «Кто может вам в этом помочь?» 66 % отметили, что «психолог детского сада», 16 % – «педагог, имеющий опыт работы с детьми с особенностями в развитии», 18 % – «администрация детского сада». «Какие семинары, тренинги и т.п. для Вас актуальны по данной теме?» Мы получили такие ответы: темы семинаров «Технологии взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями», «Психологическая помощь детям с особыми образовательными потребностями», «Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с особенностями в развитии», «Методические аспекты работы в системе инклюзивного образования»; игры и тренинги на эмоциональную разрядку. «Занимаетесь ли вы самообразованием по вопросам инклюзии в системе дошкольного образования?» 27 % педагогов ответили, что «да, занимаюсь»; 36 % – «нет, так как нет свободного времени, большая занятость на работе» и 37 % – «иногда». «Знакомы ли вы с интересным педагогическим опытом по данной проблеме?» 24 % ответили, что «знакомы»; 76 % – «нет». «Насколько активно Вы используете в своей работе современные педагогические технологии, новый педагогический опыт?» Ответы респондентов распределились следующим образом: 30 % – «активно использую»; 38 % – «стараюсь использовать, но нет профессионального опыта и умений», «недостаточно специальной литературы»; 32 % – «не использую», «я приверженец традиционного обучения». «Какие у вас есть пожелания по организации методической работы в данном направлении?» 60 % ответили – «организовать работу с психологом, дефектологом, логопедом»; 40 % – «затрудняюсь ответить».
Результаты, полученные в ходе опроса по данной анкете, показывают, необходимость проведения для воспитателей обучающих семинаров, мастер-классов по работе с детьми с особенностями в развитии, различных учеб, а также серьезного методического сопровождения. Педагоги остро нуждаются в практической помощи психолога и других специалистов, часть педагогов хотели бы «пройти практикоориентированную переподготовку», «повышение квалификации», «посетить открытые занятия опытных педагогов», работающих с детьми с особенностями в развитии с последующим аналитическим и методическим разбором. Полученные результаты опроса респондентов выявили проблемы четкого понимания необходимости формирования профессиональных компетенций в условиях инклюзии и, в свою очередь, показали неготовность воспитателей к профессиональной деятельности в работе с детьми с особенностями в развитии, что позволило разработать программу научно-методического обоснования психолого-педагогической помощи педагогам дошкольных образовательных организаций в работе с детьми с особенностями в развитии. Программа включает три блока. В блоке «Психолого-педагогическая работа воспитателя в условиях инклюзивного образования» представлена консультативная и коррекционная работа в виде проведения тренингов, мастер-классов, семинаров-практикумов, брифингов; проведение индивидуальных и групповых консультаций для воспитателей, обсуждение проблемных ситуаций. В блоке «Социально-психологическая помощь детям с особенностями в развитии» представлены специальные игры для детей с особенностями в развитии, релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим поведением и снижение уровня личностной тревожности (в виде релаксационных упражнений); коррекционная работа, направленная на обучение ребенка реагированию на нестандартные ситуации приемлемым способом (рисование страхов, лепка из пластилина или глины); поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении (придумывание различных вариантов рассказов по картинке); разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление ее в ролевой игре; введение на занятиях определенных правил поведения с использованием системы поощрений в случае их соблюдения (награды, призы, медали, аплодисменты и т.п.); ведение совместно с воспитателем и родителями карты поведения ребенка, содержащей личные правила поведения для конкретной ситуации (например, «говори уважительно со старшими») с использованием поощрений в случае соблюдения этих правил [1]. В блоке «Информационно-аналитическая и методическая работа с родителями» представлены следующие мероприятия: проведение родительских собраний; лекций, бесед, тренингов, заседаний в форме «круглого стола с острыми углами» (методика Н.Е. Щурковой); организация развивающей среды (наглядная агитация через создание стендов, папок передвижек, пособий); проведение консультаций на различные темы: «Права ребенка с ограниченными возможностями здоровья», «Закон об образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья», «Формы и направления социально-правовой защиты детей-инвалидов и их семей в РФ», «Роль семьи в системе защиты прав детей-инвалидов», «Формирование гражданской позиции семьи, воспитывающей особого ребенка» [5, С.66]. Особый интерес вызвало проведение психолого-педагогической мастерской, основной целью которой явилось обучение основным правилам культуры жизнедеятельности в семье, воспитывающей ребенка с особенностями в развитии [2, 3].
Практическая значимость исследования заключается в том, что апробированная нами программа позволила обеспечить эффективную психолого-педагогическую и методическую помощь воспитателям, работающим с детьми с особенностями в развитии, и сформировать у педагогического коллектива систему сознательной, целенаправленной готовности к профессиональной деятельности в дошкольном образовательном учреждении успешного развития детей с особенностями в развитии и их успешной социализации, а также обеспечить психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с особенностями в развитии и повысить ответственность родительской позиции в процессе взаимодействия со специалистами по вопросам развития особого ребенка. Апробированную программу можно успешно применять в образовательном процессе дошкольных учреждений разных типов.
Достоверность результатов обеспечивается целостностью методологической основы исследования готовности к профессиональной деятельности в работе с детьми с особенностями в развитии как социально-педагогического феномена; использованием совокупности теоретических и эмпирических методов, позволяющих изучать вопросы готовности педагогов к профессиональной деятельности в работе с детьми с особенностями в развитии как предмета исследования.
Выводы
Таким образом, многие воспитатели дошкольных образовательных организаций понимают значимость профессиональной деятельности с детьми с особенностями в развитии, но испытывают дефицит теоретических, методических и практических знаний в применении методов и форм работы с такими детьми. В процессе профессиональной деятельности происходит качественное изменение профессионально-личностных и ценностных характеристик воспитателей, формируется способность грамотно решать задачи взаимодействия с детьми с особенностями в развитии.
Библиографическая ссылка
Акутина С.П. ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26118 (дата обращения: 12.09.2024).