Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Савосина М.Н. 1 Закиров Т.Р. 1
1 ФГБОУ ВО "Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма"
Управление в сфере физической культуры и спорта имеет специфический характер в отличие от других отраслей. Особенностью труда спортивного менеджера является ее направленность на достижение эффекта от производства физкультурно-спортивных услуг через выполнение управленческих функций. Одной из ключевых задач практико-ориентированного образовательного процесса является моделирование будущей профессиональной деятельности. К практико-ориентированной дисциплине для студентов направления «Физическая культура» профиля «Спортивный менеджмент» относится дисциплина «Профессиональное физкультурное совершенствование». Рабочая программа дисциплины предусматривает ее изучение на протяжении всех четырех лет обучения. В рамках дисциплины, кроме изучения основных правил различных видов спорта, основ судейства, практических навыков проведения церемониалов соревнований, работы с клиентом, физической и функциональной подготовки, предусмотрено проведение «управленческих игр». Порой это обычные подвижные игры, которые приобретают смысл профессионально-ориентированных при изменении смысла игры на освоение какой-либо из функций управления.
управленческие игры.
спортивный менеджмент
практико-ориентированное образование
1. Давыдов С.А. Современная образовательная система подготовки спортивных менеджеров / С.А. Давыдов, И.А. Ерошенко, А.С. Гладких // Актуальные вопросы профессионального образования. – 2015. – № 1 (1). – С. 73-79.
2. Закиров Т.Р. Внедрение практико-ориентированного подхода в обучении студентов по профилю спортивный менеджмент в Поволжской ГАФКСиТ // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам: материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. – Казань, 2014. – С. 391-393.
3. Закиров Т.Р., Савосина М.Н. Особенности модульного практико-ориентированного обучения студентов профиля «Спортивный менеджмент» в Поволжской ГАФКСиТ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22365 (дата обращения: 15.12.2016).
4. Закиров Т.Р. Создание практико-ориентированной среды в спортивном вузе // Наследие крупных спортивных событий как фактор социально-культурного и экономического развития региона: материалы Международной научно-практической конференции. – Казань, 2013. – С. 261-262.
5. Селиванова С.Р., Сентябрев Н.Н. Дифференцированный подбор средств физической культуры для совершенствования функциональной подготовленности студентов – спортивных менеджеров // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24303 (дата обращения: 15.12.2016).
6. Селиванова С.Р.Структура функциональной подготовленности менеджера сферы физическая культура и спорта // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21050 (дата обращения: 15.12.2016).
7. Селиванова С.Р. Функциональные особенности труда менеджера сферы физическая культура и спорта / С.Р. Селиванова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 11 (129); URL: http://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/8264 (дата обращения: 15.12.2016).
8. Тынянкин О.А., Мастеров А.Г. Организационно-педагогические условия реализации технологии формирования оптимальной структуры физической подготовленности будущих спортивных менеджеров на основе дифференцированного мониторинга физического состояния // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12048 (дата обращения: 15.12.2016).
9. Устинов И.Е. Формирование готовности будущих менеджеров государственной службы к управленческому общению в конфликтных ситуациях средствами физической культуры: дис. … канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2000. – 136 с.

Термин «игра» применяется для обозначения совокупности процедур действия и поступков участников рассматриваемых отношений в ситуациях конфликта интересов.

Игра как модель реальности дает возможность спроецировать на игровое поле свое отношение к жизни и поведение в значимых ситуациях. Проекция дает возможность наблюдения за собой как бы со стороны. Продвигаясь по игре, игрок может разыграть любое возможное разворачивание событий в проецируемой ситуации. То, что можно позволить себе в игре, многие не позволяют себе в реальной жизни.

Цель исследования. Определить эффективность освоения учебного материала по теме «Функции управления», представленного в традиционной форме обучения и с применением подвижных игр.

Методы исследования. Анализ литературных источников, сравнительный анализ, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие студенты 2-3 курсов профиля «Спортивный менеджмент» (38 чел.). Контрольная группа изучала тему «Общие функции управления» традиционными методами – лекции, семинарские занятия, а экспериментальная – с использованием подвижных игр в рамках дисциплины «Профессиональное физкультурное совершенствование».

Результаты исследования и их обсуждение. Управление в сфере физической культуры и спорта имеет специфический характер в отличие от других отраслей. Особенностью труда спортивного менеджера является ее направленность на достижение эффекта от производства физкультурно-спортивных услуг через выполнение управленческих функций.

В 2016 году был принят профессиональный стандарт руководителя физкультурно-спортивной организации. Таким образом, эта профессия получила официальное признание. Обучение студентов по профилю «Спортивный менеджмент» осуществляется достаточно давно – с 1980 г. Но переход страны на рельсы рыночной экономики, модернизация государственных образовательных стандартов высшего образования в сторону увеличения времени на практическую подготовку требует соответствующих подходов и к модернизации рабочих программ отдельных дисциплин.

Давыдов С.А. действенными организационно-педагогическими условиями подготовки спортивного менеджера определяет четкую дифференциацию учебной информации по дисциплинам и курсам подготовки специалиста, интегрирование учебного процесса специальной программой проектных заданий, деловых игр и учебно-производственной практики в физкультурно-спортивных организациях и учреждениях, а также взаимосвязанность учебных курсов [1].

Говоря о деятельности спортивного менеджера, многие авторы подчеркивают ее специфичность: гибкий и динамичный трудовой график, комплексность и масштабность управляемого предприятия, периодичность спортивных событий и неопределенность принятия решений, ответственность за организуемые и проводимые мероприятия [6, 7]. Для эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей будущие спортивные менеджеры должны обладать определенным уровнем физической подготовленности. Для этого в программе подготовки студентов к трудовой деятельности должны учитываться особенности профессиограммы [9].

Авторы доказывают, что организация процесса физического воспитания будущих спортивных менеджеров на основе целенаправленного развития профессионально-значимых физических способностей и психологических качеств личности средствами физической культуры в рамках практических дисциплин (например: ПФС, физическая культура), подобранных с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, позволяет повысить уровень физической и функциональной подготовленности, воздействует на психологическую устойчивость, способствует формированию мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, здоровому образу жизни, физическому самосовершенствованию, потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом [5, 7, 8].

К практико-ориентированной дисциплине для студентов направления «Физическая культура» профиля «Спортивный менеджмент» относится дисциплина «Профессиональное физкультурное совершенствование» [2,3,4]. Рабочая программа дисциплины предусматривает ее изучение на протяжении всех четырех лет обучения бакалавра по профилю «Спортивный менеджмент». В рамках дисциплины, кроме физической подготовки, нами предусматривается изучение правил различных видов спорта, основ судейства, практических навыков проведения церемониалов соревнований, работы с клиентом и т.д., а также проведение так называемых «управленческих игр».

Игровой метод традиционно применяется в образовании. Это и деловые и ролевые игры в рамках самых разных образовательных дисциплин, и спортивные и подвижные игры, характерные для физкультурного образования. Основное отличие игрового метода заключается в том, что участник игры ощущает себя реальным действующим лицом. Но в рамках деловых или ролевых игр необходимо полное погружение в тренинговую программу, создание комфортных условий, что существенно снижает возможность применения такого рода игр в вузовских условиях. В этом аспекте применение подвижных или спортивных игр более адекватно как системе образования в физкультурных вузах, так и осуществлению профессиональной деятельности в будущем.

Формирование управленческих знаний и навыков – сложный процесс. Традиционный подход предполагает лекционную форму передачи знаний, практические занятия, самостоятельную работу студента (СРС). Все эти формы занятий позволяют передать большой объем теоретической информации. Но даже на практических занятиях, в этом случае, студенты оперируют абстрактными понятиями, и им сложно понять смысл управленческой деятельности, опираясь только на теоретическое обучение. Понятия системы управления, цикла управления, функций управления, методов и механизма управления остаются лишь абстрактными понятиями. Поэтому возможности такой теоретической дисциплины, как «Теория и методика избранного вида спорта» (под видом спорта подразумевается профиль обучения, в данном случае «Спортивный менеджмент»), ограничиваются освоением студентами лишь понятийного аппарата или «языка» управления.

Одной из ключевых задач практико-ориентированного образовательного процесса является моделирование будущей профессиональной деятельности с помощью использования особого вида игр, которые мы называем «управленческие игры» [2, 3, 4]. Порой это обычные подвижные игры, которые приобретают смысл профессионально-ориентированных при изменении смысла игры на освоение какой-либо из функций управления. Главное достоинство игры – ее возможность проверить эффективность деятельности человека в аналогичных игре профессиональных ситуациях, но дополненных естественным желанием помериться силами, увлечением процессом игры, борьбой за выигрыш. Так как большинство подвижных игр носят коллективный характер, то это позволяет моделировать возникающие стихийно управленческие отношения между участниками. При этом в спортивных играх управленческие роли распределены уже «по умолчанию» согласно правилам игры – например, роль капитана, судьи, тренера команды [9]. Каждая роль подразумевает особый состав действий, который обязан выполнять тот человек, который ее исполняет. На занятии каждый студент выполняет ту или иную роль, попадая в возникающие в процессе игры управленческие ситуации, осваивая тем самым управленческие функции. При этом одна и та же игра при изменении ее смысла и направленности могла стать моделью самых разных функций управления.

Функции менеджмента принадлежат как субъекту, так и объекту управления, отражая функционирование той или иной системы управления. Это относительно самостоятельные разделы управленческого процесса, позволяющие осуществлять направленное управленческое воздействие.

Кроме общих, в сфере физической культуры выделяют и конкретные или специфические функции управления, например: организация и проведение спортивных соревнований, подготовка спортивного резерва, ресурсное обеспечение спортивной инфраструктуры и т.д.

Согласно матрице взаимодействия общих и специфических функций все они проходят стадии анализа ситуации, целеполагания, планирования, организации, мотивации, учета и контроля. Кроме этого, на разных этапах процесса управления применяются функции координации, регулирования, принятия управленческого решения, руководства.

Игры удовлетворяют базовую потребность человека в движении и чаще всего приносят удовольствие от участия в них. Удовольствие от участия в игре позволяет создавать особый микроклимат, который способствует проявлению творчества, инициативы, интеллектуальных способностей. Возможность в игре несколько раз проверить освоение сложных профессиональных управленческих навыков, повторить их при необходимости, скорректировать, адаптировать по собственные личностные способности – все это создает мотивацию для позитивного профессионального развития.

На первом этапе преподаватель предлагает студентам подвижные игры, направленные на освоение следующих общих функций управления: анализ ситуации, целеполагание, планирование, организация, мотивация, руководство, координация, регулирование и контроль.

На втором этапе студенты самостоятельно подбирали подвижные игры для отработки навыков управления.

На третьем этапе студентам было необходимо придумать самим подвижную игру на освоение управленческих функций.

Нами было выявлено, что наиболее часто студенты выбирают игры, направленные на освоение функции организации.

Приведем пример применяемых подвижных игр и укажем смысл игры с точки зрения освоения функций управления.

Игры на овладение функцией целеполагания: «Невод». Все играющие – рыбки, кроме трех рыбаков. Рыбаки, взявшись за руки, бегут за рыбкой. Они стараются окружить ее, сомкнув вокруг рыбки руки. Постепенно из пойманных рыбок составляется целая цепочка - «невод». Теперь рыбки ловятся «неводом». Последние трое непойманных игроков являются победителями, при повторении игры они – рыбаки.

Управленческий смысл игры состоит в изменении правил. Определяет цель один игрок, он выделяет того, кого будет ловить весь «невод», и корректирует цель в зависимости от ситуации.

Игра «Преодолей препятствия». Цель игры: показать участникам возможные ошибки при постановке целей для подчиненных. Необходимые материалы: стулья, предметы-препятствия: малярный скотч или веревка, повязки на глаза. Играют 2 команды. «Руководители» команд завязывают глаза участникам и подводят их к «полосе препятствий». Игроки должны, ориентируясь на подсказки «руководителей», дойти до финиша, не задев преграды и не выходя на чужую полосу. Если хотя бы одно из условий не выполняется – участника возвращают на старт. Задача «руководителя» – провести свою команду до финиша за кратчайшее время. Помогать «подчиненным» можно только словами». Выигрывает команда, выполнившая задание быстрее. Более сложный вариант упражнения: «подчиненные» проходят «полосу препятствий» вместе, держась за руки.

Игры на овладение функцией координации: «Цыплята и коршун». В игре принимают участие 8–12 играющих, из которых выбирают двоих: «коршуна» и «наседку». Остальные – «цыплята». Сбоку игровой площадки чертится круг диаметром 1,5–2 м. Это «гнездо» «коршуна». Он отходит к своему гнезду, а «наседка» выводит гулять «цыплят» на игровую площадку. Они идут цепочкой: держатся друг за друга (за руки или за пояс).

По сигналу ведущего из гнезда вылетает «коршун» и пытается схватить последнего в цепочке «цыпленка». «Наседка», расставив руки, не подпускает «коршуна» к «цыплятам». Правила игры: ни «коршун», ни «наседка» не применяют силу. «Коршун» должен попытаться, бегая вокруг, обмануть «наседку», схватить и унести пойманного «цыпленка» в свой дом. Если «коршун» схватил «цыпленка», то тот должен идти за ним.

Управленческий смысл игры – необходимо быстро отдавать распоряжения подчиненным в зависимости от ситуации для координации их действий.

Игра на овладение функцией контроля: «День и ночь». Игра начинается с выбора водящего, который отворачивается от остальных игроков и произносит слово «День». В это время все игроки бегают-прыгают-веселятся. Главное условие – нельзя оставаться на месте. Дальше водящий произносит слово «Ночь». В это время все должны сразу «заснуть» (замереть в тех позах, в которых на тот момент были). Водящий в этот момент оборачивается, если он заметил игрока, который не «спит», то громко говорит об этом (в том числе и называет, какое именно он движение заметил), и игрок выбывает из игры (либо становится водящим, зависит от количества игроков). Водящий же может называть «День и Ночь» в любой последовательности и в любом порядке, путая игроков и заставляя их ошибаться.

Управленческий смысл игры – совершенствовать умение контроля за ситуацией.

Игра на овладение навыком анализа ситуации: «Путаница». Один человек выбирается ведущим и перед началом игры выходит в соседнюю комнату (отворачивается). Остальные участники, взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Затем нужно, не размыкая рук, как можно сильнее запутать цепочку. Для этого можно выворачиваться, переступать через руки, поворачиваться, пролезать под руками других игроков и т.д. Главное условие – нельзя отпускать руки соседей. После того, как все перепутались, зовется ведущий. Задача ведущего «Путаницы» – распутать получившийся «клубок» обратно (опять же не размыкая ничьих рук).

Управленческий смысл игры – совершенствовать логические способности.

Игры на овладение функцией планирования: «Сколько шагов», «Переправа», «Короткий путь». Смысл такого рода игр – совершенствование умений прогнозирования и предвидения действий игроков.

После окончания эксперимента нами были получены следующие результаты (табл.).

Результаты освоения общих функций управления

 

Компоненты

Контрольная группа

(22 чел.)

Экспериментальная группа

(16 чел.)

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

1

Знаниевый компонент (средняя оценка)

 

3,6

 

3,7

 

3,5

 

4,0

2

Деятельностный компонент (средняя оценка)

 

3,3

 

 

3,5

 

3,4

 

4,5

 

Как видно из таблицы, в отличие от традиционного лекционно-семинарского подхода, обогащение образовательного процесса практическим материалом по освоению управленческих функций через применение «управленческих игр» позволило улучшить успеваемость студентов профиля «Спортивный менеджмент» по модулю «Общие и конкретные функции управления», особенно в деятельностном компоненте.

Выводы. Таким образом, применение подвижных игр, направленных на освоение общих функций управления, показало, что у студентов экспериментальной группы повысились как знаниевый, так и деятельностный компоненты изучения данного материала дисциплины. 


Библиографическая ссылка

Савосина М.Н., Закиров Т.Р. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26052 (дата обращения: 11.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674