Огромная роль детской книги, художественной литературы в формировании личности является общепризнанной. По словам Б.М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
Художественная литература расширяет представления детей об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству, вводит детей в мир чувств переживаний, создает условия для радостного и содержательного проживания детьми дошкольного детства, удовлетворяет детские интересы и потребности в игре, общении совзрослыми и сверстниками [5,8].
Проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой активно изучалась на протяжении всего периода развития отечественной педагогической науки. Анализ научно-методической литературы показал, что основная цель приобщения к книге остается неизменной – это воспитание любви и интереса к художественной литературе, воспитание будущего читателя. Однако в различные периоды в центре внимания исследователей и педагогов практиков оказывались различные аспекты проблемы. Так, в 20–30 годы 20-го века большое внимание уделялось проблеме отбора произведений для чтения детям, вопросам художественного чтения (Е.А. Флерина). В 40–60 годы особое внимание обращалось на роль книги в нравственном воспитании дошкольников (Н. Карпинская, М. Конина, Р. Жуковская). В 70–90 годы активно разрабатывались вопросы художественно-эстетического воспитания в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой (Л.М. Гурович, О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, З.А. Гриценко).
Исследования Е.А. Тихеевой, Е.А. Флериной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской., М.М. Кониной, О.И. Соловьевой, Л.М. Гурович, О.С. Ушаковой Н.В. Гавриш, З.А. Гриценко и др. обеспечили создание научно обоснованной методики ознакомления дошкольников с художественной литературой, воспитания будущего читателя, реализуемой в дошкольных учреждениях. Детская книга традиционно занимает важное место в образовательном процессе ДОО. Уголки книги являются обязательным элементом предметно-развивающей среды во всех возрастных группах. В образовательном процессе используются разнообразные формы работы с книгой, практикуется ежедневное чтение детям.
Вместе с тем тенденцией современного времени является уменьшение времени общения дошкольника с книгой. По данным исследований, первые места в рейтинге любимых занятий дошкольников занимают просмотр мультфильмов, компьютерные игры, а чтение (слушание) лишь четвертое – пятое места, до 40 процентов детей дошкольников возраста не испытывают устойчивого интереса к книге, не проявляют инициативы в общении с книгой [8].
Данное положение связано с изменением места и роли книги в обществе, снижением интереса к книге, чтению; утрате традиций семейного чтения; появлением новых, разнообразных источников информации (Интернет, экранные средства), успешно конкурирующих с книгой в борьбе за внимание и место в жизни ребенка.
Новая «социокультурная ситуация развития детства» определяет необходимость поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания будущего читателя в изменившихся условиях [6].
Современная образовательная система характеризуется различными подходами к решению задачи приобщения дошкольников к художественной литературе. С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в 2014 году именно стандарт определяет приоритетные направления работы по приобщению дошкольников книге в ДОО [9].
Основной целью образовательного процесса в ДОО согласно ФГОС ДО является развитие личности дошкольника. В контексте приобщения дошкольников к книге в научно методической литературе в настоящее время используются понятия «литературное развитие» и «читательское развитие». Под литературным развитием применительно к дошкольному возрасту понимается процесс, направленный на приобщение детей к литературе как искусству слова и совершенствование их способностей в разных видах художественно-речевой деятельности (эмоционально-эстетическом восприятии произведения, понимании произведения, выразительном чтении, пересказе, инсценировании, словесном творчестве на основе произведения).
Читательское развитие детей раннего и дошкольного возраста рассматривается как длительный процесс всестороннего формирования личности, проходящий под воздействием книг [5].
Возможные пути реализации ФГОСДО содержатся в вариативных образовательных программах дошкольного образования. В стандарте задачи приобщения к художественной литературе отражены в двух областях «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – поставлена задача приобщения к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство), развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы. Как важное средство развития и воспитания дошкольников художественная литература может быть успешно интегрирована в содержание других образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
Анализ современных вариативных образовательных программ показал, что заданные в стандарте ориентиры реализуются во всех программах, вместе с тем можно выделить и некоторые различия, проявляющиеся в определении приоритетных задач, структурировании содержания работы по приобщению к художественной литературе, а также в предлагаемых программами технологиях.
Так, в программах «Детство», «Радуга», содержание работы по ознакомлению с художественной литературой представлено в двух образовательных областях «Развитие речи» и «Художественно-эстетическое развитие». Авторы программы «Истоки» вопросы приобщения к художественной литературе рассматривают в образовательной области «Художественно-эстетическое воспитание». В программе «Миры детства: конструирование возможностей» чтение как вид детской деятельности выделен в отдельный раздел «Чтение художественной литературы». В программе «Детский сад 2100» процесс «восприятия художественной литературы» рассматривается как часть читательской деятельности и представлен во всех пяти образовательных областях.
В целом задачи ознакомления с художественной литературой определены в ФГОС ДО с опорой на традиционные подходы методики ознакомления дошкольников с художественной литературой и с учетом современных достижений педагогической науки в данной области.
Важное значение придаётся знакомству детей с книжной культурой, приобщению к культуре чтения. Задача приобщения к книжной культуре предполагает не только знакомство детей с художественными произведениями и произведениями фольклора, но и формирование у дошкольников представлений о книге как предмете культуры, ее исторической и эстетической ценности. Целью приобщения дошкольников к книжной культуре является воспитание будущего «грамотного читателя», т.е. осознающего ценность художественного произведения, испытывающего удовольствие от процесса чтения и постижения смысла читаемого, свободно ориентирующегося в мире книг [5].
Наиболее полно содержание и технологии знакомства с книгой как атрибутом книжной культуре представлены в программах «Детство», «Вдохновение» [6,7]. По мнению авторов программ, решая задачу воспитания будущего грамотного читателя, необходимо:
- помочь детям понять ценность книги, ее роль в жизни человека, многообразие функций («дает знания о мире», «учит», «делает жизнь интересной, развлекает» и др.);
- познакомить детей с историей создания книги (рукописная книга, печатная книга, электронная книга); со структурой книги, ее элементами и значением каждого элемента (обложка, переплет, корешок, страницы, текст, иллюстрации, оглавление); создателями книги (автор-писатель, поэт, художник- иллюстратор, дизайнер, редактор);
- показать детям многообразие видов детских книг (книги-картинки, книги-рассказки, книги-игрушки), познакомить с различными видами изданий (словарь, научно-популярная книга, журнал, газета, энциклопедия); учить различать жанры литературы;
- различать стили речи и жанры текста (разговорная речь, сказки, научно-популярный текст и т. д.);
- познакомить с местонахождением книг (библиотека, книжный магазин, домашняя библиотека);
- прививать навыки культуры чтения.
В программе «Вдохновение» вопросы приобщения к книжной культуре рассматриваются как формирование компетентности ребенка в работе с текстами. Понятие «предпосылки грамотности» употребляется в собирательном смысле «в качестве обозначения всей совокупности детского опыта, способностей, знаний, умений, связанных с книжной (текстовой) культурой, с восприятием текстов различного жанра на слух и умением связно передавать содержание сюжетов сказок, историй и событий из собственной жизни и опыта других людей, с культурой рассказывания, письма» [6].
Особое внимание в современных программах уделяется привлечению детей к созданию рукотворных книг (книг-самоделок), которые дети под руководством взрослого создают от начала до конца. Содержание книг могут составлять придуманные детьми и записанные взрослыми сказки, рассказы, созданные детьми, иллюстрации.
Содержательно представлены в программах вопросы формирования эстетического отношения дошкольников к литературным произведениям, развитию литературной речи дошкольников. Решению задач художественно-эстетического развития дошкольников способствует использование методов и приемов, направленных на освоение дошкольниками образных средств языка произведений художественной литературы и фольклора (эпитетов, сравнений, метафор), развитие словесного творчества дошкольников (сочинение сказок, рассказов, небылиц).
Так, в программе «Развитие» решение задач по развитию речи ребенка (освоение словаря, воспитание звуковой культуры речи, освоение грамматического строя речи) включено в его литературно-художественную деятельность и в основном ею мотивировано. Большое внимание уделяется созданию ситуаций, требующих от ребенка активного использования средств художественной выразительности.
Актуальной в настоящее время остается проблема формирования круга детского чтения. Опираясь на традиционные принципы отбора произведений для чтения детям, и, сохраняя основное «ядро» круга детского чтения, современные программы существенно обновили рекомендуемый перечень произведениями как забытых, так и современных авторов. В программах «Радуга», «Миры детства: конструирование возможностей», «Истоки» важное место отводится «толстым книгам», чтению с продолжением.
Авторы программ полагают, что при формировании круга детского чтения необходимо учитывать особенности региона. Региональный компонент может включать: произведения фольклора, отражающие этнический состав населения региона (сказки, легенды, предания), произведения авторов, жизнь и творчество которых связаны с регионом [1]. Приобщение дошкольников к творчеству писателей родного края включает знакомство с доступными детям фактами биографии, наиболее ярко характеризующими их творчество. Важным является визуальное сопровождение: показ портрета писателя, памятных мест, посещение музея [2].
В программе «Вдохновение» рекомендуется детям, для которых русский не является родным языком, читать произведения не только на русском, но и на родном для них языке, для это могут привлекаться родители [6].
Авторы программ считают необходимым при формировании круга детского чтения ориентироваться не только на возрастные особенности детей, но и на их литературный опыт, читательские интересы, предпочтения, которые формируются именно в дошкольном возрасте.
По данным исследований уже к трем годам проявляются основные типы читателей: дети, которым важна познавательная сторона текста; дети, которым интересны происходящие в произведении события; дети, предпочитающие эмоциональное наслаждение при чтении. К концу дошкольного возраста происходит дифференциация читательских типов: читатель – потребитель; читатель деловой, образовательной книги (детские энциклопедии); читатель, воспринимающий чтение как досуговое занятие [5].
ФГОС ДО ориентирует педагогов на развитие активной, инициативной, творческой личности ребенка. Следуя за ФГОС, помимо традиционного чтения и рассказывания детям художественных произведений и произведений фольклора, программы рекомендуют формы и методы работы, позволяющие обеспечить активную субъектную позицию ребенка в приобщении к чтению, развитие творческих способностей дошкольников. К таким формам можно отнести: проектную деятельность; игровые образовательные ситуации; продуктивную деятельность, создание макетов по содержанию художественных произведений; литературные игры, театрализованные игры и др.
Особое место в приобщении к книге занимают проектные технологии, которые позволяют в комплексе решать задачи познавательного и художественно-эстетического развития дошкольников, развивать их творческие способности.
Современные программы характеризует коммуникативный подход в работе с книгой. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива – важное условие как для восприятия речи, так и для активного пользования ею в общении [3].
Книга обеспечивает разнообразные ситуации для общения, обеспечивающие речевую активность ребенка: выбор произведения для чтения; совместное со сверстниками и взрослыми рассматривание книг в уголке книги; обсуждение содержания прослушанных произведений; прогностические беседы о возможном развитии событий в произведении; рассматривание и обсуждение иллюстрации; обмен мнениями после посещения тематической выставки, детской библиотеки, просмотра мультфильма и др. Задача педагогов состоит в том, чтобы максимально включать эти ситуации в образовательный процесс [4,5].
Следует отметить разнообразие рекомендуемых в программах технологий, форм, методов приобщения дошкольников к художественной литературе. Так, в программе «Миры детства: конструирование возможностей» произведения литературы используются и как фон для совместной партнерской деятельности, для стимулирования познавательной, исследовательской деятельности дошкольников. В программе «Развитие» в основе формирования у дошкольников восприятия произведений художественной литературы, развития словесного творчества лежит использование технологии моделирования.
Широко применяются творческие задания на материале литературных произведений (подбор синонимов, эпитетов, придумывание начала и продолжения сказки, рассказа, подбор рифм к словам и др.).
Многие программы учитывают интерес детей к современным техническим, экранным средствам, поэтому рекомендуют привлекать детей к созданию мультфильмов, слайд- шоу по содержанию литературных произведений.
Важными условиями формирования будущего читателя в программах называют сетевое взаимодействие с учреждениями культуры (детскими библиотеками, театрами, досуговыми центрами) и взаимодействие с семьями воспитанников.
Взаимодействие с семьями воспитанников направлено на педагогическое просвещение родителей в вопросах приобщения к книге, возрождение традиций семейного чтения, активное вовлечение родителей в образовательный процесс: участие в литературных проектах, досуговых мероприятиях.
Таким образом, задача приобщения дошкольников к книге, воспитание устойчивого интереса к чтению является актуальной в настоящее время. В современных образовательных программах данная задача рассматривается в свете требований ФГОС ДО и с учетом достижений современной науки и педагогической практики.
Библиографическая ссылка
Градусова Л.В., Левшина Н.И. ПРОБЛЕМА ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26091 (дата обращения: 04.10.2024).