Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДЫ ЦВЕТОВОЙ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО РЕШЕНИЯ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данилова О.Н. 1 Зайцева Т.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Минобрнауки РФ»
В статье представлено обоснование разработки и реализации методов цветовой гармонизации в образовательном процессе по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн. Поставлена проблема разработки педагогических условий для применения методов цветовой гармонизации в условиях учебно-профессиональной деятельности и приведены некоторые положения и результаты создания педагогических условий для применения методов цветовой гармонизации. Дан анализ истории цветоведения, применения законов формы и цвета, существующих теоретических положений и условий их практической реализации в образовании дизайнеров. Приведены примеры применения методов цветовой гармонизации проектного решения в дизайне. Усиление практической части обучения дизайнеров представлено как введение различных инновационных форм и методов обучения, что позволяет пересмотреть методические основы профессионального образования в области дизайна. Показаны факторы влияния цветовой гармонизации проектного решения на некоторые аспекты учебно-профессиональной деятельности.
гармонизация
дизайн
студенты
цветовое решение
композиция
символика цвета
проектный образ
проектный метод
1. Алиева Н.З. Физика цвета и психология зрительного восприятия/ Н. З. Алиева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
3. Данилова О.Н. Информационно-креативное пространство регионального экодизайна / О.Н. Данилова, Н.А. Коноплева // Дизайн и технологии. – М.: ИИЦ МГУДТ, 2010. — № 19 (61). – C. 9–19.
4. Данилова О.Н. Функционально-эстетическое зонирование объектов экодизайна: монография. — Владивосток: Дальнаука, 2011. – 202 с.
5. Золотарева Л.Р. Уральская школа искусствоведения и проблема искусствоведческого образования / Л.Р. Золотарева// Вестник КарГУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://articlekz.com/article/5668 (дата обращения 14.11.2016).
6. Искусствометрия: Методы точных наук и семиотики // Под ред. Ю.М. Лотмана, В.М. Петрова. Изд. 3. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 368 с.
7. Иттен И. Искусство цвета / И. Иттен. Пер с нем. и предисл. Л. Монаховой. – М.: Изд. Д. Аронов, 2001. – 96 с.
8. Иттен И. Искусство формы / И. Иттен. Пер с нем. и предисл. Л. Монаховой. – М.: Изд. Д. Аронов, 2001. – 136 с.
9. Коноплева Н.А. Творческие подходы в дизайн-образовании / Н.А. Коноплева, О.Н. Данилова, Т.А. Зайцева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13541.
10. Лазутина Т.В. Символика цвета в языке дизайна / Т.В. Лазутина // Теория и практика общественного развития. – 2015, № 17. – С. 170–172.
11. Матюшин М.А. Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний/М.А. Матюшин. – М.: Издатель Д. Аронов, 2007. – 77 c.
12. Михайлов С.М. История дизайна / С.М. Михайлов. — М.: «Союз дизайнеров России», 2002. — Т. 1. – 279 с.
13. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре / М.О. Сурина. – Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ»; «Феникс», 2010. – 152 с.
14. Gaston Diehl I. Vasarely / I. Gaston Diehl. – Budapest: Kossuth nyomda, 1973. – 100 p.
15. Pantone Matching System [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tehtab.ru/Guide/GuidePhysics/LightAndColor/ColorCodification/ColorsMixing/ (дата обращения 17.10.2016).

Актуальность

Современный дизайн и дизайн-образование являются не только внешними, но и ценностно-мотивационными факторами развития современного человека. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата) комплексная учебно-профессиональная дизайнерская деятельность студентов вузов объединяет художественно-творческую, проектную и производственно-технологическую деятельность. В зависимости от применяемых образовательных технологий практическая реализация учебно-профессиональной деятельности требует совершенствования методики и практики дизайн-технологий, в частности в области цветоведения. Педагогические подходы к процессу профессионального образования в области дизайна должны рассматриваться также и с точки зрения изучения вопросов цветовой гармонизации как профессиональной компетенции дизайнера [2; 10, с. 170].

Цветоведение как учение возникло в эпоху Возрождения. Результаты его сохранились в виде трактатов, обобщающих практические разработки художников и ученых Ч. Ченнини, Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера. Отечественные и зарубежные исследователи Р. Арнхейм, К. Ауэр, Г. Фрилинг, Н.Н. Волков, В.Н. Козлов, В.М. Шугаев, В.А. Филин, Р.Л. Степучев, Г. Педхем, Дж. Сондрес, Л.Н. Миронова, М.О. Сурина и ряд других занимались изучением цвета с позиций психофизиологического, психологического и эстетического воздействия. Использование законов и методов цветовой гармонизации в искусстве и в дизайне обусловлено сложившимися цветовыми ассоциациями, семантикой и символикой цвета [1; 10; 13, с. 8–56]. Традиционные методы цветовой гармонизации основаны на закономерностях психофизики восприятия цвета и активизации бокового зрения [1, с. 63, 140; 7, c. 17; 11]. Использование физических характеристик спектральных цветов круга позволяет осуществить гармонизацию 2–6 цветовых пятен в одном проектном решении на основе применения геометрических схем. В рамках контекстного обучения проведены дизайнерские эксперименты по цветовосприятию в зависимости от насыщенности цветового тона. Разработкой методов цветовой гармонизации с учетом восприятия цвета и пространства занимались теоретики дизайна, педагоги и художники И. Иттен, В. Кандинский, М.В. Матюшин. Сформулированные ими законы формы и цвета легли в основу преподавания школ дизайна во всем мире. Иттен ставит задачи развития творческих сил и художественных способностей студентов, направленных на получение своеобразия их работ, которые определяются особенностями восприятия, личными переживаниями обучающихся, сочетанием субъективного и объективного в решении проблем формы и цвета [8, с. 9–15; 12, с. 222–257; 13, с. 143–145].

Педагогическая система дизайнерского образования в России, сочетающая принципы взаимоотношений преподавателя (мастера) и студентов (учеников) — «объективный метод» — апробирована в московских вузах и экспериментальных творческих мастерских – ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН), МАРХИ, «Рост», «Зорвед» и др. Ведущие преподаватели А. Родченко, А. Веснин, Л. Попова, Н. Ладовский отрабатывали методику проектирования графической конструкции и макетов с использованием различных инструментов, материалов и приспособлений для получения новых цветофактурных, пропорциональных, ритмических решений образной формы [11; 12, с. 258–269]. Экспериментальную мастерскую возглавлял М.В. Матюшин, который проводил мастер-классы по формированию творческого потенциала своих учеников. Задача научно-исследовательской работы заключалась в выявлении опытным путем закономерностей взаимодействия средств пластического языка, формы, цвета и звука в различных условиях окружающей среды [11, с. 8].

Уральская, сибирская, дальневосточная школы дизайна отличаются творческой интерпретацией уникального местного художественного материала (произведения декоративно-прикладного искусства, объекты палео- и протодизайна, артефакты традиционной и современной культуры). Тенденции развития приоритетов в дизайне позволяют увидеть перспективы профессионального образования в контексте общероссийских и мировых художественных процессов. Так, например, сегодня весьма актуальны задачи разработки и реализации на практике новых научных методологий, информационных ресурсов и технологий, а также комплексной оценки художественных явлений искусства и дизайна, имеющих существенное влияние на формирование подходов в реализации учебно-профессиональной деятельности [4–5].

Эксперименты с оптическим смешением цветов на плоскости, предвосхитившие современные компьютерные эффекты, проводил В. Вазарели (Vasarely) [14]. На сегодняшний день широко используется электронная система идентификации и подбора цвета Пантон (Pantone Matching System). Важным методологическим признаком системы Пантон служит перечень специальных ключевых слов, которые можно применять для обозначения того или иного цвета на интернет-сайтах, при выполнении проекта на языках программирования для Web (HTML, CSS, JavaScript, Flash и др.).

Анализ литературы показал разноплановость подходов к изучению вопросов цветовой гармонизации и воздействия цвета на психоэмоциональное состояние человека с позиций развития творческих ресурсов личности.

Современная российская образовательная система дизайн-образования, на наш взгляд, испытывает влияние зарубежных школ дизайна. В программе Баухауза собирались воедино все виды художественного творчества, это стало отличительной чертой образовательной деятельности в современном дизайне [12, с. 222–238]. В настоящее время единый блок художественных дисциплин во ВГУЭС также непосредственно связан с курсом дизайнерского проектирования. Генеральной линией профессиональной подготовки дизайнеров стал традиционный принцип архитектурно-художественной школы Баухауз – соединение теоретического обучения и практики, а также синтез всех художественно-производственных дисциплин, что полностью соответствует педагогическому направлению, развиваемому в рамках системы ВГУЭС. Формирование обучающей среды позволяет определить стратегию новой проектной культуры практико-ориентированного характера.

Таким образом, на современном этапе организации образования в области дизайна необходимо решить проблему разработки педагогических условий для применения методов цветовой гармонизации в условиях учебно-профессиональной деятельности, что требует корректировки подходов к выполнению комплексных дизайн-проектов и приемов работы с цветовыми композициями и создания специального информационно-креативного пространства вуза. Под термином «информационно-креативное пространство» (ИКП) вуза подразумевается комплекс организационно-педагогических условий, направленных на практическое внедрение обучающих моделей дизайн-образования и всестороннего развития практико-ориентированного обучения студентов с учетом актуальных направлений социокультурного развития и технологий формирования профессиональных компетенций.

Цель исследования заключается в выявлении специфики педагогических и культурологических (искусствоведческих) подходов применения методов цветовой гармонизации проектного решения в учебно-профессиональной деятельности дизайнеров.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: выполнить обзор подходов практико-ориентированного обучения в учебно-профессиональной и проектной деятельности дизайнеров; выявить основные теоретические разработки и практические методы, посвященные цветовой гармонизации объектов дизайна с учетом их художественного стиля; проанализировать опыт применения методов вузовской педагогики по формированию всесторонне развитой творческой личности в образовательном информационно-креативном пространстве вуза.

Результаты исследования и их обсуждение

Авторы статьи исходили из нижеследующих положений.

  1. Реализация различных творческих проектов в обучающей среде информационно-креативного пространства способствует развитию профессиональной мотивации и вовлеченности студентов в учебно-профессиональную деятельность. Методологической основой работы должно стать единство обучения и воспитания в учебно-профессиональной деятельности. ИКП вуза является профессионально ориентированной интегрированной творческой площадкой, включающей организацию и проведение выставочных мероприятий, мастер-классов, творческих семинаров, дней «открытых дверей» и других форм профессиональной ориентации, активного обучения детей и молодежи [3, 9].
  2. Факторы формирования актуального проектного образа и дальнейшей его реализации в ИКП представляют собой социокультурные, эстетические и средовые детерминанты. Эстетичность и эмоциональность авторских проектных решений достигается на основе использования методов цветовой гармонизации объектов дизайна. В дизайнерском творчестве широко используется цветовая символизация объектов с учетом контекста определенной знаковой ситуации, что способствует развитию когнитивной сферы субъекта в контексте художественно-творческой деятельности, эстетического и эмоционального восприятия явлений и процессов [10, с. 170].
  3. Для студентов необходимо создать условия достижения следующих задач: разработка новых объектов дизайна (плоскостных и объемно-пространственных арт-объектов, моделей одежды); выявление основных теоретических и практических методов цветовой гармонизации объектов дизайна с учетом их художественного стиля.

Для решения сформулированной выше проблемы на кафедре дизайна и технологии ВГУЭС (ДзТ ВГУЭС) проведены комплексные практические занятия и мастер-классы, направленные на реализацию авторских дизайн-проектов студентов.

В результате практического использования теоретических знаний и визуального восприятия объектов дизайна в конкретной среде в сознании творческой личности возникает когнитивный диссонанс, спровоцированный деформацией представлений о закономерностях цветовой гармонизации объектов дизайна. На основе проведенных наблюдений и экспериментальных исследований установлено, что в ИКП вуза объективно сформированы противоречия между актуальностью существующих образовательных технологий в создании новых проектных образов, креативностью авторских решений и практической значимостью арт-объектов.

В ходе выполнения проекта и поиска методов работы учитывались особенности проектного задания, проводился цветовой и морфологический анализ прототипов; сформирована авторская концепция с учетом художественно-эстетических особенностей нового проектного образа. Синкретически-рефлексирующий метод художественного творчества позволял соединить непрерывный анализ поставленной задачи, включая выделение иерархических действий и этапов, что в конечном итоге способствовало созданию целостного образа. Выполнение этапов индивидуального творческого задания с применением различных приемов создания цветовой композиции подразумевало работу в команде, групповую рефлексию на всех этапах дизайн-проекта.

Применялись таблицы цветовых гармоний и цветовой изменяемости, которые предназначены для реализации методов воспроизведения цвета [11, с. 7]. Использовался контраст как средство гармонизации композиции благодаря сочетанию теплых и холодных цветов, различных по зрительному, экспрессивному и конструктивному воздействию [7, с. 35–63]. Применялась современная теория гармонизации, в том числе информация о четырех основных цветовых группах различной светлоты и насыщенности. Для достижения желаемых эффектов визуального воздействия композиционного решения – статики (покоя, уравновешенности) или динамики (движение, активность, агрессивность, убывание, возрастание) – использовалась ритмическая организация цветовых элементов. Разнохарактерные пластические и ритмические цветовые движения создавали актуальный композиционный строй проектного образа.

Для решения задач учебно-профессиональной деятельности широко применялись отечественные и зарубежные разработки: цветовой атлас Манселла; система Оствальда; система Coloroid, предложенная А. Немчичем; 1000-цветный «Атлас стандартных образцов цвета», разработанный НПО ВНИИМ им. Д.И. Менделеева. Систематизация и количественное описание цветов производились при помощи измерительного, или колориметрического способа, и способом цветных эталонов [1, с. 52–53].

Инструменты для подбора цветов и генерации цветовых схем основаны на методе аддитивного и субтрактивного смешивания (воспроизведения) цвета, в результате применения которого осуществляется гармонизация цветов по принципу моно, аналогии, контраста, триады, тетрады и т.д. Таблица смешивания цветов и синтеза оттенков позволяет узнать, как при смешивании двух и более цветов возможно получить нужный оттенок для реализации проектного образа [15].

На практических и лабораторных занятиях по дисциплинам «Основы цветоведения и колористики», «Основы композиции», «Проектирование костюма», а также во время проведения мастер-классов использованы семиотическая и имитационная обучающие модели формирования когнитивной сферы личности с учетом особенностей современного процесса познания и мироощущения. Семиотическая модель обучения сочетает описание авторской художественной концепции проекта и словесную характеристику символики цветового ключа композиции [2; 12]. Актуальность имитационной обучающей модели доказана в условиях проведения международных образовательных программ: Молодежный форум городов-побратимов г. Владивостока (2013–2015 гг.), «Летняя школа дизайна» (2016 г., г. Владивосток). Данная модель обучения апробирована в процессе выполнения творческого задания по разработке проекта серии рисунков для нанесения на трикотажные изделия (T-shirt). Авторская концепция индивидуальных и групповых проектов реализована выразительными средствами плоскостной графики и объемно-пространственной композиции с использованием приемов аддитивного синтеза цвета в технике трафаретной печати.  

В процессе изучения дисциплины «Архитектоника объемных форм» при решении задач комплексного проектирования арт-объектов в учебной группе студентов проведены экспериментальные исследования с использованием методов цветовой гармонизации объектов дизайна для постоянной экспозиции в интерьере с дневным естественным и искусственным вечерним освещением. Для выполнения серии арт-объектов и их последующей экспозиции в ИКП ВГУЭС использованы каркасные формы – торговые (выставочные) манекены стилизованной фигуры человека ахроматических черно-белых цветов. Возникающие в ИКП дополнительные эффекты зрительного восприятия потребовали поэтапного внедрения и корректировки методов гармонизации: выявление базового цветового ключа; введение в композиционное решение элементов экспозиции светоотражающих поверхностей холодной цветовой гаммы; ритмическое согласование и объемно-пространственное масштабирование элементов композиции. Приемы цветовой гармонизации объектов дизайна с использованием нетрадиционных материалов были продемонстрированы в авторских работах на конкурсе-выставке светового и средового дизайна «Новогодняя елка» в рамках Московского международного фестиваля «Рождественский Свет» (декабрь 2016 г., г. Владивосток).

Работа в группе потребовала согласования всех этапов учебно-профессиональной деятельности с учетом авторских разработок каждого студента, личностного эмоционального содержания художественно-эстетических предпочтений. Таком образом, актуализация обучающих моделей в дизайнерской деятельности на уровне развития международных коммуникаций позволила конкретизировать методы цветовой гармонизации объектов проектирования с учетом национальных особенностей цветовой символики, а также выявить взаимовлияние разных культур в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Выбор и использование определенной цветовой палитры в ИКП вуза проведены в зависимости от целевого назначения проекта по следующим основным направлениям: следование фирменному стилю вуза в процессе проектирования арт-объектов и элементов костюма, в том числе с применением элементов цветовой символики; использование традиционных и экспериментальных цветовых гармоний и фактур в процессе создания авторских объектов современного дизайна (костюм, интерьер, арт-объекты, сувениры, инсталляции); корректировка авторского решения проектного задания с учетом художественных стилей, актуальной цветовой гаммы и перспективных модных тенденций; выстраивание принципов цветовой гармонии арт-объектов и коллекций моделей одежды с учетом особенностей освещения в заданном пространстве (подиум Театр моды, площадка музейно-выставочного комплекса ВГУЭС); создание индивидуального стиля в одежде с учетом цветотипа заказчика и цветопластических особенностей окружающей среды.

Использование методов цветовой гармонизации в пространственном дизайне [8] позволило активизировать ресурсы зрительной памяти, ассоциативные связи и развитие творческих ресурсов личности. Кроме того, в процессе профессиональной подготовки дизайнеров костюма на кафедре ДзТ ВГУЭС были созданы условия для прогнозирования проектной ситуации и адаптации студентов и выпускников вуза в новых производственных условиях. Практическая подготовленность дизайнеров проявилась в участии в выставочной деятельности, демонстрации проектов, полученных на основе использования авторских методов и результатов научно-практических исследований. Студенты и выпускники кафедры ДзТ участвовали в международных творческих и образовательных проектах в области дизайна. Разработаны новые объекты дизайна, представляющие собой макеты объемно-пространственных структур, выполненные в натуральную величину с использованием методов цветовой гармонизации.

Заключение. Совершенствование организации образования в области дизайна на основе выполнения комплексных дизайн-проектов с помощью цветовой гармонизации проектного решения способствует развитию личностных качеств студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности. Практическая значимость внедрения методов цветовой гармонизации проектного решения для студентов-дизайнеров в условиях ИКП вуза с учетом накопленного эмпирического опыта, а также преемственности методов обучения проявилась в новых формах творческой и образовательной деятельности, что способствовало формированию профессиональных компетенций и личностных качеств. Выполнение проектного решения по заданной теме, связанной с образами и ассоциациями актуальных социокультурных событий или явлений, приобретает особое значение для дальнейшего представления и обсуждения результатов проектирования в профессиональном сообществе и в среде креативной молодежи.


Библиографическая ссылка

Данилова О.Н., Зайцева Т.А. МЕТОДЫ ЦВЕТОВОЙ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО РЕШЕНИЯ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25998 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674