Актуальность. В настоящее время основополагающим принципом здравоохранения является его профилактическая направленность. К важнейшим разделам такой профилактической работы необходимо отнести медико-гигиеническое воспитание населения, представляющее собой часть государственной системы здравоохранения, включающее распространение медицинских и гигиенических знаний, формирование здорового образа жизни и привитие населению гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья [1; 2].
В свою очередь, стоматологическое просвещение – это предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки правил поведения и привычек [3]. Успех санитарного просвещения, как составляющей профилактической работы, зависит от интереса, мотивации, энтузиазма как самого пациента, так и медицинского работника. Наибольший эффект от санитарного просвещения достигается в период детства, когда организм находится в состоянии роста и становления привычек здорового образа жизни [5].
Основы здоровья каждого поколения закладываются в семье. Неразумное поведение родителей в отношении их собственного здоровья и здоровья своих детей обусловлено незнанием причин и условий возникновения заболевания, непониманием степени ответственности за качество собственной жизни и жизни своих детей [4].
Профилактическая направленность современной медицины формирует знание основных причин стоматологических заболеваний, методов их предупреждения и роли родителей в сохранении своего стоматологического здоровья и обеспечении здоровья полости рта ребенка.
Материалы и методы
С целью определения влияния условий жизни и труда на формирование гигиенических навыков нами был проведен социологический опрос по специально разработанной карте и дана характеристика 1145 семей, проживающих в городах и сельских районах Удмуртской Республики, из них 606 семей, имеющих детей с врожденной патологией зубочелюстной системы. Образ жизни и состояние здоровья семьи анализировались на основании самооценки, методом анкетирования, а также частоты имеющихся хронических заболеваний.
Результаты исследования
В проведенном нами социологическом опросе приняли участие 2289 респондентов, из них 1121 - родители детей с врожденной патологией зубочелюстной системы и 1168 - родители здоровых детей. Из них 49,1% матерей и 48,8% отцов детей с патологией зубочелюстной системы и 50,9% матерей и 51,2% отцов здоровых детей. Средний возраст матерей и отцов на момент рождения детей составил от 18 до 42 лет. Все изучаемые группы были уравновешены по возрасту детей. Достоверные отличия были выявлены в возрастных группах до 20 лет и 30-35 лет у матерей, и 20-24 и 36-40 лет у отцов.
Оценка жилищных условий показала, что большинство обследованных нами семей (60,3±2,0%) проживало в благоустроенных квартирах. Однако почти треть (29,2±1,4) семей имели неблагоустроенное жилье. При этом практически треть из них имела такие условия более 10 лет. Образовательный уровень семей, имеющих детей с врожденной патологией зубочелюстной системы, был ниже, чем в группе сравнения. В два раза больше матерей и отцов детей с патологией зубочелюстной системы имели среднее образование.
Самооценка здоровья – это оценка индивидом своего психического и физического состояния, ключевой показатель отношения к здоровью, для которого характерны три основные функции: регулятивная, оценочная и прогностическая. Между самооценкой состояния здоровья и уровнем материального обеспечения супругов нами также выявлена прямая зависимость средней силы (Q=+0,53). Так, среди семей с достатком ниже прожиточного уровня 49,3±1,5 супруга считали состояние своего здоровья плохим. В семьях со средним уровнем доходов аналогично ответили 38,7±1,3 опрошенного. С ростом доходов происходит дальнейшее повышение самооценки здоровья. В семьях с высоким материальным достатком, считавших свое здоровье плохим, таких было только десятая часть (11,2±1,2).
В опросе респондентам было предложено самостоятельно определить факторы, оказывающие негативное влияние на их здоровье. Они были условно сгруппированы в 3 группы: морфофункциональные, поведенческие и профессиональные (табл. 1).
Таблица 1
Факторы, влияющие на здоровье родителей (на 100 респондентов)
Причины |
Мать, Р±m |
Отец, Р±m |
Морфофункциональные |
54,4±1,7 |
45,1±1,7 |
Поведенческие |
27,7±1,6 |
42,7±1,7 |
Профессиональные |
17,9±1,4 |
12,2±1,2 |
Полученные результаты свидетельствовали о том, что, по мнению родителей, их здоровье зависит от морфофункционального состояния, а именно - возраста, наличия хронических заболеваний, наследственности. Второе место по степени влияния занимали поведенческие факторы: невнимание к своему здоровью, курение, употребление алкоголя, несоблюдение режима труда и отдыха, семейно-бытовые травмы. Проводимый социологический опрос позволил нам выявить высокую распространенность вредных привычек. Так, например, большинство родителей, практически половина матерей и треть отцов, считают, что супруги могут отказаться от употребления алкоголя и табакокурения, но в связи с рекомендациями лечащего врача бросили курить только 7,4±0,6 матери и 5,8±0,7 отца, употреблять алкогольные напитки 3,5±0,6 и 3,0±0,5 соответственно. Также респонденты выделили из причин, негативно влияющих на здоровье, рабочие перегрузки и стрессы, повышенные физические и нервно-эмоциональные нагрузки, конфликтные взаимоотношения с сотрудниками.
В целом изучаемые социально-экономические условия жизни показали, что значительное количество семей, имеющих детей с врожденной патологией зубочелюстной системы, имели плохие жилищные условия, вредные условия труда, следовательно, имели низкие ресурсы для восстановления здоровья. В свою очередь, наличие в семье больного ребенка ухудшает ее социально-экономическое положение, что оказывает влияние на функционирование семьи, прежде всего – на ее репродуктивное поведение.
Поведенческие причины вносят значительную долю в нарушение состояния здоровья родителей. По данным нашего исследования, хорошо относились к своему здоровью 37,3±1,5 матери и 18,6±1,2 отца, невнимательно – 33,4±1,4 и 32,6±1,5 матери и отца, и не занимались своим здоровьем, соответственно, 21,4±1,3 и 39,6±1,6 из 100 респондентов. Необходимо отметить тот факт, что количество городских семей, изначально нацеленных на сохранение и поддержание своего здоровья, значительно выше, чем в сельской местности. Так, хорошо относились к своему здоровью 41,7±2,1 среди опрошенных «городских» матерей и 32,4±2,1. «сельских» (р<0,05), среди отцов эти цифры составили - 25,5±1,9 и 11,7±1,5 (р<0,05). Вспоминали о себе при нарушении здоровья 30,0±1,9 матери в городе и 37,3±2,2 (р<0,05). матери в селе, у отцов эти показатели были равны 28,0±2,0 в городе и 37,4±2,2 в селе (р<0,05). Полное отсутствие здоровьесберегающего поведения отметили 23,4±1,8 городской матери на 100 опрошенных и 18,9±1,8 сельской мамы, а также 36,0±1,8 на 100 опрошенных городских отцов и 43,2±2,3 сельского отца.
Все вышеперечисленное еще раз свидетельствует о несформированных навыках здорового образа жизни, низкой мотивации членов семей к здоровьесберегающему поведению. Такое отношение к себе, отсутствие элементарной культуры здоровья, наряду с нервно-психическим напряжением и вредными условиями производственной деятельности, увеличивает риск ухудшения состояния здоровья семьи.
При анализе заболеваемости членов семьи было выявлено, что практически все родители страдали теми или иными заболеваниями. Преобладание болезней органов дыхания в структуре заболеваемости отмечено у родителей детей с врожденной патологией зубочелюстной системы. Второе и третье место по частоте у отцов делили болезни мочеполовой и пищеварительной системы, заболевания костно-мышечной системы, нервной также вносили свой вклад в нарушение состояния их здоровья. У матерей же на втором и третьем месте были отмечены заболевания органов пищеварительного тракта и нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, затем заболевания мочеполовой системы, костно-мышечной и нервной системы. При этом половина опрошенных родителей (52,0±2,2 матери и 44,4±1,9 отца) при обострении заболеваний не оформляли листы нетрудоспособности.
Более трети родителей до рождения детей вообще не получали никаких лечебно-профилактических мероприятий (15,5±1,3 матери и 26,2±1,9 отца на 100 опрошенных). Санаторно-курортное лечение получили 11,5±1,5 матери и 3,7±0,7 отца, лечебный курс в профилактории был проведен 3,1±0,8 матери и 2,9±0,7 отца. В поликлинике лечились 23,0±1,9 матери и 11,7±1,3 отца, в стационаре - 46,9±2,3 и 55,5±1,9 соответственно.
Полученные результаты свидетельствуют, что профилактические мероприятия в полном объеме не проводятся, и это отрицательно сказывается на состоянии здоровья будущих родителей.
Анализируя источник получения знаний, выявили, что для четверти семей источниками получения медико-гигиенической информации о методах ухода, предметах и средствах гигиены полости рта, профилактических и лечебных мероприятиях являлись средства массовой информации (Интернет и телевидение). И лишь половина опрошенных отметили наличие у них соответствующих знаний по уходу за полостью рта ребенка при обращении за медицинской лечебно-консультационной помощью.
Роль работников среднего медицинского звена в формировании и привитии здоровьесберегающих навыков членов семей была очень незначительна (табл. 2).
Таблица 2
Информационные ресурсы санитарно-гигиенического просвещения (на 100 опрошенных)
Информационные ресурсы |
Родители, Р±m |
Телевидение, Интернет |
23,1±1,6 |
Врачи других специальностей |
20,9±1,6 |
Педиатр по месту обслуживания |
23,9±1,6 |
Врачи-стоматологи |
23,9±1,6 |
Медицинские сестры |
4,3±0,6 |
Информацию не получали |
3,9±0,6 |
Проведенное исследование выявило положительную тенденцию: большинство (76,4±1,5) семей предпочитало бы получать информацию от лечащих врачей.
Существенным препятствием для формирования у пациентов активного поведения по укреплению собственного здоровья остается низкая гигиеническая медицинская культура значительной части населения. Пропаганда здорового образа жизни должна акцентироваться на обучении восприятию гигиенических навыков, правил и норм поведения, активности.
Полученные нами данные как раз свидетельствуют о назревшей необходимости включения в программу реабилитации ребенка обучающих курсов по повышению гигиенической и медицинской грамотности для родителей, а также тех специалистов, с которыми сталкиваются матери сразу после рождения ребенка с патологией зубочелюстной системы. Мы считаем, что оценка уровня гигиенической грамотности родителей может являться критерием оказания стоматологической помощи детям.
Анализ проведенного анкетирования показал, что родители 10,0% детей с патологией зубочелюстной системы считали необходимым начинать ухаживать за полостью рта ребенка либо после прорезывания всех молочных зубов, либо вообще только постоянных. Несмотря на то что 90,0% респондентов отметили необходимым чистить детям зубы с момента начала прорезывания молочных зубов, фактически же только по 34,0% респондентов каждой группы начали следить за гигиеной полости рта у детей после прорезывания первого зуба. Затруднились ответить 18,0% респондентов, что свидетельствовало об отсутствии должного внимания родителей к этой процедуре. Гигиенический уход после прорезывания всех молочных зубов и прорезывания первого постоянного зуба проводили 8,0 и 2,0% родителей соответственно.
На вопрос о частоте чистки зубов 66,0% родителей считали необходимым чистить зубы 2 раза в день, но придерживались такого режима только 56,0%. Один раз в день, в частности только утром, чистили зубы в 5 раз большее число детей тех родителей, которые считали это правильным. При этом 7,5% родителей считали, что «количество раз не имеет значения», и 5,0% отметили «чистим по настроению», а 10,0% респондентов не смогли ответить на данный вопрос, что напрямую указывает не только на низкий базовый уровень гигиенической грамотности родителей, несформированности у них навыков и умений, но и на отсутствие должной мотивации, направленной на профилактику стоматологических заболеваний у ребенка.
Отмечена четкая взаимосвязь между частотой осуществления гигиенического ухода за полостью рта детей и родителей - то есть дети осуществляют чистку зубов так же и по тому же сценарию, что и их родители.
К сожалению, наличие имеющихся знаний о правильной гигиене полости рта у ребенка оказывало значительно меньшее влияние, чем собственные навыки и умения.
По мнению 75,0% родителей, гигиену полости рта у детей-дошкольников должны осуществлять взрослые, 10,0% считают, что дети сами способны справиться с чисткой зубов.
При этом помогают детям выполнять гигиенические стоматологические мероприятия 60,0% родителей, и 17,5% предлагают свою помощь детям несколько раз в неделю.
По результатам опроса получено, что 1 раз в 3 месяца без учета степени износа осуществляли замену зубной щетки 68,0% родителей, 24,0% меняли зубную щетку чаще одного раза в 3 месяца, то есть чаще общепринятых рекомендаций врачей-стоматологов. И 6,0% респондентов предпочитали менять зубную щетку после полного ее износа без учета времени пользования ею.
Что касается вопроса о замене зубной щетки у детей, то в 70,0% случаях родители знали о необходимости ее замены раз в 3 месяца, но только 60,0% приобретали новую, еще 32,0% родителей узнали эту информацию от врача-стоматолога.
Основным средством гигиены полости рта для детей этого возраста является детская зубная паста, во всех случаях она была приобретена родителями специально, в 40,0% случаев родители пользовались выбранной детской зубной пастой более года, и 32,0% родителей не видели необходимости в ее замене.
При выборе зубной пасты взрослые в 52,0% отдают предпочтение отбеливающей зубной пасте, 28,0% - противокариозной, и 20,0% выбирают противовоспалительную зубную пасту. Из дополнительных предметов и средств гигиены дети используют ополаскиватель в 23,0% случаев.
Самым популярным дополнительным средством гигиены у детей явилась жевательная резинка. Ее используют регулярно 37,0%.
Флоссами как дополнительным предметом гигиены пользуются лишь 16,0% взрослых и 28,0% детей.
Чистку языка проводят лишь 10,0% детей и 15,0% взрослых.
Выводы
Полученные результаты свидетельствуют о том, что знание о необходимости проведения тех или иных профилактических мероприятий не всегда влечет за собой их выполнение. Необходимо формировать навыки здорового образа жизни, повышая мотивацию членов семей к здоровьесберегающему поведению, как основу медико-гигиенического воспитания, учитывая это при составлении программы профилактики основных стоматологических заболеваний и активно вовлекая в этот процесс работников среднего медицинского звена и членов семьи ребенка.
Библиографическая ссылка
Шакирова Р.Р., Мосеева М.В., Урсегов А.А., Воробьев М.В. МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ПАТОЛОГИЕЙ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26077 (дата обращения: 07.10.2024).