Обеспечение усвоения магистрами основ методологического мышления является необходимой предпосылкой для успешности последующей научно-исследовательской и практической деятельности. Формирование научно-исследовательской компетентности состоит в поэтапном формировании ряда компетенций, необходимых для научной деятельности. Проблема формирования научно-исследовательской компетентности уже рассматривалась нами в работах [3, 4].
Для определения состава таких компетенций нами была проанализирована литература и проведен опрос группы научных сотрудников, преподавателей и магистров Казанского национального исследовательского технологического университета, занятых в научных исследованиях.
Так для различных направлений подготовки магистров можно выделить набор инструментальных компетенций, необходимых для научно-исследовательской работы, а так же формируемых в ходе неё:
- Владение методами анализа и синтеза (ИК-1);
- Способность проводить расчёты и делать выводы (ИК-2);
- Умение пользоваться приборами и оборудованием (ИК-3);
- Готовность к использованию процессного подхода (ИК-4);
- Способность (готовность) находить и перерабатывать информацию (ИК-5);
- Готовность (способность) использовать информационные средства и технологии (ИК-6).
К числу необходимых общепрофессиональных компетенций, задействованных в научной работе, мы отнесли:
- Умение моделировать, анализировать и синтезировать (ОПК-1);
- Способность к планированию и организации процесса (ОПК-2);
- Способность обосновывать и принимать решения (ОПК-3);
- Готовность и способность к исследованиям (ОПК-4);
- Умение прогнозировать, оценивать, контролировать (ОПК-5).
В ходе проведенного опроса в числе необходимых компетенций респондентами были названы:
- фундаментальная общая подготовка (универсальность, общий уровень развития, базовые знания);
- способность системно мыслить (главное – «выпускники с мозгами»; самостоятельно мыслящие);
- умение перерабатывать большие объемы информации и вычленять главное (анализ информации);
- умение применять знания на практике;
- способности к критическому мышлению;
- способность к самоуправлению деятельностью;
- умение и желание постоянно учиться (обучаемость);
- способности к нестандартным решениям;
- личностные качества, личная эффективность («личность первична; профессионализм вторичен»);
- умение работать в команде (командный дух, навыки командной работы);
- коммуникабельность, коммуникационные навыки;
- высокая мотивация к работе;
- желание совершенствоваться в любой области.
Также были выделены интеллектуальные действия, присущие научной работе и необходимые для развития: анализировать, синтезировать; сопоставлять, сравнивать; систематизировать; обобщать; генерировать идеи; приобретать новые знания.
Для научной деятельности наибольший вес набрали способность к нестандартным решениям (13), способность системно мыслить (11); умения перерабатывать большие объемы информации (10)
Далее респондентам было предложено оценить по 5 бальной шкале важность инструментальных и общепрофессиональных компетенций, выделенных при предварительном анкетировании. Всего в опросе приняло участие 56 преподавателей (не участвующих в научной работе), 43 научных сотрудника и 48 магистров. Результаты представлены в таблицах 1 и 2, рисунках 2 и 3.
Таблица 1
Результаты ранжирования инструментальных компетенций преподавателями, представителями научного сообщества и магистров
№ |
КОМПЕТЕНЦИИ |
Средний балл |
||
Препода ватели |
Научное сообщество |
магистры |
||
1 |
Владение методами анализа и синтеза |
4,2 |
4,5 |
3,5 |
2 |
Использовать информационные средства и технологии |
4,5 |
3,2 |
5 |
3 |
Проводить расчеты и делать выводы |
4,3 |
4,9 |
4,5 |
4 |
Выбирать средства измерений в соответствии с требуемой точностью |
3,5 |
4,7 |
4 |
5 |
Готовность к использованию процессного подхода |
3,9 |
3 |
4,1 |
6 |
Пользоваться приборами и оборудованием |
4,5 |
4 |
4,2 |
7 |
Осуществлять литературный и патентный поиск, находить необходимую профессиональную информацию в банках и базах данных |
4 |
4,5 |
5 |
Таблица 2
Результаты ранжирования общепрофессиональных компетенций преподавателями, представителями научного сообщества и магистров
№ |
Общепрофессиональные компетенции (ОПК) |
Средний балл |
||
Препода ватели |
Научное сообщество |
магистров |
||
1 |
Моделировать физические, химические и технологические процессы |
4,2 |
4,6 |
4,3 |
2 |
Проводить анализ процесса, результата |
4,2 |
4,5 |
4,3 |
3 |
Планировать и организовывать эксперимент |
4,4 |
4,6 |
4,3 |
4 |
Применять процессный подход |
4 |
3,4 |
3,8 |
5 |
Способность обосновать и принять решение |
4,5 |
4,2 |
4,3 |
6 |
Готовность к исследованиям |
4,2 |
4,5 |
4,1 |
7 |
Умение прогнозировать результат |
4,7 |
4,3 |
4,5 |
8 |
Способность к оцениванию |
4,9 |
4,9 |
4,7 |
9 |
Умение контролировать процесс |
4,6 |
4,3 |
4,2 |
При расстановке приоритетов, очевидно, что общий уровень развития, обучаемость и личностные качества важнее глубины и актуальности знаний по специальности.
Цель второй части опроса группы экспертов–научных работников состояла в выявлении отрицательных качеств магистров, привлекаемых к научной работе. При этом отдельно оценивались качества магистров, заинтересованных, проявляющих инициативу и магистров, вынужденных временно присутствовать при научных опытах, исследованиях по необходимости учебы. Общими замечаниями для всех было: невысокий уровень фундаментальной подготовки; сильно завышенная самооценка; слабая подготовленность к проведению исследований; оторванность знаний от практики; психологическая неподготовленность к проведению научных экспериментов; отсутствие представления о нормах поведения; отсутствие понимания сути научной работы.
Таким образом, мы видим универсальность выделенных инструментальных и общепрофессиональных компетенций, формируемых при интеграции науки и образования. Все они имеют общие составляющие. Различные виды знаний мы рассмотрели выше, поскольку они в большинстве своем формируются в образовательной деятельности. Что может дать наука дополнительно к образованию, кроме знаний? – Сформированное мышление и умения исследовательской деятельности.
Мышление — это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей; активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Творческое мышление направлено на получение новых результатов в практике, науке, технике.
Логическое мышление подчинено правилам, принципам и законам, по которым мысль движется к истине, от одной истины, к другой, более глубокой. Правила, законы мышления составляют содержание логики как науки. Эти правила и законы не есть нечто имманентно присущее самому мышлению. Логические законы — это обобщенное отражение объективных отношений вещей на основе практики, которую может предоставить научное поле деятельности. Как было показано выше компетенции в основе имеют знания и умения. Академические компетенции более других связаны со знаниями. Поэтому для определения методики их формирования необходимо рассмотреть существующие подходы к классификации знаний. С позиций критического мышления никакое знание не может быть абсолютным. Любое знание является важным и относительным. Важным, так как создает определенный контекст, и относительным, так как во всех областях знания стремительно обновляются. В этой связи образец такого критического мышления дает нам Платон. Если не подвергать сомнению основы, на которых базируется знание человека, то его невозможно научить чему-то новому. Если бы знание не претерпевало изменений, не было бы прогресса человечества.
Для разработки инновационных форм образовательной деятельности, способствующих развитию научно-исследовательской компетентности магистрантов, можно использовать подходы, изложенные в статье [2]. На основе знаний структуры компетентностей можно разработать технологии продуктивного формирования компетенций, которые предусматривали бы поэтапное формирование отдельных компонентов, формирование интегративных знаний, умений, навыков. Развитие и формирование компетенций происходит на разных уровнях и этапах активности личности, обеспечивает развитие индивида за счет специальной образовательной деятельности в условиях образовательной среды. Предметом деятельности является личностно-профессиональное развитие, саморазвитие, самосовершенствование в целях повышения эффективности профессиональной деятельности. Методами формирования могли бы стать тренинги, моделирование ситуаций, творческие работы, эссе, коллективные тренинги, курсовые работы, логические схемы, ролевые и деловые игры. Благодаря ролевому перевоплощению, у личности, не зависимо от возраста, формируются модели цивилизационного поведения, необходимые для успешной социализации и интеллектуального развития, ответственность за свои поступки, стремление показать свои возможности. Работа в группах способствует не только развитию личности, но и помогают разрешить внутренние конфликты личности, выбрать стиль поведения, адаптируют студентов к новым видам деятельности, способствуют развитию уверенности в себе, повышению самооценки и доверию социальной среде, позволяют адекватно воспринимать свое собственное поведение и поведение окружающих взрослых людей и сверстников. Осознание собственной самостоятельности и возможности выбора со временем становится источником уверенности в своих возможностях и способностях, коммуникативных отношениях с социальным миром. Практическая направленность на творчество дает возможность самореализации и обеспечивает мотивацию студентов к позитивному взаимодействию с социумом. Примеры применения такого подхода представлены в работах [1, 5]
Рассмотрим формирование научно-исследовательских компетенций на примере дисциплины «Информационные системы в образовании» магистратуры направления 09.04.02 Информационные системы и технологии
В образовательной программе магистратуры направления 09.04.02 Информационные системы и технологии дисциплина «Информационные системы в образовании» относится к вариативной части и является дисциплиной по выбору. В результате ее изучения должны быть сформированы следующие компетенции, связанные с научно-исследовательской деятельностью:
ОК-4 – использование на практике умений и навыков в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом;
ОК-5 – способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности;
ОПК-5 – владение методами и средствами получения, хранения, переработки и трансляции информации посредством современных компьютерных технологий, в том числе в глобальных компьютерных сетях;
ПК-7 – способность осуществлять сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
СК-10 – способность использовать ИКТ для проведения различного рода учебных занятий, в различных видах учебной деятельности;
Рассмотрим более подробно методические приемы, использующиеся для формирования данных компетенции, отражающие организационные и педагогические особенности преподавания дисциплины «Информационные системы в образовании» по программе магистратуры направления 09.04.02 Информационные системы и технологии.
Очевидно, что магистратура – эта та ступень высшего образования, на которой должны развиваться творческая составляющая личности обучаемого, а процесс обучения сосредоточен, в первую очередь, на развитие навыков научно-исследовательской деятельности. В то же время, вышеперечисленные компетенции можно сформировать полноценно лишь при деятельностном, проблемно-ориентированном подходе.
Для полноценного формирования компетенций ОК-4 и ОК-5 представляется необходимым проведение деловой игры по следующему сценарию. Группа разбивается на несколько команд, которые получают задание.
- Определите признаки уровня внедрения информационных систем и технологий в российском вузе
- Определите признаки уровня внедрения информационных систем и технологий в российской школе
- Определите признаки эффективности внедрения информационных систем и технологий в российском вузе
- Определите признаки эффективности внедрения информационных систем и технологий в российской школе.
Каждая команда выбирает своего лидера, который затем докладывает о результатах проделанной работы, отвечает на вопросы, затем оставляется общая иерархическая схема, которая и позволяет сформулировать состояние и перспективы информатизации современного образования.
Для формирования ОПК-5 и ПК-7 предлагаются следующие задания:
- Проанализировать статьи Закона об образовании РФ, касающиеся применения информационных систем и технологий, в частности ответить на вопросы:
- Какие аспекты применения информационных технологий в образовании регулирует данный закон?
- Какие права и свободы в использовании информационных технологий определяет?
- Какие границы их применения устанавливает?
- дать свою оценку предлагаемым нововведениям.
По материалам анализа магистрантам необходимо подготовить сообщение на 5 минут.
- Ознакомиться с материалами ежегодных конференций «Информационные технологии в образовании», «Электронная Казань» и подготовить рецензии на 3 статьи по следующему плану: актуальность; -предмет и задачи исследования; -адекватность методов исследования; новизна; практическая значимость; основные результаты
По результатам рецензирования подготовить сообщение на 15 минут (5 минут на статью).
Так же при таких формах работы формируются умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ (ОК-4)
Проблемно-поисковый метод применяется на следующем этапе формирования компетенций: магистрантами осуществляется поиск информации о конкретных примерах применения информационных технологий в образовании: анализируются образовательные порталы, обучающие программы, компьютерные тренажеры на предмет положительных аспектов применения, а так же с позиции их дальнейшего совершенствования. По результатам выполнения задания каждым магистрантом представляется презентация, которая обсуждается на семинаре. Таким образом, группа знакомится с достаточно большим количеством современных обучающих систем, программ, комплексов.
Завершает процесс обучения представление собственных проектов создания информационных обучающих систем, работа может быть выполнена творческим коллективом магистров и затем также обсуждена на семинаре.
Весь теоретический курс, а также сборник практических заданий и тест представлены в созданном по данной дисциплине электронном учебнике, который можно установить к себе на компьютер и изучать теоретический материал дистанционно, выполнять ряд заданий, а так же проверить свои знания с помощью теста.
Как показывает опыт, разработанная методика преподавания «Информационные системы в образовании» в значительной мере позволяет повысить мотивацию обучения, решить проблемы с посещаемостью занятий, развить навыки научно-исследовательской работы, командной работы, навыков поиска и анализа информации из Интернета, синтеза нового знания, самостоятельной разработки и использования информационных систем, что делает значительным вклад дисциплины «Информационные технологии в образовании» в процесс формирования научно-исследовательских компетенций.
Библиографическая ссылка
Торкунова Ю.В., Упшинская А.Е. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25888 (дата обращения: 13.12.2024).