Современные социально-экономические преобразования российского общества обусловливают необходимость поиска качественной трансформации системы среднего профессионального образования в рамках становления новой образовательной парадигмы, определяющей проектирование ее целевых ориентиров в контексте формирования ключевых компетенций будущего специалиста среднего звена (с учетом требований, отраженных в федеральных государственных образовательных стандартах), развития у него готовности постоянно обучаться (в течение всей жизни) для повышения собственной конкурентоспособности на рынке труда, наращивания новых социально-личностных качеств человеческого капитала, ориентированных на вызовы инновационной экономики. Целевые ориентиры деятельности профессиональных образовательных организаций задают направленность воспроизводства «модели выпускника новой формации» в соответствии с определенной образовательной и социализационной нормой, обеспечивающей профессиональную, личностную и социальную «жизнеспособность» будущего специалиста среднего звена в современных условиях новой экономики – экономики знаний, технологий, лидерства и инноваций.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. указана значимость качества подготовки профессиональных кадров, уровня их социализации как основного фактора экономического развития и повышения конкурентоспособности современной инновационной экономики. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. определена важность формирования у обучающихся обновленных компетенций, навыков и моделей поведения, необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний. В Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 гг. отражена задача достижения высокого стандарта качества содержания и технологий профессионального образования, ориентированных на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала, способного реализовать себя не только в пределах Российской Федерации, но и в мировом масштабе. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. определена необходимость создания демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для обучающихся, способных к оптимальной социализации в постоянно изменяющихся условиях социальной и профессиональной практики.
Вышеизложенное актуализирует поиск новых подходов к роли и содержанию подготовки будущего специалиста в системе среднего профессионального образования, тесно связанных с качеством профессиональной социализации обучающегося, выполняющей функции развития у выпускника сферы мироосвоения современного социума и ценностно-смысловой ориентации в освоении мира профессиональной деятельности, определяющей успешность перспективного построения профессиональной карьеры будущего квалифицированного рабочего (служащего, специалиста) и его оптимальную интеграцию в различные сферы социальной практики.
Профессиональная социализация формирует потенциал успешного включения будущего специалиста среднего звена в процесс трудовой деятельности и поддержания высокого уровня его профессиональной мобильности в течение всей жизни. При оптимальном процессе профессиональной социализации в обществе обеспечивается преемственность в передаче от поколения к поколению социокультурных знаний, профессиональных установок и ценностных ориентаций, социопрофессиональных навыков и умений, мастерства, осуществляется постепенное «вхождение» обучающегося в профессиональную и социальную жизнь, достигается устойчивость и развитие экономической системы [10].
Профессиональная социализация рассматривается исследователями как: социопсихологический адаптационно-интеграционный процесс, в ходе которого на основе существующей внутренней ориентации индивида, развития личностных ресурсов, под влиянием определенных агентов и институтов происходит усвоение профессиональных ролевых установок, норм, знаний, образцов поведения и последующее их воспроизводство в профессиональной деятельности, что создает потенциал для профессиональной мобильности личности [2]; двуединый процесс, который представляет, с одной стороны, способ интериоризации социальных норм, свойственных профессиональной среде определенного профиля, а с другой – самоидентификацию личности и степень осознания ею своей субъектно-объектной роли во взаимодействии с профессиональной средой [8]; механизм формирования «личностно-профессиональных и социальных качеств» будущего специалиста, позволяющих ему успешно выполнять определенные социальные роли и профессиональные функции [6]; процесс профессионального становления личности в специально созданных педагогических условиях, обеспечивающих формирование социально-профессиональной компетентности обучающегося как личностного, интегративного качества, проявляющегося в адекватности решения разнообразных профессиональных задач и ситуаций с учетом их социального контекста [12]; многоуровневый процесс, направленный на усвоение личностью специальных знаний, социопрофессиональных умений и навыков, ценностей и норм для достижения высокого профессионализма как основы эффективности профессиональной деятельности, и ориентированный на развитие инновационных, адаптационных и интегративных качеств индивида, необходимых для эффективного включения в профессионально-трудовое сообщество [7].
Разделяя идеи ученых о сущности и содержании профессиональной социализации личности, в нашем исследовании мы даем авторскую трактовку изучаемой дефиниции. Профессиональная социализация будущего специалиста среднего звена рассматривается нами как многоуровневый процесс личностно-средового взаимодействия, предусматривающий расширение диапазона социальных и профессиональных знаний, принятие ценностей, норм социально-трудовой деятельности, освоение способов конструирования продуктивных взаимоотношений, обогащение социального и профессионального опыта обучающегося как субъекта познания, социально-профессионального общения и практики, определяющий успешность его интеграции в профессионально-трудовое сообщество и оптимальность достижения жизненных и профессиональных целей. Результирующим показателем эффективности профессиональной социализации будущего специалиста среднего звена нами обозначена социально-профессиональная компетентность как интегративное качество личности, структурно представленное следующими компонентами: когнитивным (знания о профессиональной деятельности; социальные компетенции), мотивационным (интерес к профессиональной деятельности; направленность на социальное взаимодействие; стремление к личностному и профессиональному самообразованию и самосовершенствованию), деятельностным (готовность к социально-профессиональной самореализации, опыт практико-ориентированной и социально ориентированной деятельности).
Необходимо отметить, что профессиональная социализация будущего специалиста среднего звена обусловлена спецификой ее осуществления в рамках профессиональной образовательной организации. Эффективность профессиональной социализации обучающегося зависит от многих факторов: нацеленности основных профессиональных образовательных программ на развитие необходимых ключевых профессиональных компетенций и социально-профессиональных качеств обучающегося как профессионала определенного профиля и квалификации; продолжительности адаптации будущего специалиста среднего звена к изменяющимся условиям окружающей действительности; сформированности умений принять и осознать реальные и будущие требования профессионального сообщества; созданного микроклимата организации и конструирования способов взаимодействия с субъектами социальных отношений и т.д.
И.В. Воробьевой выделены следующие факторы, влияющие на результативность профессиональной социализации обучающегося в образовательной организации: индивидуально-личностные (система ценностных ориентаций, мотивация личности, «жизненные планы», пол, возраст, состояние здоровья); образовательные (институционализация системы среднего профессионального образования, качество профессиональной подготовки); социально-профессиональные (сформированность профессиональной культуры профессионального сообщества, востребованность специалистов данного профиля на рынке труда, соответствие профессиональной подготовки выпускника реальной практике, престиж профессии в обществе, условия труда и уровень заработной платы квалифицированных рабочих, служащих и специалистов) [1].
Для успешности осуществления профессиональной социализации будущего специалиста среднего звена в профессиональных образовательных организациях необходимо создание целостного образовательно-воспитательного пространства, интегрирующего образовательно-воспитательный, культурно-социальный, интерактивный составляющие, обладающие целенаправленным профессионально-социализирующим комплексным влиянием [9]. Образовательно-воспитательная составляющая отражает ориентиры оптимальной организации образовательного процесса, внеаудиторной и воспитательной деятельности (в интеграционном единстве), обеспечивающие формирование совокупности профессиональных и социально-личностных компетенций обучающегося, которые являются базой для дальнейшего личностного, социального и профессионального саморазвития). Культурно-социальная составляющая акцентирует внимание на учете образовательных и профессиональных традиций, знаково-символических атрибутов, корпоративной культуры организации и производственной сферы и др., формирующих психологический микроклимат и дух образовательно-профессионального сообщества, определяющий становление смысловой системы регуляции и поведенческой направленности выпускника, осознанность мира ценностей будущей профессии). Интерактивная составляющая целостного образовательно-воспитательного пространства профессиональной образовательной организации задает направленность оптимального конструирования субъект-субъектных отношений, разновозрастного и профессионального общения, связей, контактов с субъектами взаимодействия (профессионалами, социальными партнерами, работодателями и т.д.) для осмысления будущим специалистом среднего звена значимости совместного бытия и построения конструктивных социальных отношений (коммуникативно-интерактивного обмена опытом и информацией) в контексте эффективности будущей профессиональной деятельности ориентированной на достижение вершин профессионального и личностного плана.
Создание целостного образовательно-воспитательного пространства профессиональной образовательной организации в совокупности представленных составляющих (образовательно-воспитательной, культурно-социальной, интерактивной) обеспечивает оптимальную профессиональную социализацию обучающегося в рамках усвоения будущим специалистом среднего звена профессиональных и социальных знаний, освоения гражданских, духовно-нравственных ценностей профессионального сообщества, становления ключевых компетенций обучающегося, формирование и укрепление академических и профессиональных традиций [5]. При этом педагогически сопровождаемая профессиональная социализация будущего специалиста среднего звена проявляется в амплификации его личностной сферы: активном качественном преобразовании личностных структур, приводящих к повышению уровня учебно-профессиональной мотивации; актуализации учебно-профессиональных ценностей; повышении уровня осознания возможностей самореализации в учебной и будущей профессиональной деятельности; повышении удовлетворенности учебной деятельностью и выбором профессии; более четком представлении о профессиональном будущем; появлении способности к профессиональному саморазвитию. Также амплифицируется сфера общения студентов: повышается удовлетворенность взаимоотношениями в процессе учебной и квазипрофессиональной деятельности и уровень самоуважения студента; развиваются способности к профессиональному общению; активизируется стремление к самореализации в общении в сочетании с хорошим самоконтролем, обеспечивающим соблюдение нормативных требований среды [13].
Таким образом, междисциплинарный анализ проблематики профессиональной социализации будущего специалиста среднего звена позволил выделить наиболее значимые особенности изучаемого феномена.
Во-первых, важность исследования профессиональной социализации будущего специалиста среднего звена в условиях профессиональной образовательной организации обусловлена тем, что именно через профессиональную подготовку и трудовую деятельность в данном социальном институте происходит передача накопленного опыта и воспроизводство трудовых отношений, постепенное вхождение обучающегося в мир профессиональной деятельности. Практико-ориентированная подготовка обучающегося в профессиональной образовательной организации направлена на становление «профессиональных ориентиров, трудовой этики и карьерных компетенций у той группы молодых специалистов, которая пополнит ряды профессионалов и которые будут определять векторы обновлений социально-профессиональной структуры общества и дальнейшего социального развития» [11], что обеспечивает более короткий срок осуществления процесса профессиональной социализации будущих квалифицированных рабочих, служащих и их более успешную адаптацию к требованиям профессиональной деятельности [4].
Во-вторых, профессиональная социализация будущего специалиста среднего звена осуществляется на трех основных уровнях: личностном (обогащение собственного профессионального опыта молодого специалиста и формирование направленности на собственный профессиональный рост), групповом (включение будущего специалиста среднего звена в реально существующую профессиональную среду и общественные отношения), институциональном (организация таких условий, которые обеспечивают «закрепляемость» выпускника в социуме и профессии, социально-профессиональную и личностную «жизнеспособность») [10]. При этом необходимо отметить, что данный процесс предполагает «авторство» субъекта, индивидуальное акме-продвижение к вершинам социального, личностного и профессионального бытия, и большей степени обусловлен личностным, субъективным фактором, где сама избирательность индивида и есть критерий, оставляющий за ним право того, что может быть именуемо как профессиональная «самосоциализируемость» (термин И.А. Щeглoвa).
В-третьих, эффективность протекания профессиональной социализации будущего специалиста среднего звена обусловлена факторами допрофессиональной социализации (семьей, школьными педагогами и сверстниками, спецификой месторасположения, материально-бытовыми условиями и т. д.) и индивидуально-личностными, образовательными, социально-профессиональными факторами (отношениями в студенческой группе, профессорско-преподавательским составом, содержательной основой основных профессиональных образовательных программ, социокультурной средой организации, оптимальностью освоения ролевого набора, соответствующего статусу студента и профессионала, соотнесением требований профессиональной образовательной среды с прошлым опытом и ожиданиями вчерашнего абитуриента и т.д.) [14].
В-четвертых, профессиональная социализация охватывает не только образовательный этап профессионализации личности, но и последующие этапы ее профессионального становления, где помимо освоения, личность уже воспроизводит социальный и индивидуальный опыт. При этом профессиональная социализация представляется как процесс многосторонний, охватывающий самые различные сферы жизнедеятельности личности – сознание, общение, деятельность и др. [6], а результат профессиональной социализации выражается, по мнению Э.Ф. Зеера, нахождением обучающимся «…своего места в профессиональной стратификации, выработкой профессионального менталитета, формированием ролевого поведения и профессиональной идентификации» [3].
В-пятых, успешность профессиональной социализации проявляется в оптимальной интеграции будущего специалиста среднего звена в профессиональное сообщество и посредством этого – в общество в целом. Социализирующим результатом профессионального образования выступает устойчивая система социально-ценностных отношений обучающегося к окружающему миру, к осваиваемой профессии, к самому себе. При этом в решении задач профессиональной социализации будущего специалиста среднего звена необходима специальная помощь преподавателя, деятельность которого определяется стратегией педагогической поддержки [5]. Индивидуальной работы требует помощь студенту в интеллектуальном развитии, оформлении мотивации выбора профессии, формировании адекватной самооценки, развитии творческих способностей, конструировании продуктивных социальных отношений, смыслопоисковой активности (О.С. Гребенюк) и т.д. Определение результативности профессиональной социализации возможно путем выявления соотношения ее нормативной и реальной составляющих как степени воплощения существующих эталонов и стандартов профессионализации студентов. Показателями результативности выступают качество профессионального образования, успеваемость студентов, их активность в учебной и во внеучебной работе, удовлетворенность профессиональной подготовкой, желание работать по данной специальности и самоидентификация в ней [1].
Библиографическая ссылка
Горшенин В.И. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СРЕДНЕГО ЗВЕНА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25927 (дата обращения: 09.12.2024).