Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДУХОВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ПЕДАГОГИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Матвеева А.И. 1 Сарапульцева А.В. 1
1 ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Статья посвящена актуальной в условиях современных реформ в сфере образования теме. Предметом анализа выступают духовная социализация молодых специалистов в системе образования современного российского общества. Авторы ставят целью раскрыть особенности духовной социализации педагогов «переходного» (демократического) адаптивного поведения. Основу исследования образуют аксиологический, диалектический, структурно-функциональный подходы. Результаты работы заключаются в том, что авторы, используя педагогически-философский аспект, раскрывают сущность процесса духовной социализации молодых специалистов в системе образования, показывают, что на первый план выходит личность молодого специалиста. Авторы утверждают, что на процесс духовной социализации педагогов влияют не только развитые педагогические компетенции, но и духовная любовь, социальная справедливость, духовная культура, совестливый труд. Результаты исследования могут быть применены в сфере педагогики, философии, органах управления в сфере образования.
адаптация
духовная социализация
социальный институт
современное российское общество
система образования
ключевые слова: молодой специалист
1. Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994. –704 с.
2. Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 592 с.
3. Матвеева А.И. Духовная социализация личности как проблема социальной философии [Текст]: автореф. дис. … д-ра филос. наук (09.00.11)/Матвеева Алла Ивановна; Челяб. гос. ун-т. – Челябинск, 2012. – 42 с.
4. Матвеева А.И. Социальная адаптация молодых специалистов в системе образования современного российского общества [Текст]: автореф. дис. … канд. социол. наук (22.00.06)/Матвеева Алла Ивановна; Урал. гос. тех. ун-т – УПИ. – Екатеринбург, 2005. – 24 с.
5. Матвеева А.И. Личность и общество: проблема социального и духовного взаимодействия: монография / А.И. Матвеева. – Казань: Изд.-во «Бук», 2016. – 166 с.
6. Рубинштейн С.Л. Проблемы обшей психологии. – М., 1976. – 424 с.

Духовная социализация молодого специалиста в системе образования современного российского общества является основой общего процесса личностной социализации, поскольку определяет духовно-нравственные и морально-этические ориентации индивида. Она представляет собой процесс духовной адаптации личности молодого педагога к уже имеющимся ценностным основаниям духовного и социального бытия; формирования на этой основе собственных мировоззренческих идеалов, принципов и убеждений личности, характеризующих ее внутренний мир; развития продуктивно-творческих способностей, обусловливающих актуализацию духовных ценностей в социальной практике. Образование – один из самых значимых и сложных институтов социализации, влияющих на формирование духовности [3, с. 15].

Эмпирико-социологическое исследование, посвященное исследованию специфики духовной адаптации, было проведено в сентябре-ноябре 2016 года.

Предметом исследования выступают парадигмальные, теоретико-практические основания релевантного анализа процесса духовной адаптации молодых специалистов в системе образования современного российского общества.

Анкетный опрос преподавателей ВУЗов, СПО, МОУ СОШ Свердловской области был проведён методом квотной и стратифицированной выборки. Квотная выборка представляет основные виды муниципальных бюджетных учреждений Свердловской области. Объектом выступили молодые специалисты Вузов, СПО и МОУ СОШ, всего 300 человек, из них преподаватели МОУ СОШ – 90 человек, преподаватели СПО – 100 человек и преподаватели вузов – 110 человек, в возрастной категории 20–25 лет. В ходе исследования было опрошено 68 % – женщин и 32 % – мужчин.

Таблица 1

Научная степень, наличие образования, повышение уровня образования респондентов (в % к числу ответивших)

Преподаватели

Научная степень

Образование

Обучение

Канд.

наук

Нет уч.степени

Высшее

Средне професс.

Аспи

рантура, докторантура

Магистратура

Второе

высшее

обр.

Повыш. квалиф.

ВУЗ

32

68

100

0

20

5

4

3

СПО

14

86

98

2

9

31

7

-

МОУ СОШ

3

97

94

6

3

12

5

10

 

Уровень образования педагогов достаточно высок (табл. 1), это объясняется современными требованиями к работникам данной сферы, как со стороны работодателей, так и со стороны государства.

По данным исследования можно сделать вывод о том, что в Вузах, СПО и МОУ СОШ работают в основном преподаватели со стажем от 1 лет и более. Эти данные говорят об осознанном выборе преподавателями рода своей деятельности.

Молодым специалистам было предложено продолжить фразу, выбрав один из вариантов ответов на вопрос: «Духовная социализация – это единый процесс …»

61 % молодых специалистов вузов процесс духовной социализации рассматривают с философской точки зрения, через актуализацию духовных ценностей, это объясняется более высоким уровнем образования. Преподаватели СПО – 60 % и МОУ СОШ – 74 %, к процессу духовной социализации подходят более с практической точки зрения, как формированию собственных мировоззренческих идеалов, характеризующих внутренний мир личности педагога. Процесс духовной социализации молодого специалиста как духовным приспособительным процессам педагога к уже имеющимся основаниям бытия выбрали незначительное количество респондентов.

Молодой педагог, образовываясь сам и образовывая других в системе современного школьного образования, функционирует, опираясь на множество невидимых ему законов «возрастания», так как его карьерный, профессиональный, социально-психологический рост постоянно должен совершенствоваться, не теряя личностную суть и стремление к духовным ценностям.

Таблица 2

Какие наиболее важные законы «возрастания» влияют на процесс духовной социализации молодых специалистов в системе образования (в % к числу ответивших)

Ранг

Законы возрастания

ВУЗ

СПО

МОУ

СОШ

1

Духовного роста

68

54

65

2

Универсального профессионализма

66

50

54

3

Интеллектуальной потребности

43

32

39

4

Самообразования

39

31

34

5

Профессионального интеллекта

38

29

31

6

Информационных знаний

15

21

19

 

Наиболее важным для процесса духовной социализации является духовная составляющая личностного роста молодых специалистов, что не может не вызывать приятного удивления, зная возрастную категорию опрошенных респондентов (табл. 2).

Процесс духовной социализации молодого специалиста в системе образования необходимо изучать сквозь междисциплинарные связи педагогики, философии (т.к. духовность – это философская категория) и социологии, а также в прямой зависимости от специфики педагогического труда. На успешную карьеру молодых специалистов влияет несколько факторов: 1) наличие педагогических способностей у молодого специалиста и желание их развивать; 2) присутствие индивидуального педагогического стиля в деятельности молодого специалиста и глубины его духовного содержания; 3) коммуникативные умения; 4) знание характера адаптивного поведения; 5) умение подстраиваться под государственные требования к системе образования; 6) уровень корпоративной культуры учебного заведения; 7) тип адаптивного поведения коллег; 8) реальное социально ролевое ожидание от роли школьного учителя.

Для успешного прохождения процесса духовной социализации молодым педагогом в системе образования необходимо, чтобы он обладал незаурядными общими и специальными способностями. Духовное общение является одной из самых сложных сторон педагогического процесса. Духовное общение педагога непосредственно связано с социальной справедливостью, как духовно-нравственной нормой человеческих отношений [3, с. 20]. Одним из важных качеств, которым необходимо обладать каждому молодому специалисту, – умение организовать длительное и эффективное взаимодействие не только с учениками, но и с родителями, коллегами, администрацией. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога, на самом деле в основе такого взаимодействия лежит «духовная любовь». В.С. Соловьев, И.А. Ильин и С.Л. Франк рассматривают любовь как энергию, направленную на значимость другого, как отношение, в котором происходит совпадение противоположного, как высшую ценность. Духовная любовь – это особое свойство личности. Она не исчерпывается ситуациями, когда свое Я совпадает с Я другого. Духовная любовь есть обретение своего Я в другом Я [3, с.16]. Духовная любовь в данном аспекте выражается в духовном познании человеком других людей, духовном познании самого себя, правильном восприятии и оценивании ситуаций общения, умении вести себя по отношению к людям, как по отношению самого себя. Проявление духовной любви, молодому педагогу в системе образования невозможно быть без наличия высокого уровня духовной культуры. В современных педагогических реалиях все больше и больше внимания уделяется уровню духовной культуры педагогов, так как во времена экономического кризиса родители, учащиеся и коллеги становятся менее стрессоустойчивыми. Повышение уровня духовной культуры, стремление к высшим ценностям помогают молодому специалисту легче социализироваться в системе образования современного российского общества. Педагогический труд, в силу своей специфики, это, прежде всего, духовный труд, который является основой процесса духовной социализации личности молодых педагогов.

Более 78 % – преподавателей вузов, 61 % – преподавателей СПО, и 63 % – преподавателей МОУ СОШ, считают, что духовному труду практически нельзя научить студента вуза, так как можно научить педагогическому мастерству, основам педагогики, образовательным и воспитательным методикам. Стремление к проявлению духовной любви, повышению уровня духовной культуры – это все выражение духовного труда, так необходимого в процессе духовной адаптации молодых педагогов.

Всем известный факт, что характер духовной социализации молодых специалистов в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально культурными особенностями [5, с.58]. В условиях реформирования системы образования российского общества молодые специалисты ВУЗов, коллежей и школ сталкиваются с ломкой социально ролевых стереотипов. В университетах и аспирантурах им внушали классические педагогические теории, которые в большинстве случаях не работают на практике. Молодые педагоги логикой истории призваны продолжать своё «развитие» на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, а также, вынуждено находясь в стадии духовной социализации, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки рецидивам, возникающим у них со «старым поколением педагогов», «их попыткам реставрировать прошлое» [1, с.102]. В ВУЗах, СПО, МОУ СОШ страны работают в основном старшее поколение педагогов, со своими привычками, взглядами на жизнь, свойственным им адаптивным поведением тоталитарного типа, характеризующимся доминированием социализации над адаптацией и приводящее к кризису индивидуальной и групповой идентификации. Положение С.Л. Рубинштейна о двух способах жизни послужило методологической основой для выделения нами двух моделей адаптивного поведения молодых специалистов: модель тоталитарного типа, в основе которой лежит «первый способ существования человека», и модель «переходного» (демократического) типа, основанного на «втором способе жизнедеятельности» [6]. Поведение педагога с тоталитарным типом адаптивного поведения характеризуется более сдержанным поведением к нововведениям, классической школой преподавания, для них педагог – это «учитель – носитель информации», привыкшие работать по четко заданному алгоритму с учениками, родителями и коллегами. Духовность чужда тоталитарному режиму. Между тоталитарным адаптивным поведением и «пассивной формой адаптации», описанной Г.Е. Зборовским, можно провести аналогию. «Пассивная форма адаптации проявляется в «молчаливом» принятии норм и ценностей и безусловном подчинении им, хотя безусловно она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться» [2, с. 310]. В ходе опроса выяснилось, что данный тип адаптивного поведения выбрали 5 % – преподавателей ВУЗов, 11 % – преподавателей СПО и 19 % – преподавателей МОУ СОШ. Эти данные объясняются тем, что у преподавателей школ превалирует классическое педагогическое образование, полученное в государственных педагогических университетах и училищах (колледжах).

Большинство молодых специалистов определяет свое адаптивное поведение как переходное (демократическое). В отличие от педагогов тоталитарного адаптивного типа поведения, они воспринимают свою профессиональную деятельность в целом и способны к восприятию как традиций, так инноваций. Молодые специалисты переходного (демократического) типа адаптивного поведения предпочитают выступать в роли наставников, а не роли учителя-предметника (табл. 3). Именно роль наставника требует проявления духовной любви, социальной справедливости и духовного труда в педагогическом процессе. Процесс духовной социализации в системе современного образования (в силу специфики педагогического труда) наиболее легче проходят молодые педагоги с переходным типом адаптивного поведения. Молодым специалистам было предложено выбрать тип адаптивного поведения и соответствующие им роли «Учителя воспитателя» и «Учителя-предметника».

Таблица 3

Какая социальная роль лучше отражает представление молодых специалистов тоталитарного и переходного (демократического) типа адаптивного поведения об учителе (в % к числу ответивших)

Роль

Преподаватели переходного (демократического) типа адаптивного поведения

Роль

Преподаватели тоталитарного типа адаптивного поведения

Объём выборов

Объём выборов

I.Учитель-воспитатель

II. Учитель-предметник

Психолог

66

Проводник знаний

68

Наставник

66

Информатор

59

Актёр

66

Интеллектуал

38

Массовик - затейник

53

Исследователь

37

Организатор

33

Экспериментатор

25

Партнёр

27

Мыслитель

21

Друг

8

Стратег

15

Романтик

4

Популяризатор

9

 

Педагоги переходного типа (демократического) адаптивного поведения, при выборе социальных ролей на одну позицию поставили три ответа «Психолог», «Наставник», «Актёр» – 66 %. Выбор образов «Наставника» (66 %), «Проводника знаний» (68 %) «Информатора» (59 %) – характерен больше для педагогов тоталитарного адаптивного типа поведения. Они отводят себе доминирующую роль в педагогическом процессе и идентифицируют себя с педагогикой «прошлого». В роли «Массовика – затейника» видят себя 53 % молодых педагогов переходного типа, а эта тенденция объясняется появлением новых образовательных программ, требующих от педагога включения интерактивных элементов в образовательный процесс.

В современных реалиях в глазах общественности стремительно падает престиж работы учителя, поэтому самоидентификация молодых педагогов в процессе духовной социализации ведет к кризису их личностной идентичности. Молодых специалистов попросили ответить, что они понимают под кризисом самоидентификации, и в чем он, по их мнению, выражается. При построении двухмерного распределения не было выявлено влияния пола, возраста, стажа, типа адаптивного поведения, преподавателей ВУЗов, СПО, МОУ СОШ на их ответы, на данный вопрос. На первое место 81 % преподавателей поставили противоречия, возникающие между требованиями, предъявляемые спецификой педагогического труда и министерством образования (множество ненужных бумаг, в виде заполнения журналов и перепечатывания рабочих программ и т.п.). Второе место – 78 % респондентов, жаловались на нехватку опыта общения, как с руководителями, так и с родителями учеников и студентов. Такой высокий процент ответов указывает на нехватку педагогического опыта. Третье место – 65 % респондентов, как фактор, влияющий на кризис самоидентификации молодых специалистов в процессе духовной социализации, называют «потерю внутреннего самоуважения». Внутреннее самоуважение играет немаловажную роль в процессе духовной социализации молодых педагогов. Ничего так не повышают самооценку молодого специалиста, его мотивацию к духовному труду как отношение к его мнению в педагогическом коллективе. 60 % педагогов (а это высокий показатель) считают, что их мнение при решении педагогических вопросов имеет решающее значение (рисунок).

Считаются ли с Вашим мнением при решении производственных вопросов в педагогическом коллективе (в % от опрошенных по группе)

Уточним, что в процессе духовной социализации молодого специалиста в системе образования посредниками между адаптивной ситуацией и характером и спецификой приспособительной стратегии всегда выступают, с одной стороны, социально-психологический феномен и ценностные ориентации человека, а с другой – субъективная интерпретация адаптивной ситуации. Соответственно интегральное определение понятия «духовная социализация молодого специалиста в системе образования» с необходимостью должно учитывать интерпретативно-ценностные факторы и ситуативные условия процесса адаптации личности начинающего педагога. В данном случае становление духовной социализации молодого специалиста в системе образования современного российского общества характеризуется через оценку её духовной культуры (системы ценностных ориентаций субъекта духовной социализации) по степени ее проявления в личностно духовном – модусе объективированного духа (абсолютные ценности) и модусе объективного духа (ценности группового бытия – ценности народа, нации и т.п.). Перечисленные модусы выступают показателями активности молодого специалиста, направленной на воплощение его ценностей, и проявляются в социальной ответственности.

Духовная социализация молодых специалистов в системе среднего образования – сложный и многогранный процесс, который требует качественного междисциплинарного изучения.


Библиографическая ссылка

Матвеева А.И., Сарапульцева А.В. ДУХОВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ПЕДАГОГИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26025 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674