Кризис образования, существующий на современном этапе не только в России, но и в ряде других стран, затронул, прежде всего, школьную образовательную систему. Среди школьников наметилась четкая тенденция спада мотивации обучения многим предметам, в том числе и предмету физики.
Физика, как и любая другая наука, имеет свои эпохи интенсивного развития и застоя. В ней находят свое отражение процессы, протекающие в обществе, она чутко реагирует на смену приоритетов и целей общественного развития, на смену взглядов, царящих в обществе. Эти изменения находят свое непосредственное отражение, в том числе и в школьном курсе физики.
С XV века европейское общество становится техногенной цивилизацией. Ее характерными чертами являются быстрое изменение техники и технологий благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием этого являются научные и научно-технические революции, меняющие отношение человека к природе. Соответственно этому школа начинает выполнять социальный заказ на квалифицированную рабочую силу, специалистов, научные кадры.
Современное общество предъявляет сложные требования к повышению качества образовательного процесса. С совершенствованием индустрии человек оказался совсем в других социальных, психологических и экологических условиях. Стали появляться новые виды деятельности и специальности, которые предполагают определенный уровень образования современного человека. Значительно повышаются требования к его информационной культуре. А значит, действовать по определённому алгоритму приходится всё реже и реже, а принимать продуманные нестандартные решения – значительно чаще.
Вместе с тем развитие внутренних сил человека – это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира и желающего реализовать свой внутренний потенциал. В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Центральной фигурой является учащийся как личность. Все остальные участники, в том числе и учитель, лишь помогают становлению личности учащегося, целенаправленно обеспечивают его возрастное развитие с учетом природных предпосылок, устремлений, склонностей и способностей. Характер человека, способности, привычки, интересы формируются в процессе его деятельности. Экспериментально доказано, что многие учащиеся, которых считали не способными к обучению физике, попадая в новые условия, когда необходимо самостоятельно действовать, мыслить, искать, под влиянием этих новых условий успешно овладевают физическими законами, теориями, правилами.
В ХХ веке физика сделала грандиозный скачок в своем развитии. Во многих отношениях ХХ-й век можно назвать веком физики. Это получило отражение и в школьном курсе физики. Особенно это хорошо видно в «после-спутниковый» период развития физики. Еще совсем недавно специальность «Физика» считалась в России престижной, а среди учащихся наблюдался повышенный интерес к этому предмету. Однако на сегодняшний день человечество стоит перед лицом глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией. Это заставляет человечество перенести акцент своего развития с технической стороны, с ее во многом потребительской идеологии, на саму личность человека. Происходит гуманизация общества, что проявляет себя и в системе школьного образования. Так, если раньше приоритетной была ориентация образования на накопление знаний, то на современно этапе на первое место выходит аксеологический (ценностный) ее компонент, и главной целью школьного курса физики становится, прежде всего, помощь ребенку в формировании своей личности, своего мировоззрения.
Для достижения этой цели у физики есть много возможностей: во-первых, она изучает мир во всем его многообразии от микрообъектов до макрообъектов, во-вторых, она дает ученику действительный инструмент познания окружающего мира, формирует необходимые для этого механизмы мыслительной деятельности. В этом отношении курс физики занимает важное место в процессе формирования личности ребенка.
В курсе физики, как и других школьных курсах, должны присутствовать человекообразующие функции, направленные на органичное вхождение в культуру общества, включение ребенка в социальную среду. Содержание образования должно включать в себя аксеологический, когнитивный, деятельно-творческий и личностный компоненты, которые необходимы для строительства и развития личности ученика. При этом аксеологический компонент имеет целью введение ученика в мир ценностей и оказание помощи в выборе лично значимой системы ценностных ориентацией. Когнитивный компонент обеспечивает ученика научными знаниями. Деятельностно-творческий компонент способствует формированию и развитию различных способов деятельности. Личностный компонент способствует познанию учеником самого себя, формированию личной позиции.
Современные требования к преподаванию показали, что достижение необходимого результата обучения возможно на базе применения личностно-ориентированного подхода (технологии), который направлен на развитие каждого ученика, формирование и поддержание индивидуальных способностей учащихся, развитие навыка действовать самостоятельно, в коллективе, в группе. Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, анализ, запоминание и самооценка. Для реализации личностно-ориентированного подхода в преподавании учитель создает проблемные ситуации, обращается к обучающимся с вопросами, а не с ответами, управляет поисковой деятельностью и обсуждает результаты с обучающимися. В таких ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, прослеживается связь с повседневной жизнью.
В связи с этим возникает необходимость в пересмотре методики преподавания школьного курса физики и в его методическом обеспечении. Преподавание курса физики должно вестись с позиции самого ученика, он должен не просто усваивать факты, законы, явления, а пропускать их через себя, определять степень их ценности и значимости, формировать свое отношение к изучаемым проблемам. В каждом явлении, законе, правиле должен присутствовать сам ученик, «Я-фактор», проецирующий этот закон или явление на самого себя. «Я и космические тела», «Я и Вселенная», «Я и микромир», «Я и фундаментальные законы» – вот темы для размышления ребенка.
Современные исследователи особое внимание уделяют проблеме осознания человека в едином окружающем мире, позволяющем увидеть ему самого себя в многообразной картине жизни, определить меру своего участия и своей ответственности за происходящее в мире и в собственной стране. Этому, в конечном счете, способствуют современные педагогические технологии [1]. Многие современные педагогические технологии могут быть органично синтезированы на основе крупноблочной технологии.
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности [4,5].
Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников. Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обучения [2, 3]. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обучения – не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения. Развитие способностей ученика – основная задача личностно-ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс.
В связи с переходом средних общеобразовательных учебных заведений России на новый базисный учебный план появилось огромное количество вариантов программ по физике, составленных разными авторами и преследующими разные цели. Это крайне неудобно и часто вызывает большие затруднения у учителей при выборе наиболее целесообразной предметной линии.
Данный вариант программы позволяет избежать этого разнообразия программ, поскольку ее основой является интегрирующий блок (рис.1), в котором выделены размеры исследуемых объектов, фундаментальные взаимодействия, играющие для данных объектов основную роль, и связанные с ними основные проблемы и блоки физики. Для формирования единой картины мира каждый из блоков физики рассматривается с двух точек зрения: строится его волновая и корпускулярная модели.
Рис.1. Единый содержательный блок курса физики (полная средняя школа)
Для первой ступени обучения (так называемое базовое образование) данный блок несколько изменен (рис. 2). На базе данных блоков интегрируются курсы физики и астрономии.
Рис.2. Единый содержательный блок курса физики (базовое образование)
Каждый блок (раздел) физики строится по определенной схеме. В ней представлены теоретическая, практическая части, а также средства реализации программного материала (рис.3). В теоретической части выделяются разделы: объекты и их модели, основные законы и взаимодействия, энергетика. В практической части представлены основные законы в их практическом применении. Данная программа в большой степени является мобильной (гибкой) и в нее, в зависимости от ситуации, можно включать материал различного содержания и различной степени сложности. Требования программы направлены на индивидуально-личностный подход к процессу обучения, и ее реализация может производиться с использованием многих современных педагогических технологий.
Рис. 3. Модель крупноблочного построения программы курса физики
Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.
Библиографическая ссылка
Монастырский Л.М. РОЛЬ МЕТОДА КРУПНОГО БЛОКА В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25902 (дата обращения: 05.10.2024).