Физическая культура студентов представляет собой неотъемлемую часть формирования общей и профессиональной культуры современного специалиста. Она выступает качественной и результативной мерой комплексного воздействия различных форм, средств и методов на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции. Материализованным результатом этого процесса является уровень индивидуальной физической культуры каждого студента, уровень развития профессионально значимых способностей [1, 2].
Закон Российской Федерации «Об образовании» предоставляет широкие возможности для переосмысления ценностей физической культуры студентов, дает возможность в новом спектре осветить ее образовательные, воспитательные и оздоровительные функции. Этот Закон определяет содержание физической культуры студентов как самостоятельную сферу деятельности в федеральном социокультурном пространстве, выделяя при этом ее образовательные приоритеты.
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) по дисциплине «Физическая культура», разработанный нами на кафедре физического воспитания, ориентирован в помощь студентам для работы на учебных занятиях, при подготовке и выполнении самостоятельной работы, для семинарских занятий и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине [4]. Он включает: теоретический блок; практические задания; задания по самостоятельному изучению теоретического материала дисциплины и подготовке к семинарским занятиям; перечень требований по дисциплине; контрольные и зачетные нормативы; список рекомендованной к изучению основной, дополнительной литературы и перечень рекомендованных методических указаний и материалов по видам занятий (табл. 1).
Таблица 1
Детализация знаний в рамках текущего и промежуточного контроля по дисциплине «Физическая культура»
Основы теоретических знаний в сфере «физическая культура и спорт» |
— содержание ФК как вида культурной и трудовой деятельности; — ФК в системе жизнедеятельности человека; — характеристика средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки; — управление (организация, проектирование, регулирование, контроль и учет) индивидуальной системой физкультурно-оздоровительной деятельности; — виды спорта и их характеристика; — современные формы физкультурно-оздоровительной деятельности; — основы совершенствования функциональных возможностей человека средствами физической культуры; — основы профилактики и коррекции физического состояния человека средствами физической культуры; — двигательный режим и построение системы его индивидуального обеспечения; — основы семейной физической культуры; — экологический туризм; — основы профессионально-прикладной физической подготовки |
Технология физкультурно-оздоровительной и спортивной самодеятельности |
—технология измерения и оценка показателей физического развития; — технология измерения и оценка показателей физической подготовленности; — технология измерения и оценка показателей здоровья; — технология проектирования средств и методов физического воспитания; — технология построения системы реализации индивидуального плана физкультурно-оздоровительной или спортивной деятельности; — судейство и организация соревнований; — формирование способов туристической деятельности |
Физкультурно-спортивная деятельность |
— легкая атлетика; — баскетбол; — волейбол; — футбол; — настольный теннис; — бадминтон; — лыжный спорт; — общая физическая подготовка; — фитнес |
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны внимательно изучить список основной и вспомогательной литературы, предложенной в данном пособии. По каждой теме в УМКД перечислены основные понятия и термины, необходимые для изучения, а также краткая информация по всем вопросам, подлежащим изучению. Наличие тезисной информации по теме позволяет вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.
Теоретическая подготовка студентов предполагает освоение студентами теоретического материала с опорой на его индивидуальные ценностные предпочтения и ориентации, на переход к самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, получение углубленных знаний по физическому воспитанию, развитию интереса к занятиям, осознанное отношение к ним.
Информированность студентов о физкультурно-оздоровительной деятельности обеспечивает существенное повышение физической подготовленности и состояния здоровья, способствует улучшению психоэмоционального состояния и повышению теоретической грамотности. Формирование у них сознательного и активного отношения к физической культуре позволяет организовывать собственный здоровый образ жизни сообразно меняющимся ситуациям.
Таким образом, теоретическая подготовка предусматривает формирование мировоззренческой системы научно-практических знаний и отношения к физической культуре, общие сведения о жизнедеятельности человека, естественнонаучные основы оздоровительной физической культуры, методические основы оздоровительной физической тренировки, оздоровительного воздействия природных факторов.
В своей диссертационной работе автор П.В. Шлыков, рассматривая вопрос об информационном обеспечении, поясняет, что передача информации — это некое взаимодействие, в процессе которого передаются определенные сведения, поэтому без учета запросов потребителя, в данном случае студента, нельзя говорить об информации. Только соединяясь с потребителем, сообщение «выделяет» информацию. Одно и то же сообщение одному студенту может дать много информации, а другому – мало [6].
Преподаватель при передаче информации контролирует объем усвоенной студентом информации, а также то, что прошло мимо его восприятия. Для этого он должен отчетливо представлять и планировать объем, качество, способы даваемой информации.
Преподаватель, передавая информацию студенту, одновременно выявляет и получает обратную информацию в результате педагогического взаимодействия. Обратная информация изменяет, уточняет представление преподавателя о студенте, вследствие чего он вносит коррективы в свою педагогическую деятельность; таким образом, характер передаваемой информации постоянно соотносится с особенностями студента.
Информационный механизм деятельности человека можно представить в виде следующей логической цепочки по П.В. Шлыкову (рис. 1).
Рис. 1. Информационный механизм деятельности человека
Преподаватель — активный преобразователь педагогического процесса, действующий на основе целеполагания и использующий тот набор средств, методов, который определяется индивидуальными особенностями, способностями студента (это возрастные особенности студента, тип телосложения, уровень физического развития и физической подготовленности, имеющиеся заболевания, мотивированность на здоровый образ жизни и т.д.) [3].
В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая выполнение заданий самоподготовки, углубленное изучение основных тем дисциплины [5].
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов предполагает самоорганизацию, самопроектирование, самоконтроль. Данные методические рекомендации являются одним из компонентов системы учебно-методического комплекса дисциплины «Физическая культура».
Цель внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Физическая культура» — формирование опыта самостоятельной физкультурной деятельности в связи с ее персональной самоорганизацией и самопроектированием. Есть основания полагать, что внеаудиторная самостоятельная физкультурная деятельность студентов является фактором развития их самостоятельности, ответственности, организованности, творческого подхода к решению задач укрепления здоровья и здорового образа жизни.
Задачами внеаудиторной самостоятельной физкультурной деятельности студентов по дисциплине являются:
- систематизация и закрепление способов двигательной деятельности;
- углубление и расширение знаний в сфере физической культуры в связи с проектированием и реализацией индивидуальной системы двигательной активности как основного фактора обеспечения здоровья и здорового образа жизни;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу в сфере физической культуры;
- формирование активности студентов в связи с подготовкой к сдаче норм комплекса ГТО;
- формирование способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в решении вопросов укрепления здоровья и здорового образа жизни.
Количество часов на самостоятельную внеаудиторную работу студента по дисциплине «Физическая культура» устанавливается учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины.
Содержательное обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы студентов определяется базовыми направлениями образовательной деятельности в сфере физической культуры. К ним относятся теоретическая (знания), техническая (техника) и физическая подготовка. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по этим направлениям может быть учебного, учебно-методического и учебно-исследовательского характера. Она выполняется студентом во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия или при частичном участии преподавателя, оставляющего ведущую роль в самостоятельной работе студентам.
Учебная внеаудиторная самостоятельная работа студента связана с формированием знаний в области «Физической культуры» по заданию преподавателя.
Учебно-методическая внеаудиторная самостоятельная работа студента связана с самопроектированием содержания и организацией физической подготовки студентов, нацеленной на сдачу норм комплекса ГТО.
Учебно-исследовательская внеаудиторная самостоятельная работа студента связана с выполнением заданий по измерению индивидуальных показателей физического развития и физической подготовленности, их анализом и обобщением. Все виды заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Физическая культура» имеют соответствующее обеспечение и предусматривают применение определенных видов контроля.
Фонды оценочных средств для аттестации студентов на соответствие их персональных достижений текущему контролю и промежуточной аттестации разрабатываются в зависимости от нагрузки, закрепленной в учебном плане. Могут быть другие фонды оценочных средств. Фонд оценочных средств дисциплины включает:
- критерии оценки физической подготовленности студента на зачете;
- тесты к зачету для проведения промежуточной аттестации основного отделения;
- тестовые задания для проведения текущего контроля знаний;
- тестовые задания для проверки остаточных знаний.
Целью освоения дисциплины (модуля) «Физическая культура» является развитие физической культуры личности выпускников-бакалавров на основе формирования готовности к физкультурно-оздоровительной и спортивной самодеятельности в решении задач укрепления здоровья и создания индивидуальной системы здорового образа жизни, что является предпосылкой эффективности учебной деятельности студентов в настоящем и их профессиональной деятельности в будущем.
Реализация цели предполагает решение образовательных, воспитательных, оздоровительных задач:
- формирование новых и уточнение имеющихся знаний в связи с физкультурной и спортивной самодеятельностью по обеспечению здоровья и здорового образа жизни;
- создание условий для самоопределения студентов в сфере физической культуры и спорта;
- совершенствование физических способностей и формирование готовности студентов к самостоятельному решению этой задачи;
- формирование ценностного отношения и интереса к занятиям физической культурой и спортом;
- совершенствование средствами физической культуры положительных свойств личности;
- формирование психофизической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- понятия: «физическая культура», «физическое воспитание», «физическое развитие», «спорт», «ценности физической культуры», «физическая подготовка», «показатели здоровья и здорового образа жизни», «двигательная активность»;
- средства и методы физического воспитания и спортивной тренировки;
- основы организации, проектирования, регулирования и контроля физкультурных и спортивных занятий;
- способы измерения и оценки состояния здоровья;
- способы измерения и оценки уровня физической подготовленности;
- способы востановления работоспособности средствами физической культуры;
- виды спорта и их характеристику;
- современные виды физкультурно-оздоровительной деятельности;
- основы совершенствования функциональных возможностей средствами физической культуры и спорта;
- основы экологического туризма;
- основы семейной физической культуры;
- основы профилактики и коррекции физического состояния средствами физической культуры;
- двигательный режим и построение системы его индивидуального обеспечения;
- основы профессионально-прикладной физической подготовки.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- осуществлять адекватный выбор средств, форм и методов физкультурно-оздоровительной деятельности для решения индивидуальных задач физического совершенствования и оздоровления;
- реализовывать средства, формы и методы физкультурно-оздоровительной деятельности в процессе решения индивидуальных задач физического совершенствования и оздоровления;
- оценить свое состояние здоровья;
- оценить уровень своей физической подготовленности;
- проектировать (покомпонентно и систему в целом) свою физкультурно-оздоровительную или спортивную деятельность;
- организовать свою систему физкультурно-оздоровительной или спортивной деятельности;
- реализовать свою систему физкультурно-оздоровительной или спортивной деятельности.
В результате освоения дисциплины студент должен владеть:
- способами двигательной деятельности, предусмотренными образовательными программами по физической культуре;
- методами измерения уровня физической и технической подготовленности;
- способами физкультурной самодеятельности, такими как утренняя зарядка, оздоровительный бег, выполнение общеразвивающих упражнений;
- профилактикой и коррекцией нарушений осанки, умением снять утомление с помощью физических упражнений;
- способами самооценки физического состояния;
- навыками судейства и организации массовых физкультурных мероприятий и спортивных соревнований.
Библиографическая ссылка
Тарабарина Е.В., Сметанин А.Е., Баганова А.А., Андронова Л.Н. КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25883 (дата обращения: 06.12.2024).