Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ: ДВУЛИКИЙ ЯНУС 2000-2015 ГОДОВ

Сидельников А.Н. 1 Елисеев Е.В. 2 Кокорева Е.Г. 2
1 ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Челябинский филиал)
2 ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры»
Словно двуликий Янус, рост ежегодного объема средств областного бюджета для реализации государственных программ в области развития физической культуры и спорта Челябинской области с 2000 по 2015 год положительно не повлиял на здоровье детей 5-9 лет г. Челябинска. Любые вопросы взаимодействия в социуме, когда необходима регуляция социальных и иных взаимоотношений, включают в себя новые аспекты понимания. Исключением не может являться и область, связанная с физической культурой, спортом и физическим самосовершенствованием. В статье авторами также показано, что проблема регулирования развития сферы физической культуры и спорта в Челябинской области должна решаться с учётом не только специфики развития территорий, но и динамики здоровья подрастающего поколения. Такое понимание дел, в очередной раз, актуализирует проблему обновления концепции государственного регулирования развития сферы физической культуры и спорта на Южном Урале.
г. челябинск
челябинская область.
развитие физической культуры и спорта
областной бюджет
реализация государственных программ
здоровье детей 5-9 лет
1. Быков Е.В. Современные подходы в спортивной медицине школ высшего спортивного мастерства / Е.В. Быков, К.Г. Денисов // Спорт-Мед – 2010 : материалы V Междунар. науч. конф. по вопросам состояния и перспективам развития медицины в спорте высших достижений. – М., 2010. – С. 104–108.
2. Ежегодный информационно-аналитический доклад органов государственной исполнительной власти Челябинской области / Минсоцразвитие Челяб. области: СЗ РФ. – 2015. – № 20. – С. 22–39.
3. Елисеев Е.В. Определение активности и содержания ферментов антирадикальной защиты системы крови спортсменов / Е.В. Елисеев, А.В. Чукичев, В.М. Дерябин // Теория и практика физической культуры. - 2009. – № 1. – С. 6–11.
4. Елисеев Е.В. Сравнительная характеристика показателей сердечного цикла дзюдоистов 16-20 лет и их сверстников, не занимающихся спортом / Е.В. Елисеев, М.В. Трегубова, А.В. Панов // Здравоохранение, образование и безопасность. - 2015. – № 3 (3). – С. 13–16.
5. Кокорева Е.Г. Влияние психофизиологической коррекции на нейродинамические функции школьников младших классов с нарушением зрения // Физическая культура: воспитание, образование и тренировка. - 2012. – № 3. – С. 19–22.
6. Кокорева Е.Г. Особенности компенсаторных изменений при сенсорных нарушениях у детей / Е.Г. Кокорева, Г.И. Максутова, Т.В. Попова // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. - 2004. – № 5. – С. 20–22.
7. Коровин С.С. Дидактические основы профессионально-прикладной физической культуры / С.С. Коровин, И.А. Беляев, П.И. Костенок, В.П. Ворошнин. – Челябинск, 1996. – С. 17–25.
8. Костенок П.И. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта // Физиология человека. - 1997. – Т. 23. – № 6. – С. 65–72.
9. Леонов А.В. Гигиенические проблемы охраны здоровья школьников разных типов образовательных учреждений / А.В. Леонов, Н.А. Матвеева. – М., 2001. – С. 368–372.
10. Попова Т.В. Физическая культура детей 7–10 лет с депривацией зрения и слуха / Т.В. Попова, Е.Г. Кокорева // Физическая культура: воспитание, образование и тренировка. - 2013. – № 5. – С. 20–22.
11. Смета подпрограммы Челябинской области «Развитие физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений» на период 2015-2017 гг. : Ежегодный информационно-аналитический доклад органов государственной исполнительной власти Челябинской области / Минспорта Челябинской области: СЗ РФ. – 2015. – № 20. – С. 65–72.
12. Трегубова М.В. Вовлечение школьников с различными когнитивными и двигательными задатками в активную групповую физкультурно-спортивную образовательную деятельность / М.В. Трегубова, Е.В. Елисеев, А.В. Белоедов, И.А. Бакшутов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2012. – № 28. – С. 6–10.

Любые вопросы взаимодействия в социуме, когда необходима регуляция социальных и иных взаимоотношений, всё время включают в себя новые аспекты понимания. Исключением здесь не может являться и область, связанная с физической культурой, спортом и физическим самосовершенствованием [6; 7; 10; 12]. При этом, согласно данным отечественных ученых [1; 3-5], здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 50-55% – от условий и образа жизни людей, важной составляющей частью которых являются активный отдых и физическое совершенствование.

Статистические наблюдения за динамикой государственного финансирования, например, Челябинской области за период 2000-2015 гг. [2; 8; 12] показывают, что расходы только регионального бюджета на разные нужды физической культуры и спорта увеличились на 34,40% и составили 1 616 458,70 тыс. рублей. А что на фоне такого роста финансирования, говорящем и о повышении внимания государства к проблемам физической культуры и спорта на Южном Урале, происходит с динамикой здоровья людей? Заинтересовавшись этим вопросом, сконцентрировав своё внимание на детях дошкольного и младшего школьного возраста (того возраста, с которого детей ждут многие спортивные школы), мы решили исследовать, что происходит со здоровьем обучающихся начальной школы в проекции финансирования физической культуры и спорта в Челябинской области в период с 2000 по 2015 год. Отдельным статистическим результатам, а также их обсуждению и осмыслению посвящена настоящая работа.

Материалы и методы исследования. Исследования проходили в период с февраля 2000 по декабрь 2015 года включительно. На территории одной из районных детских поликлиник. Челябинска в указанный период времени проводилось изучение 1324 амбулаторных медицинских карт наблюдаемых детей по месту жительства. Методический спектр исследований в себя также включал: 1) анализ и обобщение современных литературных источников; 2) работу с нормативно-правовой документацией, в том числе с передовым законотворческим опытом; 3) анкетирование и социологический опрос школьников разных возрастных групп (детей, подростков, старших школьников); 4) метод анализа и обобщения результатов бланковых методик и статистических исследований; 5) графический метод фиксации и интерпретации многолетних наблюдений за сложными социальными явлениями.

В анкетировании и социологическом опросе приняло участие 372 человека. Все дети старших групп детского сада и учащиеся из двух начальных классов, двух пятых классов и двух старших классов общеобразовательной школы города Челябинска. Для удобства и логической целостности интерпретации и обсуждения результатов нашей работы нами было принято решение более подробно останавливаться на методическом дизайне исследования по ходу следующей части статьи.

Результаты и их обсуждение. Проведенный анализ хронических патологий указанных в медицинских картах детей 5-9 лет одной из поликлиник города Челябинска дает объективное представление о преобладании тех или иных отклонений в состоянии их здоровья. Ранжирование частоты отклонений в процентах по основным системам организма в пятнадцатилетний период представлено на рисунке 1.

Рис.1. Диаграмма отклонений в здоровье детей 5-9 лет

г. Челябинска за период наблюдений с 2000 по 2015 г. (в %)

Большую часть в структуре имеющихся патологий занимают нарушение осанки и отклонения в опорно-двигательной системе организма (46,1%). Результаты нашего наблюдения согласуются с данными других исследователей, которые отмечают значительное превосходство нарушений опорно-двигательного аппарата над остальными патологиями у современных детей 5-9-летнего возраста [1; 8; 9; 11].

В процессе наших исследований нарушения осанки диагностируются у 55% дошкольников и 70% детей к окончанию начальной школы. Завышенный показатель, полученный при обработке имеющихся в данном мониторинге сведений, свидетельствует, по-видимому, о том, что в основном в исследуемой нами литературе иными авторами фиксируются лишь наиболее выраженные искривления позвоночника и не указываются функциональные нарушения в виде сутулости, крыловидных лопаток, асимметрии плеч и т.д., на что обращали внимание мы. Наши наблюдения однозначно показывают, что перечисленные нарушения осанки проявляются у детей уже в дошкольном возрасте. Причины таких нарушений ученые гигиенисты и медики в последнее десятилетие рекомендуют связывать со значительным снижением двигательной и физической активности у детей 5-6 лет [8; 11].

Нарушения работы сердечно-сосудистой системы (16,7%) чаще проявляются в виде функциональных шумов и врожденных пороков сердца. Среди функциональных нарушений сосудистого тонуса у детей 5-9 лет мы отмечаем статистически значимый рост случаев гипотонии, т.е. пониженного артериального давления. Такое положение дел вполне может быть тесно связано с недостатком двигательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Всего лишь пятая часть юных жителей г. Челябинска 5-9 лет не имеет хронической патологии. Процент детей, у которых нет хронических заболеваний, в целом уменьшается с возрастом; особенно велики различия между 5-летними, у которых более 1/3 не имеют хронической патологии, и остальными обследуемыми нами возрастами, где эта доля к 8 годам достигает примерно 1/5, а к 9 годам – опускается ещё ниже.

У каждого десятого ребенка дошкольного и младшего школьного возраста встречается несколько функциональных отклонений в деятельности органов и систем организма.

Поскольку половина детей от 5 до 9 лет всей выборки имеет патологию опорно-двигательного аппарата, неудивительно, что эта патология часто сопутствует другим видам патологии, в первую очередь отклонениям в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и зрительного анализатора.

Таким образом, к выявленным особенностям негативных изменений здоровья детей 5-9 лет г. Челябинска можно отнести следующие.

  1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди детей 5-9 лет их число к концу 2015 года в процессе наших наблюдений не превышало 10-12%.
  2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. С увеличением возраста детей от 5 до 9 лет достоверно увеличивается частота функциональных нарушений и хронических болезней.
  3. За пятнадцать лет наблюдений не изменялась структура хронической патологии у детей 5-9 лет. По-прежнему велика доля болезней опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия); болезней так называемых ЛОР-органов; нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы и органов зрения.
  4. С увеличением возраста увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов. Дошкольники 5-6 лет имеют в среднем 2 диагноза, школьники 7-9 лет – 3 диагноза.

Выявленные нами особенности здоровья юных жителей г. Челябинска свидетельствуют о серьезном неблагополучии здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста, которое, по сути, объективно ведёт к ухудшению качества жизни растущего поколения. Как полагаем мы, если тенденция не изменится в ближайшие пять лет, в г. Челябинске к 2025 году вполне вероятно могут возникнуть существенные ограничения в реализации молодёжью их биологических (например, воспроизводственных) и социально-экономических (например, полноценных трудовых) функций. О таких тенденциях как о вполне возможном сценарии развития событий неоднократно свидетельствуют и другие научные работы [1; 5-8; 11].

Рис. 2. Динамика мониторинга состояния здоровья школьников и роста финансирования программ в области развития физической культуры и спорта Челябинской области, исследуемых в 2000-2015 гг.

Параллельно с анализом хронических патологий указанных в медицинских картах детей 5-9 лет нами изучался ежегодный объем средств областного бюджета на реализацию государственных программ в области развития физической культуры и спорта Челябинской области. На фоне динамики мониторинга состояния здоровья обследуемых детей цифры, характеризующие объем интересующих нас средств в период с 2000 по 2015 г. включительно, выглядят непропорционально разнонаправленными (рис. 2).

При этом проведенный нами в 2014 году опрос (всего 372 человека) детей старших групп детского сада и учащихся из 2 начальных классов, 2 пятых классов и 2 старших классов общеобразовательной школы города Челябинска выявил очень низкий уровень (долю в 37,6%) занимающихся физической культурой и спортом в свободное от учебы время вне школьной программы. Основная масса респондентов (58,5% опрошенных) ограничивается занятиями, входящими в школьную программу. Причем основными причинами нежелания заниматься физической культурой являются:

  1. Отсутствие доступных спортивных учреждений или спортивных объектов в районе проживания детей (64,7%).
  2. Отсутствие средств на оплату занятий в спортивных клубах, секциях, бассейнах (12,2%).
  3. Загруженность детей усложнившейся учебной программой (10,6%).
  4. Загруженность родителей и невозможность водить детей на спортивные объекты (7,2%).
  5. Затруднились ответить (5,3%).

Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии доступных для школьников секций по месту жительства, что не позволяет ни детям, ни подросткам и молодежи не только реализовать себя через спорт, показать свои спортивные достижения, но и просто удовлетворить свою потребность в двигательной активности. Предполагаемая неудовлетворённость реализации потребности в двигательной активности, в свою очередь, вполне очевидно влечет к повышению заболеваемости детей г. Челябинска. Ведь по статистическим данным [2] на 2014 год в Челябинской области было 657 тыс. жителей в возрасте от 6 до 15 лет. По данным министерства спорта Челябинской области [11], на Южном Урале функционируют 3798 спортивных клубов, в которых занимаются 52,6 тыс. воспитанников, в 429 спортивных секциях и школах занимаются 69,3 тыс. воспитанников. Из приведённых цифр мы видим, что более 81,5% данной категории населения не занимаются физической культурой. А ведь именно в школьном возрасте закладываются и здоровье человека, и его мотивация к здоровому образу жизни.

Следовательно, мы имеем парадоксальную ситуацию. Как дуализм, словно двуликий Янус, рост ежегодного объема средств областного бюджета для реализации государственных программ в области развития физической культуры и спорта Челябинской области положительно не повлиял на здоровье обследуемых нами детей г. Челябинска. На фоне наших исследований отрицательная динамика здоровья детей г. Челябинска в истекшее десятилетие подтверждена фактически всеми учёными, труды и печатные работы которых мы проанализировали. Значит, что-то делается не так, не в том направлении, имеющиеся идеи балансирования роста финансирования программ в области развития физической культуры и спорта Челябинской области и улучшения здоровья детей г. Челябинска не работают.

Более того, проанализировав смету подпрограммы Челябинской области «Развитие физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений» на период 2015-2017 гг. [11], мы видим, что на развитие спорта высших достижений ежегодно из 1,171 млрд рублей уже расходуется 872 миллиона рублей, и лишь остаток распределяется на развитие массового спорта. Причем 111496,7 миллиона рублей из оставшихся 200 миллионов рублей расходуется на организацию и проведение областных комплексных спортивных, массовых и физкультурных мероприятий. Остальная часть этих же денег примерно равными долями направляется на финансирование межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований среди различных категорий и групп населения, участие спортсменов и сборных команд по видам спорта во всероссийских и международных спортивных соревнованиях в соответствии с единым областным календарным планом. Сказанное также даёт основание полагать, что представленные выше результаты и их обсуждение ставят под сомнение оздоровительную направленность распределения финансовых средств при реализации государственных программ в области развития физической культуры и спорта в Челябинской области.

Выводы. Проблема регулирования развития сферы физической культуры и спорта в Челябинской области должна решаться с учётом не только специфики развития территорий, но и динамики здоровья подрастающего поколения. Такое понимание дел в очередной раз актуализирует проблему обновления концепции государственного регулирования развития сферы физической культуры и спорта на Южном Урале.


Библиографическая ссылка

Сидельников А.Н., Елисеев Е.В., Кокорева Е.Г. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ: ДВУЛИКИЙ ЯНУС 2000-2015 ГОДОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26048 (дата обращения: 18.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252