Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ВУЗА

Тарабарина Е.В. 1 Сметанин А.Е. 2 Баганова А.А. 2 Андронова Л.Н. 1
1 Нижегородский государственный технический университет
2 Дзержинский политехнический институт
В статье рассматриваются вопросы, связанные с возможностями формирования у студентов вуза компетенций в сфере физического воспитания посредством предлагаемого авторами организационно-содержательного обеспечения процесса теоретической и практической подготовки. Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения выдвинул на первый план потребность в поиске новых, наиболее доступных форм организационно-методического обеспечения, разрабатываемых на основе базовых принципов, с ориентацией на результат обучения, выраженных в виде определенных компетенций и модульном построении образовательных учебных программ по дисциплине «Физическая культура». Студентам предложены пути определения сформированности компетенций в области дисциплины по физической культуре посредством организационно-содержательного обеспечения учебного процесса по теоретической и практической подготовке. Компетентностный подход предлагает преподавателям новую систему оценочных средств результатов образования. Необходим переход от оценки знаний к оценке компетенций. Речь идет не о перестройке содержания образования по дисциплине «Физическая культура», а о совершенствовании образовательных технологий на основе постоянного взаимодействия преподавателя со студентом. Результатами образования по дисциплине «Физическая культура» должны быть ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов, которые определяют, что должен будет делать студент по завершении всей или части образовательной программы. Оценка компетентности позволяет не только провести диагностику знаний, умений и навыков, но и оценить качество преподавания и прогнозировать дальнейшее обучение.
учебно-методический комплекс дисциплины
компетентностный подход
ориентированные модули
оценочные средства
1. Акчурин Б.Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 /Б.Г. Акчурин. – Уфа, 1996. — 132 с.
2. Акилов М.В. Индивидуальный стиль здорового образа жизни — цель обучения в системе физкультурного образования /М.В. Акилов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2000. — № 2. — С. 10–11.
3. Трушкин А.Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности: автореф. дис. … док-ра пед. наук: 13.00.04 /А.Г. Трушкин. — Майкоп, 2000. — 39 с.
4. Тарабарина Е.В. Организационно-содержательное обеспечение физического воспитания студентов вуза /Е.В. Тарабарина, В.В. Кононец, М.С. Краснова. – Н. Новгород: НГТУ, 2015. — 171 с.
5. Чичикин В.Т. Организационно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся в общеобразовательном учреждении: методическое пособие /В.П. Чичикин. — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования. — 2010. — 311 с.
6. Шлыков П.В. Коррекция физической подготовленности студентов специальных медицинских групп с использованием индивидуальных программ: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. /П.В. Шлыков. – Екатеринбург, 2002. — 183 с.

Физическая культура студентов представляет собой неотъемлемую часть формирования общей и профессиональной культуры современного специалиста. Она выступает качественной и результативной мерой комплексного воздействия различных форм, средств и методов на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции. Материализованным результатом этого процесса является уровень индивидуальной физической культуры каждого студента, уровень развития профессионально значимых способностей [1, 2].

Закон Российской Федерации «Об образовании» предоставляет широкие возможности для переосмысления ценностей физической культуры студентов, дает возможность в новом спектре осветить ее образовательные, воспитательные и оздоровительные функции. Этот Закон определяет содержание физической культуры студентов как самостоятельную сферу деятельности в федеральном социокультурном пространстве, выделяя при этом ее образовательные приоритеты.

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) по дисциплине «Физическая культура», разработанный нами на кафедре физического воспитания, ориентирован в помощь студентам для работы на учебных занятиях, при подготовке и выполнении самостоятельной работы, для семинарских занятий и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине [4]. Он включает: теоретический блок; практические задания; задания по самостоятельному изучению теоретического материала дисциплины и подготовке к семинарским занятиям; перечень требований по дисциплине; контрольные и зачетные нормативы; список рекомендованной к изучению основной, дополнительной литературы и перечень рекомендованных методических указаний и материалов по видам занятий (табл. 1).

Таблица 1

Детализация знаний в рамках текущего и промежуточного контроля по дисциплине «Физическая культура»

Основы теоретических знаний в сфере «физическая культура и спорт»

— содержание ФК как вида культурной и трудовой деятельности;

— ФК в системе жизнедеятельности человека;

— характеристика средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки;

— управление (организация, проектирование, регулирование, контроль и учет) индивидуальной системой физкультурно-оздоровительной деятельности;

— виды спорта и их характеристика;

— современные формы физкультурно-оздоровительной деятельности;

— основы совершенствования функциональных возможностей человека средствами физической культуры;

— основы профилактики и коррекции физического состояния человека средствами физической культуры;

— двигательный режим и построение системы его индивидуального обеспечения;

— основы семейной физической культуры;

— экологический туризм;

— основы профессионально-прикладной физической подготовки

Технология физкультурно-оздоровительной и спортивной самодеятельности

—технология измерения и оценка показателей физического развития;

— технология измерения и оценка показателей физической подготовленности;

— технология измерения и оценка показателей здоровья;

— технология проектирования средств и методов физического воспитания;

— технология построения системы реализации индивидуального плана физкультурно-оздоровительной или спортивной деятельности;

— судейство и организация соревнований;

— формирование способов туристической деятельности

Физкультурно-спортивная деятельность

— легкая атлетика;

— баскетбол;

— волейбол;

— футбол;

— настольный теннис;

— бадминтон;

— лыжный спорт;

— общая физическая подготовка;

— фитнес

Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны внимательно изучить список основной и вспомогательной литературы, предложенной в данном пособии. По каждой теме в УМКД перечислены основные понятия и термины, необходимые для изучения, а также краткая информация по всем вопросам, подлежащим изучению. Наличие тезисной информации по теме позволяет вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.

Теоретическая подготовка студентов предполагает освоение студентами теоретического материала с опорой на его индивидуальные ценностные предпочтения и ориентации, на переход к самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, получение углубленных знаний по физическому воспитанию, развитию интереса к занятиям, осознанное отношение к ним.

Информированность студентов о физкультурно-оздоровительной деятельности обеспечивает существенное повышение физической подготовленности и состояния здоровья, способствует улучшению психоэмоционального состояния и повышению теоретической грамотности. Формирование у них сознательного и активного отношения к физической культуре позволяет организовывать собственный здоровый образ жизни сообразно меняющимся ситуациям.

Таким образом, теоретическая подготовка предусматривает формирование мировоззренческой системы научно-практических знаний и отношения к физической культуре, общие сведения о жизнедеятельности человека, естественнонаучные основы оздоровительной физической культуры, методические основы оздоровительной физической тренировки, оздоровительного воздействия природных факторов.

В своей диссертационной работе автор П.В. Шлыков, рассматривая вопрос об информационном обеспечении, поясняет, что передача информации — это некое взаимодействие, в процессе которого передаются определенные сведения, поэтому без учета запросов потребителя, в данном случае студента, нельзя говорить об информации. Только соединяясь с потребителем, сообщение «выделяет» информацию. Одно и то же сообщение одному студенту может дать много информации, а другому – мало [6].

Преподаватель при передаче информации контролирует объем усвоенной студентом информации, а также то, что прошло мимо его восприятия. Для этого он должен отчетливо представлять и планировать объем, качество, способы даваемой информации.

Преподаватель, передавая информацию студенту, одновременно выявляет и получает обратную информацию в результате педагогического взаимодействия. Обратная информация изменяет, уточняет представление преподавателя о студенте, вследствие чего он вносит коррективы в свою педагогическую деятельность; таким образом, характер передаваемой информации постоянно соотносится с особенностями студента.

Информационный механизм деятельности человека можно представить в виде следующей логической цепочки по П.В. Шлыкову (рис. 1).

Рис. 1. Информационный механизм деятельности человека

Преподаватель — активный преобразователь педагогического процесса, действующий на основе целеполагания и использующий тот набор средств, методов, который определяется индивидуальными особенностями, способностями студента (это возрастные особенности студента, тип телосложения, уровень физического развития и физической подготовленности, имеющиеся заболевания, мотивированность на здоровый образ жизни и т.д.) [3].

В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая выполнение заданий самоподготовки, углубленное изучение основных тем дисциплины [5].

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов предполагает самоорганизацию, самопроектирование, самоконтроль. Данные методические рекомендации являются одним из компонентов системы учебно-методического комплекса дисциплины «Физическая культура».

Цель внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Физическая культура» — формирование опыта самостоятельной физкультурной деятельности в связи с ее персональной самоорганизацией и самопроектированием. Есть основания полагать, что внеаудиторная самостоятельная физкультурная деятельность студентов является фактором развития их самостоятельности, ответственности, организованности, творческого подхода к решению задач укрепления здоровья и здорового образа жизни.

Задачами внеаудиторной самостоятельной физкультурной деятельности студентов по дисциплине являются:

  • систематизация и закрепление способов двигательной деятельности;
  • углубление и расширение знаний в сфере физической культуры в связи с проектированием и реализацией индивидуальной системы двигательной активности как основного фактора обеспечения здоровья и здорового образа жизни;
  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу в сфере физической культуры;
  • формирование активности студентов в связи с подготовкой к сдаче норм комплекса ГТО;
  • формирование способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в решении вопросов укрепления здоровья и здорового образа жизни.

Количество часов на самостоятельную внеаудиторную работу студента по дисциплине «Физическая культура» устанавливается учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины.

Содержательное обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы студентов определяется базовыми направлениями образовательной деятельности в сфере физической культуры. К ним относятся теоретическая (знания), техническая (техника) и физическая подготовка. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по этим направлениям может быть учебного, учебно-методического и учебно-исследовательского характера. Она выполняется студентом во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия или при частичном участии преподавателя, оставляющего ведущую роль в самостоятельной работе студентам.

Учебная внеаудиторная самостоятельная работа студента связана с формированием знаний в области «Физической культуры» по заданию преподавателя.

Учебно-методическая внеаудиторная самостоятельная работа студента связана с самопроектированием содержания и организацией физической подготовки студентов, нацеленной на сдачу норм комплекса ГТО.

Учебно-­исследовательская внеаудиторная самостоятельная работа студента связана с выполнением заданий по измерению индивидуальных показателей физического развития и физической подготовленности, их анализом и обобщением. Все виды заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Физическая культура» имеют соответствующее обеспечение и предусматривают применение определенных видов контроля.

Фонды оценочных средств для аттестации студентов на соответствие их персональных достижений текущему контролю и промежуточной аттестации разрабатываются в зависимости от нагрузки, закрепленной в учебном плане. Могут быть другие фонды оценочных средств. Фонд оценочных средств дисциплины включает:

  • критерии оценки физической подготовленности студента на зачете;
  • тесты к зачету для проведения промежуточной аттестации основного отделения;
  • тестовые задания для проведения текущего контроля знаний;
  • тестовые задания для проверки остаточных знаний.

Целью освоения дисциплины (модуля) «Физическая культура» является развитие физической культуры личности выпускников-бакалавров на основе формирования готовности к физкультурно-оздоровительной и спортивной самодеятельности в решении задач укрепления здоровья и создания индивидуальной системы здорового образа жизни, что является предпосылкой эффективности учебной деятельности студентов в настоящем и их профессиональной деятельности в будущем. 

Реализация цели предполагает решение образовательных, воспитательных, оздоровительных задач:

  • формирование новых и уточнение имеющихся знаний в связи с физкультурной и спортивной самодеятельностью по обеспечению здоровья и здорового образа жизни;
  • создание условий для самоопределения студентов в сфере физической культуры и спорта;
  • совершенствование физических способностей и формирование готовности студентов к самостоятельному решению этой задачи;
  • формирование ценностного отношения и интереса к занятиям физической культурой и спортом;
  • совершенствование средствами физической культуры положительных свойств личности;
  • формирование психофизической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • понятия: «физическая культура», «физическое воспитание», «физическое развитие», «спорт», «ценности физической культуры», «физическая подготовка», «показатели здоровья и здорового образа жизни», «двигательная активность»;
  • средства и методы физического воспитания и спортивной тренировки;
  • основы организации, проектирования, регулирования и контроля физкультурных и спортивных занятий;
  • способы измерения и оценки состояния здоровья;
  • способы измерения и оценки уровня физической подготовленности;
  • способы востановления работоспособности средствами физической культуры;
  • виды спорта и их характеристику;
  • современные виды физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • основы совершенствования функциональных возможностей средствами физической культуры и спорта;
  • основы экологического туризма;
  • основы семейной физической культуры;
  • основы профилактики и коррекции физического состояния средствами физической культуры;
  • двигательный режим и построение системы его индивидуального обеспечения;
  • основы профессионально-прикладной физической подготовки.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • осуществлять адекватный выбор средств, форм и методов физкультурно-оздоровительной деятельности для решения индивидуальных задач физического совершенствования и оздоровления;
  • реализовывать средства, формы и методы физкультурно-оздоровительной деятельности в процессе решения индивидуальных задач физического совершенствования и оздоровления;
  • оценить свое состояние здоровья;
  • оценить уровень своей физической подготовленности;
  • проектировать (покомпонентно и систему в целом) свою физкультурно-оздоровительную или спортивную деятельность;
  • организовать свою систему физкультурно-оздоровительной или спортивной деятельности;
  • реализовать свою систему физкультурно-оздоровительной или спортивной деятельности.

В результате освоения дисциплины студент должен владеть:

  • способами двигательной деятельности, предусмотренными образовательными программами по физической культуре;
  • методами измерения уровня физической и технической подготовленности;
  • способами физкультурной самодеятельности, такими как утренняя зарядка, оздоровительный бег, выполнение общеразвивающих упражнений;
  • профилактикой и коррекцией нарушений осанки, умением снять утомление с помощью физических упражнений;
  • способами самооценки физического состояния;
  • навыками судейства и организации массовых физкультурных мероприятий и спортивных соревнований.

Библиографическая ссылка

Тарабарина Е.В., Сметанин А.Е., Баганова А.А., Андронова Л.Н. КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25883 (дата обращения: 06.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674