Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Кублицкая Ю.Г. 1
1 ФГАОУ ВО Сибирский Федеральный Университет
В статье актуализирована проблема формирования и развития ключевой познавательной компетентности личности в социальной и профессиональной среде. Рассмотрено соотношение понятий «Компетенция» и «Компетентность» как общее, отвлеченное от личности и личностный опыт по овладению деятельностью. В соответствии с задачами исследования уточнен категориальный аппарат: «Компетентность», «Познание», «Познавательная деятельность», «Познавательная компетентность». На основе анализа научно-педагогической литературы выявлены характеристики познавательной компетентности, легшие в основу смыслового содержания исследуемой категории: совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность; деятельность по решению реальных учебно-познавательных проблем и др. В соответствии с задачами исследования конкретизирована структура познавательной компетентности, включающая мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты.
структура познавательной компетентности
познание
познавательная деятельность
познавательная компетентность
компетентностный подход
1. Воровщиков С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников: автореф. дис. … д-ра пед. наук, 2007.
2. Власенко С.В., Пустовалова Н.И. Система познавательных проектов и ее влияние на развитие познавательной компетентности дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2013. – № 3 (14).
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении: учеб. для вузов.  Изд-во: Директмедиа Паблишинг, 2008.  392 с.
5. Пустовойтов Д.Н. Формирование познавательной компетентности у старшеклассников в процессе обучения (на примере обучения предметной области «Матиматика и информатика»): автореф. дис. … д-ра пед. наук. – 2015.
6. Рослякова С.В. К вопросу о структуре познавательной компетентности [Текст] / Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2012. – С. 77-81.
7. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 576 с.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm(дата обращения: 13.01.2017).
10. Эдвардс Н.М., Осипова С.И. Формирование компетентности ученого для международной научной проектной деятельности: монография. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. – 239 с.

Социально-экономическая ситуация развития современного общества отражает возросшую потребность сферы труда в специалистах, способных эффективно решать профессиональные задачи независимо от постоянно меняющихся информационных, социальных, профессиональных условий окружающей действительности. Поэтому перед научно-педагогическим сообществом встала задача активизации механизмов, позволяющих личности не только адаптироваться к окружающей действительности, но и, отвечая на ее вызовы, целесообразно изменять ее и себя самого. Таким механизмом можно считать познавательную компетентность, являющуюся одной из ключевых компетентностей, формируемых в процессе образования личности.

В соответствии с федеральными документами об образовании, уровень профессионализма выпускника учебного заведения и результат его учебной деятельности определяется уровнем сформированности определенного в соответствии с профессией состава компетенций [8]. Однако, наряду с профессиональными компетенциями, имеет смысл рассмотрение ключевых компетенций личности, другими словами – компетенций, обеспечивающих ее эффективную жизнедеятельность независимо от социальной и профессиональной среды существования личности. Одной из ключевых компетенций, формируемых в процессе образования личности, является познавательная компетентность.

Несмотря на то, что компетентностный подход развивается в России уже более 20 лет, перед научным сообществом стоит ряд еще неразрешенных проблем: категориальный аппарат исследуемой компетентности, условия ее формирования, диагностика уровня сформированности.

В данной статье конкретизируем смысловое содержание понятия «Познавательная компетентность» целесообразно задачам исследования, а также опишем ее структуру.

Важно отметить, что в научно-методической литературе по компетентностному подходу применяются две категории – «Компетенция» и «Компетентность». Рассмотрим соотношение этих понятий.

Основные вопросы, встающие перед исследователями относительно соотношения понятий «Компетенция» и «Компетентность» – это отношение к личности, доминантность деятельностного компонента и ориентированность на результаты обучения [10]. И в большинстве случаев ведущими являются две точки зрения относительно этого вопроса.

С позиции одних исследователей, компетенция – это отчужденное, заранее заданное требование к подготовке некоторой идеализированной личности в идеализированных условиях, а компетентность – это характеристика личности, выражающаяся в овладении опытом той или иной деятельности, т.е. в овладении компетенцией (А.В. Хуторской, Н. Хомский, И.А. Зимняя, С.Г. Воровщиков, Д.Н. Пустовойтов, С.И. Осипова, Н.М. Эдвардс).

Однако существуют и иные точки зрения на этот счет. В.И. Байденко при определении состава компетенций выпускников вузов определяет категорию «Компетенция» как ведущую в компетентностном подходе, присваивая ей личностные характеристики, соответствующие уровню овладения навыком выполнения той или иной деятельности. Эту точку зрения разделяют такие исследователи, как: А. Барц, Т. Бринкер, Д. Воган, Р.С. Йегер, Х. Шэпер, А.В. Русаков и др.

В данной работе согласимся с мнением авторов, разделяющих категории «Компетенция» и «Компетентность» как общее, отвлеченное от личности и личностный опыт по овладению деятельностью.

Анализ научно-педагогической литературы позволил нам определить компетентность как интегративную динамическую характеристику личности, отражающую ее стремление и способность накапливать и реализовывать свой потенциал в определенной сфере деятельности (Пустовойтов В.Н., Дульчаева И.Л., Хуторской А.В., Шмигирилова И.Б.).

Раскроем педагогический смысл понятия «Познавательная компетентность».

В исследованиях по формированию или развитию познавательной компетентности ее название варьируется от «Компетенции познавательной активности (деятельности)» (Зимняя И.А., Хлестова Е.Д., Пестова С.Ю. и др.) до «Учебно-познавательной компетентности» (Хуторской А.В., Воровщиков С.Г., Татьяченко Д.В., Адольф В.А., Дульчаева И.Л., Захарова Т.В. и др.), а также «Когнитивной компетентности».

«Познавательная компетентность» исследовалась такими учеными, как Пустовойтов Д.Н., Власенко С.В., Пустовалова Н.И., Кунаш М.А. и др. Данная категория определяется ими как интегративная качественная характеристика личности, отражающая ее стремление и способность накапливать и реализовывать свой потенциал в сфере самостоятельной познавательной деятельности для успешного решения личностно значимых задач.

Поскольку познавательная компетентность, как и любая ключевая компетентность, имеет значение, формируется и развивается на протяжении всей жизни, в том числе и в учебной деятельности, мы в данном исследовании будем использовать категорию «Познавательная компетентность», не сужая ее до рамок учебного процесса понятием «Учебно-познавательная компетентность». Также, рассматривая деятельность, как один из обязательных компонентов любой компетентности, мы не будем включать данную категорию в название исследуемого нами объекта.

Поскольку познавательная компетентность является родовидовым понятием, в соответствии с логикой исследования рассмотрим понятия «Познание» и «Познавательная деятельность».

Категория «Познание» глубоко исследовалась советскими и зарубежными психологами (Джон Локк, Рене Декарт, Иммануил Кант). В психологической литературе познание неотрывно применяется вместе с категорией деятельность. И зародившись первоначально как одна из сторон практической деятельности, познание вскоре превратилось в особый вид деятельности – познавательную деятельность.

Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-х – начале 30-х гг. Эта теория была создана советскими психологами: Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, А.В. Запорожцем, П.Я. Гальпериным и другими.

В педагогике Теория деятельности нашла свое отражение в деятельностном подходе, основной целью применения которого в учебном процессе является не столько содержательное насыщение учениками познаваемой информацией, сколько получение положительного опыта деятельности по самостоятельному поиску и усвоению учебной информации [7].

Приняв во внимание позиции педагогов и психологов – основоположников Теории деятельности, будем определять деятельность, как специфически человеческую, реализуемую сознанием активность, выраженную во взаимодействии человека с окружающей средой и направленную на познание и преобразование мира и самого человека.

С точки зрения педагогики структурно познавательная деятельность делится на два уровня: адаптивный и продуктивный [4]. Четкой границы между уровнями познания не наблюдается. Так, в рациональном познании психология, помимо мышления, выделяет процессы памяти, воображения, внимания. С точки зрения педагогической науки внимание и память нельзя отнести с полной уверенностью ни к одному из типов или ступеней познания. Обобщая обе позиции, будем считать, что память и внимание, как формы психической активности, являются регуляторами процесса познания.

Анализ научно-педагогической литературы позволил выявить следующие характеристики познавательной компетентности:

  • совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности (Хуторской А.В.) [9];
  • продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность (Зимняя И.А.) [3];
  • деятельность по решению реальных учебно-познавательных проблем, которая сопровождается овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации (Воровщиков С.Г.) [1];
  • личностный опыт учащегося в сфере саморегулируемой познавательной деятельности (Пустовойтов В.Н.) [5];
  • владение навыками познавательной деятельности, умение понимать целостную картину мира и использование информации для решения жизненно важных проблем (Власенко С.В.) [2].

Как видно из представленных качественных характеристик познавательной компетентности, познавательная деятельность является ведущей деятельностью познавательной компетентности, а наличие личностного опыта учащегося по выполнению деятельности является одной из качественных характеристик данной компетентности. Поэтому можно сделать вывод, что для формирования исследуемой компетентности у учащегося необходимо сформировать у него положительный опыт осуществления познавательной деятельности.

Поскольку познавательная деятельность является деятельностью по исследованию и преобразованию окружающей действительности, то в контексте данного исследования можно предположить, что это деятельность по поиску, переработке, усвоению и запоминанию информации, активно поступающей из окружающей действительности.

Следовательно, для формирования познавательной компетентности необходимо вовлечь учащихся в процесс приобретения положительного опыта деятельности по поиску, переработке, усвоению и запоминанию информации, активно поступающей извне.

Рассмотрев результаты анализа понятия «Познавательная компетентность», приняв во внимание характеристики познавательной деятельности, являющейся ведущей деятельностью носителя компетентности, будем определять познавательную компетентность как интегративную динамическую характеристику личности, позволяющую активно и эффективно осуществлять процесс познания объективной действительности и накопления опыта по решению реальных познавательных задач: добывания, переработки и применения информации.

Конкретизируем структуру познавательной компетентности.

Анализ научной литературы показал, что в настоящее время исследователями выделяется порядка 20 компонентов познавательной компетентности. Их можно разбить на несколько логических блоков: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, содержательный и рефлексивный блоки, а также выделяется ряд компонентов, не относящихся ни к одному из представленных блоков. Рассмотрим подробнее каждый из них.

К мотивационно-ценностному блоку можно отнести следующие компоненты, выделенные исследователями:

Мотивационный компонент – осознание носителем компетентности потребности в познании нового, осознание цели и результатов деятельности, готовность к проявлению компетентности (Зимняя И.А., Воровщиков С.Г., Дульчаева И.Л., Кирюшина О.В.).

Мотивационно-аксиологический компонент – «мотивы, интересы, ценности познания» (Рослякова С.В.).

Ценностно-смысловой компонент – наличие у носителя компетентности ценностных установок относительно содержания компетентности и объектов окружающей действительности, имеющих отношение к деятельности, выполняемой носителем компетентности (Зимняя И.А., Татьяченко Д.В., Воровщиков С.Г., Адольф В.А., Захарова Т.В., Елисеева Д.С., Шмигирилова И.Б.).

Эмоционально-волевой компонент – «самоуправление познавательной деятельностью, саморегуляция» (Рослякова С.В.).

Из описания рассмотренных выше компонентов познавательной компетентности видно, что они несут одинаковую смысловую нагрузку и характеризуют единственно мотивационно-ценностную сферу личности.

Следующим, наиболее часто выделяемым исследователями компонентом познавательной компетентности является когнитивный или знаниевый компонент. Когнитивный компонент – владение знанием о содержании компетентности, наличие у носителя компетентности инструментов для анализа, синтеза, сравнения и обобщения информации, получаемой в результате познания (Зимняя И.А., Дульчаева И.Л., Коротенко Т.Н., Власенко С.В., Пустовалова Н.И., Елисеева Д.С., Шмигирилова И.Б., Карташова Ю.В., Рослякова С.В.).

Исследователями также часто выделяется операционно-деятельностный компонент – умение самостоятельно определять, формулировать и решать познавательные задачи, владение инструментарием по решению познавательных задач (Дульчаева И.Л., Воровщиков С.Г., Татьяченко Д.В., Елисеева Д.С., Шмигирилова И.Б., Рослякова С.В., Карташова Ю.В., Лаврик Е.Ю.).

К содержательному блоку можно отнести такие компоненты познавательной компетентности, которые раскрывают область деятельности носителя компетентности. Так, исследователи Власенко С.В. и Пустовалова Н.И. в качестве компонентного состава познавательной компетентности приводят следующий список: экологический компонент, математический компонент, информационный компонент, исследовательский и конструктивный компоненты [2]. Рослякова С.В. выделяет также конативный компонент познавательной компетентности, раскрываемый способностью к управлению собственной познавательной деятельностью [6].

Контент-анализ компонентного состава познавательной компетентности показал, что преобладающее количество исследователей в структуре изучаемой категории выделяют следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-деятельностный. Однако, учитывая тот факт, что познавательная компетентность является динамической характеристикой, для эффективного ее развития необходима постоянная рефлексия собственной деятельности личностью. Поэтому мы считаем целесообразным ввести в структуру познавательной компетентности рефлексивно-оценочный компонент. Таким образом, компонентный состав познавательной компетентности включает:

  • Мотивационно-ценностный компонент – осознание носителем компетентности потребности в познавательной деятельности, ценности информации, полученной в результате познания, активное проявление интереса к процессу и результатам познания, осознание потребности в постоянном самосовершенствовании;
  • Когнитивный компонент – владение знанием о содержании компетентности, наличие у носителя компетентности инструментов для анализа, синтеза, сравнения и обобщения информации, получаемой в результате познания;
  • Операционно-деятельностный компонент – готовность личности к применению алгоритмов познавательной деятельности, оперирование инструментами познания в деятельности;
  • Рефлексивно-оценочный компонент, характеризующий готовность личности к оценке собственной познавательной деятельности с целью корректировки последующих действий.

Библиографическая ссылка

Кублицкая Ю.Г. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26107 (дата обращения: 19.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074