Процессы развития образования, внедрение новых образовательных стандартов обращают внимание учёных и педагогов-практиков на необходимость реализации инновационной деятельности, связанной с совершенствованием образовательного процесса, технологий и методов обучения и воспитания, а также оценки достижений обучающихся в инновационной образовательной среде. Одной из современных технологий оценки достижений обучающихся, основанных на использовании личностно ориентированного и компетентностного подходов, стала технология портфолио [6,7].
Как указывают многие авторы, портфолио в современном понимании является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося. Его применение позволяет решать задачи организации, планирования, осуществления и оценивания различных направлений деятельности обучающегося, реализуемой в рамках учебно-воспитательного процесса [1]. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности – учебной, исследовательской, творческой, социальной, коммуникативной, самообразовательной и является важным элементом педагогической системы, нацеленной на решение задач поддержания и стимулирования учебной мотивации обучающихся, развития навыков рефлексивной и оценочной деятельности, формирования умения учиться (ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность) и др. [1].
Технология портфолио, являясь достаточно новой, уже получила признание в образовательных учреждениях различных уровней. При этом современное направление развития данной технологии – это создание систем электронных портфолио, позволяющих в яркой и интерактивной форме представить значимые результаты обучающегося, его достижения в различных видах деятельности.
Электронное портфолио можно формировать как коллекцию электронных документов, оформленных в единое целое при помощи какого-либо средства накопления информации. При этом современный этап развития информационных технологий позволяет формировать такое портфолио на основе сетевых баз данных и интернет-технологий. Можно назвать множество различных способов создания интернет-портфолио обучающихся – от разработки своего сайта до создания коллекций ссылок на свои работы в виде интернет-закладок. Удобным способом создания учебных портфолио является использование специализированных веб-систем – Mahara, 4portfolio.ru, Pathbrite, PebblePad [9].
Так, Mahara представляет собой полнофункциональное веб-приложение, которое позволяет строить электронное портфолио обучающихся. Mahara – это платформа, на основе которой пользователи могут создавать свои собственные хранилища информации, объединяться в различного рода группы, вести блоги, обмениваться сообщениями, оставлять отзывы и др. [10].
4portfolio.ru – это социальная сеть и бесплатный конструктор сайта-портфолио, предназначенный прежде всего для российской системы образования. Зарегистрированные пользователи имеют возможность создавать коллекцию документов портфолио без привязки к конкретному образовательному учреждению. На портале реализован также функционал социальной сети, позволяющий общаться со своими друзьями, создавать и вступать в сообщества [3,8].
Pathbrite – это международный проект электронных портфолио школьников и студентов, которые первый раз в жизни ищут работу. Персональная страница на Pathbrite – это визуальная история приобретения знаний и опыта, фиксирующая личные достижения обучающегося. На ней можно публиковать грамоты и сертификаты о прохождении онлайн-курсов, фотографии, видеозаписи, эссе, примеры студенческих работ – всё, что позволяет составить представление об особенностях и творческом потенциале [4]. Pathbrite также обладает функционалом социальной сети – здесь возможно делиться учебными материалами, советоваться с однокурсниками и экспертами.
Еще одна популярная система электронных портфолио – это PebblePad. Она предназначена для поддержки личного планирования развития и возможности трудоустройства студентов [11]. Может использоваться также преподавателями и экспертами профессионального роста, обучения и преподавания, формирования оценок [2]. Как ранее рассмотренные системы, обладает функционалом социальной сети.
Как видим, в Интернете представлено много ресурсов, позволяющих вести разработку портфолио обучающихся. Наиболее известные из таких ресурсов обладают тем или иным функционалом социальной сети – позволяют настраивать личные взаимоотношения с другими пользователями системы портфолио, обмениваться сообщениями, выставлять рейтинги и др. Такая ситуация является вполне обоснованной – ведь само портфолио создается для презентации другим людям, получения их оценки, признания достижений автора портфолио в тех или иных личностно значимых ситуациях. Это позволяет говорить и об иной модели разработки системы портфолио, когда такой сервис создается в уже существующей социальной сети.
Модель социальной сети может служить основой для создания образовательного портала как центрального элемента информационной среды образовательной организации. Такой портал – это сайт, где представлены, прежде всего, обучающиеся и педагоги, имеются гибкие возможности их взаимодействия и совместной образовательной деятельности в виртуальной интернет-среде [5]. Социальная образовательная сеть школы или вуза, таким образом, может являться основой электронной информационно-образовательной среды, включать в свой состав многочисленные инструменты образовательного процесса. Одним из таких инструментов может стать система электронных портфолио обучающихся как часть социальной образовательной сети. Так как функцией любой социальной сети является реализация систем социальных взаимодействий её участников, система электронного портфолио позволит в лучшей степени реализовать такую функцию в аспекте решения образовательных задач.
Как указывает Н.С. Кравец, целевой аудиторией электронных портфолио могут быть: 1) преподаватели (анализ эффективности учебного процесса, измерение компетенций студентов); 2) коллеги обучающихся, родные, друзья (создание среды для повышения мотивации, повышения самооценки, поиска единомышленников); 3) потенциальные работодатели (самореклама, оценка профессиональных качеств, определение путей самосовершенствования). При этом само портфолио может содержать: 1) описания результатов обучения и достижений в виде официальных документов (оценки по дисциплинам, практике, результаты тестов, экспертные оценки и т. д.); 2) учебные и творческие работы обучающихся (тексты, графические материалы, медиаматериалы и др.); 2) информацию о субъекте портфолио (личные данные, цели, предпочтения, интересы, ценности, утверждения, комментарии и др.); 3) информацию организационного характера (информация о правах доступа, правах собственности и др.) [2].
С целью уточнения состава и способов использования электронного портфолио обучающегося в социальной образовательной сети нами было проведено исследование мнений представителей заинтересованных сторон. В исследовании приняло участие 58 человек – обучающихся, педагогов и представителей работодателей Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Участникам фокус-группы было предложено оценить разделы электронного портфолио по степени важности, дать оценку степени информативности и удобства размещения материалов различного типа, высказать своё мнение по организации доступа к электронному портфолио, выбрать способ организации обратной связи с обучающимся.
Так, отвечая на вопрос о степени важности тех или иных компонентов электронного портфолио, участниками фокус-группы было отмечено, что наиболее важными элементами являются те, которые показывают сведения по программе подготовки (профиль подготовки, список изученных дисциплин), опыт работы обучающегося (сведения о прохождении практик, работа в период обучения, волонтерская работа), а также внешнюю оценку его достижений (дипломы, грамоты, гранты, знаки отличий и др.).
На втором месте по степени важности оказалась группа элементов, характеризующих учебную успеваемость (рейтинг, оценки по экзаменам, посещаемость), а также научно-исследовательскую работу обучающихся (участие в конференциях, статьи, конкурсные заявки и др.).
Третьими по важности стали элементы – письменные учебные работы обучающегося (рефераты, курсовые работы, ВКР), а также отзывы работодателей (отзывы руководителей практик, рекомендации с места работы). Наименее важными в электронном портфолио были отмечены дополнительные информационные ресурсы обучающегося (сайт, блог и др.).
Распределение максимального балла ответа на вопрос о степени важности элементов представлено на рис. 1.
Рис. 1. Распределение элементов электронного портфолио по степени важности
По информативности и удобству размещения элементов электронного портфолио обучающихся ответы участников фокус-группы распределились так: в качестве самых простых и информативных способов были названы размещение текстовой информации на сайте, а также размещение видео через YouTube и аналогичные сервисы. Далее – размещение текстовых файлов (Word, PDF), онлайн-презентаций и иных сетевых медиаматериалов, а также файлов специальных форматов, таких, как Excel, PowerPoint, Visio и др. Наименее информативным и удобным для размещения в электронном портфолио были названы звуковые материалы (рис. 2).
Рис. 2. Распределение типов элементов электронного портфолио по информативности и удобству размещения
Полярные ответы были получены на вопросы о возможностях организации доступа к материалам портфолио. Так, было отмечено, что ко всем элементам портфолио всегда должен иметь доступ сам обучающийся. На втором месте и со значительным отрывом расположился ответ о том, что полный доступ к элементам портфолио должны иметь сотрудники деканата. По количеству ответов это совпало и с мнением о том, что такие сотрудники должны иметь доступ к электронному портфолио лишь по решению обучающегося.
Основная группа ответов участников опроса была связана с тем, что доступ к элементам портфолио должен предоставляться лишь по решению обучающегося. В таком режиме доступ, помимо как сотрудникам деканата, должен предоставляться преподавателям, работодателям, ученикам и их родителям (при устройстве на работу), а также всем пользователям Интернета. Исключением из описанных правил стали ситуации, которые говорят о том, доступ к студенческим портфолио преподаватели вуза могут получать по решению деканата, а также о том, что в открытый доступ к портфолио не должен предполагаться вообще (рис. 3).
Рис. 3. Организация доступа к элементам портфолио
В качестве основных средств обратной связи были названы электронная почта и телефон. Вариант организации обратной через внешние социальные сети (ВКонтакте и др.) разделил участников фокус-группы примерно на равные части (с перевесом в сторону, что такой вариант всё же предусматривать не стоит). Случай, когда в электронном портфолио публикуется домашний адрес обучающегося, был отвергнут большинством участников фокус-группы (рис. 4).
Рис. 4. Организация обратной связи через портфолио обучающегося
Таким образом, система электронного портфолио обучающихся является востребованным элементом информационной среды образовательной организации, естественным и органичным для социальной образовательной сети. Электронное портфолио позволяет показать значимые результаты подготовки обучающихся, их достижения в учебной, исследовательской, творческой, социальной и многих других сферах. Это требуется как для формальной оценки обучающихся, так и для создания особых условий самопрезентации в социальной сети, построения системы личных взаимоотношений, условий совместной творческой деятельности и дальнейшего обучения в электронной информационно-образовательной среде. Такие качества электронной информационно-образовательной среды позволяют вести речь о реализации инновационного подхода к реализации образовательного процесса, что востребовано в условиях совершенствования образования, внедрения новых стандартов, повышения требований к образовательным результатам.
Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 16-47-340969 «Разработка концепции социальной образовательной сети малокомплектных сельских школ на основе кластерного подхода».
Библиографическая ссылка
Сергеев А.Н., Черепахина Л.А. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СЕТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26023 (дата обращения: 05.12.2024).