Интерпретация такого термина, как «ситуация», вызывает множество замечаний и дискуссий со стороны специалистов и ученых. Существующие трактовки в различных литературных источниках во многом противоречивы, их смысл сводится к тому, что ситуация – это реальность, которая существует отдельно от субъекта и которую субъект по своему усмотрению может выбирать, отделять.
Однако реальность — это прежде всего объективно существующие явления, факты. Ситуация же выступает как совокупность отдельных условий, обстоятельств. Следовательно, объективно ситуация не существует, она является интеллектуальным «продуктом» субъекта. Поэтому от субъекта во многом зависит представление ситуации как восприятия множества условий и, соответственно, их совокупностей и взаимосвязей.
Отсюда логично предположение, что ситуация выступает как модель схемы в сознании субъекта с возможностью моделировать прошлое (ретроспективная ситуация), настоящее (текущая ситуация), будущее (прогнозируемая, или проспективная, ситуация) [8]. Ситуация – это не реальность, а условная «схема» в сознании субъекта.
В игровых видах спорта, в частности командных, поставленный вопрос имеет высокую актуальность, так как деятельность спортсменов происходит на фоне бесчисленного количества игровых ситуаций. В связи с этим для взаимодействия спортсменам и тренерам важно представлять, продуцировать ситуации в рамках поставленных задач и согласованности действий.
Исходя из этого проблемой является формирование закономерностей учета состояний и намерений других спортсменов: решения технико-тактических задач, их формулирования, представления, выделения и решения за себя, партнера и за противника.
Цель исследования заключается в структурировании игровой ситуации с позиции технико-тактической деятельности спортсменов и влияния квази-ситуационного фактора.
Материал и методы исследования
Анализ научно-методической литературы использовался для выявления противоречий в теории и практике подготовки спортсменов игровых видов спорта с учетом ситуационного подхода и дальнейшего синтеза информации. Видеоанализ тренировочной и соревновательной деятельности в игровых видах спорта и тренеров позволил изучить основные квази-ситуационные составляющие в ракурсе техники и тактики игры и структурировать их [5].
Результаты исследования и их обсуждение
В предыдущих исследованиях определено, что центральным звеном «ситуации» является задача, которую спортсмен ставит перед собой, ориентируясь на окружающие себя условия [3, 9]. Стоит обратить внимание на взаимообусловленность условий и задач, так как это является основополагающим фактором для осуществления действий и варьирования ситуации.
Постановка задачи невозможна без предварительного выделения, формулирования условий, которые в свою очередь будут являться «указателями» на необходимую задачу. Однако относительно игровых видов спорта, где ежесекундно меняются условия, а вместе с тем задачи и сама игровая ситуация, остается вопросом, где начинается и заканчивается последняя. Точнее сказать, сколько задач должно быть в одной ситуации, какого они должны быть качества и как происходит восприятие условий для обозначения игровой ситуации. Эти вопросы как раз и остаются открытыми, оставляя почву для размышлений специалистам в области физической культуры, спорта и тренерам.
Спортсмены в условиях игры стремятся изменить исходную ситуацию в желаемую, т.е. в конечную цель/ситуацию, способствующую эффективной, благоприятной реализации технико-тактических действий. Однако в силу того, что интеллектуальные особенности и восприятие окружающей реальности у всех различны, может произойти рассогласованность действий партнеров по команде и возникнуть неправильное представление о действиях соперника.
Исходя из этого спортсмен должен стараться по возможности более целостно, адекватно представить, как происходящее воспринимается остальными спортсменами. Соответственно для успешной игры на своей позиции спортсмен должен представлять и знать:
1) ситуации для игроков (своих/чужих) разных амплуа на других позициях, каковы их особенности и динамика развития, так как от этого во многом зависит текущая технико-тактическая деятельность;
2) какие технико-тактические задачи формируют игроки на разных игровых позициях — от этого во многом зависит прогнозирование деятельности;
3) способы решения технико-тактических задач игроками на разных позициях (т.е. вероятностные варианты решения игровых задач) – вариативность технико-тактических действий.
Казалось бы, что для успешной игры спортсмену достаточно выполнить перечисленные составляющие. Однако включение в процесс квази-ситуационного фактора во многом усложняет решение технико-тактических задач. Спортсмен должен сформировать и решить рефлексивные технико-тактические задачи своих партнеров (квази-двигательные задачи) по команде и противников, взаимодействие с которыми в данной ситуации достаточно вероятно, – только тогда он сможет формировать и решить свою игровую задачу. В данном случае большую роль играет система субъект-объектных отношений, которые были рассмотрены в предыдущих исследованиях [6, 7]. Отсюда позиционирование технико-тактических действий рефлексивно, поскольку формирование информации о них отражено спортсменом (субъектом) на основе рассматриваемой ситуации.
В итоге получается, что спортсмен в своем воображении формирует технико-тактическую деятельность как бы от имени других спортсменов и «в уме» решает эти задачи за них (чтобы вероятностно предвидеть поведение партнеров или соперников и в дальнейшем решать свои технико-тактические задачи). Важно отметить, что спортсмен решает эти задачи мысленно, а не реально, не используя движения. Поэтому огромную значимость приобретает игровой опыт и опыт взаимодействия с напарниками, а также противодействия соперникам (рисунок).
Рефлексивная технико-тактическая деятельность спортсмена в условиях игрового противоборства
Из рисунка видно, что каждый из позиционеров формирует и выполняет технико-тактические задачи, действия относительно друг друга, рефлексия происходит при постоянной обратной связи, в том числе и с позиции самого субъекта рассматриваемой ситуации. Однако, помимо соперников и партнеров по команде, присутствуют и другие участники соревновательной деятельности, которые не участвуют непосредственно в решении технико-тактических задач, но мнение которых учитывается субъектом ситуации и другими ее позиционерами. Среди таких участников – судьи, тренеры и зрители.
Безусловно, спортсмен пытается понять, как отрефлексированы его технико-тактические действия в первую очередь тренером, партнерами по команде, судьями, а также и зрителями. Редко встретишь спортсмена, которому безразличны оценки болельщиков. Возможно, это не касается игрового процесса, когда спортсмен максимально сконцентрирован на решении технико-тактических задач. Но в целом оценка его спортивного результата имеет большое значение и является определяющим компонентом ситуации каждого спортсмена. В планировании, определении и оценке целей игровой деятельности, как взаимодействий с партнерами, так и противодействий соперникам, важно то, что отдельный спортсмен, партнеры и соперники думают, собираются делать и делают. Опять же, в данном случае эффективность деятельности спортсменов во многом зависит от того, насколько они полагаются на ранний игровой опыт, самоанализ и знание самого себя, а также на понимание, знание «сильных» и «слабых» сторон своих партнеров и соперников.
Не будем перечислять те многие факторы, которые оказывают влияние на оценку целей, задач игровой деятельности спортсменом, они изучены в отдельных работах [3, 4, 10]. Выделим лишь основные: игровые установки тренера; психологические установки тренера, спортсмена, команды; эмоциональное состояние спортсмена; адекватность решения технико-тактической задачи. Отдельно стоит отметить сильное влияние ошибок при рефлексии технико-тактических задач партнеров по команде и соперников на эффективность деятельности. Безусловно, это необходимо учитывать в учебно-тренировочном процессе и сводить к минимуму их проявление.
Рассмотренные выше вопросы представления игровой ситуации, оценки целей и задач игровой деятельности с позиции субъекта являются одной стороной проблемы. С другой стороны, важно понимать формирование и динамику ситуаций и квази-ситуаций как отдельную систему.
Кинезеологические аспекты, рассмотренные в работе В.Б. Коренберга [8], позволяют подойти к пониманию формирования ситуации как к непрерывному процессу, обусловленному постоянным, быстрым изменением реальности. Исходя из этого спортсмену все время необходимо преобразовывать модель-ситуацию. Помимо этого, ее нужно уточнять, так как субъект непрерывно воспринимает (активно и пассивно) дополнительную информацию. Данный процесс требует от спортсмена специфических знаний и способностей, в частности экстраполяции развития реальности, рефлексии технико-тактических задач партнеров и соперников. Субъекту приходится делать это в условиях жесткого ограничения во времени, что сильно затрудняет сбор достаточной и формализованной информации. Сложность заключается и в том, что по мере решения технико-тактических задач изменяется и реальность, это происходит под влиянием разных факторов и в связи с активностью субъекта. Если формируемая субъектом модель ситуации постепенно интегрируется с реальными условиями и переходит в планируемую конечную ситуацию, то субъект демонстрирует высокий результат действия или решения игровой задачи. В противном случае, когда модель ситуации субъекта отличается от реальных условий, то происходит отклонение от конечной ситуации, и происходит снижение результата или его отсутствие.
Конечная ситуация конструируется как цель и начинается с установок тренера и взаимодействия партнеров по команде. Это представление о той реальности, которую субъект хотел бы сформировать посредством технико-тактических действий. Важно отметить, что реальность, безусловно, будет отлична от конечной ситуации, так как предугадать и сформировать весь объем ситуационных категорий субъекту не представляется возможным в силу ограничения психических, физических способностей. Однако спортсмен должен минимизировать это различие или быть готовым компенсировать сложившиеся различия последующей технико-тактической деятельностью.
Психические способности спортсмена играют значительную роль в формировании и оценке игровой ситуации [3]. Также существенный вклад вносит игровой опыт: спортсмен может оперативно подбирать схожие ситуации, ориентируясь на категории и типы. Отсюда появилось направление, рассматривающее подготовку спортсменов на основе типизации игровых ситуаций, а также понятие «ситуационная техника» [9].
Мы разделяем теоретические посылы, раскрывающие основные характеристики ситуации [1, 8]. Среди них: динамичность (реальность меняется неимоверно быстро и незначительно поддается контролю со стороны спортсмена, из-за чего он вынужден полагаться на интуицию или опираться на аналоги (типы)); инертность (отображение не только сиюминутного, но и того, что уже прошло, — это позволяет субъекту, полагаясь на различные факторы, формировать ситуацию частично с опережающей оценкой не того, что есть сейчас, а того, что будет).
Учитывая представленные характеристики, важным моментом является формализация нечетких представлений субъектом реальности и модели ситуации. Формализация нечетких представлений – одна из главных задач, которую необходимо решать при разработке моделей и методов принятия решений в слабоструктурированных ситуациях, к которым относятся игровые ситуации. Первым этапом в формализации нечетких представлений и процессе принятия решений в игровой деятельности являются слежение за игровой обстановкой и ее анализ [2]. Именно от этого зависит, насколько быстро и эффективно будет принято решение спортсменом. От того, насколько точно человек осуществляет слежение за игровой обстановкой, зависят быстрота и эффективность принятия решения. Упустив какую-либо мелкую деталь (например, перемещение соперника для перехвата), можно принять ошибочное решение, влияющее на исход игровой ситуации и создание новой ситуации.
Помимо этого, сам тренер должен понимать, что, как и почему выполняет спортсмен. А для этого нужно представить себе ситуацию, в которой спортсмен реализует деятельность, и всю ее динамику. При этом он должен оценивать ее с позиций спортсмена. Эта рефлексивная модель нужна тренеру для лучшего понимания поведения спортсмена. Если тренер не следит за изменением реальности во время выполнения спортсменом технико-тактических задач, интерпретация игровой ситуации не будет адекватной трансформации реальности, что ведет к неверным заключениям.
Выводы
Квази-ситуационный фактор, проявляющийся в рассогласовании и несоответствии модели ситуации субъекта и реальности, игровых условий, оказывает значительное влияние на решение технико-тактических задач спортсменом. При этом фактор проявляется в разных категориях: тренер – спортсмен, спортсмен – игровая ситуация, тренер – игровая ситуация. Безусловно, изучение влияния квази-ситуационного фактора на постановку и решение технико-тактических задач позволит формализовать восприятие игровых ситуаций и установок тренера.
Ситуационное восприятие спортсмена и тренера всегда в большей или меньшей степени не совпадает, что часто становится причиной разногласий между ними в оценках выполнения игровых задач. Данное несовпадение, с одной стороны, является результатом различного сенсорного восприятия (различны «точки», с которых они осуществляют наблюдение, различны используемые анализаторы, различны сенсорные ассоциации, т.е. различна получаемая афферентная информация, как обстановочная, так и обратной связи), а с другой – различны понимание происходящего, установки, оценки возможностей, опыт анализа, знание путей и способов эффективного поведения в сходных случаях (что влияет на оценивание факторов, а значит, и на их вклад в формирование ситуации). Ввиду этого необходимо, чтобы спортсмен и тренер формировали в каждом случае возможно более похожие ситуации, а для этого нужно добиваться одинакового понимания происходящего через организацию процесса ситуационного моделирования, в котором ситуация представлена как композиционная модель игровых условий.
Библиографическая ссылка
Козин В.В., Витман Д.Ю. КВАЗИ-СИТУАЦИОННЫЙ ФАКТОР В УПРАВЛЕНИИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СПОРТСМЕНОВ КОМАНДНО-ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25966 (дата обращения: 13.12.2024).