Стратегия развития информационного общества предусматривает развитие новых информационных технологий, призванных в том числе повысить эффективность системы российского образования. На современном этапе деятельности вуза информационная среда из средства предоставления доступа к необходимой информации превращается в обязательный компонент инфраструктуры управления университетом с совокупностью необходимых интеллектуальных сервисов.
Сетевая инфраструктура вуза – это среда информационного взаимодействия, дающая возможность реализовать свои образовательные потребности бакалаврам, магистрантам и аспирантам. Данные технологии информационного взаимодействия между обучающихся и поставщиками образовательных услуг обеспечиваются специальными аппаратными и программными средствами. Комплекс сетевого взаимодействия в образовательной системе включает в себя не только средства коммуникаций между людьми (электронная почта, чаты, форумы, видеоконференции и т.п.), так и средства доступа к информационным обучающим ресурсам: внешним и внутренним. Без них «невозможно представить организацию управления и обучения в современном вузе» [4, с.166].
В информационном обществе сетевые технологии оказывают мощное влияние на конфигурацию образовательной среды технического университета, так как динамично развивающаяся IT-отрасль диктует появление новых образовательных потребностей и реализацию новых методологических возможностей. В результате этого влияния возникают инновационные модели обучения, в рамках которых непременно модифицируются роли преподавателей и студентов, отличающиеся от установленных в традиционной модели.
Применение информационно-образовательной среды в педагогической модели построения образовательной траектории позволяет обеспечить высокое качество образования, в том числе и многоуровневого технического образования, так как электронное обучение «позволяет спроектировать удобную и гибкую образовательную среду без пространства, расстояния или ограничений по времени» [1, с. 84].
С точки зрения разработчика информационная среда вуза представляет собой объединение сетевой инфраструктуры, корпоративных данных, программ и пользователей среды. Большинство задач, стоящих перед разработчиками информационной среды, связаны со словом интеграция: интеграция информационно-технических подразделений, интеграция сетевой инфраструктуры вуза, интеграция данных, интеграция приложений, интеграция бизнес-процессов, пространственная интеграция (интеграция филиалов) [5, с. 370].
Педагогическая система электронного обучения построена на реализации учебного процесса, построенного на применении информационно-коммуникационных технологий в образовательной среде (online-платформы для совместного изучения, цифровой библиотеки, материалов в электронном формате (аудиовизуальных, интерактивных), Интернет и интернет-сообществ, социальных сетей). Данные технологические ресурсы расширили диапазон своего применения все больше в инженерном образовании, как платформа реализации инфокоммуникационного пространства как между обучающимися и педагогами, так и непосредственно между студентами.
В новом информационном обществе телекоммуникационная инфраструктура электронного обучения является основным компонентом организации всех видов деятельности образовательного учреждения высшего образования: средой разработки, хранения и распространения образовательных ресурсов, платформой реализации интерактивных обучающих ресурсов и средствами организации доступа к ним. Развитие информационной среды позволяет рассматривать «informal learning», как часть педагогического процесса и педагогический ресурс в системе непрерывного образования, т.е. развития образования за пределами стандартной образовательной среды (индивидуальная познавательная деятельность; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде).
Таким образом, исследование педагогических технологий системного введения электронных форм обучения не только в заочную, но и в очную форму многоуровневого технического образования, позволяет акцентировать внимание на определенных аспектах формирования сетевого образовательного пространства и проектирования педагогической среды:
- содержание образовательного процесса;
- модернизация дидактических технологий;
- интеграция информационных и коммуникационных технологий;
- использование образовательного потенциала информационных ресурсов.
При этом Social Software (социальное программное обеспечение), позволяющее посредством соответствующих типов коммуникаций закладывать основы социальной архитектуры различных сообществ, «не только учитывает специфику социальных взаимодействий, но и способствует возникновению и развитию новых форм социальных взаимодействий в области профессионального образования через сеть Интернет» [3].
С точки зрения развития информационной среды технического многоуровневого образования необходимо постепенно разрешать возникающие как технологические, так и методологические проблемы на пути информатизации инженерного образования. Эти цели достигаются через эволюционное изменение методик преподавания инженерных дисциплин, разработку терминологического аппарата «электронной педагогики», проблемы оптимального состава учебно-методических комплексов и т.д.
Сформулируем некоторые проблемы электронной педагогики, которые актуальны, с точки зрения А.А. Андреева [2, с.116], на современном этапе развития образования:
- становление и развитие теоретической базы, в том числе терминологического аппарата;
- виды и методики проведения электронных занятий, в том числе дистанционные и виртуальные лабораторные практикумы;
- дидактические свойства инструментов (программных средств и сервисов Интернета);
- формы представления учебных материалов для изучения в информационно-образовательной среде;
- подготовка студентов и преподавателей к эффективному овладению технологий электронного обучения;
- обеспечение качества электронного обучения и его оценка;
- нормативно-правовое обеспечение электронного обучения.
Практика ряда технических университетов, например в США, все шире базируется на так называемой PLM-методологии (Product Live Сycle Management) на основе CAD/CAE/CAM программно – системной поддержки в структуре жизненного цикла изделий, объединяемой концепцией так называемого параллельного инжиниринга – CE (Concurrent Engineering). Этой концепции организации учебного процесса, в известной степени, можно поставить в соответствие более известную в России концепцию деятельностного подхода [3, с.73]. Основой его является моделирование процедур деятельности в методической организации учебного процесса.
Проведенный анализ зарубежных публикаций позволил выявить ключевые аспекты «диссонанса» информационной среды и педагогического процесса со стороны разрабатываемых и применяемых информационных сред:
- фокус на контенте (содержании);
- отсутствие сильной методологически построенной педагогической компоненты;
- концентрация на традиционной модели педагогического процесса;
- комбинация различных педагогических инструментов в ущерб применению «лучших педагогических практик»;
- отсутствие ориентированности на удовлетворение потребностей работодателя с точки зрения различных предметных областей.
В данном аспекте ключевым является тезис о том, что основные инструменты, технологии, информационная среда образовательной парадигмы инженера и студента должны быть идентичны, т.е. должно существовать некоторое равенство и сопоставимость профессиональной и образовательной информационных сред, что инициирует необходимость разработки, апробации и внедрения новых подходов к методике преподавания профессионально-ориентированных дисциплин с использованием информационных технологий.
Стремительные темпы развития информационных технологий, их программного и аппаратного обеспечения часто приводят к тому, что созданные в вузах специализированные центры (профильные кафедры) информационных технологий не успевают синхронизировать свою деятельность с инженерными кафедрами, так как отсутствует механизм передачи инновационного опыта деятельности.
На фоне постепенного улучшения положения с оснащением образовательных учреждений вычислительной техникой наблюдается некоторое «отставание» информационного обеспечения учебного процесса, что снижает эффективность использования аппаратной части, тормозит включение преподавателей в развитие электронного обучения.
Основные проблемы, которые возникали при внедрении в ГГНТУ электронных форм обучения, имели вектор направления в следующих позициях: отсутствие выработанной в вузе стратегии электронного обучения; спонтанно принимаемые административные решения без учета реальных возможностей как с технической, так и с педагогической точки зрения; непродуманность формируемой инфраструктуры; несовершенство электронной информационно-образовательной среды; отсутствие целостной нормативной базы, регламентирующей данные формы обучения; слабый уровень использования электронных обучающих ресурсов в учебном процессе и др.
Разработка и внедрение в учебный процесс вузов сетевых образовательных программ на современном этапе осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов высшего образования и научно-техническими программами, в выполнении которых принимают участие учебные заведения, региональные центры информатизации и научно-исследовательские организации, занимающиеся проблемами информатизации образования.
Современные тенденции глобальной информатизации как системы образования, так и всех сфер жизни, диктует техническим вузам непреложный факт необходимости реализации интенсивных систем повышения квалификации преподавателей инженерных дисциплин в области информационных технологий. Высокий уровень компьютерной грамотности преподавателей вуза позволит улучшить качество подготовки специалистов и даст преподавателям широкие возможности для своего профессионального развития.
Для реализации научного подхода к системам электронного обучения в университете ГГНТУ был создан специальный научный отдел инновационных образовательных технологий (НОИОТ), являющийся «мозговым центром» выработки концептуальных решений по инженерной педагогике. Основные задачи НОИОТ имеют диапазон – от проведения научных исследований в области технологий и педагогики электронного обучения, до формирования профессионального сообщества преподавателей, активно использующих дистанционные технологии, которые участвуют в выработке практических рекомендаций по методикам формирования электронных обучающих ресурсов.
Внедрение в университетскую деятельность инфраструктуры сетевого обеспечения управляемого доступа студентов к образовательным информационным ресурсам, как созданным в ГГНТУ, так и размещенным в сети Интернет, позволило создать реальную альтернативу стихийному поиску студентами информации в Интернет, отчасти не соответствующей требованиям образовательных программ.
Университетские информационные ресурсы, обеспечивающие методическую поддержку образовательного процесса, реализуются на различных уровнях иерархии: от личных страниц преподавателей до информационных хранилищ, расположенных на дистанционной обучающей платформе. Особое внимание также уделяется в системе отбору и организации доступа к внешним научно-образовательным информационным ресурсам, подключение к которым обеспечивает комфортное предоставление качественной и полноценной учебной информации (do.gstou.ru).
На сегодняшнем этапе развития системы электронного обучения в ГГНТУ приоритетной задачей, обозначенной в «Концепции развития инновационных образовательных технологий в ГГНТУ (2015–2020 гг.)», выделена необходимость обеспечения учебного процесса высокотехнологичными электронными ресурсами. Электронные обучающие ресурсы, разрабатываемые НОИОТ (виртуальные лабораторные работы, практикумы, видеолекции, и др.), сопровождаются методической поддержкой соответствующих кафедр. При этом разработка электронных учебных ресурсов, презентаций, тестовых материалов реализуется непосредственно самим преподавателем, обеспечивающим прохождение обучения студентов по своей дисциплине.
Внедрение сетевой образовательной платформы в университете позволило «уйти» от классического учебника и задачника, осуществив переход к интерактивному электронному учебнику и практикуму, презентациям и видеолекциям по темам курса, электронным тестам (в том числе и для самоконтроля), к дополнительным учебным материалам, размещенным в открытых образовательных ресурсах.
С целью переноса «обычных» элементов учебного процесса в информационную среду в ГГНТУ была разработана система стандартов (стандарт на учебно-методическое обеспечение дисциплины, стандарт на оборудование учебной аудитории, регламент на применяемое программное обеспечение, организация доступа к информационно-образовательной среде вуза и мн. др.), формализованы общие регламенты, правила, шаблоны, мониторинг (работы профессорско-преподавательского состава, полноты и актуализации учебно-методического обеспечения и т.п.).
Одним из приоритетных направлений повышения эффективности инженерного образования является также организация сотрудничества и сетевого взаимодействия профильных вузов в рамках приоритетных направлений модернизации РФ. Технологии сетевых форм обучения позволяют в более быстрые сроки и с меньшими затратами сформировать базу высокопроизводительных электронных образовательных ресурсов. Кроме того, организация сетевых образовательных программ дает возможность реализовать виртуальные формы академической мобильности студентов. Этот вектор направления развития электронного обучения принят ГГНТУ в рамках вхождения в Консорциум нефтегазовых вузов России и с некоторыми вузами-партнерами ближнего и дальнего зарубежья. Привлечение к учебному процессу в ГГНТУ ведущих специалистов из вузов- партнеров с использованием сетевых технологий на основе телекоммуникаций, даст возможность в ближайшее время позиционировать нашему университету в системе международного открытого образования.
Информационно-образовательная среда электронного обучения ГГНТУ постоянно развивается на всех рассмотренных уровнях. В ближайшей перспективе мы связываем будущее этого цифрового обучающего пространства с внедрением «облачных» технологий и унифицированных интерфейсов, реализация которых позволит студенту полноценно сосредоточиться только лишь на содержании образовательного контента. В конечном итоге, цифровая среда обучения должна стать значимой эффективной частью системы электронных образовательных ресурсов РФ.
Библиографическая ссылка
Алисултанова Э.Д., Моисеенко Н.А., Бисултанова А.А., Дадашова А.С. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26030 (дата обращения: 05.12.2024).