Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СОВРЕМЕННОЕ ПОРТФОЛИО МАГИСТРАНТА - ЧАСТЬ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Черданцев В.П. 1
1 ФГБОУ ВО Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова
Одной из основных задач высшей школы в настоящее время является повышение качества подготовки магистрантов. Это определяет необходимость применения инновационных методов и приемов обучения, наиболее приемлемых форм оценивания достижений обучающихся. Для повышения научной активности необходимо внедрение эффективного метода самооценки, самоорганизации и саморазвития магистрантов в вузовской, а позднее в профессиональной среде. Анализируя теорию и практику отечественного и зарубежного образования, можно сделать вывод, что более результативным и развивающимся инструментом, который позволяет магистранту осуществлять самооценку результатов научно-исследовательской деятельности, является портфолио его достижений. Целью портфолио выпускника является оценивание формирования общих и профессиональных компетенций, образовательной и профессиональной активности магистранта, а также развития его личностного роста и самостоятельности. Именно этот документ максимально раскрывает перспективы, способности, творческий потенциал и успешность будущего специалиста. Портфолио по праву считается официальным документом, который, как и диплом об образовании, может повлиять на дальнейшее трудоустройство и карьеру магистранта.
профессиональные компетенции
образование
саморозвитие
самооценка
самоорганизация
магистрант
портфолио
самоотчет
мотивация
официальный документ
карьера
информация
достижения
вакантная должность
электронное портфолио
профессиональная среда
научно-исследовательская деятельность
1. Лапшина В.С. Портфолио как форма оценки научно-педагогической практики студентов-магистров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – № 11 (Ноябрь). – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12149.htm.
2. Смолянинова О.Г. Использование технологии е-порфтолио в высшем образовании в Российской Федерации // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 9. – С. 65–77.
3. Терентьев В. Что такое портфолио студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/user/664283/page/portfolio-studenta-eto (дата обращения 02.01.17).
4. Черданцев В.П., Васенина Т.И. Самостоятельная работа студентов как способ формирования основных компетенций будущего специалиста [Текст] /В.П. Черданцев, Т.И. Васенина // Материалы научно-практической конференции ученых, аспирантов и студентов «Коммерческая деятельность как основа инновационного развития АПК», посвященной юбилею кафедры коммерции и маркетинга в АПК Пермской ГСХА. – 2010. – С.80-85.
5. Черданцев В.П., Андруник А.П. Роль бизнес коммуникаций в современных тенденциях управления персоналом организации [Текст] /В.П. Черданцев, А.П. Андруник// Материалы Международной научно-практической конференции «Лингвистические чтения – 2015. Цикл 11. Языковая толерантность как фактор эффективности языковой политики». Пермь, 13 ноября 2015. – С. 520-530.
6. Электронное портфолио студента как один из инструментариев оценивания формируемых компетенций. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mylektsii.ru (дата обращения 02.02.17).

В современной жизни прочное место в лексиконе людей заняло слово «портфолио». Но далеко не все понимают, что же это такое, и зачем оно нужно? Портфолио – это форма оценки достижений людей, их характеристика. Портфолио происходит от англ. portfolio – портфель или папка для документов. В принципе, так оно и есть, а его наполнение отличается в зависимости от того, кому принадлежит эта «папка», от того, к какой сфере деятельности принадлежит предоставивший его человек. Например, портфолио фотографа или дизайнера совсем не похоже на портфолио тренера, предлагающего курсы, лекции, тренинги, или магистранта вуза.

Одной из основных задач высшей школы в настоящее время является повышение качества подготовки магистрантов. Это определяет необходимость применения инновационных методов и приемов обучения, наиболее приемлемых форм оценивания достижений обучающихся. Для повышения научной активности необходимо внедрение эффективного метода самооценки, самоорганизации и саморазвития магистрантов в вузовской, а позднее в профессиональной среде. Анализируя теорию и практику отечественного и зарубежного образования, можно сделать вывод, что более результативным и развивающимся инструментом, который позволяет магистранту осуществлять самооценку результатов научно-исследовательской деятельности, является портфолио его достижений [1].

Если рассматривать сферу образования, портфолио является относительно новым явлением. Возможности его использования начали изучать в последние несколько лет. Изначально идея формирования портфолио в образовании вошла в образовательные системы Великобритании и Новой Зеландии в 1970-х гг., а с 1990-х гг. она распространяется на вузовское образование по всему миру [3].

Целью портфолио выпускника является оценивание формирования общих и профессиональных компетенций, образовательной и профессиональной активности магистранта, а также развития его личностного роста и самостоятельности.

Портфолио решает такие важные задачи, как:

• демонстрирует процесс осмысления обучающимися собственного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки;

• формирует ключевую компетенцию «профессиональное саморазвитие», ориентированное на развитие способностей к самоанализу, самоорганизации, самооценке и рефлексии;

• поддерживает и стимулирует мотивацию магистрантов;

• поощряет их активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения;

• развивает умения рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности;

• формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

• содействует индивидуализации (персонализации) образования обучающегося;

• закладывает дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Создать данный документ может не только выпускник магистратуры, но и студент-первокурсник. Это позволит ему не только планировать и корректировать будущее, но и способствует следующим переменам: усиление мотивации и определение целей для дальнейшей учебы; стремление к повышению конкурентоспособности; стимулирование к повышению квалификации; способность самостоятельно оценивать профессиональные компетенции других специалистов [3]. Портфолио обязательно должно реализовываться на практике и в конкурентной среде. Кроме того, при правильном и грамотном его составлении должно содержать максимум информации о претенденте на вакантную должность (рисунок).

Проблемы внедрения технологии портфолио

Именно правильно составленное портфолио максимально раскрывает перспективы, способности, творческий потенциал и успешность будущего специалиста. Оно по праву считается официальным документом, который, как и диплом об образовании, может повлиять на дальнейшее трудоустройство и карьеру выпускника.

Однако многие выпускники относятся к данному вопросу поверхностно, а составляя этот важный документ, допускают неточности и ошибки. А ведь портфолио – это визитная карточка каждого выпускника, основная цель которого – знакомство с личностными качествами и достижениями магистранта, обучающегося на том или ином вузе. Так что относиться к его оформлению нужно очень ответственно, а может быть обратиться за помощью профессионалам, чтобы в дальнейшем не повредить перспективе роста.

Портфолио, по сути, познавательный и правовой документ, имеющий свою структуру, последовательность и стандарт оформления. Поэтому очень важно составлять его грамотно, избегать не только грамматических, но и грубых речевых и морфологических ошибок. Это может испортить впечатление о претенденте.

Профессионально составленное портфолио позволяет оценить знания и умения магистранта, его способность конкурировать, оценить профессиональные компетенции, мотивацию, а также поможет будущему специалисту повысить рейтинг при выходе на рынок труда. Портфолио магистранта – это информация обо всех его достижениях за весь период обучения в вузе. Оно, прежде всего, должно содержать систематизированный список всех заслуг магистранта вуза. Подходить к его составлению необходимо творчески, но оно должно быть обязательно подкреплено фактами. Это может быть портфель документов на бумажном или электронном носителе в виде презентации, представленной фотографиями, копиями документов, выписками [4]. Разделы портфолио должны быть четкими и лаконичными, они подкрепляются достоверными фактами из учебного процесса и практики.

Структура стандартного портфолио выглядит следующим образом:

- личная информация: включает имя, адрес, телефон, электронный адрес, семейное положение, предыдущий опыт учебы или работы, другие личные данные;

- учебные достижения: фактические копии зачетной книжки, где представлена учебная деятельность магистранта, его экзаменационные отметки, а также независимая от учебного заведения информация о его прошлых академических успехах (например, копии сертификатов, подтверждающих достигнутый уровень образования);

- личные достижения: в этой рубрике представляются копии наград, почетных грамот, а также документы, подтверждающие достигнутый магистрантом уровень, общественный статус, положение;

- опыт работы: перечисляется опыт работы магистранта, как оплаченной, так и добровольной;

- внеучебная деятельность: в данной рубрике представляется задокументированная деятельность магистранта и его вклад, внесенный в клубы по интересам, общественные организации, кружки по интересам;

- специальные навыки, интересы и таланты : в этой рубрике перечисляются и приводятся материалы о любых специальных навыках, талантах магистранта (например, в виде аудио- или видео-файлов);

- эссе: сочинение магистранта о своих планах, целях, стремлениях. Данная рубрика не обязательно должна включаться в содержание портфолио, она может быть составной частью рубрики «Личная информация» [1].

Портфолио (более простой вариант реализации) можно представить в следующем виде:

Образец оформления личной карточки

Фамилия ________________

Имя ____________________

Отчество _______________

Дата рождения __________

Шифр специальности ___________

Группа __________________

Контактная информация:

Тел. ______________

E-mail _____________

Период, за который представлены документы и материалы:

С _____ 20_ г. по _______ 20_ г.

Личная подпись студента __________

Раздел 1. Достижения в учебной деятельности

позиция

Учебная дисциплина, профессиональный модуль

Результат (оценка)

Учебная практика

   

Производственная практика

   

позиция

Учебная дисциплина, профессиональный модуль

Название работы

Результат (оценка)

Курсовая работа

     

Оригиналы или копии документов в хронологической последовательности, подтверждающие результаты деятельности (отзывы, характеристики, благодарности, аттестационные листы по практике и т.п.).

Раздел 2. Достижения в академии

позиция

Название мероприятия/ уровень

Название работы

Результат

Кружок в ОУ

     

олимпиада

     

конкурс

     

Участие в научной конференции

     

Гранты, премии, стипендии

     

 

Оригиналы или копии документов в хронологической последовательности, подтверждающие результаты деятельности (свидетельства, дипломы, грамоты, благодарности, публикации и т.п.). Уровни мероприятий: группа, образовательное учреждение, городской, областной, межрегиональный, всероссийский, международный.

Раздел 3. Достижения в спортивно-оздоровительной деятельности

Позиция

Название мероприятия

Уровень

Результат

Соревнования

     

 

Оригиналы или копии документов в хронологической последовательности, подтверждающие результаты деятельности (свидетельства, дипломы, грамоты, благодарности и т.п.).
Уровни мероприятий: образовательное учреждение, городской, областной, межрегиональный, всероссийский, международный.

Раздел 4. Общественная активность

Позиция

Название мероприятия

Уровень

Результат

Участие в самоуправлении студентов

     

Участие в художественной самодеятельности

     

Участие в работе агитбригад

     

Другие проявления социальной активности

     

 

Оригиналы или копии документов в хронологической последовательности, подтверждающие результаты деятельности (свидетельства, дипломы, грамоты, благодарности и т.п.).

При рассмотрении кандидатуры на вакантную должность во внимание принимаются все виды портфолио, которые может предоставить претендент.

Например:

- портфолио документации – документ, который содержит в себе ряд документов, свидетельствующих о достижениях магистранта в период обучения. Это могут быть зачетные книжки, удостоверения о присвоении квалификации, диплом о получении второго образования и прочее;

- портфолио показательный – содержит в себя лучшие работы магистранта;

- портфолио процесса – отражает участие магистранта в различных процессах (учебных, исследовательских, творческих и других);

- портфолио-коллектор – информация, содержащая ксерокопии публикаций, списки литературы, различные материалы, необходимые для выполнения научной работы;

- портфолио оценочный – документ, содержащий всю необходимую информацию, которая подчеркивает квалификацию магистранта, позволяет делать выводы о его знаниях и способностях;

- портфолио отзывов – содержит характеристику магистранта преподавателями, поощрения, полученные им во время обучения в вузе за успешно выполненную работу;

- портфолио достижений – здесь отражаются заслуги магистранта за обучение в вузе, отзывы, благодарственные письма, публикации, грамоты, лучшие проекты и прочие подтверждения знаний магистранта.

Любой из этих видов портфолио отражает общественную деятельность и интеллектуальную сферу магистранта, поэтому очень важно подойти к этому документу ответственно и серьезно.

Но наиболее эффективной и широко применяемой формой портфолио в настоящее время выступает электронное портфолио (web-портфолио). Оно позволяет магистрантам более широко представлять свои научные успехи и достижения. Электронное портфолио достижений магистрантов можно охарактеризовать следующими особенностями:

- структурированность и гибкость – это дает возможность его модификации при необходимости;

- гипертекстовая технология построения, которая обеспечивает реализацию связи между всеми компонентами портфолио;

- коммуникативная направленность – позволяет магистрантам на базе портфолио осуществлять информационное взаимодействие [2].

Электронное портфолио позволяет не только сохранять информацию, но и оперативно вносить в него все необходимые изменения и дополнения. Это очень важно, поскольку позволяет работать с материалами электронного портфолио на протяжении всего периода обучения. Электронное портфолио достижений магистрантов, представляющее собой web-сайт, позволяет использовать его для хранения результатов научно-исследовательской деятельности, оперативно его обновлять и совершенствовать.

Структура электронного портфолио представляет собой своеобразный ориентир возможных видов научной активности магистрантов, имеет важное значение в подготовке магистров в рамках образовательного процесса, а также способствует дальнейшему профессиональному росту на рынке труда [6].

Но не всем магистрантам в период обучения необходимо составлять портфолио. Как показывает многолетняя практика, необходимость в оформлении данного документа возникает в следующих случаях:

1. Появилась перспективная работа, которую магистрант может совмещать с учебой. В этом случае работодателю понадобится портфолио для более близкого знакомства со своим новым сотрудником. В этих случаях акцент ставится на заслугах и достижениях обучающегося, процесс обучения здесь желательно не затрагивать, чтобы избежать лишних вопросов о возможности совмещать в дальнейшем учебу с работой.

2. Магистрант в период обучения занимается научной деятельностью. Грамотно и лаконично составленное портфолио пригодится в дальнейшем для того, чтобы запатентовать свое изобретение и опубликовать его в научных изданиях.

3. Преподаватели составляют портфолио при подготовке магистранта к участию в олимпиаде, конкурсе, гранте.

Существуют и другие сферы жизни и деятельности, где требуется портфолио. Важно понимать, что оно отражает не повседневную жизнь магистранта, а его научные и творческие достижения в период обучения в высшем учебном заведении. Этот документ упрощает поиски работы, а также облегчает собеседование и позволяет работодателю более объективно оценить соискателя. Именно поэтому стоит со всей серьезностью отнестись к составлению портфолио, чтобы произвести впечатление на своего будущего работодателя [5].


Библиографическая ссылка

Черданцев В.П. СОВРЕМЕННОЕ ПОРТФОЛИО МАГИСТРАНТА - ЧАСТЬ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26040 (дата обращения: 19.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074