Проблема, поставленная в данной статье, обусловлена практическим отсутствием в настоящее время единой системы психофизиологического отбора и тем более мониторинга функционального состояния плавсостава на морском и речном флоте Российской Федерации. В связи с усложнением труда моряков современного флота, ростом риска аварийных ситуаций, связанных с человеческим фактором, проблема стала ещё более актуальной, однако многие подходы к её решению дискутабельны и ставят вопросы законодательного, организационного, экономического и медико-технического характера [27, 28, 33].
Специфика труда судовых специалистов
Трудовая деятельность судовых специалистов на современном морском и речном флоте – сложный и напряженный процесс, характеризующийся интеллектуальными, психоэмоциональными и физическими нагрузками, предъявляющими повышенные требования к психофизиологическому отбору и профессиональной подготовке плавсостава [9, 17, 19, 24, 41, 44].
Вопросам исследования функционального и психического состояния организма в медицине труда, инженерной и военной психологии посвящено множество исследований. Значение функционального состояния состоит в обеспечении адекватности нервной и психической деятельности организма требованиям окружающей среды. Функциональное состояние зависит от целого ряда факторов: мотивации, содержания работы, уровня сенсорной нагрузки, исходного уровня активности нервной системы, индивидуальных свойств высшей нервной деятельности [12, 15, 26]. Психическое состояние – отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в некотором континууме времени [34].
Актуальность проведения психофизиологического отбора и мониторинга функционального состояния судовых специалистов в рейсах, как уже отмечено выше, обусловлена, прежде всего, высокой значимостью человеческого фактора в возникновении аварийных ситуаций и в принятии адекватных решений в случае возникновения таковой. Для лиц, связанных на судах с операторской деятельностью, требуется развитие таких качеств, как внимание, оперативность мышления, наблюдательность, надежность, эмоциональная устойчивость и хорошая координация движений. Поскольку современный высокотехнологичный уровень техники не всегда адекватен психофизиологическим возможностям человека, жизненно необходимым качеством становится способность к быстрой адаптации к новым средствам управления, неизмеримо возрастает цена ошибки оператора, управляющего сложной эрготической системой «человек – судно» [6, 12].
Специфичность труда судовых специалистов в условиях мореплавания, создающих многообразные и часто непредсказуемые раздражители экстремального уровня при ограниченности пространства, напряженности и монотонности труда провоцирует, особенно в длительных рейсах, развитие у моряков гипокинезии, нарушения функции опорно-двигательного аппарата, нервно-психического напряжения и, как следствие, хронического адаптивного переутомления – ключевого механизма возникновения соматической патологии. Изменения психофизиологических показателей, происходящие у моряков, свидетельствуют о значительных дезадаптационных сдвигах в их организме. В случаях исходно сниженного уровня здоровья или профессиональной непригодности отдельных членов экипажа проблемы в существенной степени усугубляются [2, 21, 36-38].
Причинно-следственная связь между ухудшением самочувствия плавсостава и факторами судовой среды по данным корреляционного анализа, проведенного в диссертационной работе Е.О. Мавед [21], представлена в табл.1.
Таблица 1
Связь самочувствия моряков с факторами судовой среды (коэффициенты парных корреляций) по Е.О. Мавед
Факторы риска |
Голов-ная боль |
Голово- кружение |
Боли в сердце |
Шум в ушах |
Склон- ность к запорам |
Боли в желудке |
Нару- шение сна |
Утом-ление |
Раздра-житель- ность |
Тоск- ливое настрое-ние |
Шум |
0,834 |
0,370 |
0,824 |
0,533 |
0, 769 |
0,437 |
0,361 |
0,830 |
0,247 |
0,454 |
Вибрация |
0,342 |
0,668 |
0,20 |
0,418 |
0,102 |
0,445 |
0,345 |
0,114 |
0,233 |
0,680 |
Укачивание |
0,339 |
0,251 |
0,772 |
0,430 |
0,319 |
0,147 |
0,242 |
0,172 |
0,890 |
0,328 |
Колебания температуры |
0,333 |
0,241 |
0,334 |
0,340 |
0,193 |
0,130 |
0,355 |
0,323 |
0,240 |
0,159 |
Перевод часов |
0,579 |
0,716 |
0,340 |
0,331 |
0,191 |
0,642 |
0,458 |
0,549 |
0,563 |
0,732 |
Сверхурочные работы |
0,231 |
0,266 |
0,392 |
0,415 |
0,381 |
0,350 |
0,148 |
0,173 |
0,195 |
0,395 |
Конфликт на судне |
0,663 |
0,626 |
0,425 |
0,226 |
0,585 |
0,670 |
0,450 |
0,381 |
0,281 |
0,569 |
Отрыв от берега и семьи |
0,288 |
0,490 |
0,172 |
0,500 |
0,328 |
0,309 |
0,200 |
0,940 |
0,610 |
0,322 |
Монотония |
0,590 |
0,440 |
0,128 |
0,604 |
0,185 |
0,126 |
0,380 |
0,215 |
0,413 |
0,379 |
Условия отдыха |
0,195 |
0,274 |
0,657 |
0,554 |
0,623 |
0,203 |
0,307 |
0,227 |
0,294 |
0,364 |
Химический фактор |
0,534 |
0,736 |
0,170 |
0,812 |
0,175 |
0,500 |
0,590 |
0,579 |
0,762 |
0,356 |
Примечание: средний и высокий уровни связи выделены жирным шрифтом.
Полученные коэффициенты парных корреляций свидетельствуют о присутствии существенной связи следствия и причины. Средний (0,500–0,700) и высокий (более 0,700) уровни связи указывают на причинную обусловленность предпатологических состояний моряков раздражающими факторами судовой среды, проявлениями психологической несовместимости и конфликтных ситуаций. При этом отмечено, что психофизиологические показатели снижаются к концу вахты как у лиц операторских профессий (судоводители и вахтенные механики), так и моряков, занятых преимущественно физическим трудом [21].
Значимость человеческого фактора в аварийных ситуациях обусловливает необходимость комплексного изучения психосоциальных проблем членов экипажа, определение частоты психосоматических расстройств и тревожных симптомов. Поэтому при профотборе особое внимание уделяется психофизиологическим оценкам стрессоустойчивости и личностным особенностям командного состава судна [10, 12, 14, 17].
Особенности труда моряков современного морского флота
Существенные изменения на морском и речном флоте в последние десятилетия связаны с развитием автоматизированных систем управления судном, компьютерных технологий и спутниковой навигации. В судостроении также произошли изменения в направлении узкой специализации судов (нефтеналивные танкеры, контейнеровозы, химовозы и др.) с одновременным ростом их водоизмещения. Следствием этих перемен явилось сокращение численного состава экипажей при совмещении моряками нескольких функциональных обязанностей. Совмещение профессий делает ведущим информационный компонент труда с высоким уровнем профессионально обусловленного нервно-эмоционального напряжения [1, 17, 20, 44].
Рост социально-психологического напряжения моряков в последние годы связан также с работой в смешанных по национальности экипажах, плаванием под флагами разных государств, вероятностью незаконного захвата судов и др. На судах, перевозящих опасные грузы, химические вещества, газ, нефть и др., имеет место постоянная стрессогенная психологическая нагрузка.
Исследование Международной ассоциации управления стрессом (ISMA), проведенное в Великобритании (2002 г.), показало, что наиболее распространенными источниками стресса в рабочей среде были: слишком большой объем работы (62 %), сжатые сроки выполнения заданий (58 %), агрессивный стиль управления или плохая коммуникативная система (49 %) и проблемы с достижением баланса работа/личная жизнь (42 %). При этом 36 % тех, кто испытал стресс на рабочем месте, заявили, что он снизил их производительность, 31 % – нарушил их социальные отношения, у 29 % стресс нанес прямой вред здоровью [22, 40].
Специфичность и многообразие профессиональных функций, разные по назначению и условиям эксплуатации типы судов (пассажирские, быстроходные, грузовые крупнотоннажные, нефтеналивные танкеры и др.) требуют обязательного учета этих факторов при профотборе и психофизиологическом сопровождении судовых специалистов. Требуемые индивидуально типологические и личностные качества судовых специалистов могут диаметрально различаться в зависимости от вида и условий выполнения ими своих функциональных обязанностей на судне. Так, для принятия быстрых ответственных решений в условиях большого потока информации наиболее подходят лица с качествами экстравертов. Для качественного выполнения монотонной работы, наоборот, лучше подходят интроверты. В современных условиях при отборе и подготовке плавсостава на первый план выдвигаются такие качества, как профессиональная компетентность, надёжность, самостоятельность в выборе решений, нестандартность мышления, способность быстро и правильно реагировать в экстремальных ситуациях [12, 44].
Методики оценки функционального состояния человека
Ключевым теоретическим вопросом в обобщенной оценке соматического здоровья и жизнеспособности человека является определение информационной ценности и функциональной значимости отдельных характеристик организма в разные периоды жизни. Доминирующим принципом в отборе тестовых процедур для донозологического контроля является моделирование наиболее типичных видов двигательной жизнедеятельности, которые выполняются «за счет психофизических усилий и сопровождаются острой адаптационной реакцией физиологических систем» [39, 45].
Хорошо известно, что для оценки функционального состояния организма значимым критерием служит состояние сердечно-сосудистой системы. На основании измерений артериального давления, частоты пульса и весоростовых параметров рассчитывают ряд производных показателей (адаптационный потенциал, сердечный индекс, уровень стресса и др.) [5, 11, 30].
Особое место при психофизиологическом контроле занимает анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР). ВСР при стандартном анализе отражает общую активность регуляторных механизмов в организме человека, нейрогуморальную регуляцию сердца, функциональные соотношения между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы [23, 25]. Существует методика анализа ВСР для оценки текущего психического состояния обследуемого, которая предполагает непрерывное сопоставление данных ВСР в процессе регистрации (5–10 мин) с эталонами ВСР психической нормы и отклонений (клиническими вариантами патологии) психики [43].
К методам функциональной диагностики также относится вегетативный резонансный тест (ВРТ) в различных модификациях. Этот тест дает обширную объективную информацию о состоянии организма, включая возможность выявления областей риска на донозологической стадии. По данным сравнительных исследований, процент совпадения с клинически достоверно установленными заболеваниями составляет 87 %–93 % [4, 13, 31]. Как частный вариант, данный тест эффективен для выявления лиц, употребляющих наркотики, что немаловажно для профотбора плавсостава. Следует подчеркнуть, что высококачественную диагностику по ВРТ и компетентную оценку результатов может выполнять только врач, имеющий специальную подготовку.
Перечисленные выше методы функциональной диагностики вполне могут быть использованы на морском и речном флоте, в том числе для скрининг-диагностики при условии разработки регламентирующих документов по их применению для плавсостава.
Психофизиологический контроль функционального состояния организма
Методы психологического и психофизиологического контроля, применяемые для профотбора судовых специалистов, в целом не имеют принципиальных отличий от методов контроля работников других областей трудовой деятельности, которые сформировались более полувека назад, главным образом, для контроля и обучения операторов сложных эрготических систем управления.
Давно используют психологические тесты Спилбергера, Кеттела, Тейлора для оценки тревожности, тест Айзенка со шкалой «эмоциональная стабильность – невротизм»; опросник MBI на «выгорание»; методика «САН» (самочувствие, активность, настроение); опросник Г. Шуберта – степень готовности к риску и др. В психофизиологии стали общепринятыми такие тесты, как простая и сложная зрительно-моторные реакции, критическая частота световых мельканий, цветовой тест Люшера, реакция на движущийся объект и ряд других тестов. Для оценки аттенционных свойств нервной системы (переключаемость и распределение внимания, умственная работоспособность и утомляемость) используют таблицы Шульте – Платонова и таблицы Крепелина. Существует множество других вариантов различного рода опросников и тестов, разработанных с учетом специфики деятельности обследуемого контингента [29, 35, 42].
Современный этап применения этих и других психофизиологических тестов отличается, по сути, лишь их полной компьютеризацией. Это несомненный шаг вперёд, обеспечивающий оперативность проведения тестов и их обработки с выдачей результирующей оценки [8, 23]. Следует отметить, что сложность анализа данных психофизиологического тестирования для получения интегрального результата всегда связана с применением нескольких различных по принципу построения, критериям оценки, единицам измерения и выбору мишени физиологической нагрузки тестов.
Скрининг-технологии психофизиологического отбора и мониторинга функционального состояния судовых специалистов
Проблема, поставленная в данном разделе, по сути дела, на современном этапе остаётся нерешённой. Как отмечалось выше, хорошо известно, что во время нахождения моряков в длительных рейсах наступают существенные сдвиги в их психическом состоянии, поведенческих реакциях, присутствуют неадекватные эмоциональные срывы. Все это негативно отражается на функциональном состоянии моряков, их работоспособности и профессиональной надежности. В связи с этим необходимым звеном обеспечения надежности судовых специалистов в длительных рейсах должен быть мониторинг значимых психических и психофизиологических показателей на всем протяжении времени нахождения судна в море. Кроме того, на судне должны быть средства коррекции функционального состояния, повышающие уровень адаптивных резервов членов экипажа, условия для релаксации и снижения гиподинамии физическими тренировками. В связи с отсутствием на многих современных судах штатных врачей необходима аппаратура, для пользования которой достаточен уровень среднего медперсонала или специальной подготовки моряков.
Далеко не многие принятые в практической медицине, психологии и психофизиологии методы, особенно высокотехнологичные, отвечают требованиям мониторинга здоровья и скрининг-контроля текущего функционального (физиологического и психического) состояния в условиях производственной деятельности судовых специалистов. Ограничения обусловливают такие факторы, как длительность обследования, узкая специфика тестов, избыточность показателей, трудоемкость, стоимость и т.д. При выборе экспресс-методик для обследования судовых специалистов, следует учитывать, что эти методики предназначены для широкого контингента лиц и должны быть простыми в эксплуатации для возможного использования в режиме самоконтроля, безопасными, не требующими больших затрат времени, и вместе с тем – информативными и надежными.
Применение скрининг-диагностики должно обеспечивать оперативную оценку имеющихся функциональных нарушений в системах нервной регуляции и иммунитета, в работе нейроэндокринной и сердечно-сосудистой систем и составлять комплексный психофизиологический «портрет» пациента для ориентировочного понимания причин формирования болезни.
Направление создания экспресс-методов для скрининг-контроля функционального состояния организма человека и его коррекции постоянно находится в поле зрения специалистов, создан ряд диагностических систем и приборов [7, 16, 32, 43]. Вместе с тем в аспекте морской медицины необходимо учитывать специфику труда моряков и уровень личной заинтересованности плавсостава и работодателя в использовании скрининг-систем. Кроме того, для эффективного проведения психофизиологического скрининг-контроля судовых специалистов должна быть создана нормативная и правовая база, дающая возможность осуществлять работы в данном направлении, в том числе на борту судна.
Тем не менее инновационные технологии, по-видимому, уже в обозримом будущем выведут скрининг на ведущее место в профилактическом направлении медицины, включающем диагностику нарушений в организме на донозологической стадии, в том числе при профотборе судовых специалистов и мониторинге состояния их здоровья в рейсах. В этом аспекте перспективным представляется направление исследований спектрально-фазовых характеристик организма человека в широком спектре частот, включая ГГц и, возможно, ТГц диапазоны. Практически это направление, в определённой мере, уже реализовано в медицинском экспертном комплексе CME SWISS AG, Словакия (Регистрационное удостоверение № ФСЗ 2009/05666 от 01.12.2009) и нескольких других подобных моделях скрининг диагностических аппаратов [16].
Следующим шагом применения указанной аппаратуры следует рассматривать внедрение принципов телемедицины для качественной диагностики и корректировки функциональных систем организма посредством спутниковой связи с наземными базами аналогичной аппаратуры, конечно, при условии наличия надежных каналов связи с судном.
В настоящее время не возникает сомнений в необходимости проведения в рейсах профилактических мероприятий с использованием различных спортивных тренажёров и техник психологической релаксации. Перспективным подходом в этом направлении может рассматриваться применение современных комплексов адаптивного биоуправления на основе принципа биологической обратной связи, обеспечивающих корректировку функционального состояния, адаптивности, психической стабильности и др. [3, 18]. Можно полагать, что для плавсостава наиболее эффективно использование указанных методов адаптивного биоуправления в режиме моделирования компьютерных игровых ситуаций. Кроме того, такой приём – это реальный способ психической релаксации контингента в межвахтовые периоды времени.
Заключение
Анализ проблемы психофизиологического отбора и мониторинга состояния здоровья плавсостава на современном этапе позволяет выделить следующие основные положения:
- условия труда моряков усложнились с сокращением количественного состава экипажей, необходимостью совмещения функций, автоматизацией систем управления судов, изменением социальной среды в экипажах и др.;
- единой системы психофизиологического профотбора и мониторинга судовых специалистов в Российской Федерации не существует;
- за последние несколько десятилетий в области психофизиологии (в том числе с использованием компьютерных технологий) создан достаточно большой устоявшийся набор психологических и психофизиологических тестов, способных всесторонне оценить психоэмоциональный статус человека, обеспечить контроль его функционального состояния и когнитивных способностей;
- используя инновационные биомедицинские компьютерные технологии и принципы телемедицины, целесообразна разработка систем «судно-берег», обеспечивающих дистанционный периодический мониторинг, консультации медицинских специалистов и адекватную ситуации коррекцию функционального состояния членов экипажа;
- обеспечение функциональной надежности плавсостава выдвигает на первый план необходимость создания:
а) систем скрининг-оценки, позволяющих осуществлять мониторинг соматического и психического здоровья членов судовых экипажей, в том числе в период длительных рейсов;
б) комплексов для профилактики гипокинезии, развития психических нарушений и срывов адаптационного резерва, включая аппаратуру адаптивного биоуправления в формате корректирующих функциональные системы организма компьютерных игр, обеспечивающих снятие стресса, тревоги, нормализацию сердечного ритма и др.
Библиографическая ссылка
Ильина Л.В., Абакумов А.А., Петраш В.В., Чупрова С.Н., Литаева М.П. ПРОФОТБОР И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СУДОВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА (АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ) // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25964 (дата обращения: 06.12.2024).