Реформирование всех сфер жизнедеятельности современного общества, модернизация системы общего образования привели к необходимости выделения главного ориентира в становлении самостоятельной творческой личности. Таким ориентиром выступает непрерывный процесс социализации личности ребенка. Процесс социализации – это интегративный процесс, который включает в себя многие компоненты, результатом которого выступает личность, умеющая выполнять определенную деятельность, владеющая основными социальными ролями [3].
Актуальность проблемы развития у детей социально-адаптивных умений в условиях летнего детского оздоровительного центра связана с необходимостью разрешения следующих противоречий:
-между насущной потребностью современного общества в социально адаптированных детях и традиционными подходами учреждений дополнительного образования к вопросам развития социально-адаптивных умений младших школьников и подростков;
-необходимостью развития социально-адаптационных умений детей в системе дополнительного образования и недостаточной разработанностью данного процесса в педагогической теории и практике применительно к летним детским оздоровительным центрам.
Младший школьный и подростковый возраст является наиболее продуктивным и важным для развития социально-адаптационных умений, так как в этот период происходит вхождение в школьную жизнь, дети приобретают опыт социальных отношений со сверстниками, координируют собственные требования и притязания с реальными возможностями окружающей социальной среды, встречаются с проблемой социальной адаптации, которая закладывает базу их успешной интеграции в общество, социального самоопределения, самореализации, создает условия освоения новых социальных ролей [5,6].
Под социально-адаптационными умениями мы понимаем комплексные умения детей, которые позволяют ему сознательно выбирать тактики и стратегии общения, ориентированные на гармонизацию отношений с внутренней и внешней средой, самостоятельно выполнять посильные для него виды деятельности, гибко корректировать свои действия в зависимости от меняющихся социальных условий при педагогическом сопровождении взрослых [7].
В таблице 1 нами представлен комплекс социально-адаптивных умений детей, которые необходимо развивать у детей младшего и подросткового возраста [1,6].
Таблица 1
Комплекс необходимых социально-адаптивных умений детей
коммуникативные умения |
интерактивные умения |
перцептивные умения |
-умение слушать (активно и пассивно) и вслушиваться; -умение передавать информацию и принимать её с нужным смыслом и личностным отношением; -открыто предъявлять собеседнику свою позицию; -умение считаться с другим мнением; умение отстаивать свою точку зрения и убеждать других. |
-умение владеть позицией всех ролей: -умение сотрудничать; -умение организовывать коллективную-учебно-творческую деятельность; -умение решать конфликт и достойно выходить из него |
-умение понять коммуникативное состояние другого и себя; -умение сопереживать, поддерживать и сочувствовать; -умение быть внимательным и доброжелательным к другому; -умение правильно оценивать информацию и прогнозировать реакцию на свое поведение; -умение регулировать защитные механизмы детей. |
Нами выявлено, что одной из продуктивных форм, позволяющих эффективно развивать социально-адаптационные умения детей в условиях детского оздоровительного центра (ДОЦ), выступают часы общения. Они рассматриваются нами как форма воспитательного воздействия, которая направлена на организацию продуктивного, гуманистического по характеру общения детей и развитие социально-адаптивных умений [1, 3].
Часы общения направлены на выполнение нескольких функций, основные из которых:
1) просветительская функция – дает возможность расширить круг тех знаний детей, которые не нашли отражения в учебных программах, но могут содержать в себе информацию об общении, её значимости, коммуникативном потенциале человека, путях продуктивного общения детей;
2) ориентационная функция – способствует формированию у детей ценностных отношений к общению и социуму, к саморазвитию своего коммуникативного потенциала, к другому человеку и мнению другого партнера по общению; помогает оценивать взаимодействие детей с точки зрения продуктивности и достижения целей;
3) рефлексивная функция – призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального социального и адаптивного опыта детей в разных ситуациях общения со сверстниками; развитие у детей умений и навыков самооценки и самокоррекции своих поступков и ситуаций взаимодействия с другими детьми;
4) развивающая функция – направлена на диагностику и развитие у детей умений и навыков понимания, оценки, анализа, контроля ситуаций общения, своего коммуникативного потенциала и самих себя как субъектов коммуникации, взаимодействия и понимания других в общении [1, с.38].
В таблице 2 обозначены цели, задачи и примерные темы, рекомендуемые нами для часов общения с детьми в условиях летнего оздоровительного центра.
Таблица 2
Цели и тематика часов общения в условиях детских оздоровительных центров
I блок. Общие сведения об общении |
|
Цель |
Развитие общей культуры общения воспитанников |
Задачи |
1.Обучение детей ценить общение как социальной ценности 2. Развитие у детей умений различать функции, виды, цели общения. 3. Развитие у детей умений дружить, предотвращать застенчивость. |
Рекомендуемые темы |
1.Что такое общительность? 2. Поговорим о видах общения. 3.Умеешь ли ты дружить? 4. Из чего складывается общение? 4.Общительный ли ты человек? 5. А если мешает застенчивость? 6.Продуктивное общение и как его выстроить? . 7. Отдыхаем и общаемся. |
II блок. Общение как обмен информацией |
|
Цель |
Развитие у детей коммуникативных умений и навыков |
Задачи |
1.Обучие детей вести диалог, участвовать в дискуссии. 2. Развитие у детей умений выступать публично, задавать вопросы, убеждать, говорить грамотно. 3.Развитие у детей умений анализировать и развить умения слышать и слушать. 4. Развитие умений встраивать правильно обратные связи в коммуникации 5. Развитие толерантности в общении. |
Рекомендуемые темы |
1.Что входит в технику речи? 2.Рабатаем над дыханием, голосом, дикцией в разговоре 3.Зваешь ли ты правила дискуссии? 4.Насколько выразительна твоя речь? 5. Изучаем правила обмена информацией 8. Умеешь ли ты выступать публично? 10.Чем отличается умение слышать и слушать? 11.Учимся говорить одобрение товарищу 12. Есть ли у критика правила? 12.Как превратить комплимент в словесный подарок? 13. Что такое позитивный разговор? |
III блок. Общение как взаимодействие |
|
Цель |
Развитие у детей интерактивных умений и навыков |
Задачи |
1.Обучение детей сотрудничать. 2. Обучение детей понимать и управлять конфликтами. 2.Обучение детей организовывать коллективную деятельность. 3.Развитие у детей умений управлять отрицательными эмоциями. |
Рекомендуемые темы |
1. Умеем ли мы сотрудничать? 2.Учимся бесконфликтно взаимодействовать. 3. А если это конфликт? 4.Как и когда пойти на компромисс? 5.Уходим от воинственных поз. 6. Мир начинается с меня. 7. Как погасить агрессию? 8. Возьмем тайм-аут в общении. |
IV блок. Общение как понимание друг друга |
|
Цель |
Развитие у детей перцептивных умений и навыков |
Задачи |
1.Обучение детей ценить себя. 2.Обучение детей уважать другого в общении. 3.Развитие у детей умений сопереживать. 4. Развитие у детей умений понимать мимику, жесты, позы в общении. |
Рекомендуемые темы |
1.Самовыражение как отражение самооценки. 2.Чувство собственного достоинства в общении. 3.Умеем ли мы проявлять внимание и внимательность друг к другу? 4.Умеешь ли ты проявлять эмоции? 5. Как читать мимику другого? 6. Как поддерживать другого в общении? 7. Поддержи себя сам. 8.Сопереживать: что это значит? 9. Что означают позы? 10. Изучим жесты, это интересно. 11. Учимся научиться читать другого человека как книгу? |
Как видно из таблицы, часы общения можно условно разделить на четыре блока: общие сведения об общении; общение как обмен информацией; общение как взаимодействие; общение как понимание друг друга. В проведении часов общения в условиях ДОЦ можно выделить три основных этапа: подготовительный, рабочий и заключительный. Подготовительный этап включает в себя: подготовку и оборудование помещения; обеспечение внешних условий; моделирование предстоящей работы. Выбор места, где проводятся часы общения, следует по возможности исключить помехи, отвлекающие детей от происходящего в ходе занятий (это может быть лесная удаленная поляна, уютную обстановка в комнате отдыха детей).
Дети, активные участники образуют внутренний круг. В круги не должно быть более 7 человек. Остальные ребята, если отряд большой, могут быть в роли активных наблюдателей, хотя по мере необходимости вожатый может привлекать их к активной работе группы (упражнения, игры, методы диагностики). Последние рассаживаются, образуя внешний круг или полукруг. Такая посадка по кругу наиболее благоприятна, так как она дает участникам возможность видеть и слышать каждого, выбирать определенную ролевую позицию, равную со всеми, когда на занятиях отрабатываются умения и навыки, а ребята не нуждаются в непосредственном руководстве вожатого. Важно учесть, что активная группа внутреннего круга образуется по принципу добровольности и желания детей.
Рассмотрим особенности организации рабочего этапа. Он заключает в себе: разминку; основной этап; оценку результатов.
Задачу разминки можно свести к созданию благоприятного климата, настрой участников на совместную творческую работу в общении. Здесь широко используются игры и (или) игровые ситуации. Как показывает опыт, в таких играх с удовольствием участвуют ребята и младшего, и старшего подросткового возраста.
В качестве разминки рекомендуется применить здесь следующие приемы: поприветствовать друг друга, назвав лишь одно слово (или один жест, изменив мимику); вспомнить имена каждого из отряда; высказать друг другу комплимент; перечислить приятные, уважительные слова приветствия; определить ассоциации с предложенным предметом или явлением и др.
Основная часть рабочего этапа часа общения включает в себя: определение целей, задач, уточнение времени и объявление темы занятия; знакомство с ключевыми идеями; организацию деятельности детей в зависимости от целей и задач часа общения.
Здесь может быть представлена организация дискуссии, работа по выполнению творческих групповых заданий, пробные и творческие упражнения по развитию умений и навыков, организация деловых, психологических игр, работа в парах, творческом кругу по отражению существенных качеств и определённой роли; диагностика; анализ ситуаций общения, отработка, диагностика умений, анализ ситуаций, формулировка индивидуального и общественного мнения, выработка правил и др.
Время проведения часа общения строго регламентировано и оговаривается с участниками до начала работы. Чаще всего оно колеблется в условиях детского оздоровительного центра детей от 30 до 40 минут.
Следующий этап рабочего этапа часа общения – это анализ результатов. Он включает: подведение итогов полученной информации во время занятия; оценку работы рабочей группы в достижении поставленной цели, рефлексию, выделение тех, кто помог украсить час общения.
Для успешного решения поставленных задач вожатому и каждому участнику необходимо: быть открытым, т. е. быть самим собой, открыто предъявлять своё мнение, уметь отнестись к своей позиции как одному их возможных вариантов решения; замечать в каждом участнике положительное; быть готовым к доверительному контакту, т. е. быть ответственным за развитие желаемых отношений; выводить участников на роли ведущих в общении; быть готовым к совместному поиску вариантов решений на правах равного [5, 10].
В рассматриваемых часах общения применять следующие группы методов воспитательного воздействия как составную часть технологии: методы формирования сознания (рассказ; беседа; пример; убеждение; внушение; «мозговой штурм», дискуссия; эвристический вопрос); рефлексивные методы (самонаблюдение, самоанализ; самоодобрение; самоконтроль; самоотчёт; самооценка; самопорицание). Ведущим методом выступает группа методов организации деятельности и поведения детей: упражнение; игра; инструктаж; микротренинг, анализ ситуаций, решение поставленных задач, конструирования правил. Кроме того, на часах общения активно применяются и методы педагогической диагностики: тестирование, анкетирование, опрос, интервью, текст-рисунок, ранжирование, недописанный рассказ, тезис и др. [2, 4, 8].
При проведении часов общения вожатому ДОЦ важно знать и следовать следующим критериям эффективной организации часа общения: личностная значимость для детей; комфортность, благоприятный психологический климат; возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей воспитанников; обогащенность жизненного и социального опыта детей; духовно-нравственная ценность; вовлеченность детей в подготовку и проведение часа; развитие коммуникативного потенциала как основы социального взросления и адаптации к социальной среде [1,9].
Предложенный материал в научной статье не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Дальнейшее ее изучение может быть продолжено в следующих направлениях: изучение методических аспектов развития социально-адаптационных умений детей на разных возрастных этапах в условиях летнего оздоровительного центра, разработка электронного учебно-методического комплекса развития социально-адаптационных умений обучающихся в учреждениях дополнительного образования.
Библиографическая ссылка
Яковлева Л.А., Савва Л.И., Чигинцева Е.Г. РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНЫХ УМЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26014 (дата обращения: 06.12.2024).