Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ЕГО СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ И ПРИНЦИПЫ

Казымова Т.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
В статье представлены теоретические основы процесса повышения квалификации преподавателя: его сущность, структурообразующие компоненты готовности к повышению квалификации, а также принципы данного процесса; для этого рассмотрены такие сопряженные, но не идентичные понятия как непрерывное образование, образование взрослых, рекуррентное образование и продолженное образование; выявлена их иерархическая взаимосвязь; выявлены структурообразующие компоненты готовности преподавателя к повышению квалификации, а именно образованность, обусловленная рекуррентностью данного процесса, взрослость, которая в рамках процесса повышения квалификации, означает наличие определенного статуса с установленными свойствами и нормами поведения, правами и обязанностями; сознательность и мотивированность; рассмотрены общие и специальные принципы, лежащие в основе процесса повышения квалификации, такие как научности, систематичности и последовательности, партисипативности, актуализации, персонификации и адаптивности; приведены правила, обеспечивающие выполнение принципов.
образование взрослых
образовательный процесс
рекуррентное образование
непрерывное образование
продолженное образование
повышение квалификации
образовательная система
адаптация человека
специальные принципы
личностное развитие
1. Гребенкина Лидия Константиновна. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. – М., 2000. – 441 c. РГБ ОД, 71:00-13/271-4.
2. Казымова Т.С. Научный обзор исследований о сущности образования взрослых как основы процесса повышения квалификации // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-15908 (дата обращения: 19.11.2016).
3. Казымова Т.С. Специальные принципы процесса повышения квалификации // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19902 (дата обращения: 19.11.2016).
4. Лесохина Л.Н. Образование взрослых в общецивилизационном контексте // Новые знания. – 1997. – № 1. – С. 5 – 7.
5. Пидкасистый Павел Иванович : Педагогика: учебник для вузов. – Москва: Академия, 2010. – 510 с.
6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
7. Пугачева Н.Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа / диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Казань: Казанский государственный педагогический университет, 2003. – 437 с.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебник, 2007.
9. Jarvis, P., Adult Education and Lifelong Learning: Theory and Practice// London; New York, NY: Routledge Falmer, 2004.
10. Jarvis, P., International Dictionary of Adult and Continuing Education// Taylor & Francis e-Library, 2005.

Повышение квалификации – неотъемлемая часть деятельности преподавателя. Совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков необходимо для качественного выполнения научно-преподавательских функций, а также для развития преподавателя как высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста. Выяснено, что научно-педагогические основы повышения квалификации обусловлены теорией и практикой непрерывного образования (Андреев, В.И., Бабанский, Ю.К., Бережная С.К., Возгова З.В., Ильина Н.Ф., Стуканов А.П.).

Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) методы.

Результаты исследования. На современном этапе развития общества в научной литературе имеют место такие сопряженные с непрерывным образованием понятия, как образование взрослых, рекуррентное образование и продолженное образование. Это обусловлено тем, что непрерывное образование рассматривается как процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека.

Непрерывное образование – это процесс, направленный на развитие всего образовательного потенциала человека. Период образования и обучения не ограничен периодом посещения школы. Он должен длиться на протяжении всей жизни, включать все необходимые навыки и области знаний, использовать все возможные средства и давать всем людям возможность на полноценное развитие личности [1].

Рекуррентное образование – это образование, разделенное на периоды систематического обучения, чередующегося с продолжительными периодами другой деятельности, например, работой. Сторонники рекуррентного образования считают, что люди должны иметь право возвращаться к образованию в течение всей жизни.

Продолженное образование – это возможности обучения, которые могут быть использованы после окончания дневного основополагающего образования. Данный термин представляет собой все формы продолжения или возобновления обучения после завершения первой образовательной фазы и поступления на работу. Оно предназначено для взрослых всех возрастных групп и уровня образования, может быть как профессиональным, так и общим.

Образование взрослых – это упорядоченный и систематический образовательный процесс, направленный на формирование или совершенствование навыков и компетенций, необходимых человеку на современном этапе развития общества. Данный процесс предоставляется лицам, считающимся взрослыми с точки зрения членов общества, к которому они относятся, а также имеющим и в полной мере реализующим права и обязанности, налагаемые этим обществом [2].

Непрерывное образование это процесс, осуществляющийся на протяжении всей жизни человека и включающий в себя дошкольное образование, среднее общее образование, профессиональное образование и образование взрослых. Образование взрослых, в свою очередь, подразделяется на продолженное образование и рекуррентное образование. Процесс повышения квалификации может осуществляться в рамках как продолженного, так и рекуррентного образования, в зависимости от особенностей данного процесса [9].

По нашему мнению, сущность процесса повышения квалификации состоит в том, что это упорядоченный и систематический образовательный процесс, характеризующийся осознанностью, добровольностью и опорой на жизненный опыт и обеспечивающий совершенствование знаний, умений и навыков, необходимых преподавателю для осуществления эффективной профессионально-образовательной деятельности.

Нами было выявлено, что структурообразующими компонентами готовности преподавателя к повышению квалификации могут быть: образованность, взрослость, сознательность и мотивированность. Рассмотрим их подробнее.

Образованность, как структурообразующий компонент готовности преподавателя к повышению квалификации, обусловлен рекуррентностью данного процесса.

Образованность может быть представлена с одной стороны как результативный показатель личности преподавателя. Преподаватели имеют значительный  опыт, поэтому природа термина «образованность» может казаться нам относительно понятной, ассоциируясь с характеристиками личности. 

С другой стороны, по нашему мнению, «образованность» может рассматриваться как процесс совершенствования преподавателя, осуществляемый в образовательных учреждениях. Однако данное трактование будет считаться ограниченным, так как мы можем предположить, что процесс повышения квалификации  имеет место также и в других организациях.

Следующий структурообразующий компонент готовности преподавателя к повышению квалификации – это взрослость.

Понятие «взрослость» косвенно связано с возрастом, но напрямую относится к тому, что происходит, когда мы становимся старше. Человек достигает физической зрелости, становится независимым от родителей и самостоятельно принимает решения. Так формируется его мнение о себе и мнение окружающих о нем. Таким образом, становится ясно, что понятие «взрослость» может быть применимо к человеку, если он достиг определенной социальной позиции. «Взрослость» может рассматриваться как состояние человека, когда он приобретает права и способен выполнять возложенные на него обязанности [10].

Таким образом, данный компонент обуславливает осуществление процесса повышения квалификации в рамках образованию взрослых, как одной из составляющих непрерывного образования.

Следующим структурообразующим компонентом готовности преподавателя к повышению квалификации является сознательность.

Комплексная образовательная система подразумевает внедрение определенного образовательного опыта на взрослом этапе жизни человека, что соответствует потребностям зрелости. Среди этих потребностей могут быть: возможности совершенствования во многих сферах, где знания постоянно развиваются; занятия, относящиеся непосредственно к обязанностям взрослых; а также занятия, включающие оценку ценностей, для восприятия которых необходим зрелый опыт.

Рассматривая ситуацию в общем, можно сказать, что целью процесса повышения квалификации является внесение вклада в:

  • развитие критического понимания главных современных проблем и социальных трудностей, способность принимать активное участие в прогрессировании общества с достижением социальной справедливости.
  • развитие способности получать новые знания, квалификации, навыков построения отношений и форм поведения, как в составе группы, так и индивидуально, в том или ином образовательном учреждении, с целью формирования зрелой личности;
  • развитие способности адекватно решать проблемы в сфере профессиональной деятельности.

Таким образом, сознательность, как структурообразующий компонент готовности преподавателя к повышению квалификации, обеспечивает его участие в данном конкретном процессе и в системе непрерывного образования в целом.

В качестве еще одного структурообразующего компонента готовности преподавателя к повышению квалификации рассмотрим мотивированность.

Мотивация к обучению у преподавателей в процессе повышения квалификации может быть подразделена на следующие группы [6]:

  • Экономический аспект – возможность более высокого заработка, профессиональное совершенствование и более устойчивое положение на занимаемой должности;
  • Личный аспект – познавательный интерес, желание расширения профессионального кругозора;
  • Социальный аспект – желание приносить большую пользу обществу.

Следовательно, при наличии одного или нескольких из вышеперечисленных факторов, можно говорить о наличии мотивированности.

Мотивированность, как структурообразующий компонент процесса повышения квалификации, основывается на продолжительности данного процесса, а также на внешних и внутренних факторах, побуждающих преподавателя участвовать в процессе повышения квалификации.

Рассмотрев структурообразующие компоненты процесса повышения квалификации, можно сделать вывод, что данный процесс имеет сложную многокомпонентную структуру. Для достижения успешного результата необходимо уделить равное внимание всем вышеперечисленным компонентам.

Процесс повышения квалификации опирается на совокупность общих и специальных принципов. Общие принципы процесса повышения квалификации составляют:

  • научности содержания и методов учебного процесса, отражающий взаимосвязь с современным научным знанием и практи­кой демократического устройства общества; [4]
  • систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, приобретении опыта деятельности, придающий системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям и практическим умениям учащегося; [7]
  • сознательности, творческой активности и самосто­ятельности учащихся при руководящей роли учителя; [5]
  • рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.Принцип партисипативности предусматривает, какие организации, учреждения и институты вовлечены в процесс повышения квалификации. Данный принцип также рассматривает, организацию их работы, как по отдельности, так и при взаимном сотрудничестве в рамках процесса повышения квалификации.
  • Реализация принципа партисипативности на практике обусловлена следующими правилами:
  • В совокупность специальных принципов мы включили принципы партисипативности, актуализации, персонификации и адаптивности. Рассмотрим специальные принципы подробнее.
  • Создание образовательных механизмов, управленческих институтов и процессов на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях, которые были бы прозрачными, подотчетными, демократическими, эффективными, а также содействовали партнерству всех заинтересованных сторон.
  • Прозрачное и подотчетное управление, которое влекло бы за собой информированное и конструктивное вмешательство в стратегию и развитие программы всех заинтересованных сторон.
  • Демократическое управление, означающее представительство и участие в нем всех заинтересованных сторон, для того чтобы гарантировать соответствие предоставляемого образования нуждам всех учащихся.
  • Обеспечение хорошего управления, в дальнейшем влекущее за собой создание гибких, быстро реагирующих и децентрализованных механизмов и процессов на национальном и местном уровнях.

Принцип актуализации опирается на такой структурообразующий компонент повышения квалификации как мотивированность. Процесс повышения квалификации должен соответствовать  нуждам преподавателей и обеспечивать их необходимыми личностными и профессиональными компетенциями [3].

Правилами образования, обусловленными принципом актуализации, в рамках процесса повышения квалификации являются:

  • Развитие автономии и чувства ответственности и единства людей и обществ.
  • Усиление способности работать с изменениями, происходящими в экономике, культуре и обществе в целом.
  • Предоставление преподавателям возможности получать и накапливать знания, опыт и повышать квалификацию с помощью периодического участия. Полученные таким образом квалификации должны быть эквивалентны квалификациям, присвоенным в рамках формального образования, для обеспечения продолженного образования.
  • Интернационализация развития навыков с целью поддержания мобильности преподавателей.

Следующий принцип – принцип персонификации. Он предусматривает, что процесс повышения квалификации должен быть ориентирован на преподавателей, участвующих в нем [8].

Принимая во внимание принцип персонификации, при организации процесса повышения квалификации необходимо соблюсти следующие правила:

  • Развитие надлежащего содержания и способов представления информации, использование родного языка при обучении иностранному языку и оценка знаний исходя из нужд преподавателей;
  • Разработка и применение критериев оценки качества образовательного процесса, учебных материалов и методов преподавания в программах повышения квалификации;
  • Обеспечение надлежащей инфраструктуры, включая оснащение учебных аудиторий;

Следующий принцип, принцип адаптивности, подразумевает, что процесс повышения квалификации должен давать его преподавателю необходимые знания и навыки для конкурентоспособности на рынке труда, а также для надлежащего выполнения служебных обязанностей и дальнейшего карьерного роста.

В процессе повышения квалификации принцип адаптивности может быть реализован посредством следующих правил:

  • Адаптировать преподавателя к современным условиям повседневной жизни и работы и принимать во внимание их личностные характеристики, их возраст, семейное, социальное, жилищное положение, а также то, как все эти аспекты взаимосвязаны.
  • Способствовать участию преподавателей в процессе принятия решений на всех уровнях процесса обучения, включая определение потребностей, развитие учебного плана, выполнение и оценку программы; оно также должно планировать образовательные действия с учетом изменения карьерных и бытовых факторов жизни преподавателя;
  • Иметь гибкую организационную структуру, принимающую во внимание социальные, культурные, экономические и институциональные факторы каждой страны и общества, к которым преподаватели принадлежат;
  • Осознавать, что каждый преподаватель, имеющий свой жизненный опыт, является проводником культуры, в соответствие с которой он выполняет роль, как учащегося, так и учителя в образовательном процессе, в котором он участвует.

Таким образом, можно заключить, что в основе процесса повышения квалификации лежат четыре специальных принципа, а именно принцип партисипативности, принцип актуализации, принцип персонификации, принцип адаптивности. Соответствие каждому из этих принципов делает процесс повышения квалификации понятным, доступным, целесообразным, качественным и хорошо организованным.

Вывод. Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод. Процесс повышения квалификации является комплексным образовательным процессом, занимающим определенное место в непрерывном образовании преподавателя, а именно, относящийся к образованию взрослых. В рамках образования взрослых повышение квалификации может относиться как продолженному, так и к рекуррентному образованиям. 

Структурообразующими компонентами готовности преподавателя к повышению квалификации являются образованность, взрослость, сознательность и мотивированность. При наличии данных компонентов преподаватель может принимать полноценное участие в процессе повышения квалификации.

Процесс повышения квалификации имеет в своей основе следующие специальные принципы: партисипативности, актуализации, персонификации и адаптивности. Каждый из этих принципов одинаково важен и обязателен для соблюдения.


Библиографическая ссылка

Казымова Т.С. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ЕГО СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ И ПРИНЦИПЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25929 (дата обращения: 06.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674