Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Рассказов Ф.Д. 1
1 БУ ВО ХМАО - Югры «Сургутский государственный университет»
Настоящая статья посвящена использованию общенаучных дисциплин в формировании нравственно-психологических качеств будущих педагогов. Автор отмечает, что науки, изучаемые в университете, располагают исключительно широкими возможностями для всестороннего воспитания студентов. Содержание общенаучных дисциплин связано, прежде всего, с изучением законов природы, естественнонаучной картины мира и при соблюдении принципа научности преподавания учебного материала непосредственно ведет к мировоззренческим обобщениям и выводам, научному истолкованию объективного мира. Общенаучные дисциплины имеют первостепенное значение в формировании научного мировоззрения, в профессиональном и нравственном воспитании студентов и решают преимущественно задачи профессионального воспитания. Воспитательные возможности наполнения общенаучных дисциплин, по мнению автора, реализуются путем проведения различных видов занятий. От совершенствования методики и организации их проведения зависит, в какой мере воспитательная функция обучения будет воплощена в жизнь.
общенаучные дисциплины
нравственно-психологические качества
педагог
нравственное воспитание
1. Косенок С.М. Образовательная полисфера: социализация, воспитание, здоровье/ С.М. Косенок // Народное образование. – 1998. – № 3. – С. 52-59.
2. Косенок С.М. Социально-педагогические условия развития образовательной системы малого города / С.М. Косенок // Актуальные проблемы науки и образования на рубеже веков. – Тюмень: Изд-во Тюменского ун-та, 2003. – С. 6-18.
3. Рассказов Ф.Д. Гуманитарная подготовка – основа формирования мировоззрения личности// Актуальные проблемы современной педагогики : сборник научных статей. –Шадринск: Шадринский гос. пед. институт, 2001. – С. 16-33.
4. Рассказов Ф.Д. Индивидуально-воспитательная работа со студентами в современных условиях // Материалы IV международной научно-практической конференции – Европа и современная Россия. – Эрланген; Москва, 2006. – С. 148-159.
5. Рассказов Ф.Д. Исторические предпосылки разработки теории нравственно-психологического обеспечения образовательного процесса вуза // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – Шадринск: Изд-во Шадринского гос. пед. ин-та, 2008. – № 1. – С. 31-35.
6. Рассказов Ф.Д. Нравственно-психологическое обеспечение образовательного процесса курсантов военного вуза. – Курган: Курганский гос. ун-т, 1999. – 366 с.
7. Рассказов Ф.Д. Профессионально-педагогическая деятельность педагога и самореализация студента / Ф.Д. Рассказов, Е.А. Штыхлина // Профессионализм педагога : сущность, содержание, перспективы развития : материалы междунар. науч.-практ. конф. – М.: МПГУ, 2005. – С. 164-167.
8. Рассказов Ф.Д. Теория и практика формирования морально-психологических качеств курсантов военного вуза : дис. … д-ра пед. наук / Ф.Д. Рассказов. – Курган, 2000. – 405 с.
9. Секреты педагогического мастерства / Н.С. Бирюкова, Ф.Д. Рассказов, Б.А. Борисов, Н.В. Дерябина и др. / под общ. ред. Е.В. Коротаевой, С.С. Чернова. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. – 222 с.

Актуальность тематики исследования продиктована спецификой современной социально-политической ситуации страны, построенной на отношениях между личностью, обществом и государством. Учитывая запросы и потребности общества, современная система образования не может оставаться в стороне. Развитие и становление личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также выпуск специалистов, зависят от качества образования. Благодаря своей гуманистической направленности, высшее образование сегодня призвано воспитывать духовно богатую личность. Высшее образование не только предполагает усвоение студентами знаний о профессиональной деятельности, психологических особенностях и познавательных возможностях, но и требует развития нравственности, становящейся мотивом профессиональной деятельности. Сегодня общество нуждается в гуманных и порядочных гражданах, и кто как не педагог должен раскрывать внутренний мир обучающихся, закладывать нравственную воспитанность. Общество требует от системы высшего профессионального образования выпускников, которые способны формировать целостную картину единого материального и духовного мира, передавать из поколения в поколение не только интеллектуальные, но и духовно-нравственные ценности.

Содержанию обучения всегда отводилась ведущая роль в решении воспитательных задач в ходе образовательного процесса, что объясняет то большое значение, которое придается этой проблеме в педагогической теории и практике [1; 2; 9].

Это положение позволяет правильно решать образовательные вопросы, связанные с содержанием обучения в высших учебных заведениях и его использованием в целях воспитания студентов.

Как педагогическая категория содержание обучения в высшей школе – явление сложное. В его структуре выделяют несколько элементов: система научных знаний в области изучаемых дисциплин; профессиональные умения и навыки; умения творчески мыслить и действовать.

Содержание обучения всеми своими составными частями оказывает воспитательное воздействие на студентов.

На формирование личности студента влияют, прежде всего, научные знания. Это – идеи, теории, понятия, содержащиеся в изучаемых дисциплинах.

Каково содержание этих знаний, такова и направленность процесса обучения. Именно здесь находится стык обучения и воспитания и встает проблема неразрывной связи учебной дисциплины и воспитания.

Роль изучаемых дисциплин в воспитании определяется характером тех задач, решению которых они непосредственно способствуют. Что же это за задачи?

Во-первых, дисциплина составляет прочную базу формирования у обучаемых научного мировоззрения. Доведенное до уровня научных убеждений, мировоззрение становится мощным воспитывающим фактором, определяя образ мышления и практических действий студента.

Во-вторых, вооружая обучаемых знаниями, изучаемая дисциплина активизирует их действия, развивает творческие силы и способности.

В-третьих, наука дает возможность будущему педагогу быстро и правильно ориентироваться в условиях появления новых направлений в науке и технике, видеть перспективу и последствия своих действий и приводить в соответствие субъективные намерения с объективными результатами.

На воспитание студентов оказывают непосредственное влияние умения и навыки профессиональной деятельности педагога. Изменяется содержание этих умений и навыков, резко возрастают их сложность и объем. Овладение когнитивными умениями и навыками связано с воспитанием у студентов как интеллектуальных, так и волевых качеств.

Решению воспитательных задач также способствует умение будущего педагога творчески работать. Профессия педагога сугубо творческая. В условиях, как правило, острого дефицита времени он обучает и воспитывает людей, психологически готовит их к профессиональной деятельности, укрепляет учебную дисциплину, постоянно работает над собой. Успешное решение этих задач, как показала проведенная опытно-экспериментальная работа и опрос педагогов, возможно только при творческом отношении к своему труду: успешное применение своих знаний в непрерывно меняющейся обстановке; своевременное выявление нового и внесение его в известные способы действий; конструирование принципиально новых методов решения задач и т.п.[8].

Все элементы содержания обучения оказывают прямое влияние на воспитание студентов. Они находятся в постоянном изменении и развитии. В связи с этим непрерывное совершенствование содержательной стороны обучения в целях воспитания будущих педагогов является закономерным явлением в развитии системы подготовки педагогических кадров [5; 7].

Поэтому учебная дисциплина оказывает разностороннее и глубокое влияние на воспитание будущих педагогов. Она, изменяя характер мировоззрения студента, условия его жизни, создает научно обоснованное миропонимание, повышает идейно-нравственную зрелость и стойкость студента, его культуру.

Каждая из изучаемых в вузе дисциплин эффективна в достижении тех целей, которые соответствуют специфике ее содержания. В современных условиях, когда необходимо формировать педагога как зрелую, компетентную, нравственно устойчивую и творчески действующую личность, большую воспитательную роль играет нравственно-психологическая подготовка. Воспитательная функция методов такой подготовки реализуется наиболее полно при применении их в единой методической системе в соответствии с воспитательными задачами на различных курсах обучения, обеспечении высокой степени познавательной активности каждого студента и придании учебной работе творческого, близкого к исследовательскому, характера. Степень усвоения и характер оценки изучаемого, мотивы постоянной готовности действовать, умение студентов руководствоваться знаниями как системой взглядов и принципов поведения, отношений к изучаемой науке, эмоционально-волевая устойчивость – основные критерии нравственно-психологической подготовки студентов [3; 4].

В образовательном процессе наряду с гуманитарными, социально-экономическими, специальными науками с первых дней пребывания в университете студенты, в зависимости от профиля и направления подготовки, изучают общенаучные дисциплины – математику, физику, экологию, информатику, электротехнику и электронику, безопасность жизнедеятельности и др. Общенаучные дисциплины ориентированы на содержательный и профессиональный компоненты. Преподавание таких дисциплин проникнуто прикладным материалом, логической связью и опорой на самые современные достижения науки.

В последнее время сфера действия закономерности единства обучения и воспитания значительно расширилась. Вопрос о том, чтобы каждое занятие содействовало воспитанию конкретного качества студентов и об использовании содержания этих наук в воспитательных целях, становится актуальным.

Содержание изучаемых научных дисциплин – ведущий фактор, обусловливающий воспитательный характер обучения, влияющий на всестороннее развитие студентов. Все дисциплины располагают большими воспитательными возможностями. В то же время специфика содержания каждой из них определяет различие возможностей, доминирующую роль в формировании конкретных качеств, своеобразие средств и условий воспитательных воздействий. Это обстоятельство диктует необходимость изучения воспитательных функций содержания конкретных учебных дисциплин, своеобразие условий их реализации. Решение такой задачи позволит преподавательскому составу полнее учитывать специфику каждой науки и более полно претворять в жизнь ее воспитательные возможности.

Преподавание вышеназванных дисциплин придает взглядам обучаемых на процесс образования мировоззренческий, научный и воспитательный характер. Благодаря требованиям, предъявляемых к комплексу профессиональных компетенций педагога, студенты учатся понимать необходимость формирования правильного отношения к образовательному процессу. В условиях педагогической практики внутреннее принятие этих взглядов превращается в сильнейшие мотивы деятельности устойчивого поведения педагога.

Поэтому выпускник педагогического вуза должен иметь систему глубоких и устойчивых взглядов по профессиональным вопросам.

Каждое занятие, проводимое содержательно и методически грамотно, превращается в своеобразную школу профессионального мастерства [9]. Например, когда на занятии ставятся конкретные воспитательные задачи, создается максимально большое число элементов, моделирующих условия, близкие к реальным условиям профессиональной практической деятельности педагога; создается обстановка, требующая проявления яркого представления и воображения, богатой памяти, острого внимания, гибкого и оперативного мышления, высокой личной ответственности и самостоятельности, самообладания, инициативы и решительности.

Содержание общенаучных дисциплин связано, прежде всего, с изучением законов природы, естественнонаучной картины мира, что при соблюдении принципа научности преподавания учебного материала непосредственно ведет к мировоззренческим обобщениям и выводам, научному истолкованию объективного мира. Такая оценка естествознания приобретает особое значение в настоящее время, когда происходит стремительное развитие физики, химии, математики, радиоэлектроники, техники и других наук. Объектом же изучения вышеназванных дисциплин является природа, ее закономерности развития или приложение законов естествознания в практической деятельности [6].

Точное следование научной методологии – главное в преподавании этих наук. Использование общенаучных дисциплин в воспитательных целях связано, прежде всего, с формированием у студентов научного мировоззрения. Так, математика, физика и другие дисциплины непосредственно связаны с философией, являются одним из естественнонаучных ее оснований. Изучение физических процессов, происходящих в технике, непосредственно раскрывает и философские, мировоззренческие вопросы. При изучении физического поля, элементарных частиц и их взаимопревращений студенты осмысливают категорию материи, ее бесконечность в своих проявлениях; при уяснении зависимости массы от скорости, закона взаимосвязи массы и энергии осмысливается неразрывность материи и движения и т.д.

Наряду с универсальными законами природы студенты овладевают законами, присущими данной науке, что помогает им глубже и всесторонне осмысливать конкретные явления, связанные с профессиональной деятельностью, диалектически подходить к решению педагогических задач. Воспитательный результат достигается тогда, когда даже в технические вопросы преподаватель может внести смысл научного понимания и подхода. Изучение устройства и принципов действия, радиотехнических и электронных приборов выявляет сущность происходящих в них физических процессов, что в свою очередь неотделимо от раскрытия философской сущности многих вопросов, от познания закономерностей материального мира.

Большими воспитательными возможностями располагает курс математики. Содержание этой науки непосредственно связано с практическим использованием категорий логики, в связи с чем она оказывает большое влияние на развитие у будущих педагогов умения логического мышления, формирование навыков отделять существенное от несущественного, главное от второстепенного. При решении математических задач студенты упражняются в применении выведенных формул при решении практических вопросов, связанных с профессиональной подготовкой, в самостоятельном абстрагировании. Анализ и синтез, конкретизация и обобщение влияют на воспитание логического мышления, подводят их к глубокому пониманию законов философии. Изучая, к примеру, понятия функций, обращается внимание на то, что с этим понятием в математику вошла диалектика. Эта идея развивает у студентов представление о математике, как науке, в абстрактной форме отражающей процессы реальной жизни, углубляет основы научного мышления. Большое воспитательное значение имеет раскрытие смысла геометрической системы Лобачевского, опровергнувшей взгляды философов-идеалистов, рассматривавших геометрические представления как врожденные, независимые от реальной действительности. Научное понимание реальной действительности также способствует формированию у студентов нравственно-психологических качеств [8].

Изучение общенаучных дисциплин подтверждает истинность законов диалектики, умение пользоваться научной методологией при научном исследовании, анализом фактов, знание точности и доказательности выводов, строгой логической последовательности в принятии решений.

Плодотворность в воспитательном отношении научного подхода в преподавании общенаучных дисциплин убедительно доказывается практикой работы в университете. Сам характер этих наук требует от обучаемого постоянной, последовательной работы, ибо каждый пробел в знаниях оказывается здесь остро ощутимым в последующей работе. Это обстоятельство объективно приводит студента к глубокому убеждению немедленно выработать в себе внутреннюю организованность, систематичность и настойчивость в работе. Нельзя не отметить влияние этих дисциплин на эстетическое воспитание студентов – развивается красота и изящество внутренних связей, чистота и совершенство решений результатов исследований, глубина мысли, ощущение стройности и точности системы знаний. Например, при преподавании математики эстетические переживания студентов могут быть актуализированы нахождением функций и построения их графиков с помощью дифференциального исчисления, вычислением объемов тел, площадей плоских фигур, длин дуг, координат центра тяжести и решением различных других задач с помощью интегрального исчисления и т.д.

Почти в каждой теме можно освещать понятия, теорию, законы таким образом, чтобы, например, великие ученые прошлого ощущались как живые люди с их помыслами, страстями, делами, огромной интеллектуальной мощью.

Воспитательные возможности наполнения общенаучных дисциплин реализуются путем проведения различных видов занятий. От совершенствования методики и организации их проведения зависит, в какой мере воспитательная функция обучения будет воплощена в жизнь. Вот почему проблема методов учебной работы, их умелого применения является одной из приоритетных в научной разработке воспитывающего обучения. Каждый метод (лекции, семинары, самостоятельная и практические работы, устный опрос и т.д.), оказывая влияние на решение всего комплекса воспитательных задач, играет доминирующую роль в достижении целей определенного круга.

Изучая общенаучные дисциплины, обучаемый должен получить четкое представление об объективном характере их содержания, убедиться в том, что ему раскрывают существенные стороны реальной действительности в ее причинно-следственных связях. Это создает благоприятные предпосылки формирования интереса к научным знаниям, стремления овладеть ими.

Объективность содержания предмета неразрывна с научностью, то есть логически стройным освещением вопросов на уровне современного состояния науки. Эти дисциплины должны быть усвоены с учетом последних достижений в изучаемой области. Конечно, в учебный предмет невозможно включить все, чем располагает та или иная наука. Задача преподавателей – отобрать, выделить основные, особо значимые положения и факты, с тем, чтобы ввести студента в науку и ее проблематику, дать им научно теоретические основы учебной дисциплины, ее методологию и одновременно вооружить их научным методом познания. Правильный методологический подход к изучаемым проблемам позволяет формировать у студентов научное мировоззрение, развивать у них диалектический способ мышления. Студенты привыкают рассматривать все процессы общественного развития, анализировать все их стороны и взаимосвязи, видеть тенденции, перспективы дальнейшего движения вперед.

Подводя общий итог результатам анализа воспитательных возможностей содержания всего комплекса дисциплин, можно сделать вывод, что науки, изучаемые в университете, располагают исключительно широкими возможностями для всестороннего воспитания студентов. Они имеют первостепенное значение в формировании научного мировоззрения, в профессиональном и нравственном воспитании студентов, решают преимущественно задачи профессионального воспитания, обладают разносторонним воспитательным влиянием и способствуют решению многообразных задач.

Каждая наука изучает закономерности определенной области явлений объективного мира. Но поскольку явления этого мира существуют не изолированно и не независимо друг от друга, а находятся в единстве и во взаимной связи, то нужны единство и взаимосвязь в изучении всех преподаваемых дисциплин. Более того, принципиальные методологические позиции преподавания всех дисциплин – едины. Эта связь не должна быть искусственной, не должна ломать логику преподавания каждого предмета. Нарушение связи между изучаемыми дисциплинами затрудняет выработку целостного научного мировоззрения.

В то же время ни один предмет или даже группа учебных дисциплин, взятая изолированно от других, не может решить весь комплекс задач по воспитанию важных нравственно-психологических качеств личности студентов. Эта цель достигается использованием воспитательного влияния комплекса всех изучаемых наук.


Библиографическая ссылка

Рассказов Ф.Д. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25999 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674