Одна из ключевых ценностей современного образования – развитие идей толерантности, терпимости к чужому мнению, поиск компромиссов в выстраивании взаимоотношений как с другими конфессиональными или этническими группами, так и внутри относительно однородных социальных групп, при безусловно обязательном требовании соблюдения общепринятых в данном государстве морально-этических правил и норм. Не зря на Руси говорили людям, не желавшим принимать традиционную культуру: «Вот тебе Бог, а вот тебе порог», подразумевая – либо живи по-человечески, либо уходи.
На двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО (185 стран) 16 ноября 1995 г. была принята Декларация принципов толерантности. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [2].
Толерантность – это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Именно поэтому толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство.
Академик Дмитрий Лихачев писал, что «…великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать молодому народу сохранить себя, свой язык, свою культуру» [7].
В отечественном культурном контексте характерными специфическими чертами терпимости являются «милосердие» и «снисхождение». В латинских этимологических словарях (например, в Классическом Оксфордском словаре Lewis&Short), а также словарях европейских языков представлены две точки зрения на толерантность – как на терпимость и как на поддержку.
Сегодня, когда в Украине расцвел неофашизм, когда Европа задыхается от сотен тысяч мигрантов, когда растут (зачастую совершенно справедливо) негативное отношение к приезжающим, ксенофобия, возникают открытые столкновения между представителями различных этносов [1], как никогда актуален вопрос о формировании толерантного отношения людей друг к другу.
Особую актуальность вопросы лидерства приобретают в подростковом возрасте, в период формирования и закрепления качеств эмоционально-волевой сферы [5], личностных коммуникативных качеств при работе в тесном сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса [4, 6], в том числе лидерских качеств, которые в дальнейшем будут определять социальную и профессиональную успешность старшеклассника или студента-первокурсника, о чем, в частности, говорят и требования федеральных государственных образовательных стандартов: «способности и готовности к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к кооперации с коллегами и работе в коллективе, к толерантности» [3].
Создание толерантной образовательной среды в учреждении является, на наш взгляд, необходимым условием для того, чтобы старшеклассник или студент чувствовал себя уникальной, ценной, неповторимой личностью.
В настоящее время вопросам формирования толерантности в студенческой и подростковой среде уделяется достаточно внимания (Л.В. Баева, Д.В. Зенович, Е.В. Клименко, А.И. Троцак и др.), однако в основном данные работы строятся на изучении и формировании общеполитических и социальных аспектов толерантности и недостаточно внимания уделяется другим – ресурсам формирования конструктивных взаимоотношений в образовательном процессе, определяющим сформированную ориентацию человека на позитивное сотрудничество с окружающими его людьми.
Недостаточная изученность толерантности как ресурса формирования конструктивных взаимоотношений в образовательном процессе определяет необходимость рассмотреть вопросы сформированности у подростков таких общественных ценностей, как уважение к личности и абсолютное признание прав другого человека, способность к сотрудничеству и сотворчеству, признавая идеи других людей, что определило задачи исследования, организованного и проведенного авторами.
1. Изучить степень сформированности толерантного поведения участников образовательного процесса в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей Чайковского муниципального района.
2. Выяснить, является ли толерантность личности ресурсом во взаимоотношениях участников образовательного процесса.
В исследовании приняли участие 178 человек. Это старшеклассники общеобразовательных школ Чайковского муниципального района Пермского края, регулярно посещающие заседания городского дискуссионного клуба (116 человек), воспитанники учреждений дополнительного образования детей – 52 человека, студенты Чайковского филиала ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» – 10 человек.
В работе использовались проективные методики: «Толерантность или интолерантность?», методика незаконченных предложений «Выскажи свое отношение…», экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кривцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой, с помощью которого оценивались следующие аспекты толерантности: этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности [8].
Для углубления понимания вопросов, связанных с категориями отношения к другим людям и их поступкам, в ходе исследования участниками также были изучены акценты понятия «толерантность», связанные с культурой разных национальностей, и сформулированы предложения, формулирующие толерантность в разных этнических языковых культурах (табл.).
Понятие «толерантность» в разных этнических языковых культурах
Язык оригинала |
Понятие «толерантность» в разных этнических языковых культурах |
Испанский |
Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения |
Французский |
Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам |
Английский |
Готовность быть терпимым, снисходительным |
Китайский |
Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным |
Арабский |
Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим |
Русский |
Способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо) |
Сформулировали следующее: толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
– в испанском языке она означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
– во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
– в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
– в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
– в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
– в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
В результате исследования по проективной методике: «Толерантность или интолерантность?», методике незаконченных предложений «Выскажи свое отношение…» получены следующие данные (рис. 1).
Рис. 1. Отношение к правам и свободам других людей: 1 – уважение к личности другого человека; 2 – абсолютное признание прав другого человека; 3 – способность признавать идеи других людей; 4 — способность к сотрудничеству и сотворчеству; 5 — отрицание явлений, связанных с проявлением нетерпимости
1. Уважение к личности другого человека проявили 92% респондентов.
2. Абсолютное признание прав другого человека – 87%.
3. Способность признавать идеи других людей (отличные от собственных) – 84%.
4. Способность к сотрудничеству и сотворчеству – 76%.
5. Отрицание явлений, связанных с проявлением нетерпимости (нацизм, национализм, ксенофобия, дискриминация, геноцид, расизм), – 72%.
Анализ результатов, полученных с помощью экспресс-опросника «Индекс толерантности», позволил определить, что у большинства респондентов средний уровень социальной толерантности (толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам), этнической толерантности (отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия), толерантности как черты личности (личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру) (рис. 2).
Рис. 2. Уровень сформированности толерантности по отдельным субшкалам:
1 – социальная толерантность; 2 – этническая толерантность; 3 – толерантность как черта личности
Так, средний уровень социальной толерантности отмечен у 69% опрошенных, 65% — этническая толерантность и 73% — толерантность как черта личности, т.е. большинство респондентов в зависимости от ситуации могут вести себя как доброжелательно и терпимо, так и неуважительно к окружающим.
На основании полученных данных, характеризующих выраженность усредненных значений толерантности в целом, можно отметить, что у большинства опрошенных наблюдается средний и высокий уровень толерантности (рис. 3).
У 9% опрошенных был отмечен низкий уровень толерантности, что может свидетельствовать о наличии у респондентов выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям и требует дополнительного исследования по выявлению причин данных результатов. 64% опрошенных продемонстрировали средний уровень толерантности, т.е. в своем поведении сочетают как толерантные, так и интолерантные черты. В одних социальных ситуациях они могут вести себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. 27% опрошенных показали высокий уровень толерантности, что говорит о выраженности черт терпимости и уважения в отношении к окружающим.
Рис. 3. Уровень сформированности толерантности в целом (в % от числа опрошенных)
Подводя итоги, можно сделать вывод о сформированности толерантной образовательной среды: старшеклассникам и студентам достаточно комфортно учиться в среде одноклассников, их в целом удовлетворяют взаимоотношения с педагогами. Одновременно, по-видимому, необходимо продолжать развивать способность к конструктивному сотрудничеству и сотворчеству. Важным является и создание образовательной среды с точки зрения комплексности: и в организации познавательной деятельности, и в сфере конструктивного досуга, и в сфере управления и соуправления, в сфере взаимодействия с семьей и профессиональном самоопределении. Тогда, возможно, мир станет не черно-белым, а наполненным разнообразием, многоцветием личностей, мнений, культур, и поэтому открытый для диалога и сотрудничества, а толерантность как ресурс личностного развития молодого человека будет расширять и дополнять знания, компетенции студентов и старшеклассников в возможностях конструктивных взаимоотношений.
Библиографическая ссылка
Жарова Т.Ю., Куликов Н.М. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25955 (дата обращения: 05.12.2024).