Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Филоненко Л.В. 1 Машин В.Н. 1 Торкунова О.И. 1 Машина А.В. 1
1 Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Для современной отечественной системы допризывной подготовки актуальность приобретают важные аспекты историко-педагогического опыта физического воспитания 20-х годов ХХ века. В конкретный исторический период допризывная подготовка организовывалась системно на государственном уровне во взаимодействии с воспитательными, образовательными, военными, здравоохранительными, спортивными учреждениями и организациями различного типа по программам всеобщего и военного обучения. Ее необходимым компонентом выступало физическое воспитание как условие формирования соответствующей периоду личности психофизически развитой, социализированной, способной активно проявлять себя как в жизнедеятельности общества, так и в процессе военной службы. Его содержание (школьный, подготовительный и военный этапы, программы общего и военного обучения), формы (физические занятия, упражнения, игры, тренировки) и методы (традиционные, активные) определялись задачами социального, культурного и военного строительства, способствовали подготовке активной личности, способной встать на защиту интересов своего государства и общества.
физическое воспитание
система допризывной подготовки
военная подготовка
методы и формы воспитания
1. Блеер А.Н. Анализ Концепции Федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года по проблемам здоровья, воспитания и спорта / А.Н. Блеер, А.А. Иванов, С.А. Полиевский, Э.А. Зюрин. - URL: http://lib.sportedu.ru/press/tppevs/2010n3/p26-30.htm (дата обращения: 25.05.2016).
2. Михайлова М.В. Организация физического воспитания в учреждениях образования. – URL: http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/organizaciya-fizichesko-go-vospitaniya-v-uchrezhdeniyah (дата обращения: 19.05.2016).
3. Просветова Т.С. Гражданско-патриотический аспект социального воспитания системы допризывной подготовки в России в 20-е годы ХХ века (на примере Воронежской губернии) // Сб. научных статей по итогам Всеросс. научно-практич. конф. (Воронеж, 18-19 октября 2010 г.). В 2-х ч. – Воронеж : ВАИУ, 2010. – Ч. 1. – С. 200-209.
4. Филоненко Л.В. Социальное воспитание в отечественной системе допризывной подготовки (1918-1928 гг.) : дис. ... канд. пед. наук. – Воронеж : ВГУ, 2015. – 191 с.
5. Филоненко Л.В. Система допризывной подготовки России в 1920-е гг.: историко-педагогический аспект // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 1. – С. 45-47.
6. Объяснительная записка к программе допризывной подготовки трудящихся Воронежской губернии // Государственный архив Воронежской области. Ф-291. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 2-13.
7. План военизации физкультуры в связи с задачей военной подготовки трудящихся в городе и деревне (1924) // Государственный архив Воронежской области. – Ф. Р.-1954. – Оп. 1. Ед. хр. 589. Л. 119-121.
8. О военной подготовке трудящихся (1924 г.) // Государственный архив Воронежской области. Ф. Р-10. Оп. 1. Ед. хр. 740. Л. 10.
9. План военизации физкультуры в связи с задачей военной подготовки трудящихся в городе и деревне (1924) // Государственный архив Воронежской области. Ф. Р-1954. Оп. 1. Ед. хр. 589. Л. 49, 119; 120;121.
10. О прохождении службы гражданами РСФСР : Декрет ВЦИК и СНК от 1923 г. // Российский государственный военный архив. Ф-62. Оп. 2. Ед. хр. 105. Л. 15.

Общественно-государственное, социокультурное и политическое состояние российского общества и Вооруженных сил предъявляет высокие требования к подготовке детей, подростков и молодежи к жизнедеятельности в социуме и военной службе. Защита Отечества в настоящее время является одной из актуальнейших воспитательных задач, реализуемых посредством допризывной подготовки молодого поколения. Важным компонентом допризывной подготовки является физическое воспитание, организация которого определяется российским законодательством, нормативными и правовыми актами министерств образования, физкультуры, спорта и обороны на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Физическое воспитание, представленное физической культурой (физкультурой) как условием развития гармоничной и всесторонне развитой, социализированной личности, психофизически подготовленной к военной службе, реализуется образовательными учреждениями различного типа, общественными, военно-патриотическими, детско-юношескими и молодежными, спортивными организациями и объединениями [1; 2].

Обеспечению преемственности и эффективной организации физического воспитания должен способствовать его историко-педагогический опыт в 20-е годы ХХ века как важный компонент отечественной системы допризывной подготовки.

Анализ литературы [3-5] и архивных источников [6-10] позволил выявить, что в указанный период допризывная подготовка выступала средством повышения обороноспособности страны через обучение населения страны военному делу. При этом она являлась одним из основных направлений государственной политики в части социального воспитания, цель которого предполагала воспитание гражданина - защитника социалистического общества. В этой связи в обращении к воронежскому губернскому военному комиссару отмечалось, что «допризывная подготовка – дело не только военведа, но и всего государственного аппарата» [3, с. 203].

На конкретном историческом этапе физическое воспитание, обусловленное задачами общественного и государственного развития, а также социокультурного строительства, выступало одним из основных видов воспитательной деятельности в процессе допризывной подготовки детей, молодежи и трудового населения, что способствовало усвоению культурных ценностей и социальных норм, формированию социально активного гражданина, способного проявлять себя в жизни и деятельности общества. Как значимый компонент системы допризывной подготовки, оно организовывалось и проводилось на протяжении взаимосвязанных между собой школьном, подготовительном и военном этапах, характеризующихся преемственностью органов управления, отбором содержания, форм и методов воспитания в соответствии с возрастом допризывников (призывников) [4; 5].

Большое значение физическое воспитание имело на школьном этапе системы допризывной подготовки. Его основной задачей являлась необходимость в организации физической подготовки во всех типах учебных заведений, отвечающей общественно-государственным задачам и требованиям: «дать учащимся всех без исключения учебных заведений… общее физическое воспитание, которое отвечало бы требованиям, предъявляемым будущему гражданину, не только трудовым, но и военным его долгом перед СССР» [6, л. 3].

Его цель заключалась в психофизическом развитии как условии «приспособления человека к жизненной борьбе», потому что специфика военной службы предполагала развитие физической выносливости и ловкости, что становилось возможным при хорошем здоровье и правильном физическом развитии [6, л. 8].

Развитие всех систем организма (нервной системы, сердца, сосудов, легких, пищеварительного аппарата) выступало обязательным условием, предъявляемым к бойцам Красной Армии, которое достигалось посредством физической подготовки. На данном этапе организацией физического воспитания детей занимались воспитательные учреждения Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) РСФСР, отделы Всеобщего обучения (Всеобуча) во взаимодействии со спортивными, физкультурными, военно-спортивными организациями, обществами и клубами. Реализовывалось физическое воспитание школами I и II ступени через программы системы образования и Совета физической культуры в учебное и внеучебное время.

На школьном этапе, ограниченном возрастом от 8 до 16 лет, содержание физического воспитания предполагало охрану здоровья детей, психофизическое развитие и физическую подготовку, дифференцированные с учетом возраста и гендерных особенностей, так как на школьном этапе «военизация» физкультуры являлась неотъемлемой частью воспитательного процесса в системе допризывной подготовки. Программное содержание физического воспитания было направлено на укрепление всех систем детского организма, формирование волевых качеств, трудовых, коллективных и общественных навыков, необходимых как в военной службе, так и в жизнедеятельности. Мероприятия по реализации физического воспитания включали: организацию экскурсий на военную тематику; оборудование физкультурно-военных уголков и демонстрацию спортивных достижений школьников (воспитанников); взаимосвязь учителей, спортивных инструкторов и родителей с руководством и активом школы при осуществлении физической подготовки; проведение школьных и внешкольных массовых военно-спортивных соревнований и праздников; оздоровление школьного быта для обучения и воспитания для всех детей и подростков (физкультминутки, санитарно-гигиенические мероприятия, школьные завтраки и др.).

Формами физического воспитания, характеризовавшимися массовостью и коллективностью, являлись: насыщенные военно-прикладными упражнениями занятия физкультурой в школах и вне школ, подвижные игры, тренировки и спортивные мероприятия, проводившиеся как в помещениях, так и на воздухе в соответствии с сезоном и погодой. Эффективными методами, позволявшими готовить физически и психологически здоровое пополнение для Красной Армии, являлись: подготовка учащимися сообщений и докладов о физкультуре и спорте; участие в митингах и парадах, в спортивных соревнованиях и школьных, районных и городских праздниках; демонстрация детьми своих физкультурно-спортивных умений и достижений.

Наряду со школьным, преемственность физического воспитания в системе допризывной подготовки 20-х годов прошлого века сохранял подготовительный этап. На его протяжении физическое воспитание организовывалось силами и средствами учреждений Наркомпроса, Военного ведомства (Военведа), военно-спортивных клубов и других физкультурно-спортивных организаций во всех типах образовательных учреждений в соответствии с программами Всеобуча, проводилось подготовленными для этой цели инструкторами, в том числе бывшими военнослужащими, и учителями.

При этом цель физического воспитания предполагала психофизическое развитие, формирование у молодежи личностных качеств и военно-прикладных умений и навыков (патриотизма, гражданственности, сознательности, коллективной дисциплины, товарищества и взаимовыручки), необходимых им для несения службы в Красной Армии и территориально-милиционных подразделениях. Так как результативность военной службы зависит от физической выносливости, то подготовительный этап допризывной подготовки характеризовался активизацией в деле вовлечения юношества и молодежи в возрасте от 16 до 18 лет в занятия физкультурой и спортом.

Содержание физического воспитания обусловливалось условиями среды, возрастными особенностями подросткового периода и уровнем развития допризывников, которые проявлялись в отношении к себе и окружающим, в поступках, поведении и деятельности. В школах II ступени и рабочей молодежи, фабрично-заводских и ремесленных училищах физическая подготовка проводилась идентичными школьному периоду формами и методами. В основном это были занятия физической культурой, наполненные физическими упражнениями, вырабатывавшими необходимые для будущих бойцов физические навыки и умения. Физическое воспитание молодежи осуществлялось и по программам Всеобуча, рассчитанным на два года систематических занятий в объеме 480 часов (на селе 340 часов). В содержание программ по физической подготовке входили легкоатлетические упражнения, гимнастика, плавание, фехтование и др. При наличии условий проводились занятия по гребному и парусному делу, а в зимнее время по лыжной подготовке.

Спецификой данного периода являлась организация и проведение физической подготовки допризывников между военными сборами по программам Военного ведомства. Для популяризации физического воспитания и повышения качества физической подготовки организовывались мероприятия с докладами и собеседованиями, спортивно-показательные выступления, устраивались при избах-читальнях и клубах спортивные уголки с оформлением наглядной документации на темы физкультуры и спорта с демонстрацией спортивных достижений.

Физическое воспитание, являясь частью допризывной подготовки, характеризовалось массовостью, организовывалось и проводилось повсеместно в городской и деревенской местностях. Эффективными формами организации сельской и городской молодежи являлись спортивные ячейки, секции и кружки различной спортивной (военно-спортивной) направленности, организованные в учебных заведениях и на производствах во взаимодействии с военными частями и территориальными формированиями. Успешным методом физического воспитания являлась агитационная работа. Она проводилась образовательными учреждениями и спортивными обществами с учетом специфики местности, рода занятий, природно-климатических условий и предполагала формирование интереса к вопросам физического воспитания и военной службы, привлечение юношества и молодежи к занятиям физкультурой и спортом [7, л. 120].

Продолжением школьного и подготовительного этапов допризывной подготовки являлся военный этап, который являлся показателем их результативности. Несмотря на возрастные рамки населения (от 18 до 40 лет), на данном этапе также большое внимание уделялось физическому воспитанию, которое полагало, что «современный боец должен быть физически выносливым, прекрасно обученным, умственно развитым и политически сознательным для действия в тяжелых условиях современного боя и понимания целей войны» [8, л. 10].

При этом главной задачей было «воспитание трудовых процессов бойца, укрепление и развитие его психофизических качеств». Физическая культура выступала средством оздоровления трудового населения, гармоничного развития одиночного бойца, элементом научной рационализации труда в Красной Армии, формирования стойкости и выносливости, необходимых как в службе, так и в трудовой деятельности. Задачи физического воспитания на данном этапе также увязывались с оздоровлением гражданского населения, как способом усиления боеспособности армии.

Физическое воспитание проводилось учреждениями Всеобуча во взаимодействии с Военным ведомством, Народным комиссариатом здравоохранения и Спортивным комитетом. Для оказания помощи командному политическому составу в проведении физической подготовки на учебных военных пунктах рекомендовалось прикреплять инструкторов, специалистов гражданских спортивных организаций.

Содержание физического воспитания определялось программами Всеобщего военного обучения, было направлено на психофизическое развитие, популяризацию идей физкультуры и спорта, а также вовлечение всех слоев населения, рабочих и крестьян в спортивные (военно-спортивные) кружки и секции, организованные на фабриках и заводах, повышение мотивации к исполнению воинского долга. Оно организовывалось и проводилось как войсковым порядком во время военных сборов и в процессе военной службы, так и вневойсковым порядком.

Во время военных сборов физическое воспитание призывников проводилось в плановом порядке по программам Всеобщего военного обучения в виде методических занятий физической культурой для того, чтобы «научить бойца умело использовать и применять в службе военно-прикладные навыки и умения, повышать общую жизнеспособность, развитие и укрепление воли и способности к длительному напряжению и трудностям военной службы» [9, л. 49].

Специфика отечественной военной службы в кадровой армии и территориальных формированиях, широко распространенных в 20-е годы ХХ века, подтверждала необходимость в физической подготовке населения. Так, в процессе изучения полевого устава Красной Армии переменники и призывники убеждались в необходимости физической подготовки. При этом методы физического воспитания бойца кадровой армии отличались от методов подготовки бойцов территориальной армии.

В кадровой армии физическое воспитание играло важную роль в освоении дисциплин военной подготовки. В процессе физической подготовки оно проводилось внестроевым порядком и выступало дополнением при подготовке строевым порядком. При зачислении в возрасте 21 года на действительную военную службу при организации физического воспитания большое внимание уделялось военно-прикладным видам физических упражнений, специализация которых определялась программой боевой подготовки, таких как: стрельба, лыжи, метание гранат, ползание, переноска тяжестей, лазание, прыжки, бег и др. В руководящих документах по всеобщему военному обучению отмечалось, что занятия физической культурой «не должны принимать характер утомительно долгой, механически однообразной муштровки, их следует пополнять разнообразными клубными занятиями по атлетике, стрелковому спорту, всячески прививать желание к этим занятиям» [10, л. 15].

В территориальных частях физическая подготовка проводилась вневойсковым порядком. Для повышения спортивного интереса и психофизического развития, привития начальных военно-прикладных умений и навыков у взрослого населения в районах комплектования территориальных частей под руководством Военного ведомства для допризывников и переменников при ячейках физкультуры, школах, клубах, избах-читальнях организовывались стрелковые секции и кружки с участием допризывной молодежи, призывников и населения.

Помимо военных сборов и военной службы, физическое воспитание советских граждан осуществлялось вне сборов вневойсковым порядком, несколькими способами: во-первых, посредством их вовлечения в работу спортивных клубов («Спартак», «Динамо» и др.), секций, площадок, кружков физической культуры и спорта, а также в деятельность Осоавиахима и других гражданских организаций физкультуры; во-вторых, путем включения в программу физического воспитания подготовительных и военно-прикладных физических упражнений, входящих в систему боевой подготовки бойца Красной Армии; в-третьих, посредством организации сети спортивных кружков в военных уголках там, где их еще не было, особенно в отдаленных от городов местностях.

Для повышения спортивного интереса и психофизической подготовки на местах организовывались стрелковые кружки, секции при военно-научных обществах и организациях физкультуры, которые оснащались необходимым оборудованием. Государственная политика определяла, что сложность изучения стрелкового дела в короткие сроки, в обстановке организации военной службы в кадровой армии и во время кратковременных сборов в территориально-милиционных подразделениях, побуждала прививать начальные сведения строевой подготовки населению. С этой целью для усвоения и совершенствования военно-практических навыков и личностных качеств широко популяризировались занятия гимнастикой и бегом, уроки фехтования и стрелковый спорт, охота и рыбалка, организация туристических походов и экскурсий на лыжах и лодках, веломотоспорт и верховая езда, плавание и др.

Следует также добавить, что на всех этапах допризывной подготовки физическое воспитание организовывалось учреждениями Главного управления социального воспитания и политехнического образования (Главсоцвоса) во взаимодействии с Комитетом здравоохранения (Наркомздравом), Советом физической культуры, Военным ведомством РКСМ и РКП (б) по программам Всеобщего военного обучения. При этом большое внимание уделялось проблеме постановки пропаганды основ физического воспитания и укрепления здоровья всего населения страны, что является актуальным и для современной популяризации здорового образа жизни: «В здоровом теле – здоровый дух» [4]. Занятия физкультурой основывались с учетом возраста, индивидуальных и гендерных особенностей населения, психофизиологии различных видов труда (обучения) и военной деятельности.

Таким образом, ретроспективный анализ архивных источников и литературы позволил выявить, что в 20-е годы ХХ века физическое воспитание в России являлось важной составляющей частью допризывной подготовки. Организовывалось оно системно на государственном уровне, осуществлялось образовательными и воспитательными учреждениями по программам Всеобщего военного обучения во взаимодействии с Военным ведомством, Комитетами здравоохранения и спорта, а также общественными организациями. Его содержание, формы и методы определялись задачами государственного и военного строительства, способствовали формированию социальной активности, морально-психологической готовности к военной службе, развитию общественно значимых личностных качеств на основе присвоения культурных ценностей советского общества, усвоения социальных норм, военно-прикладных знаний, навыков и умений, психофизического развития.

Изучение историко-педагогического опыта физического воспитания, преемственность его форм и методов, наполнение их современным содержанием должно способствовать не только психофизиологическому, морально-психологическому и социокультурному развитию, но также формированию направленности личности на выполнение гражданского долга, здоровый образ жизни, интегрированность и активную жизнедеятельность в современном российском обществе и его Вооруженных силах. При этом современная организация физического воспитания с учетом положительных аспектов его историко-педагогического опыта должна стать приоритетным направлением государственной политики в системе допризывной подготовки молодежи на всех ее этапах, начиная с самого раннего возраста.


Библиографическая ссылка

Филоненко Л.В., Машин В.Н., Торкунова О.И., Машина А.В. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25982 (дата обращения: 08.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674