На сегодняшний день в России происходят серьезные изменения во всех сферах жизни, подразумевающие необходимость введения новых подходов в систему обучения и воспитания младших школьников. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед учителями новые цели. Кроме навыков чтения, письма и счета, которые дети должны приобрести в процессе обучения в начальной школе, педагог должен сформировать у них универсальные учебные действия (далее – УУД). Концепция современного российского образования основана на тезисе о том, что УУД составляют основу умения учиться, помогают формированию мотивации к обучению у обучающихся [4].
Особую группу УУД составляют коммуникативные универсальные учебные действия.
Н.Н. Давыдова и О.В. Смирных отмечают, что в зависимости от той предметной области, где употребляется понятие «коммуникативные умения» (в психологии, педагогике, дидактике, философии), меняется его трактовка. Коммуникативные умения – это умение общаться и выстраивать систему непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Также коммуникативные умения подразумевают умения грамотно, правильно, доходчиво объяснить свои мысли и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению [3].
Н.В. Мезенцева под коммуникативными умениями понимает владение умственными и практическими действиями, которые «направлены на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а потом и в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и общества» [7].
А.С. Баранова отмечает, что коммуникативные умения – это такой комплекс осознанных коммуникативных действий, которые основаны на «высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяют творчески применять знания для отражения и преобразования действительности». По мнению ученого, их развитие связано с формированием и развитием личностных новообразований [2].
Проблему формирования коммуникативных умений младших школьников рассматривают такие исследователи, как А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова, О.М. Ковальчук. Ученые в своих работах подчеркивают, что для формирования коммуникативных умений можно применять коммуникативные игры, коммуникативные игровые задания, упражнения [1].
В современном мире дети ощущают потребность в общении, поэтому важную роль играет такой прием, как коллективный диалог или дискуссия, в котором все партнеры равноправны между собой [5]. Со временем диалог приобретает формы более открытого общения между субъектами коллективной учебной деятельности. Правильно организованная деятельность на уроке построена на сотрудничестве между учителем и учеником, на взаимном уважении и доверии, является залогом успешного развития детей.
Важность диалога как основного средства обучения ещё больше возрастает. Но зачастую организация диалога на занятии остаётся проблемой. Так, Е.Л. Мельникова подмечает: «Призывы к диалогу нередко остаются всего-навсего призывами, иногда сводятся к неосновательным разговорам либо аргументированным дискуссиям, которые являются разновидностью предмета бездумного подражания» [6]. Воплощение идей диалога в педагогическую практику – дело весьма непростое, и оно требует не «рецептурного» воспроизведения в реальности тех или иных приёмов, а мастерского овладения каждой новой ситуацией по-новому.
В то же время мы можем говорить о том, что проблема формирования коммуникативных УУД в процессе обучения диалогу недостаточно разработана в методической литературе, несмотря на то, что формирование всех видов коммуникативных умений у младших школьников является главным требованием ФГОС.
Кроме того, еще одной причиной неразвитого общения может быть замкнутость самого учителя. Молодые специалисты в наше время не всегда могут найти контакт с младшим школьником и просто откладывают данную проблему на потом, а со временем и вовсе забывают про эту проблему и не особо уделяют времени своему ученику. Однако ребенок начинает думать, что учитель не обращает на него внимания из-за каких-либо его недостатков.
Белова С.В. рассматривает учебный диалог как «особую форму обучения, с помощью которой обеспечивается движение участников к общему для всех познавательному результату»[1].
Предметом нашей статьи является специфическая форма обучения – учебный диалог. Именно в рамках него происходит продуктивная деятельность участников для достижения общего познавательного результата. Основными целями учебного диалога в процессе как воспитания, так и обучения, являются: объединение класса в спор или обсуждение проблемы, создание стимула к познавательной деятельности, формирование умения давать оценку другим и совершать нравственный выбор.
Отметим методические особые положения учебного диалога: взаимопонимающие друг друга два или более собеседника; объединение всех участников единой, актуальной проблемой; ситуации свободного общения, обмена мнениями, предоставления материала; обмен мнениями в ситуациях «учитель-класс», «учитель-ученик», «ученик-ученик»; действие механизма «обратная связь».
Говоря о процессе обучения и воспитания в рамках начальной школы, здесь работа «учитель-класс» является самой распространенной, продуктивной и результативной. Такой вид работы реализуется в беседах с использованием демонстрационного материала. Безусловно, все указанные аспекты требуют от педагога мастерства и грамотности в ведении учебной деятельности.
Учебный диалог в системе «учитель-класс» имеет определенную структуру: указание темы урока; формирование задачи учебного процесса; коллективный поиск решения поставленной задачи; обмен мнениями в отношении проблемы; анализ и коррекционная работа; вынесение итогового совместно принятого ответа; общий итог урока, выставление оценок [6].
Ученик-класс (межструктурный диалог). Перед одним учеником и классом встает проблема, единое решение которой происходит с учетом мнения своих сверстников. Целью данного диалога является нахождение компромисса, определение возможностей согласия сторон. Именно в таком диалоге важно уметь понять собеседника, углубиться в его интересы, так сказать, увидеть его проблему своими глазами. Не каждый способен окунуться в чужие проблемы, поэтому важно, чтобы обучающийся мог перенять всё на себя, тем самым он может поменять свою точку зрения. Дискуссия, групповой диалог – главные формы реализации такого диалога [6].
Ученик-ученик (внутриструктурный диалог). Данный вид диалога является формой межличностного общения, поэтому позволяет путем взаимных усилий находить решения, которые удовлетворяют обе стороны, объединяющие участников для дальнейшей совместной деятельности. Характерными чертами такого диалога являются доскональность используемой информации, наличие идей у обучающихся, четкая аргументированность суждений. Встречается в таких формах диалога работа в парах, групповой и коллективный диалоги, спор [8].
Учитель-ученик. Такой вид диалога подразумевает овладение обучающимися и учителем такими специальными технологиями общения, как самопонимание и саморегуляция. Данной форме общения характерны личное равенство педагога и воспитанника, «субъект-субъектные» отношения; сотрудничество и согласие; свобода дискуссии.
Таким образом, учебный диалог – это субъект-субъектное взаимодействие учителя и обучающихся, а также самих обучающихся, перерастающее в продуктивное учебное сотрудничество при организации общеклассной дискуссии при постановке и решении учебных задач.
Условия для «рождения» учебного диалога [6]: усвоение детьми речеведческих знаний – два направления работы по развитию речи: работа над словом и работа по развитию связной речи; т.е. накопление языкового материала; организация полноценной учебной деятельности. Выполнению этого условия способствуют задания определенного типа: в основном нерешаемые задачи и задачи с недостающими данными и особая работа учителя над этими заданиями; обучение детей умению вести учебный диалог.
Обучение детей умению вести учебный диалог состоит из нескольких этапов.
На первом этапе:
- учим умному незнанию – дети учатся останавливаться, осознавать, что они что-то не знают; здесь выполняется учебное действие – «я этого не знаю, потому что…», то есть осознается сам факт своего незнания – ребенок учится отделять собственное знание от незнания;
- учим умному спрашиванию – ребенок не только останавливается и отказывается от выполнения задания, но и выходит с инициативой на совместное сотрудничество, с запросом на недостающую информацию (к учителю, а затем – к сверстникам); факт самого незнания перерастает в следующее: «я этого не знаю, но могу узнать (решить) это, если задам вопрос учителю…»;
- учим строить гипотезы – дети учатся предвидеть варианты решения задачи в зависимости от той недостающей информации, которую может дать учитель.
При обучении умению работать в паре и группе последовательно используются специальные задания, побуждающие обучающихся к объединению, когда дети наглядно убеждаются без нажима со стороны педагога в том, что некоторые задачи удобнее, быстрее и интереснее решать в паре и группе.
При обучении умению вести дискуссии также нужна последовательная работа педагога, внедрение специальных приемов и средств при организации учебного диалога.
Из всего вышеизложенного можно сделать заключение о том, что учебный диалог – особая форма обучения, с ее помощью обеспечивается движение его участников к общему для абсолютно всех познавательному результату, находить общие интересы.
Учебный диалог оказывает значительное влияние на формирование первоначального чтения. Он повышает осмысленность позиционного принципа в структуре первоначального чтения, гарантирует личностно-развивающий характер в ходе обучения грамоте, а кроме того, повышает степень осмысленности первоначального чтения. С целью формирования межличностного взаимодействия в учебном процессе можно применять различные типы учебного диалога.
Таким образом, нами обнаружено противоречие между необходимостью формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников и недостаточной методической разработанностью этого вопроса в методике преподавания русского языка и литературы в процессе обучения диалогу.
Предлагаем комплекс упражнений, которые помогут младшим школьникам развивать свои коммуникативные умения в ходе обучения диалогу.
1. Цель: развитие навыков уверенного общения
Описание: Учитель делит учащихся на пары. Каждый ученик рассказывают друг другу о себе, затем меняются бэйджами. Один представитель пары с бэйджем другого становится за спинкой стула партнера. Представляется: «Я, (называет имя сверстника), учусь там-то... Буду рад общению с Вами». Остальные ученики задают вопросы из самых разных областей. Отвечающий должен ответить вне зависимости, знает ли он точный ответ или нет. В завершении сидящий на стуле, за которого только что отвечали, делится с классом, правильно ли все за него отвечали.
Это упражнение на общение также хорошо тренирует навыки эмпатии, способность хорошо чувствовать и понимать другого человека.
2. Цель: развитие коммуникативных навыков, умения вступать в диалог.
Описание: обучающиеся выбирают ведущего, а затем представляют себе, что они стали взрослыми людьми, далее по очереди выходят к доске и отвечают на вопросы, которые им задает ведущий. Ведущий просит ребенка назвать свои имя и отчество, рассказать, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие у него увлечения и т. д.
В начале игры дети часто затрудняются в подборе вопросов, но в таком случае взрослый берет на себя роль ведущего и предлагает ребятам образец диалога. Вопросы могут быть на различные темы, но нужно помнить, что разговор должен быть «взрослым». Это упражнение помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в класс, а также вовлечь в общение стеснительных детей.
3. Цель: развитие коммуникативных умений.
Описание: играют учитель и ребенок, остальные учащиеся наблюдают и потом объединяются в пары. Взрослый начинает игру словами: «Давай побеседуем. Я бы хотел стать ... (называет любую профессию или возможно сказочного героя). Как ты думаешь, почему?» Ребенок начинает высказывать свои предположения, и тем самым завязывается беседа. В завершении беседы можно спросить у ребенка, кем бы он хотел стать, но нельзя оценивать его желания и настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
Эта игра полезна для замкнутых и застенчивых детей, так как учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт. Важным моментом является то, что взрослый должен быть на одном уровне с ребенком, а если возникнут какие-либо трудности, то нужно даже «встать» ниже уровня обучающегося.
4. Цель: совершенствование умения общаться в процессе интерпретации текста.
Описание: необходимо выбрать водящего из учеников (считалка, желающий и другие способы). Учитель произносит любую фразу четко и внятно водящему. Его задача – передать остальным ученикам полученную информацию от педагога, но используя свои, другие слова.
Приведем пример.
Учитель: Я знаю очень хороший рассказ о муравьишке-искателе приключений.
Выбранный водящий ученик принимает ее и интерпретирует по-своему: ИО (учителя) расскажет нам интересную историю о муравье, который любил путешествовать.
Упражнение не заканчивается. Выбирается новый водящий. Работа повторяется. С каждым разом уровень сказанного можно усложнять, используя цитаты, строки из стихов и др. Но учитель должен внимательно контролировать процесс и чувствовать настроение учеников.
5. Цель: обмен эмоциями, переживаниями, чувствами; выражение мыслей логично, эмоционально и емко; умение начать, вступить, поддержать и закончить диалог.
Описание: учащимся младшего звена описываются такие ситуации: произошла ссора между мальчиками, как ты помиришь их? у одноклассника есть игрушка твоей мечты, ты очень хочешь поиграть в нее, попроси у него; тебе нужно попросить прощения и помириться с лучшим другом, потому что ты его очень обидел; вы играете на площадке, ты заметил, что у одной девочки нет ни одной игрушки, поделись с ней и т.д.
Проведя комплексный анализ изучаемого проблемного вопроса о формировании учебных действий коммуникативной направленности, можно сделать такой вывод, что не только в рамках учебной и воспитательной деятельности в школе, но и вне ее ученики осваивают эти учебные действия. Успешность этого процесса оказывает влияние на разные стороны жизни учащегося: успеваемость напрямую зависит от степени сформированности у ученика коммуникативных УУД. Цепочка такова: трудности с ответом – недостаток знаний-низкая оценка; успех и статус ученика в классном коллективе напрямую зависит от умения общаться, то есть именно от уровня владения коммуникативными учебными действиями; обратный процесс: ученик не умеет пойти на контакт, начать разговор, соответственно круг общения сокращается, рождается чувство одиночества и отреченности от класса, охватывают негативные эмоции. Их итогом часто является агрессия и враждебность к классу, учителям, школе.
Коммуникативные универсальные умения оказывают положительное влияние не только на процесс общения, сотрудничества совместной деятельности. Приобретение и исполнение различных социальных статусов и ролей в обществе ровесников, навыки работы с информацией (ее получение, обработка и передача), работа над самим собой, даже установки на будущее (создание семьи, профессия, хобби) – это результаты правильного и успешного формирования коммуникативных УУД.
Таким образом, для того чтобы младший школьник не боялся вступать в диалог, необходимо проводить различные упражнения на развитие коммуникативных умений: игры, в которых присутствует диалог между учителем и учеником, учеником и учеником и т.д., дебаты, в ходе которых младшие школьники могли бы с уверенностью отстаивать свою точку зрения. Развитие коммуникативных навыков у младшего школьника является неотъемлемой частью учебного процесса, потому что ребенок должен научиться выражать свои мысли, активно вести беседы, так как общение является важным фактором жизненного пути.
Библиографическая ссылка
Голышева И.А., Жесткова Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГУ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26106 (дата обращения: 05.10.2024).