Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ЗАГОРОДНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Волков П.Б. 1
1 ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко»
В статье рассматриваются проблемы организации и проведения массовой физкультурно-спортивной работы с детьми и подростками, имеющими различный уровень физической подготовленности, группу здоровья, мотивацию, гендерную принадлежность в условиях загородного оздоровительного лагеря. Предполагалось, что разработка педагогической технологии на основе интеграции специализированного и концентрированного подходов, социальной, спортивной и прикладной практики, а также реализация авторской программы в физкультурно-спортивной работе детей и подростков в условиях загородного оздоровительного лагеря позволят оптимизировать процесс приобщения к физической культуре, повысят познавательную активность, сформируют спортивный стиль поведения. Определено, что положительный эффект от занятий физкультурно-спортивной направленности зависит не только от величины и интенсивности физической нагрузки, соотношений средств и методов, но и от структуры дозировки тренировочных упражнений, спортивных и подвижных игр, заданий во времени.
педагогическая технология
структура физической нагрузки во времени
1. Абзалов Р.А. Теория и методика физической культуры и спорта: учебное пособие. – Казань: Изд-во «Вестфалика», 2013. – 202 с.
2. Волков П.Б., Волкова С.А., Сагайдачная А.П. Гендерный подход к физическому воспитанию детей и подростков во внешкольной работе // Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени: сб. статей IV Международной научно-практической конференции // Ежемесячный научный журнал. – 2014. – № 4-2. – С. 98-101.
3. Волков П.Б. Гендерная дифференциация физического воспитания разновозрастного детского коллектива в условиях загородного оздоровительного лагеря / А.П. Сагайдачная, П.Б. Волков // Здоровый образ жизни как условие устойчивого развития государства и фактор формирования конкурентоспособной личности: материалы межвузовской научно-практической конференции / под общей редакцией В.В. Пономарева. – 2015. – С. 146-152.
4. Волков П.Б. Спортчас в детском оздоровительном лагере // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 12. – С.33.
5. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5−9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В.И. Лях. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 104 с.
6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник. – М.: Физкультура и Спорт, СпортАкадемПресс, 2008. – 544 с.

 В настоящее время возрастает значение физической культуры в аспекте «Спорт для всех». Данное направление способствует организации и проведению массовой физкультурно-спортивной работы с детьми и подростками, имеющими различный уровень физической подготовленности, группу здоровья, мотивацию, гендерную принадлежность. Актуализируется роль в физическом воспитании структуры дозировки тренировочных упражнений, спортивных и подвижных игр, заданий во времени [6, с.128-137] и учете гендерной принадлежности [2, с.99; 3, с.150].

Аналитический обзор показывает, что исследований по вопросам разработки нового содержания, организационных форм и методов использования структуры расстановки учебных средств во времени в аспекте организации и проведения массовой физкультурно-спортивной работы в загородных оздоровительных лагерях недостаточно. Например, анализ сайтов сети Интернет загородных оздоровительных лагерей по направлению физкультурно-спортивная работа не выявил принципиальных отличий: в западных, северных, южных, центральных округах страны в загородных оздоровительных лагерях приводится перечень одних и тех же спортивных и подвижных игр, которые предлагают организаторы детского отдыха.

В массовой физкультурно-спортивной работе преобладает дифференцированный подход с переносом из образовательных программ по физической культуре разделов и спортивных игр в сферу организации досуга детей и подростков. Подобная «специализация» в массовой физкультурно-спортивной работе с детьми и подростками в условиях загородного оздоровительного лагеря приводит к следующим последствиям:

- недостаточность знаний о содержании таких видов спорта, как: летний биатлон, триатлон, полиатлон, спортивное ориентирование, аэробика, воркаут и т.п.; спортивных игр: хоккей на траве, гандбол, регби, бейсбол, гольф, водное поло и др. способствует нивелированию познавательной активности в физкультурно-спортивной сфере, формирует нейтральное отношение к занятиям физической культурой и спортом, особенно у детей и подростков, относящихся к подготовительной и медицинской группам здоровья [5];

- спортивный принцип отбора детей и подростков в командные виды спорта, включенные в спартакиаду загородного оздоровительного лагеря, не позволяет в благоприятных условиях приобщиться к миру спорта большей части отдыхающих;

- ограниченное количество предлагаемых организаторами детского отдыха видов спорта и физических упражнений прикладной направленности сводит к минимуму усилия родителей, отдыхающих детей к формированию спортивного поведения;

- отсутствие в соревновательной деятельности гендерного подхода не способствует проявлению максимальных спортивных результатов, как у мальчиков, так и у девочек. В смешанных спортивных командах у подростков доминируют мальчики.

Само по себе выявление противоречий, постановка проблемы в исследовании и обоснование иных по содержанию и структуре тренировочных занятий и соревнований не гарантирует целостного понимания сути дела и не является достаточным ос­нованием для научной оптимизации практики.

Становится очевидным возрастающее внима­ние к использованию интегративных подходов в сфере научных знаний о фи­зической культуре.

Цель исследования: разработка интегративной педагогической технологии в содержании и структуре организации и проведении массовой физкультурно-спортивной работы с детьми и подростками, имеющими различный уровень физической подготовленности, группу здоровья, мотивацию, гендерную принадлежность в условиях загородного оздоровительного лагеря.

Гипотезой исследования предполагалось, что разработка педагогической технологии на основе интеграции специализированного и концентрированного подходов, социальной, спортивной и прикладной практики, а также реализация авторской программы в физкультурно-спортивной работе детей и подростков в условиях загородного оздоровительного лагеря позволят оптимизировать процесс приобщения к физической культуре, повысят познавательную активность, сформируют спортивный стиль поведения.

Материал и методы исследования

 Экспериментальной базой в исследовании стали детские оздоровительные лагеря «Алые зори», «Звездочка» Удмуртской Республики. Всего в исследовании приняло участие 1600 детей и подростков в возрасте от 8 до 16 лет. Среди методов выделим следующие:  наблюдение, сравнение, опрос детей и подростков, констатирующие, сравнительные и формирующие педагогические эксперименты. Исследовались фоновые показатели психофизической подготовленности, познавательной активности.  Моторные тесты и контрольные упражнения проводились с использованием шагомера, анализа пульса, хронометрии и др. Математическая обработка результатов исследования.

В контрольной группе (КГ) из 800 детей и подростков, занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью в ДОЛ «Звездочка» на протяжении 2014-2016 гг., использовался традиционный подход в организации внеучебного процесса по физическому воспитанию, предлагались виды двигательной активности из разделов образовательной программы по физической культуре, рекомендованным министерством образования Российской Федерации.

В экспериментальной группе (ЭГ) участвовало 800 детей и подростков, занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью в ДОЛ «Алые зори» на протяжении 2014–2016 гг.  

Результаты исследования и их обсуждение

В основу массовой физкультурно-спортивной работы с детьми и подростками в загородном оздоровительном лагере положены модули (разделы) физического воспитания, которые структурированы в недельном микроцикле по проявлениям физических качеств: ловкость, сила, быстрота, выносливость [1, с. 125-138]. Например, в понедельник дети и подростки на спортивных часах играют в подвижную игру «Снайпер», в которой проявляется ловкость; во вторник сдают нормативы комплекса ГТО по подтягиванию, прыжкам с места, отжиманию, приседаниям, упражнения на брюшной пресс, т.е. выполняют упражнения, способствующие развитию силовых способностей; в среду в программе упражнения из раздела легкой атлетики, развивающие скоростные способности: бег на 30 и 60 м, эстафеты; в четверг дети и подростки занимаются таким видом двигательной деятельности как спортивная ходьба, развивающая выносливость; в пятницу – спортивными и подвижными играми, которые направлены на комплексное развитие физических качеств. Такому физическому качеству, как гибкость, уделяется особое внимание, поскольку тренировка гибкости требует ежедневных и многократно повторяющихся занятий. Среди них: утренняя зарядка, разминка перед выполнением упражнений и играми, стретчинг в режиме дня каждого отряда, спортивные танцы, акваэробика, свободная двигательная деятельность [4].

Упражнения, задания, подвижные и спортивные игры второго и третьего недельных микроциклов структурированы по проявлениям физических качеств, но не повторяются. Вводятся различные малознакомые и незнакомые занимающимся двигательные действия – каждый день пребывания в загородном оздоровительном лагере отдыхающие знакомятся и пробуют силы в новом для себя виде спорта. При творческом подходе к работе инструктор физкультуры придумает и проведет различное количество спортивных и подвижных игр, предложит физические упражнения и задания прикладного характера.

Отличие от КГ состояло в следующих аспектах:

- на спортивных часах в двигательные действия (спортивные и подвижные игры, упражнения прикладной направленности, задания) вовлекались 90–100 % детей и подростков.

Массовость в физкультурно-спортивном движении достигалась за счет следующих условий: а) разделение детей и подростков по гендерному признаку; б) ежедневная сменяемость видов спорта и физических упражнений; в) уменьшение размеров стандартных площадок за счет использования легких поликарбонатных конструкций, напольной разметки; г) организация и проведение спортивных часов на всех имеющихся в загородном оздоровительном лагере территориях, т.е. использование природного ландшафта под физкультурно-спортивную деятельность; д) дозированной физической нагрузки для детей и подростков, имеющих подготовительную и медицинскую группы здоровья; е) использовался неизменный характер физических нагрузок, а затем предусматривалось ступенчатое повышение нагрузок как в течение дня, в недельном микроцикле, в ходе лагерной смены;

- спортивные часы структурированы в режиме дня по следующему графику: после пробуждения утренняя гимнастика (15–20 мин.); после завтрака (10.00 – 11.30 час.) спортивный час; с 12.00–13.00 час отдыхающие занимаются акваэробикой, ритмикой, спортивными танцами, греблей, прыжками на батуте; после полдника (с 17.00 до 18.30 час.) участие отрядов в спартакиаде; после ужина (20.00 – 21.00 час.) проведение товарищеских встреч по различным видам спорта; с 21.00 – 22.00 час ежедневная дискотека, на которой подводятся итоги спортивного дня, награждаются победители и призеры и т.п.

Структура дозировки тренировочных упражнений, спортивных и подвижных игр, заданий во времени в загородном оздоровительном лагере «Алые зори» способствовала повышению двигательного режима (показатели шагомера) в среднем от 16.000 до 21.000 тыс. шагов в день одного ребенка; моторная плотность занятий в среднем составляла 75–85 % от max; ЧСС под нагрузкой у детей и подростков многократно в течение дня достигал 175–190 уд/мин; повысилась познавательная активность за счет использования интерактивных форм, обратной связи, информационно-компьютерной технологии (видеозаписи спортивных мероприятий, аудио-интервью участников соревнований).

В ходе исследования изучалось влияние тренировочных занятий и спортивных соревнований на психофизиологические характеристики детей и подростков. Высокая психофункциональная активность наблюдалась на занятиях аэробной направленности (кроссфит, спортивные танцы, гребля, прыжки на батуте), спортивных (мини хоккей на траве, мини гандбол, мини водное поло) и подвижных играх (захват знамени, русская лапта, шмели и бабочки и др.), о которых занимающиеся имели незначительное представление.

Известно, что традиционные формы проведения учебно-тренировочных занятий не вызывают значимую для личности активность высшей нервной деятельности: низкий уровень мотивационной сферы, познавательной активности. Диалоговый и развлекательный режим, использование настольных игр, компьютерных информационных программ как основных средств в работе с детьми и подростками ДЛО «Звездочка» не способствовал созданию условий для воспитания двигательных способностей у основной части отдыхающих.

В КГ в каждой лагерной смене (21 день) использовался неизменный малоинтенсивный и среднеинтенсивный характер физических нагрузок, а по объему физические нагрузки троекратно уступали двигательной активности детей и подростков, занимающихся физкультурно-спортивной работой в загородном оздоровительном лагере «Алые зори».

В обследуемой выборке детей и подростков ЭГ высокий уровень физической подготовленности диагностирован у 45 % детей и подростков; средний в 40 % и низкий – 15 %. В контрольной группе детей и подростков высокий уровень физической подготовленности диагностирован нами в 20 % случаев; средний в 40 % и низкий – 40 %. Визуальное наблюдение выявило ярко выраженное различие в физической подготовленности детей и подростков в КГ: физически активные дети и подростки предпочитали физкультурно-спортивную деятельность и занимались на спортивных площадках оздоровительного лагеря (20 % от количественного состава отдыхающих), а малоподвижные дети и подростки выбирали иные по интересам виды деятельности.

Статистическая обработка результатов, проведенных экспериментальных исследований выявила, что сбалансированность является важнейшим показателем для оценки физической подготовленности детей и подростков. Компьютерные программы позволили оперативно обрабатывать большой информационный поток.

Уровни сформированности здорового образа жизни, спортивного поведения, позитивного отношения к занятиям физической культурой у детей и подростков проявились во взаимосвязи показателей физической и психофункциональной подготовленности отдыхающих в загородных оздоровительных лагерях. В ЭГ применение структуры дозировки тренировочных упражнений, спортивных и подвижных игр, заданий во времени позволило оптимизировать процесс приобщения к физической культуре, способствовало повышению познавательной активности, формированию спортивного стиля поведения.

Выводы

Набор средств физической подготовки для занятиях с детьми и подростками разнообразен и, как правило, при специализированном и концентрированном подходах ориентирован на основную, подготовительную и медицинскую группы здоровья.

Средства и методы в физическом воспитании использовались оперативно, комплексно и целенаправленно для формирования здорового образа жизни, спортивного поведения, развития физических качеств.

Тренировочный результат определялся объемом физической нагрузки, ее дозированием, соотношений тренировочных упражнений и структурой дозировки тренировочных упражнений, спортивных и подвижных игр, заданий во времени.

Сбалансированность показателей психофизической подготовленности детей и подростков определяет эффективность использования педагогической технологии на основе интеграции специализированного и концентрированного подходов, социальной, спортивной и прикладной практики, а также реализацию авторской программы в физкультурно-спортивной работе с детьми и подростками в условиях загородного оздоровительного лагеря.

Закономерным следствием использования педагогической технологии и авторской программы по организации и проведению массовой физкультурно-спортивной работы с детьми и подростками, имеющими различный уровень физической подготовленности, группу здоровья, мотивацию, гендерную принадлежность в условиях загородного оздоровительного лагеря, стали итоговые результаты моторных тестов и контрольных упражнений в контрольной и экспериментальной группах, что проявилось в их срочных, кумулятивных и отсроченном эффектах подготовки. Так, в ЭГ отсроченный эффект составил в среднем 80±0,50 от результатов итоговой оценки (непосредственно после эксперимента), который проявлялся по результатам тестирования физической подготовленности детей и подростков по нормативам ступеней комплекса ГТО в учебном процессе в сентябре-октябре месяце.


Библиографическая ссылка

Волков П.Б. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ЗАГОРОДНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26083 (дата обращения: 14.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674