В современной системе образования и воспитания молодежи туристско-краеведческой деятельности обучающихся отводится большая роль как эффективному средству, которое обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие личности, дает высокий воспитательный эффект. По мнению Е.В. Головневой, И.В. Сергиенко, «воспитание представляет собой процесс, обеспечивающий осмысление и упорядочивание жизненных смыслов, ценностей, профессиональных и личностных целей человека», дает возможность выработки у студентов навыков саморазвития, самоактуализации и самореализации [3, с. 18].
В современной педагогике туристско-краеведческая деятельность определяется как комплексное средство всестороннего развития подрастающего поколения в активном познании и доступном улучшении окружающего мира и самих себя в циклах туристско-краеведческих путешествий [4, с. 16].
Туристско-краеведческая деятельность как фактор активизации познавательной функции имеет множество объективных сторон, способствующих появлению и укреплению интереса к знаниям, к глубокому изучению явлений окружающей жизни, к процессу исследования. Туристско-краеведческая деятельность позволяет студентам ощутить и глубже понять всеобщие закономерности явлений науки и жизни – взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, идеи развития изучаемых в гуманитарном вузе явлений — на близких примерах природы, экономики, исторических событиях родного края. При этом интенсивно идет процесс интеллектуального обогащения студентов. Это связано с особенностью туристско-краеведческой подготовки, которая позволяет легче и быстрее восстанавливать прежние знания, умения и навыки, активизировать в памяти давно забытое.
По мнению Л.А. Амировой, Ю.А. Федоровой, задачи педагогического сопровождения студентов в получении умений и навыков, дающих им шанс стать конкурентоспособными на рынке труда и успешными в профессиональной среде, могут быть реализованы в рамках вариативных программ дополнительного образования, благодаря различным формам внеучебной деятельности, организации самоуправления, участию в выполнении различных проектов, работе учебных фирм [1, с. 56].
Цель исследования – оценка влияния туристско-краеведческой деятельности на образовательно-познавательную активность студентов.
Исходя из специфики изучаемой проблемы, степени профессиональной подготовленности и инструментальной оснащенности в работе был использован ряд общепринятых педагогических методов, способствующих получению объективного и достоверного научного материала:
1) анализ научно-методической литературы;
2) анкетирование;
3) тестирование;
4) педагогическое наблюдение;
5) педагогический эксперимент.
Педагогические эксперименты. Предварительный и основной педагогические эксперименты были проведены для проверки выдвинутой гипотезы. С целью изучения образовательного уровня студентов проводился предварительный педагогический эксперимент.
Цель основного педагогического эксперимента заключается в разработке и обосновании методики обучения навыкам и умениям спортивного туризма в рамках освоения студентами дополнительной оздоровительно-образовательной программы.
Организация исследования проводилась в 3 этапа в период 2009–2016 учебных годов на базе Стерлитамакского филиала БашГУ. Всего обследованы 400 студентов. Контрольную группу испытуемых составили 200 человек, не занимающихся туристско-краеведческой деятельностью; экспериментальную группу – 200 человек, которые по желанию систематически занимаются туристско-краеведческой деятельностью под эгидой туристского клуба «Олимп». Возрастной диапазон: 17–19 лет. Студенты каждой из групп весьма однородны по ряду характеристик: по своему общему развитию и статусу, выбраны в изучаемую совокупность на основе принципа случайного отбора. Такой состав изучаемых групп испытуемых существенно повышает достоверность получаемых результатов, позволяет с большей уверенностью делать выводы о влиянии именно туристско-краеведческой деятельности на личностные особенности студентов, так как обследуемые группы различаются между собой в первую очередь по фактору участия или неучастия в туристско-краеведческой деятельности.
На первом этапе исследования (сентябрь 2009 г. — сентябрь 2010 г.) проводились анализ научно-методической литературы, подбор и отработка основных методик исследования, уточнялись организация и процедура исследования, предварительный эксперимент.
На втором этапе исследования проводился основной педагогический эксперимент (сентябрь 2010 г. — май 2016 г.). Студенты контрольной группы занимались по традиционной системе физического воспитания. Студенты экспериментальной группы занимались по дополнительной оздоровительно-образовательной программе туристско-краеведческой направленности.
На третьем этапе исследования (июнь 2016 г. — ноябрь 2016 г.) осуществлялась обработка полученных данных.
Рассматривая результаты успеваемости студентов, можно сделать следующие выводы: к началу занятий в туристическом клубе из 200 человек экспериментальной группы 107 человек сдали сессию за первый семестр на «4» и «5», а к концу каждого цикла данные результаты постепенно улучшались и составили 129 человек в конце второго года.
Количество студентов, которые сдавали сессию с отметкой «3», сократилось при этом с 65 человек в первую сессию до 40 человек в четвертую сессию в конце второго года обучения в вузе. Отметим, что количество студентов, закрывших сессию только на оценку «5», увеличилось с 28 человек до 30 человек в конце второго года обучения.
Рис. 1. Результаты успеваемости студентов, окончивших сессию только на отметки «4» и «5»
Результаты успеваемости студентов контрольной группы также повысились, но не такими темпами. Так, численность отличников практически не изменилась за весь эксперимент и составила 30 студентов в начале эксперимента и 28 человек в конце эксперимента. Число студентов, обучающихся только на «4» и «5», увеличилось с 110 человек до 127 человек. Наличие оценки «3» в результатах сессии отмечено у 61 студента в начале эксперимента и у 45 человек в конце второго года обучения.
Рис. 2. Результаты сессии с наличием отметки «3»
Среди познавательных способностей важное положение занимают мышление и память. Регулирование процессов накопления, сохранения и логического преобразования знаний на различных этапах высшего образования, очевидно, должно учитывать изменяющиеся взаимоотношения между памятью и мышлением на всем протяжении интеллектуального развития взрослых [2, с. 15].
В ходе эксперимента использовалась методика «Отыскание чисел по таблицам Шульте», которая предназначена для исследования познавательных процессов в личности молодых людей [5, с. 14]. Она использовалась для исследования темпа сенсомоторных реакций, свойств распределения и переключения внимания. Она достаточно проста и была предложена испытуемым в форме игры. Испытуемым студентам поочередно были предложены 5 таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Необходимо было отыскать числа по порядку, показать их указкой и назвать вслух. Время выполнения каждого задания фиксировалось в протоколе. В конце педагогического эксперимента использовался модифицированный вариант данной методики, где использовался счет в прямом и обратном порядке на красном и черном фоне.
При анализе данных протоколов контрольной и экспериментальной групп нами определены динамика нервных процессов, а также явления физической и психической пресыщаемости. У 60% испытуемых контрольной группы наблюдалась повышенная утомляемость, истощаемость уровня активного внимания, тогда как в экспериментальной группе данные явления были отмечены у 30% студентов. В целом динамика сенсомоторной деятельности испытуемых студентов в течение эксперимента наглядно показана на рисунке 3.
Рис. 3. Динамика сенсомоторной деятельности контрольной и экспериментальной групп в начале и конце педагогического эксперимента
Исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы: произошли положительные изменения интеллекта студентов экспериментальной группы. Результаты исследования свидетельствуют об улучшении функции внимания, о снижении времени выполнения каждого последующего задания, т.е. у студентов экспериментальной группы мы не наблюдали повышенной утомляемости. В контрольной группе результаты в целом ниже, т.е. им потребовалось больше времени для отыскания чисел, больше времени уходило на паузы, что свидетельствует о явлениях физической и психической пресыщаемости, истощаемости уровня активного внимания.
Применяемая методика «Исключение предметов» или «Исключение лишнего» позволила нам исследовать уровень течения мыслительных процессов, определить способность студентов к общению и отвлечению, умение выделять существенные признаки [2, с. 15]. Нами использован словесный вариант данной методики. Она тоже проста для испытуемых, т.е. им из предложенных 5 слов необходимо исключить то, которое не соответствует признаку, объединяющему остальные слова. Эта методика позволяет подвергнуть результаты опытов количественной и качественной обработке, что для нас является очень важным.
При количественной обработке данных вычислен процент правильных и неправильных решений. Так, результаты опытов, проводимых в начале и конце педагогического эксперимента, дали следующие данные.
Начало эксперимента, % правильных решений |
Конец эксперимента, % правильных решений |
|
Экспериментальная группа |
86 |
96 |
Контрольная группа |
82 |
90 |
Качественный анализ обработки данных представляет собой анализ типов решения заданий. Здесь испытуемый демонстрирует свой стиль мышления, показывает свой уровень знаний, склонность к выполнению заданий традиционным или оригинальным способом. В результате использования данной методики получены следующие результаты: в экспериментальной группе отмечено умение быстро выделять существенные признаки, наблюдалось развитие способности к абстрагированию, образованию новых понятий.
В контрольной группе также отмечено развитие способностей к абстрагированию, но имеет место заметное отставание в выделении существенных признаков.
Методика исследования интеллекта личности «Образование аналогий» использовалась для определения возможности установления логических связей и отношений между понятиями, наличия у молодых людей способностей к быстрому образованию новых понятий и способов действия. Данная методика позволила выявить умение устойчиво сохранять заданный способ рассуждения при решении длинного ряда разнообразных задач.
Предлагаемые испытуемым задания представляли собой определенный набор слов-понятий, предметов, между которым есть известная связь или отношения. Каждый студент самостоятельно устанавливал логические связи между предметами и пользовался удобным для него способом действий.
Рис. 4. Результаты эксперимента по методике исследования интеллекта личности «Образование аналогий»
Результаты опытов показали, что все студенты экспериментальной группы имеют высокий уровень понятийного мышления и высокую способность к образованию новых понятий, к абстрагированию. У них наблюдались успешное выполнение заданий по образованию аналогий, а также более высокая скорость переключения внимания, требовалось меньшее количество времени для выполнения заданий.
В контрольной группе наблюдаются менее высокая способность к абстрагированию, отставание по времени в выполнении задач по образованию аналогий, т.е. более низкий уровень развития понятийного мышления, а также значительная разница в скорости переключения вынимания. Студенты контрольной группы с трудом преодолевали инертность в использовании того или иного варианта решения.
Анализ результатов в обеих группах показал, что студенты экспериментальной группы научились сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать, выделять главное, логически мыслить. Их оценочный коэффициент (процент правильных ответов) составил примерно 73%, тогда как в контрольной группе — около 66%.
Особенностью организации туристско-краеведческой деятельности студентов является широкое использование научно-исследовательского метода.
Туристско-краеведческая работа в гуманитарном вузе обязательно включает: самостоятельный поиск материалов, творческую деятельность и изыскательскую деятельность.
Научно-исследовательская работа студентов в ходе туристско-краеведческой деятельности опирается на личные наблюдения студентами жизни, труда и быта населения. Она выводит студентов за рамки занятия, за пределы вуза, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность и учит вдумчиво относиться к явлениям жизни.
Рис. 5. Результаты научно-исследовательской работы студентов
Выводы
Таким образом, исследование студентов в образовательно-познавательной функции туристско-краеведческой деятельности выявило относительно более выраженные положительные сдвиги студентов экспериментальной группы в общей успеваемости, приобретении прикладных навыков и умений, активизации познавательных способностей. В динамике прослеживается интеллектуальный рост студентов экспериментальной группы, которые благодаря занятиям в клубе показали более высокую способность к абстрагированию, образованию новых понятий, умению сопоставлять, обобщать, логически мыслить по сравнению со студентами контрольной группы.
Проведенное исследование показало, что студенты экспериментальной группы более активны в научно-исследовательской работе. Научно-исследовательский метод в туристско-краеведческой деятельности студентов носит целенаправленный характер, пробуждая интерес к исследованиям, открытиям, создавая творческий подъем, активизируя познавательную деятельность студентов, развивая у них умения и навыки исследовательской работы и творческого труда.
Получая дополнительное образование в Стерлитамакском филиале БашГУ, студенты имеют возможность получить удостоверение о прохождении курсов по туристско-краеведческому направлению.
Библиографическая ссылка
Ишмухаметов И.И. ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26009 (дата обращения: 05.12.2024).