Содержательный анализ и обобщение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования спортивной культуры личности свидетельствует о недостаточной разработанности вопросов повышения эффективности процесса обучения студентов избранному виду спорта в соответствии с педагогическими закономерностями и дидактическими принципами. В основе нашего исследования лежит теория обучения (дидактика) избранному виду спорта, заключающая в себе фундаментальные положения психологической теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин) и педагогических теорий развивающего (В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, А.М. Махмутов, А.М. Матющкин) контекстного (А.А. Вербицкий) и коллективного (В.К. Дъяченко) обучения [8-10].
Психологическая теория деятельности раскрывает закономерности и механизмы процесса личностного развития и саморазвития. В соответствии с ее основными положениями обучение и воспитание рассматриваются как присвоение человеком социального опыта в виде знаний, способов деятельности и духовных ценностей. Деятельностное присвоение социального опыта отражается как в овладении его элементами в виде знаний (усвоенной информации), способов деятельности (умений и навыков) и духовных ценностей (терминальные и инструментальные), так и в развитии психических свойств личности (темперамент, характер, способности, потребности, мотивы, интересы). Принятие личностью активной деятельностной позиции в образовательном процессе является необходимым, но еще недостаточным условием ее личностного саморазвития [10].
Для того чтобы усвоение знаний, умений и навыков привело к глубоким качественным изменениям в мотивационной сфере личности и развитию способностей, необходимо, чтобы осуществляемая личностью активная познавательная (учебная, учебно-тренировочная и соревновательная) деятельность разворачивалась в «зоне ее ближайшего развития». Необходимость реализации данного условия исходит из положения о ведущей роли обучения по отношению к психическому развитию. Наиболее благоприятные условия для реализации данного положения создаются в процессе проблемного обучения студентов избранному виду спорта.
Суть проблемного обучения заключается в организации образовательного процесса обучения студентов в соответствии со структурой учебно-познавательного цикла на этапах: создания проблемной ситуации, постановки проблемы, выдвижения и обоснования гипотезы, ее доказательства, решения проблемы и его проверки.
В содержании учебной программы по физической культуре для студентов вузов выделяются практические (двигательные) и организационно-методические умения. Данные виды умений составляют содержание операционного компонента спортивной культуры личности. Уровень развития практических умений проявляется в качестве овладения способами выполнения соревновательных упражнений, составляющих содержание технико-тактической подготовки в избранном виде спорта [4; 5; 10].
Систематизация организационно-методических умений осуществляется с учетом их роли и места в психологической структуре спортивной деятельности, которая содержит при процессуальном ее рассмотрении ориентировочный, исполнительный и контрольно-корректировочный компоненты [3; 6; 10]. Первый компонент характеризует качество ориентировки в целях, задачах, способах и условиях деятельности, второй — качество реализации способа деятельности, третий – качество контроля и коррекции промежуточных и итоговых результатов деятельности. В соответствии с этим подходом в спортивной деятельности можно выделить пять последовательных этапов: целеполагания (определение системы целей); планирования (определение способов деятельности); практического осуществления (реализация способов деятельности посредством выполнения физических упражнений с учетом конкретных условий); контроля (оценка текущих, промежуточных и окончательных результатов деятельности); коррекции (оперативные, промежуточные и итоговые коррекции целей и способов деятельности) [6; 9].
Проблемное обучение обладает высоким дидактическим потенциалом по отношению к стратегической цели – формированию спортивной культуры личности путем создания в управляемом образовательном процессе оптимальных педагогических условий, обеспечивающих реализацию креативных способностей студентов в процессе учебно-познавательной деятельности на основе личностно ориентированного физического воспитания с углубленным изучением избранного вида спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивная аэробика, спортивные игры, лыжный спорт, плавание) [1; 2; 5; 7].
Необходимым условием эффективной реализации творческого потенциала выступает применение проблемного обучения в сочетании с другими типами обучения. Учебный материал экспериментальной учебной программы личностно ориентированного физического воспитания студентов на основе углубленного изучения избранного вида спорта содержит большие потенциальные возможности для успешного применения проблемного обучения и разрешения противоречия между теоретическими (научными) и практическими (обыденными для спортсменов) представлениями о технике спортивных упражнений и способах их изучения.
В связи с этим психологическая теория деятельности выступает методологической основой поиска, создания и дальнейшего обогащения педагогических теорий, раскрывающих основные закономерности и механизмы педагогического управления психическим развитием личности в процессе обучения и воспитания.
Содержательный анализ психологических и педагогических теорий, лежащих в основе теоретического исследования, позволяет нам выделить систему педагогических закономерностей и дидактических принципов, соблюдение которых позволяет осуществить ее практическую реализацию в управляемом образовательном процессе [7-10].
Теоретической основой обучения студентов избранному виду спорта выступает знание о сущности, содержании и структуре педагогического процесса, сформулированного в следующих педагогических закономерностях:
- социальная обусловленность целей, содержания и процесса обучения избранному виду спорта педагогическим условиям и психологическим механизмам формирования спортивной культуры личности;
- диалектическое единство и взаимосвязь личностной и социальной ориентации обучения избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности;
- единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности;
- обусловленность результатов обучения избранному виду спорта особенностями процесса учебно-познавательной деятельности студентов;
- обусловленность результатов обучения избранному виду спорта индивидуально-психическими свойствами личности как субъекта обучения [3; 10].
Закономерности, как отражение объективных и субъективных устойчивых связей между педагогическими явлениями, выявляют их внутреннюю противоречивость, что позволяет разрешить существующие противоречия. Дидактические принципы определяют направление и стратегию деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности студентов, позволяющие разрешить диалектические противоречия между различными сторонами учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности. Каждая из педагогических закономерностей выражается в каждом из дидактических принципов, а каждый дидактический принцип обусловлен целым рядом педагогических закономерностей.
Следует отметить, что дидактические принципы не выводятся непосредственно из соответствующей педагогической закономерности в связи с тем, что каждый принцип и система принципов определяются системой педагогических закономерностей, составляющих содержание педагогической теории в целом и рядом других факторов: социально-психологическими закономерностями, условиями социальной среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов обучения.
В соответствии с этим обучение избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности может быть интегрировано как педагогическая стратегия, которая реализуется на основе следующих дидактических принципов:
- природосообразности содержания обучения - проявляется в адекватности этапных целей и содержания процесса обучения избранному виду спорта педагогическим закономерностям и психологическим механизмам развития личности;
- гуманизации содержания обучения – проявляется в направленности целей, содержания, процесса и результатов обучения студентов избранному виду спорта с учетом индивидуального своеобразия образовательных потребностей, мотивов, интересов личности, способной к саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию;
- научности содержания обучения избранному виду спорта, что предполагает прочное и углубленное усвоение педагогических закономерностей, дидактических принципов и психологических механизмов, отражающих современные тенденции и достижения в теории и практике спортивной науки;
- профессионализации содержания обучения – обеспечивается последовательным педагогическим моделированием в образовательном процессе целостного содержания и педагогических условий реализации физкультурно-спортивной деятельности студентов;
- системности, что проявляется в системной организации целей, содержания, процесса обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности;
- целостности содержания обучения – проявляется в единстве образовательных, воспитательных и развивающих результатов обучения; в единстве целей, содержания и процесса обучения избранному виду спорта; в интеграции содержания и процесса обучения на уровне межпредметных и внутрипредметных связей; в единстве методологической, теоретической, методической и практической подготовки; в оптимальном сочетании репродуктивных и продуктивных видов учебно-познавательной деятельности студентов;
- коллективности обучения, что проявляется в ведущей роли коллективных форм обучения в организационной структуре учебно-познавательной деятельности студентов;
- сознательности и активности личности через включение студентов в разнообразную по содержанию и характеру, постепенно усложняющуюся учебную, учебно-тренировочную и соревновательную деятельность, обеспечивающую формирование спортивной культуры личности и трансформации обучения в осознанную потребность личности в самообразовании, саморазвитии и самосовершенствовании;
- проблемности обучения через организацию учебно-познавательной деятельности студентов по решению системы учебных проблем, отличающихся высокой степенью неопределенности (стимулирующей поиск собственных ориентиров) и потенциальной поливариантностью (обеспечивающей возможность их нахождения);
- интеграции знаний, исходящего из философского принципа системного познания и преобразования действительности и реализуемого через восхождение в обучении от общего (абстрактного) понятия к частному – конкретной форме его проявления;
- оптимизации обучения через выбор соответствующих форм, методов и средств обучения студентов избранному виду спорта, которые обеспечивают достижение высоких образовательных результатов при оптимизации параметров обучения и взаимодействия преподавателя и студентов [7-10].
Данные дидактические принципы представляют собой целостную педагогическую систему обучения и в своем сочетании регулируют процесс формирования спортивной культуры личности. Исходя из признания обусловленности спортивной культуры педагогическими закономерностями, дидактическими принципами, психологическими механизмами, целями и содержанием обучения студентов избранному виду спорта мы понимаем под спортивной культурой личности – целостную, системно организованную и личностно обусловленную характеристику человека как субъекта спортивной деятельности, адекватную ее целям и содержанию и обеспечивающую ее практическую реализацию на личностно и социально приемлемом уровне [10].
Таким образом, обобщая результаты теоретического анализа, можно заключить, что выявленные и обоснованные нами педагогические закономерности обладают высоким дидактическим потенциалом по отношению к решению стратегической цели – формированию спортивной культуры личности путем создания в управляемом образовательном процессе оптимальных педагогических условий, обеспечивающих реализацию творческого потенциала студентов в процессе учебно-познавательной деятельности на основе личностно ориентированного физического воспитания с углубленным изучением избранного вида спорта.
Библиографическая ссылка
Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗБРАННОМУ ВИДУ СПОРТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25900 (дата обращения: 04.11.2024).