Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЭТАПНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Коровина И.А. 1 Заболотная С.Г. 1 Хабарова Т.С. 1
1 Оренбургский государственный медицинский университет
Профессия врача является уникальной по уровню ответственности не только за здоровье, но и за жизнь пациента, а значит за его будущее и будущее страны в целом. Одной из главных задач высшей медицинской школы, при реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, является создание условий для максимально полного, успешного и эффективного раскрытия возможностей и способностей личности студентов медицинского вуза, обладающих ценностными ориентациями, а также устойчивой потребностью в образовании. Авторы полагают, что профессиональная направленность, являясь одним из центральных качеств личности студентов медицинского вуза, свидетельствует о наличии глубоких учебных и профессиональных мотивов, стремления и устойчивого интереса к будущей профессиональной деятельности, направленности на медицинскую профессию как ценность.
студент медицинского вуза
профессиональная направленность
научный потенциал
ценностные ориентации
образовательная технология
1. Бухарина Т.Л. Внедрение инновационных технологий в педагогический процесс медицинского вуза // Врач [М. : Русский врач]. - 2011. – № 10. – С. 71-73.
2. Бухарина Т.Л. Руководство по формированию профессиональной направленности студента-медика в условиях билингвизма / Т.Л. Бухарина, Е.А. Иванова, Т.В. Михина, С.Г. Заболотная, И.А. Коровина. – Екатеринбург : УРО РАН, 2006. – 242 с.
3. Заболотная С.Г. Студенческое научное общество – аксиологический потенциал современного медицинского образования // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова. – 2013. – № 3. – С. 63-65.
4. Заболотная С.Г., Коровина И.А. Аксиологический механизм развития интереса к исследовательской деятельности у студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. - URL: //www.science-education.ru/120-15821.
5. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей : монография. – М. : Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. – 318 с.
6. Коровина И.А. Формирование профессиональной направленности студента-медика в самообразовательной деятельности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – Оренбург, 2011. – № 4 (1). – С. 29-33.
7. Ольховая Т.А., Хабарова Т.С. Модель становления субъектности студента медицинского вуза // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-22. – С. 5003-5007.
8. Rabow M.W. Repression of Personal Values and Qualities in Medical Education / M.W. Rabow, C.N. Evans, R.N. Remen // Family Medicine. – 2013. – Vol. 45. – N 1. – P. 13-18.

Улучшение здоровья нации и повышение продолжительности жизни населения являются приоритетными задачами социальной политики государства. Предоставление качественного медицинского обслуживания актуализирует проблему обеспечения инновационного характера медицинского образования с учетом современных мировых тенденций, на основе эффективной взаимосвязи академических знаний и практических навыков оказания медицинской помощи.

Значимым становится степень присвоения личностью профессиональных ценностей, овладения методологией нововведений в медицинской сфере, включения студентов медицинского вуза в перспективные научные исследования. Достижение этих целей осуществляется в условиях применения инновационных образовательных действий, направленных на развитие умений и совершенствование навыков самостоятельного мышления, творческого подхода к решению поставленных задач, формирование профессиональной направленности студента медицинского вуза в условиях актуализации аксиологического потенциала личности будущего врача. Всё вышеперечисленное успешно формируется и развивается в процессе активизации ценностного потенциала высшего медицинского образования. Понимание такой значимости профессионального образования позволяет рассматривать важность аксиологических основ формирования профессиональной направленности студентов медицинского вуза в условиях его поэтапного включения в перспективные научные исследования.

В настоящее время в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимых для анализа и решения рассматриваемой проблемы. Гуманистическая ориентация высшего профессионального образования, детерминирующая значимость аксиологических основ подготовки студентов вуза, представлена в работах Т.К. Ахаян, А.В. Кирьяковой. Теория становления субъектности в концепции аксиологического образования освещена Т.А. Ольховой. Психолого-педагогические теории развития личности рассматриваются в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна. Значительный вклад в изучение профессиональной направленности и самоопределения будущего специалиста в области медицины внесли работы В.А. Аверина, Т.Л. Бухариной, И.Н. Денисова, Н.В. Кудрявой.

Основным приоритетом образовательной политики высшей медицинской школы является актуализация развития личности студента, ее профессиональной направленности, ценностных ориентаций, умений самостоятельно выстраивать целеполагание в самообразовательной деятельности [6]. Аксиологический потенциал способствует выведению личности на новый уровень жизнедеятельности – творческий, преобразующий жизнь, когда личность выражает, реализует себя не только в порядке разрешения ситуации, но и в порядке встречного, преобразующего ситуацию отношения к жизни, ее ценностного понимания и самореализации [5].

Профессиональную направленность студентов медицинского вуза мы рассматриваем как интегративное качество личности, характеризующееся стремлением субъекта бороться за здоровье человека; устойчивым интересом к будущей профессиональной деятельности; широким спектром знаний по проблемам врачебной этики, деонтологии, медицины; знанием основ медицинской терминологии; ориентацией на интеллектуально-эмоциональное усвоение ценностей «Человек», «Здоровье», «Жизнь» [8].

Научная и теоретическая значимость данного исследования заключается в уточнении педагогической сущности понятия формирования профессиональной направленности, активизации аксиологического потенциала высшего медицинского образования, углубляющего и обогащающего теорию и практику высшей школы; определении и теоретическом обосновании аксиологических основ успешной реализации исследуемого процесса. Создание условий для овладения навыками проведения научных исследований и развития соответствующего стиля мышления, обеспечение овладения методологией нововведений в медицинской сфере выступают основными целями инновационного образования [1].

Нами целенаправленно были созданы педагогические условия, которые позволили проследить динамику формирования профессиональной направленности студентов медицинского вуза в условиях их поэтапного включения в научные исследования. Разработанный специальный курс «Актуализация профессиональной подготовки будущих специалистов в области медицины» способствовал конкретизации ценностных представлений студентов медицинского вуза о своем профессиональном будущем в области медицины. Специальный курс обеспечил интеграцию содержания дисциплин «Иностранный язык» и «Латинский язык» с предметами медико-биологического и клинического циклов. Студентам предлагалась научная медицинская, публицистическая и художественная литература, а также тексты по медицине на латинском и иностранных языках. Намечались формы обмена, обсуждения полученной информации в беседах, круглых столах, профессиональных дискуссиях по темам: «Медицина в поэзии греков и римлян», «Добродетели Аристотеля в практике современной медицины», «От клятвы Гиппократа к клятве российского врача». Студенты отстаивали свои взгляды, убеждения, идеалы, ценностные предпочтения, учились культуре ведения дискуссии, корректности, умению выслушать чужую точку зрения. Это свидетельствовало о расширении профессионального кругозора студента в области медицинской науки и практики, повышении его личностного статуса, обогащении образа «Я – студента» как компетентного врача, понимании необходимости дальнейшего получения широкого спектра знаний врачебной этики, деонтологии, истории медицинской терминологии. Научно-методическое обеспечение в рамках аудиторных и внеаудиторных занятий сопровождалось работой с профессионально направленными текстами и упражнениями, активизацией субъектного восприятия латинских афоризмов и крылатых выражений, написанием рецензий и эссе на иностранных языках, участием в лекторских группах и конференциях, выполнением субъектно-ориентированных профессионально-творческих заданий [2].

Следующим этапом работы стало использование тренажерного, симуляционного и фантомного обучения в сочетании с приемами гуманитарных (кейс-стади, деловая игра) и информационных (виртуальная клиника) технологий, технологией «стандартизированный больной». Интеграция симуляционных и гуманитарных технологий направлена на решение комплекса профессионально ориентированных ситуаций (истории болезней, описания различных клинических случаев и патологий), овладение навыками практической работы с выбором форм и способов профессиональных действий при реализации клинических сценариев по терапии, педиатрии и общему уходу за больными.

В качестве основной была выбрана проектная технология, связанная с выполнением исследовательских и творческих проектов. Проект требовал работы с источниками информации, регулярных встреч-обсуждений промежуточных результатов, консультирования с преподавателем. Презентации проекта осуществлялись в виде сообщения, видеофильма, пособия, брошюры, защиты. Защиты проходили на межкафедральных монотематических конференциях, материалы публиковались в научных студенческих сборниках. По результатам портфолио достижений мы зафиксировали положительное развитие убеждений, позиций в правильности выбора профессии, расширения профессиональной аксиологической сферы студентов медицинского вуза, что подразумевало включение студентов в социально и общественно значимые виды профессионально ориентированной деятельности в лечебных и образовательных учреждениях города и области на добровольных началах.

Ключевое место в нашем исследовании занимал аксиологический компонент становления профессиональной направленности студентов медицинского вуза. С помощью анкетирования и опроса исследовались ценностные детерминанты научно-исследовательской деятельности студентов и место, отводимое данной деятельности в будущей профессии при формировании профессиональной направленности. Это стало качественным показателем становления профессиональной направленности посредством формирования у студентов чувства сопричастности к корпоративной профессиональной культуре медицинского сообщества, гордости за выбранную профессию и ценностного отношения к ней, осознание студентами ответственности за жизнь и здоровье пациента, развития навыков творческого подхода к профессиональной деятельности.

Включение в работу студенческого научного общества является важным условием формирования профессиональной направленности студента медицинского вуза, где проявляется субъектная позиция личности студента по отношению к собственному развитию, нацеленность на профессиональное становление будущего специалиста, обеспечение полного самораскрытия студента медицинского вуза как личности, субъекта деятельности, что расширяет границы его аксиосферы. Субъектность студента является выражением его образовательной активности, характеризуется выбором индивидуальной образовательной траектории, самоорганизацией, рефлексивностью, высокой мотивацией достижений в учебной деятельности [7].

Осуществлялось активное привлечение студентов к учебной научно-исследовательской работе, написанию рефератов, участию в научно-практических конференциях разного уровня, олимпиадах по предмету (региональных, всероссийских, международных), подготовке публикаций в научных студенческих сборниках, участию в просветительской и профессионально-ориентационной работе, изготовлении наглядных пособий. Развитие познавательного интереса, исследовательской активности, формирование стойкой потребности в самостоятельном конструировании исследовательской деятельности при получении профессионально значимой информации способствовало формированию профессиональной направленности студентов медицинского вуза [4].

Проведение подобных мероприятий по обмену опытом и активному сотрудничеству студентов разных курсов в научно-исследовательской деятельности позволяет, наряду с теоретическим осмыслением базовых положений профессиональной деятельности врача, усилить практическую составляющую образовательного процесса. Присутствие соревновательного духа повышает степень ответственности и, как следствие, уровень самоподготовки, саморегуляции, рефлексивности действий. Важно понимание того, что подобное сотрудничество раскрывает оптимальное сочетание теории и практики в подготовке студентов медицинского вуза, при этом элементами учебно-воспитательного процесса становятся социально-этические, ценностные принципы работы и мировоззренческие установки профессионалов. Встреча студентов различных курсов, вузов и их совместное участие в общем деле актуализируют субъектную позицию и активность будущих врачей. Дискуссии позволяют студентам расширить представления о научной составляющей будущей профессии, обогатиться ценностными представлениями, осознать свой потенциал в подобном роде деятельности, услышать мнения преподавателей и сокурсников.

Ценностные субъектно-ориентированные, творческие, проблемно-ситуационные, информационно-поисковые задачи, работа в сотрудничестве с преподавателями других кафедр способствовали ориентации студентов на ценности образовательной и профессиональной деятельности, развитию у студентов навыков критического осмысления информационного потока, осуществления оценочно-рефлексивного анализа деятельности с использованием оптимальных стратегий поиска информации, умений соотнесения способов решения проблемных ситуаций с ценностно-личностными ориентирами. Данные виды работ успешно формируют и развивают навыки самостоятельного мышления, умение излагать свои мысли в письменной и устной форме, способствуют овладению методологией творческого подхода к решению задач. Для нашего исследования важен факт, что развитие профессиональной направленности преобразует студента медицинского вуза в субъект деятельности с активной позицией, с индивидуальными способностями быть стратегом в самообучении и является необходимым составляющим в организации учебного процесса медицинских вузов. Понимание значимости данного педагогического явления позволяет рассматривать его в качестве средства личностного и профессионального развития студентов медицинского вуза в целом.

Данное исследование ориентировано на формирование профессиональной направленности студента в условиях инновационного медицинского образования средствами личностно развивающих, ценностно ориентированных технологий, нацеленных на самостоятельный выбор линии профессионального поведения будущими специалистами в области медицины. Только в ситуации, когда появляется направленность на освоение профессиональной деятельности и проявляется активная субъектная позиция студента медицинского вуза по отношению к своей будущей профессии, происходит целенаправленное и осознанное становление профессионала. Реализация представленных в исследовании педагогических условий содействует развитию информационно-познавательной самостоятельности студентов, готовности к формированию профессиональной направленности с опорой на нравственные убеждения и ценностные ориентации в соответствии со своими жизненными и профессиональными целями и планами.

Таким образом, основные стратегические составляющие развития высшей медицинской школы воплощают ценностное единство науки и образования. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу обеспечивает интеграцию научного, образовательного и лечебного процесса. Становление учебно-исследовательских, научно-исследовательских умений студента на базе его участия в студенческом научном обществе, научно-практических конференциях, олимпиадах, публикации результатов в научных изданиях способствует не только формированию профессиональной направленности студентов медицинского вуза, но и положительно влияет на решение частных проблем профессиональной подготовки будущего врача [3].

Проведенное исследование подтвердило основные положения и выявило новые направления в изучении проблемы. Среди них наиболее перспективными являются исследования других факторов, влияющих на формирование профессиональной направленности студентов медицинского вуза; выявление аксиологического ресурса в формировании общей культуры, профессиональной компетентности будущего врача. Полученные результаты позволяют преподавателям высшей медицинской школы направить свои усилия на совершенствование содержания и повышение эффективности учебной деятельности в учреждениях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования; системе повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования, средних специальных учебных заведениях, профильных классах общеобразовательных школ.

Представленное педагогическое исследование является инновационной деятельностью в медицинском вузе, проявлением педагогического творчества и позволит не только оптимизировать процесс подготовки будущих специалистов системы здравоохранения, но и обеспечит становление личности будущего врача, высокопрофессиональной, компетентной и нравственно зрелой.

Результаты исследования способствуют уточнению научно-педагогических представлений о процессе формирования профессиональной направленности студентов медицинского вуза посредством поэтапного включения будущих специалистов в области медицины в перспективные научные исследования и могут быть использованы в профессиональном становлении специалистов других профилей.


Библиографическая ссылка

Коровина И.А., Заболотная С.Г., Хабарова Т.С. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЭТАПНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25937 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674