Происходящие с конца ХХ века в России социокультурные трансформации создают сложную ситуацию: изменения в социальной стратификации, плюрализм ценностей, миграционные процессы значимо влияют на процесс самоидентификации подрастающего поколения. С другой стороны, оборотная сторона глобализации – это интервенция ценностей индивидуалистической культуры и общества потребления [8; 19-21].
Деформации национальных ценностей в этом направлении способствуют СМИ: Интернет, телевидение, киноиндустрия, реклама [2; 24] – поступающая по этим каналам информация зачастую не согласуется с характерными для нашей культурной традиции культурными посылами [8; 10; 13; 21; 23]. В результате наблюдается трансформация ценностных ориентиров [1; 8; 23], изменение поведенческих стереотипов – деятельностных [16; 17], гендерных [6; 22], образовательных (как концептуальных для всего педагогического процесса [5; 11], так и определяющих деятельность педагога [5; 7]).
Таким образом, процессы, происходящие в России после развала Советского Союза, приводят к необходимости найти ценностную основу [4; 8; 19; 21], которая служила бы фундаментом для объединения различных поколений – и такой основой видится патриотизм [15]. Государственные программы патриотического воспитания свидетельствуют об осознании этой значимости на самом высоком уровне.
Цель исследования
Цель данной статьи – обосновать необходимость формирования патриотической культуры у младших школьников посредством приобретения исторических знаний в условиях музейного пространства.
Так как сущностная составляющая процесса самоидентификации личности приходится на школьный период, то насущной потребностью является развернутое формирование системы педагогических воздействий, в которые в это время включен ребенок, и которые направлены на формирование у него патриотизма. При этом продуктивной была бы интеграция подходов различных научных дисциплин, изучающих патриотизм, в единую научную теорию (о необходимости такого подхода как общеметодологического основания см., например, в [18]).
Понимание важности такой работы обуславливает большое количество исследований [13], однако надо иметь в виду, что патриотизм в отдельности не образует особой формы общественного сознания. Для того чтобы патриотическое чувство стало основой социальной интеграции, необходимо сформировать именно патриотическую культуру, где культура рассматривается как высший уровень развития патриотических качеств личности [15]. Являясь частью культуры социального действия, патриотическая культура в этом смысле не просто ценностное отношение к Родине, но – способ взаимодействия людей, направленный на её защиту.
Материал и методы исследования
Патриотическую культуру можно определить как структуру стабильных компонентов патриотического сознания, в которые входят как образы, представления, убеждения, так и поведенческий компонент – стереотипы и сценарии действия. Патриотически ориентированные знания, ценности, нормы составляют ядро патриотической культуры, стабильную часть, которая определяет поведенческие проявления и деятельностные сценарии личности. Значимой характеристикой этой структуры является направленность субъекта на участие в непосредственной патриотической деятельности.
Являясь интегративной формой развития патриотических качеств личности, патриотическая культура представляет собой систему, элементы которой организуют три компонента:
1) когнитивный (сохраненные в памяти знания);
2) ценностный (восприятие Родины и соотносящихся с ней понятий и фактов как ценности);
3) поведенческий (деятельностный) – проявление в конкретных поступках и делах ребенка его патриотической ответственности и заботы.
Причем именно ценностный компонент выступает ведущим, задающим форму проявления двух других компонентов. В свою очередь, в ценностном отношении также различаются три составляющие: когнитивная (формальное представление о патриотических ценностях); эмоционально-оценочная (при которой происходит «очеловечивание» формальных ценностей и норм, осознание их как личностно значимых); поведенческая (готовность к определенным социальным действиям, навык таких действия). В данной структуре фундаментом выступает эмоционально-оценочная составляющая.
Итак, начальный этап формирования патриотической культуры, закладывание ее фундамента происходит при активизации эмоционально-оценочной составляющей патриотических чувств, к чему располагают характеристики возрастных особенностей младших школьников с акцентированностью тактильно-кинестетического канала восприятия (то есть опора на чувства, а не на интеллект). Младший школьный возраст – это период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм, расширения кругозора, развития познавательных интересов, воспроизведения социальных отношений исторических персоналий. На данном этапе закладывается интерес к истории, к прошлому, событиям, историческим личностям, жизни и быту людей. Наиболее актуальной для младших школьников является история родного края, события которого близки, доступны, понятны, наглядны и воспитывают уважительное отношение школьников к своей родине.
Именно знание истории, историческое образование является базой для воспитания гражданина и патриота Отечества, ценностно ориентированной личности [4], которая обладает нравственными качествами, необходимыми для самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. Повышает продуктивность получения знаний особенность процессов восприятия у детей младшего школьного возраста, которые наилучше всего усваивают знания через впечатления наглядно-образного мышления, когда эти знания предстают перед ними в форме чувственного образа.
Таким образом, эмоционально воспринимаемые исторические факты становятся базой для разворачивания всех остальных компонентов, образующих основу патриотической культуры.
При учете эмоциональной сферы как основы для восприятия информации у младших школьников [25] необходимо выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы средствами воздействия на ребенка при восприятии исторических образов стала, согласно Вяземскому Е.Е. и Стреловой О.Ю., реализация следующих целей [3, с. 24-25]: «воспитать уважение и пробудить интерес к истории и культуре своего и других народов, сформировать творческое и вместе с тем ответственное отношение к миру, подготовить школьников к восприятию духовно-нравственных ценностей; развить личность учащихся на основе овладения историческими знаниями, способности ориентироваться в важнейших достижениях мировой и национальной культуры (при этом собственно интеллектуальные способности могут развиваться на основе мыслительных операций по сопоставлению и анализу исторических фактов)».
Результаты исследования и их обсуждения
Итак, важнейшая цель исторического образования — воспитание гражданина и патриота Отечества. Однако проводимые исследования свидетельствуют о том, что общеобразовательная школа сегодня не уделяет должного внимания формированию ключевых понятий, определяющих идентификацию личности с судьбой своего государства и народа [17, с. 4]. Упор школьного образования по истории по-прежнему делается на знаниевую основу – ребенок должен воспроизводить даты и события, помнить периоды и фамилии ключевых участников. Нацеленность на ЕГЭ еще более усиливают такую ориентацию школьного процесса. Способом компенсирования данного подхода является внеурочная активность школьников.
Данные исследований говорят о том, что наиболее плодотворно процесс погружения в историю с активизацией эмоционально-личностного вовлечения в нее происходит в музее, который обладает уникальными возможностями оказывать воздействие на всё разнообразие чувств ребенка: осязание, слух, обоняние, нюх, зрение, ориентацию в пространстве. Именно в результате такой соединенности происходит адекватная культурная идентификация ребенка, интеграция им культурных обычаев своей страны и формирование патриотических установок. В этом состоит реальное предназначение музея, соединяющее историю и эволюцию, фиксирующее бег времени, сохраняющее память о прошлом и созидающее уникальные возможности для диалога эпох, культур, народов – в том числе в контексте задачи развития патриотической культуры [15].
Эксперимент по формированию основ патриотизма у детей младшего школьного возраста проводился в условиях Историко-литературного музея г. Пушкина. В эксперименте участвовали учащиеся начальных классов, преподаватели, экскурсоводы, музейный педагог. Состав младших школьников экспериментальной и контрольной групп был однороден (выравнивание условий эксперимента осуществлялось по полу и возрасту), возраст детей 8-10 лет, место проживания г. Пушкин, учащиеся общеобразовательных организаций (МБОУ СОШ № 606, № 406, № 500, школа «Радуга»). В состав контрольной группы входили дети начальной школы в количестве 104 человек, которые посещали музей по абонементу. Экспериментальная группа была сформирована из учащихся начальных классов, которые посещали Историко-литературный музей по созданной для эксперимента программе. В состав группы входили 106 человек.
Диагностический этап. Целью диагностического этапа было определение уровня сформированности патриотической культуры каждого участника экспериментальной и контрольной групп по критериям, характеризующим развитие патриотической культуры. Было выделено 8 критериев:
1 – эмоциональное восприятие исторических событий своего города;
2 – отношение к истории своего города как к ценности;
3 – интерес и стремление к получению исторических знаний;
4 – эмоционально-личностное усвоение фактов о прошлом родного края;
5 – эмоционально-личностное усвоение общих исторических понятий, представлений о том, как история края вписана в историю страны;
6 – использование исторических знаний в исследовательских проектах, патриотическая направленность данных проектов;
7 – уровень исторического мышления;
8 – знание исторических фактов, событий, дат, имен, терминов.
В свою очередь сформированность каждого из критериев определялась по трём уровням: низкий, средний, высокий. Выраженность критериев оценивалась от 1 (низкий уровень) до 10 (высокий уровень) баллов. В целом же сформированность патриотической культуры по каждому из 8 критериев в зависимости от количества баллов могла быть:
- низкой (1-3 балла) – отсутствие представления о фактических знаниях исторических событий города, непонимание взаимосвязи общих исторических событий с событиями родного края, неумение ориентироваться в историческом времени, отсутствие интереса к истории и культуре родного края;
- средней (4-7 баллов) – наличие среднего уровня исторических знаний о событиях прошлого родного города; проявление среднего уровня интереса к традициям родного города и незначительного интереса к краеведческой деятельности; слабый интерес к самостоятельному изучению истории родного города;
- высокой (8-10 баллов) – высокий уровень интереса младших школьников к изучению истории родного города; знание исторических событий и фактов города, желание самостоятельно изучать исторические события, происходящие в городе; чтение дополнительной исторической литературы; свободное ориентирование во временном пространстве, выраженность мотивации к изучению истории родного города.
Результаты диагностического этапа показали, что интерес у большинства детей как в контрольной, так и в экспериментальной группе перед началом эксперимента поверхностный. Наличие патриотических идеалов на основе знаний истории города, страны недостаточное. Ребята ограничивались элементарными знаниями, полученными на уроках в школе, а также в ходе эпизодичных посещений музея. Было отмечено, что у школьников не включены ценности патриотизма в их учебную, досуговую деятельности, многие демонстрировали полное равнодушие к истории своего города, ценностям предков.
Экспериментальный фактор представлял собой систему музейно-педагогических акций, направленных на формирование патриотической культуры младших школьников в экспериментальной группе. Автором была составлена программа, активизирующая интерес школьников к истории родного края и страны за счет эмоционального освоения исторических фактов и событий. В ходе эксперимента школьникам был предложен к изучению краеведческий материал через различные формы активности, включающие: ознакомление с экспонатами музея в процессе викторин, праздников, экскурсий-квестов; реконструкции исторических событий по рассмотренным репродукциям; рисование по образцу предметов старины. На этом этапе эксперимента соблюдались также следующие условия: создание нового стиля взаимоотношений между взрослыми и детьми, стиля совместной, взаиморазвивающей, интеллектуальной, творческой деятельности; вариативность в использовании форм, методов, средств музейной педагогики; развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциалов личности ребенка; включение родителей в процесс формирования патриотической культуры.
Целью данной организованной экспериментальной деятельности было эмоционально-личностное освоение истории, через которое происходит приобщение ребенка к важнейшим историческим этапам и событиям его малой Родины, к природе его родного края, явлениям общественной жизни, науки и искусства. Эмоционально-личностное освоение младшими школьниками этой информации в пространстве музея должно стать фундаментом, на котором у них формируются основы патриотической культуры [15].
Результаты фиксировались на основе наблюдения за школьниками в процессе специально организованных фокус-групп при прохождении детьми тестов на знание истории города, исторических терминов и др. Использовались такие средства и формы, как экскурсия по экспозиции («От Слободы до Царского Села»), экскурсия-беседа с элементами игры («Здесь когда-то городничий жил…», «Увеселения и забавы наших предков»), игра-путешествие («Таинственный наблюдатель»), квест-экскурсия («Сказ о том, как царь Петр основал земли близлежащие, «Самовар кипит — уходить не велит», «Приключения букв, цифр и фантастических зверей, или Законы царскосельской геральдики» и др.), музейные посиделки («Чем красна изба?»), интерактивные игры («Тайна Садовой улицы», «Здравница», «В гостях у Патешных», «В поисках знаний о Царском Селе и др.), интерактивное занятие («Легенды и тайны Саарской мызы»), интерактивно-игровое костюмированное занятие («Строим город»), творческая мастерская («Берегиня русских традиций»), костюмированные, музыкальные, интерактивные занятия с расширенной игровой и музыкальной частями в экскурсии (музейный бал «Царскосельский карнавал», «День рождения в музее»), музейный праздник («К нам приехали гусары»), музейные уроки («Образование в Царском Селе» и др.). Кроме этого, результаты эксперимента базируются и на основе экспертной оценки собственных разработок детей по различным историко-культурным объектам города, а также качества выполнения задания «Семейный альбом».
Завершением эксперимента стала повторная диагностика, отражающая уровни сформированности основ патриотической культуры у детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах. Число учащихся с высоким уровнем патриотической культуры увеличилось в экспериментальной группе на 13,3%, в контрольной – на 2%; со средним – на 17,8% в экспериментальной группе и на 2% – в контрольной; с низким уменьшилось на 31,1% в экспериментальной группе и на 0,8% в контрольной.
Заключение
Описанные в данной статье материалы показывают, что эмоционально-личностное освоение исторических фактов и приобретение соответствующих знаний с использованием многообразия форм музейной педагогики способствуют формированию у младших школьников патриотической культуры.
Библиографическая ссылка
Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК БАЗОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25958 (дата обращения: 05.12.2024).