Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА

Ишмухаметов И.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Стерлитамакский филиал
Статья посвящена проблеме образовательно-познавательной функции туристско-краеведческой деятельности студентов гуманитарного вуза. Исследовано влияние туристско-краеведческой деятельности на развитие интеллектуальных способностей студентов, активизацию их аналитических способностей и познавательную деятельность. При сравнении уровня успеваемости студентов, дополнительно занимающихся туристско-краеведческой деятельностью и занимающихся в рамках основной образовательной программы, была выявлена положительная тенденция в общем уровне успеваемости. Студенты экспериментальной группы благодаря занятиям туристско-краеведческой деятельностью показали более высокую способность к абстрагированию, образованию новых понятий, умению сопоставлять, обобщать, логически мыслить по сравнению со студентами контрольной группы. Туристско-краеведческая деятельность студентов в гуманитарном вузе способствует повышению и расширению квалификации специалистов, адаптации их к современным экономическим и социальным условиям, готовит к ведению профессиональной деятельности.
дополнительное образование
интеллект
научно-исследовательская работа
познавательная деятельность
студент
туристско-краеведческая деятельность.
1. Амирова Л.А., Федорова Ю.А. Система дополнительного образования: формирование конкурентоспособного выпускника педагогического вуза [Текст] / Л.А. Амирова, Ю.А. Федорова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. — № 6. – С. 55–59.
2. Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика [Текст]: Руководство по использованию. Изд. 3-е, стереотип. / Н.Л. Белопольская – М., 2009. – 27 с.
3. Головнева Е.В. Половцев Р.А., Сергиенко И.В. К вопросу о профессиональном воспитании студентов в вузе // Вестник Восточной экономико-юридической гуманитарной академии: научный журнал по социально-экономическим, общественным и гуманитарным наукам.– Уфа: Академия ВЭГУ, 2012. – № 5 (61). – С. 18–24.
4. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся [Текст] / А.А. Остапец – М.: ЦДЮТК МО РФ, 2001. – 96 с.
5. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова – Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.

В современной системе образования и воспитания молодежи туристско-краеведческой деятельности обучающихся отводится большая роль как эффективному средству, которое обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие личности, дает высокий воспитательный эффект. По мнению Е.В. Головневой, И.В. Сергиенко, «воспитание представляет собой процесс, обеспечивающий осмысление и упорядочивание жизненных смыслов, ценностей, профессиональных и личностных целей человека», дает возможность выработки у студентов навыков саморазвития, самоактуализации и самореализации [3, с. 18].

В современной педагогике туристско-краеведческая деятельность определяется как комплексное средство всестороннего развития подрастающего поколения в активном познании и доступном улучшении окружающего мира и самих себя в циклах туристско-краеведческих путешествий [4, с. 16].

Туристско-краеведческая деятельность как фактор активизации познавательной функции имеет множество объективных сторон, способствующих появлению и укреплению интереса к знаниям, к глубокому изучению явлений окружающей жизни, к процессу исследования. Туристско-краеведческая деятельность позволяет студентам ощутить и глубже понять всеобщие закономерности явлений науки и жизни – взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, идеи развития изучаемых в гуманитарном вузе явлений — на близких примерах природы, экономики, исторических событиях родного края. При этом интенсивно идет процесс интеллектуального обогащения студентов. Это связано с особенностью туристско-краеведческой подготовки, которая позволяет легче и быстрее восстанавливать прежние знания, умения и навыки, активизировать в памяти давно забытое.

По мнению Л.А. Амировой, Ю.А. Федоровой, задачи педагогического сопровождения студентов в получении умений и навыков, дающих им шанс стать конкурентоспособными на рынке труда и успешными в профессиональной среде, могут быть реализованы в рамках вариативных программ дополнительного образования, благодаря различным формам внеучебной деятельности, организации самоуправления, участию в выполнении различных проектов, работе учебных фирм [1, с. 56].

Цель исследования – оценка влияния туристско-краеведческой деятельности на образовательно-познавательную активность студентов.

Исходя из специфики изучаемой проблемы, степени профессиональной подготовленности и инструментальной оснащенности в работе был использован ряд общепринятых педагогических методов, способствующих получению объективного и достоверного научного материала:

1) анализ научно-методической литературы;

2) анкетирование;

3) тестирование;

4) педагогическое наблюдение;

5) педагогический эксперимент.

Педагогические эксперименты. Предварительный и основной педагогические эксперименты были проведены для проверки выдвинутой гипотезы. С целью изучения образовательного уровня студентов проводился предварительный педагогический эксперимент.

Цель основного педагогического эксперимента заключается в разработке и обосновании методики обучения навыкам и умениям спортивного туризма в рамках освоения студентами дополнительной оздоровительно-образовательной программы.

Организация исследования проводилась в 3 этапа в период 2009–2016 учебных годов на базе Стерлитамакского филиала БашГУ. Всего обследованы 400 студентов. Контрольную группу испытуемых составили 200 человек, не занимающихся туристско-краеведческой деятельностью; экспериментальную группу – 200 человек, которые по желанию систематически занимаются туристско-краеведческой деятельностью под эгидой туристского клуба «Олимп». Возрастной диапазон: 17–19 лет. Студенты каждой из групп весьма однородны по ряду характеристик: по своему общему развитию и статусу, выбраны в изучаемую совокупность на основе принципа случайного отбора. Такой состав изучаемых групп испытуемых существенно повышает достоверность получаемых результатов, позволяет с большей уверенностью делать выводы о влиянии именно туристско-краеведческой деятельности на личностные особенности студентов, так как обследуемые группы различаются между собой в первую очередь по фактору участия или неучастия в туристско-краеведческой деятельности.

На первом этапе исследования (сентябрь 2009 г. — сентябрь 2010 г.) проводились анализ научно-методической литературы, подбор и отработка основных методик исследования, уточнялись организация и процедура исследования, предварительный эксперимент.

На втором этапе исследования проводился основной педагогический эксперимент (сентябрь 2010 г. — май 2016 г.). Студенты контрольной группы занимались по традиционной системе физического воспитания. Студенты экспериментальной группы занимались по дополнительной оздоровительно-образовательной программе туристско-краеведческой направленности.

На третьем этапе исследования (июнь 2016 г. — ноябрь 2016 г.) осуществлялась обработка полученных данных.

Рассматривая результаты успеваемости студентов, можно сделать следующие выводы: к началу занятий в туристическом клубе из 200 человек экспериментальной группы 107 человек сдали сессию за первый семестр на «4» и «5», а к концу каждого цикла данные результаты постепенно улучшались и составили 129 человек в конце второго года.

Количество студентов, которые сдавали сессию с отметкой «3», сократилось при этом с 65 человек в первую сессию до 40 человек в четвертую сессию в конце второго года обучения в вузе. Отметим, что количество студентов, закрывших сессию только на оценку «5», увеличилось с 28 человек до 30 человек в конце второго года обучения.

Рис. 1. Результаты успеваемости студентов, окончивших сессию только на отметки «4» и «5»

Результаты успеваемости студентов контрольной группы также повысились, но не такими темпами. Так, численность отличников практически не изменилась за весь эксперимент и составила 30 студентов в начале эксперимента и 28 человек в конце эксперимента. Число студентов, обучающихся только на «4» и «5», увеличилось с 110 человек до 127 человек. Наличие оценки «3» в результатах сессии отмечено у 61 студента в начале эксперимента и у 45 человек в конце второго года обучения.

Рис. 2. Результаты сессии с наличием отметки «3»

Среди познавательных способностей важное положение занимают мышление и память. Регулирование процессов накопления, сохранения и логического преобразования знаний на различных этапах высшего образования, очевидно, должно учитывать изменяющиеся взаимоотношения между памятью и мышлением на всем протяжении интеллектуального развития взрослых [2, с. 15].

В ходе эксперимента использовалась методика «Отыскание чисел по таблицам Шульте», которая предназначена для исследования познавательных процессов в личности молодых людей [5, с. 14]. Она использовалась для исследования темпа сенсомоторных реакций, свойств распределения и переключения внимания. Она достаточно проста и была предложена испытуемым в форме игры. Испытуемым студентам поочередно были предложены 5 таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Необходимо было отыскать числа по порядку, показать их указкой и назвать вслух. Время выполнения каждого задания фиксировалось в протоколе. В конце педагогического эксперимента использовался модифицированный вариант данной методики, где использовался счет в прямом и обратном порядке на красном и черном фоне.

При анализе данных протоколов контрольной и экспериментальной групп нами определены динамика нервных процессов, а также явления физической и психической пресыщаемости. У 60% испытуемых контрольной группы наблюдалась повышенная утомляемость, истощаемость уровня активного внимания, тогда как в экспериментальной группе данные явления были отмечены у 30% студентов. В целом динамика сенсомоторной деятельности испытуемых студентов в течение эксперимента наглядно показана на рисунке 3.

Надпись: Конец эксперимента

Рис. 3. Динамика сенсомоторной деятельности контрольной и экспериментальной групп в начале и конце педагогического эксперимента

Исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы: произошли положительные изменения интеллекта студентов экспериментальной группы. Результаты исследования свидетельствуют об улучшении функции внимания, о снижении времени выполнения каждого последующего задания, т.е. у студентов экспериментальной группы мы не наблюдали повышенной утомляемости. В контрольной группе результаты в целом ниже, т.е. им потребовалось больше времени для отыскания чисел, больше времени уходило на паузы, что свидетельствует о явлениях физической и психической пресыщаемости, истощаемости уровня активного внимания.

Применяемая методика «Исключение предметов» или «Исключение лишнего» позволила нам исследовать уровень течения мыслительных процессов, определить способность студентов к общению и отвлечению, умение выделять существенные признаки [2, с. 15]. Нами использован словесный вариант данной методики. Она тоже проста для испытуемых, т.е. им из предложенных 5 слов необходимо исключить то, которое не соответствует признаку, объединяющему остальные слова. Эта методика позволяет подвергнуть результаты опытов количественной и качественной обработке, что для нас является очень важным.

При количественной обработке данных вычислен процент правильных и неправильных решений. Так, результаты опытов, проводимых в начале и конце педагогического эксперимента, дали следующие данные.

 

Начало эксперимента, % правильных решений

Конец эксперимента, % правильных решений

Экспериментальная группа

86

96

Контрольная группа

82

90

Качественный анализ обработки данных представляет собой анализ типов решения заданий. Здесь испытуемый демонстрирует свой стиль мышления, показывает свой уровень знаний, склонность к выполнению заданий традиционным или оригинальным способом. В результате использования данной методики получены следующие результаты: в экспериментальной группе отмечено умение быстро выделять существенные признаки, наблюдалось развитие способности к абстрагированию, образованию новых понятий.

В контрольной группе также отмечено развитие способностей к абстрагированию, но имеет место заметное отставание в выделении существенных признаков.

Методика исследования интеллекта личности «Образование аналогий» использовалась для определения возможности установления логических связей и отношений между понятиями, наличия у молодых людей способностей к быстрому образованию новых понятий и способов действия. Данная методика позволила выявить умение устойчиво сохранять заданный способ рассуждения при решении длинного ряда разнообразных задач.

Предлагаемые испытуемым задания представляли собой определенный набор слов-понятий, предметов, между которым есть известная связь или отношения. Каждый студент самостоятельно устанавливал логические связи между предметами и пользовался удобным для него способом действий.

Рис. 4. Результаты эксперимента по методике исследования интеллекта личности «Образование аналогий»

Результаты опытов показали, что все студенты экспериментальной группы имеют высокий уровень понятийного мышления и высокую способность к образованию новых понятий, к абстрагированию. У них наблюдались успешное выполнение заданий по образованию аналогий, а также более высокая скорость переключения внимания, требовалось меньшее количество времени для выполнения заданий.

В контрольной группе наблюдаются менее высокая способность к абстрагированию, отставание по времени в выполнении задач по образованию аналогий, т.е. более низкий уровень развития понятийного мышления, а также значительная разница в скорости переключения вынимания. Студенты контрольной группы с трудом преодолевали инертность в использовании того или иного варианта решения.

Анализ результатов в обеих группах показал, что студенты экспериментальной группы научились сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать, выделять главное, логически мыслить. Их оценочный коэффициент (процент правильных ответов) составил примерно 73%, тогда как в контрольной группе — около 66%.

Особенностью организации туристско-краеведческой деятельности студентов является широкое использование научно-исследовательского метода.

Туристско-краеведческая работа в гуманитарном вузе обязательно включает: самостоятельный поиск материалов, творческую деятельность и изыскательскую деятельность.

Научно-исследовательская работа студентов в ходе туристско-краеведческой деятельности опирается на личные наблюдения студентами жизни, труда и быта населения. Она выводит студентов за рамки занятия, за пределы вуза, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность и учит вдумчиво относиться к явлениям жизни.

Рис. 5. Результаты научно-исследовательской работы студентов

Выводы

Таким образом, исследование студентов в образовательно-познавательной функции туристско-краеведческой деятельности выявило относительно более выраженные положительные сдвиги студентов экспериментальной группы в общей успеваемости, приобретении прикладных навыков и умений, активизации познавательных способностей. В динамике прослеживается интеллектуальный рост студентов экспериментальной группы, которые благодаря занятиям в клубе показали более высокую способность к абстрагированию, образованию новых понятий, умению сопоставлять, обобщать, логически мыслить по сравнению со студентами контрольной группы.

Проведенное исследование показало, что студенты экспериментальной группы более активны в научно-исследовательской работе. Научно-исследовательский метод в туристско-краеведческой деятельности студентов носит целенаправленный характер, пробуждая интерес к исследованиям, открытиям, создавая творческий подъем, активизируя познавательную деятельность студентов, развивая у них умения и навыки исследовательской работы и творческого труда.

Получая дополнительное образование в Стерлитамакском филиале БашГУ, студенты имеют возможность получить удостоверение о прохождении курсов по туристско-краеведческому направлению.


Библиографическая ссылка

Ишмухаметов И.И. ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26009 (дата обращения: 24.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074