На современном этапе развития образования в теоретическом и практическом плане сформирован определенный опыт решения проблемы воспитания личности средствами музыки. В нормативных документах отмечается значимость формирования музыкальной культуры, развития способности учащихся к творческому самовыражению в музыкальном искусстве.
Анализ научной литературы показал, что существуют труды, в которых освещаются некоторые аспекты воспитания личности средствами музыки. Музыка всегда была предметом изучения и философов, и искусствоведов, физиков, математиков, психологов, педагогов… Все они единодушны в том, что музыка оказывает огромное влияние на развитие личности.
Один из ведущих видов искусства – музыка. «Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры» [18, с. 304]. Определенная музыка развивает определенные качества личности. Музыка как вид искусства, утверждает в своем исследовании «Музыка как феномен художественной культуры» М.Ю. Долгушина [10], выразительна, разнообразна, является средством, воздействующим на эмоционально-чувственную сферу, содействует позитивному общению людей.
Значительный вклад в разработку проблемы внесли педагоги и психологи. В.М. Хомякова [21] пишет о роли музыки в воспитании нравственной и эстетической культуры детей. Цель исследования Л.Н. Большуновой [1] состоит в том, чтобы изучить влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности, построить оптимальную систему музыкального воздействия. Исследование Л.А. Калачевой [11] посвящено музыке как фактору духовного развития личности сельского школьника, она выделяет трудности приобщения личности к музыкальному искусству: не сложились традиции повседневного общения с искусством, мало используются технические средства, художественная непросвещенность окружающих людей и т.д.
Заслуживает внимания исследование Е.Г. Трудковой [20], которая выявила особенности и функции поморских музыкальных традиций в эстетическом становлении будущих педагогов. Музыка сопровождает нас на протяжении всей жизни: погружаться в мечты заставляет романтическая музыка, помогает плодотворно работать. настраивает на оптимистический лад – ритмичная, заряжает бодростью и хорошим настроением на целый день – танцевальная.
Особое значение имеют культурологические исследования, принадлежащие признанным специалистам в области культурологии, например М.В. Сайфуллина [18] в работе «Музыкально-эстетическое воспитание как социокультурный процесс» среди эффективных форм в развитии музыкально-эстетической социокультурной деятельности выделяет студенческий музыкальный клуб.
Представляет интерес работа М.С. Осенневой [17, c. 19], посвященная моделям музыкального воспитания в России и за рубежом. Автор отмечает общие (деятельностно-ориентированное личностное развитие личности, творческое отношение и др.) и отличительные (традиции, обычаи) особенности данных моделей.
С.В. Карцев [12] пишет, что музыкально-ритмическому воспитанию актеров уделяется недостаточное внимание, значение ритма не оценено. Театр, музыка, пение, хореография объединяются в воспитании личности. В этой связи требования к актеру становятся все более высокими: он должен в равной степени владеть всеми этими искусствами, слитыми воедино на основе музыки [12].
Музыка влияет и на здоровье человека. Еще в Древнем Египте, Китае врачи считали, что музыкальные мелодии излечивают любые болезни, например хоровым пением лечили бессонницу и снимали боль. Великий математик и ученый Пифагор предложил использовать музыку против гнева, применять ее для развития интеллекта. А Платон считал, что музыка восстанавливает гармонию всех процессов в организме и во всей Вселенной. Авиценна весьма эффективно применял музыку в лечение душевнобольных людей. На Руси мелодия колокольного звона лечила головные боли, болезни суставов и т.д. Колокольный звон, по утверждению современных учёных, обладает ультразвуковым и резонансным излучениями, которые способны уничтожить вирусы и возбудителей опасных болезней.
Музыка поднимает настроение, заряжает энергией, поэтому не случайно рекомендуется утром слушать ритмичные мотивы, а вечером спокойные мелодии. Несомненно, значение музыки на организм человека велико. Она взаимодействует со здоровьем. Например, музыка Моцарта и этнические мелодии помогают снимать стресс и контролировать эмоции; живые и яркие мелодии улучшают координацию движений, подвижность; классическая музыка способна устранять мышечное напряжение, снижать нервозность.
Философ В.П. Саранин [19] пишет, что музыка всегда выступала как константа культуры, формирующая и оттачивающая эмоции. Не всегда ценность и качество музыки однозначно. Музыкальное пространство может быть и агрессивным. Заслуга ученого в том, что он проанализировал взаимосвязь музыки с биотическими константами (эмоциями, здоровьем и др.); выявил соотношение музыки и социальных позиций (деятельности, ментальности, коммуникации); определил составляющие музыкального мира личности. Мы согласны, что необходимо выработать требования к слушанию и трансляции музыкальных произведений.
В 2003 году в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения. При Российской академии музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Музыкальные произведения действуют на определенные мозговые зоны, следовательно, могут корректировать состояние ребенка. Правильный выбор музыкальных произведений является фактором здоровьесберегающих технологий.
Вокалотерапия – средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. В процессе пения развивается дыхание, происходит массаж внутренних органов, а от этого, как утверждают ученые, зависит работоспособность человека. Музыка и здоровье, музыка и эмоции, музыка и деятельность, музыка и коммуникация и т.д. – это проблемы, которые определяют задачи воспитательной работы с молодежью.
Результат музыкального воспитания – музыкальная культура. Процесс музыкального воспитания является комплексным, интегрированным, является составной частью современного социокультурного процесса. Опираясь на исследования ученых в области воспитания (Е.В. Бондаревская [2], Г.Я. Гревцева [6-8], Н.М. Борытко [3], М.В. Циулина [22] и др.), музыкальное воспитание мы трактуем как целенаправленный специально организуемый процесс формирования личностных качеств, которые предполагают освоение ключевых компетенций, способствующих социализации личности. Все подходы (культурологический, аксиологический, деятельностный, герменевтический, антропологический, социокультурный и т.д.) к воспитанию в современной отечественной педагогике «едины в гуманистическом взгляде на человека и признании значения его совершенствования» [5, с. 38].
При детальном же рассмотрении задач музыкального воспитания актера становится понятным то, что теоретическое осмысление принципов музыкального творчества в драматическом театре имеет практическое значение. В теории – во взаимодействии, в столкновении музыки и драмы рождается новая реальность. На практике – усложнение структуры роли, соединение музыки и сценического действия требуют работы как над актерской, так и музыкальной составляющей.
Пение – психофизиологический процесс и в своих методах воздействия предрасположено к объединению интуитивного и сознательного. Когда актер поет, то это и есть его вполне реальное внутреннее состояние, которое стимулирует соответствующее поведение, действительно создает «позыв на действие» – музыка, драма соединяются и создают единую линию роли. Музыкальное воспитание при этом вызывает справедливые нарекания в отсутствии должного образования у актеров, и никто не возьмется оспорить мнение, что овладение азами музыкального мастерства актеру необходимо.
Особенности конкурсного отбора на специальность «Актерское искусство» ставят в приоритет темперамент абитуриента, его эмоциональность, богатое воображение и т.п. Но зачастую музыкальная «развитость» зачисленных ребят оставляет желать лучшего. Большая часть группы, как правило, не имеет музыкального образования, не владеет музыкальным инструментом, а у ребят даже с неплохим слухом часто не развита слухо-моторная координация. В связи с этим, наряду с качественной работой над созданием актерского образа, наблюдается «фальшивое пение», неточное интонирование мелодии музыкального произведения.
Воспитание – сложный, многогранный процесс. Миссия воспитания – помочь личности обрести духовные ценности и смыслы жизни, содействующие социализации. Для нас представляет интерес статья Н.А. Лызь «Способы воспитательного влияния и риски их реализации» [14, с. 32], в которой автор систематизирует основные способы воспитательного влияния, анализирует их возможности и ограничения с точки зрения решения конкретных воспитательных задач, а также рассматривает риски их реализации в современной социальной среде.
Логика нашего исследования предполагает обращение к понятиям «среда», «социально-культурная среда», «музыкальная среда». Термин «среда» активно используется в социально-политических, гуманитарных и естественных науках. Понятие «среда» многолико. В большинстве случаев оно трактуется как внешнее по отношению к человеку, находящемуся внутри среды. Такое понимание термина приводит к тому, что среда представляется по отношению к человеку определенными условиями его жизнедеятельности.
Влияние среды на воспитание личности признавали А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Дж. Дьюи, Е.П. Белозерцев, Ю.С. Мануйлов и др. – это объединение воздействий всех общественных воспитательных инструментов в пределах окружающей среды. На необходимость изучения среды как компонента самой воспитательной системы указывали В.А. Караковский, Л.И. Новикова. Н.Л. Селиванова, А.М. Сидоркин, Е.Н. Степанов и др.
Т.В. Кузнецова [13] выделила структурные составляющие феномена «социально-культурная среда», определила ее сущность и роль в системе развития личности ребенка. Человек живет в среде, созданной культурой его предков и им самим, которая имеет воспитательный потенциал. Характер связи личности со своим социальным и культурным окружением меняется. А И.Д. Демакова, обращаясь к термину «воспитательное пространство», трактует так: «это освоенная среда (природная, культурная, социальная, информационная), приспособленная для решения воспитательных задач» [9, с. 158].
Влияние социальной среды на воспитательный процесс рассматривали И.В. Василенко [4], Н.Е. Мойсеюк [15] и др. Однако целый ряд проблем взаимодействия социально-культурной среды и личности остается не изученным. Недооценивается роль музыки, социально-культурных технологий в воспитании личности. Слушая музыку, мы растем духовно, открываем в себе новые интересы, становимся творческими и целостными. Недаром в семьях аристократов издавна уделялось большое внимание музыкальному образованию личности.
Несомненно, искусство – действенный способ передачи социального опыта. Искусство формирует психический и моральный облик человека, оказывает влияние на поведение, ценностные ориентации, установки, развивает творческий потенциал. В.Г. Белинский, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский; Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. особое значение придавали народной музыке.
Н.Д. Никандров справедливо утверждает, что «современная система социализации в России через средства массовой информации привносит в жизнь общества ряд рисков, связанных с формируемым ею образом человека, что может вести к антипатриотизму, обострению проблемы "отцов и детей", равнодушию к созданию семьи, примитивизации потребностей и интересов людей с соответствующим обратным влиянием на культуру со стороны ее потребителей» [16].
Осуществляя воспитание средствами музыки, необходимо «иметь представление о механизмах личностного и духовно-нравственного становления ребенка, понимать его потребности и интересы, его уникальную индивидуальность» [11, c. 35]. Для того чтобы сформировать систему ценностей, необходимо предоставлять возможность воспитаннику отстаивать свое мнение, самостоятельно принимать решения, осуществлять рефлексивную деятельность, преодолевать трудности, возникающие в процессе жизнедеятельности, а также создавать педагогические условия – «управляемых педагогом факторов воспитания, предполагающих определенный результат» [3], содействующие социализации личности в социально-культурной среде образовательной организации. При этом ядром социально-культурной среды выступает коллектив.
Изучая влияния музыки на социализацию молодёжи, мы провели анкетирование студентов первого курса консерваторского факультета Челябинского государственного института культуры. По данным нашего опроса, можно сказать, что студенты, разумеется, музыку слушают, она занимает важное место в их жизни, музыку связывают с дальнейшей профессиональной жизнью. Играют на музыкальных инструментах, участвуют в конкурсах, концертах, фестивалях и т.д. Респонденты предпочитают классическую музыку, понимают, что она влияет на духовное развитие и физическое состояние. Любят русские народные песни, на наш взгляд, это и есть проявление патриотических чувств. Популярную музыку не игнорируют. Но утверждают, что есть тексты такой музыки, которые развращают молодежь.
Классику считают одной из самых положительных, хотя слушает её меньшее количество респондентов. Но большинство понимает, что такая музыка положительно влияет на духовное развитие и физическое состояние.
Таким образом, среди многочисленных воспитательных средств воздействия на молодежь важное место принадлежит музыке. В процессе воспитания музыкой личность осваивает музыкальные ценности, развивается духовно, приобщается к искусству.
Библиографическая ссылка
Коляда О.В., Гревцева Г.Я. МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26110 (дата обращения: 05.10.2024).