Начало активной трудовой деятельности для каждого молодого человека является одним из важнейших этапов жизненного пути. Однако выбор профессии и вхождение в нее непросты, так как профессиональное самоопределение можно рассматривать как разрешение противоречия между субъективными предпочтениями индивида и внешней по отношению к нему социальной ситуацией, определяющей возможности реализации этих предпочтений. Нереализованность профессиональных предпочтений имеет многообразные социальные последствия как для индивида, так и для социума, в том числе слабую профессиональную мотивацию и нежелание работать по полученной специальности.
Как известно, в современных условиях наблюдается падение престижа педагогической профессии. У молодежи педагогическая профессия ассоциируется с малоквалифицированным трудом, хотя современной системе образования требуются высококвалифицированные педагоги. В совокупности с низкой заработной платой, сложившейся современной структурой престижных профессий, а также на фоне усиления потребительских ориентаций молодежи (соблазн получения «легких денег» и др.) возник прецедент падения престижности работы в образовании и утраты интереса к педагогической профессии, в том числе со стороны молодежи, которая не мотивирована к получению такой квалификации, к работе в учебных заведениях. Названные факторы плюс разрушение системы подготовки кадров, как на уровне образования, так и на уровне государства, обернулись нарастающим дефицитом педагогических работников и массой вакансий на рынке труда.
Особенностью профессии, приобретаемой студентами Профессионально-педагогического института, является то, что она носит бипрофессиональный характер. С одной стороны, она относится к педагогической профессии («Педагог профессионального обучения»), с другой – в ней присутствует отраслевая составляющая (декоративно-прикладное искусство и дизайн, информатика и вычислительная техника, транспорт, экономика и управление и др.). Это означает, что профессиональная мобильность выпускников профессионально-педагогического вуза в определенной степени расширяется, т.е. выпускник может работать как преподавателем общетехнических и специальных дисциплин, мастером производственного обучения, так и техником-технологом в отрасли. Поэтому показателен тот факт, что некоторую часть выпускников интересует в специальности только отраслевая составляющая.
Поскольку задача адаптации образовательной системы к требованиям современного общества, в том числе к требованиям рынка труда, провозглашается российским правительством в качестве важнейшей задачи, то изучение профессиональных и социальных ориентаций молодежи является архиактуальной исследовательской задачей.
В рамках данной проблемы важным в нашем исследовании оказались следующие аспекты:
- выявление профессиональных намерений выпускников профессионально-педагогического вуза и оценка имеющихся перспектив их трудоустройства;
- анализ причин, влияющих на профессиональное самоопределение выпускников, специальность которых носит бипрофессиональный характер.
Исследование проведено на основе анкетного опроса на выборке студентов пяти специальностей Профессионально-педагогического института «Профессиональное обучение» (по отраслям), оканчивающих обучение в 2015–2016 учебном году.
Необходимо отметить, что исследование проводилось фактически за полгода до окончания вуза, но тем не менее примерно третья часть выпускников достаточно серьезно обеспокоена своим будущим трудоустройством. Об этом свидетельствует тот факт, что 37,7% респондентов уже во время обучения в вузе занимаются поисками работы. Вместе с тем исследование показало слишком высокий процент выпускников, для которых дальнейшее трудоустройство и поиск работы — весьма дальняя перспектива: 42,9% респондентов не занимаются поисками работы и 14,3% даже не задумывались над этим.
Индифферентное отношение значительного числа студентов-выпускников к предварительному поиску работы можно объяснить отсутствием их активной позиции в поиске работы, а соответственно игнорированием многих из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда. Другим важным моментом является необходимость наличия у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с некомфортностью предлагаемого труда.
Выявление профессиональных намерений выпускников профессионально-педагогического вуза и оценка имеющихся перспектив их трудоустройства показали, что немногим более 14% выпускников ППИ намерены строить свою профессиональную карьеру на педагогическом поприще. Уточняя причину принятия такого решения, мы выявили: 8,9% из них нравится профессия педагога, 5,2% указывают на хорошую организацию педагогической практики, в результате чего им понравилось работать с учащимися. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Намерения выпускников на профессиональное самоопределение по окончании вуза
Намерения выпускников |
% от числа ответивших |
Собираются работать по специальности «Педагог профессионального обучения» |
14,3 |
Не собираются трудоустраиваться по специальности согласно квалификации |
62,5 |
Еще не определились |
23,1 |
К сожалению, ни один выпускник не указал в своих ответах на вопросы анкеты, что собирается принять предложения руководителей образовательных учреждений, на базе которых проводилась педагогическая практика, занять вакантные должности мастеров производственного обучения или преподавателей специальных дисциплин. Следует заметить, что такие предложения, как и хорошо организованная педагогическая практика, могли оказать значительное влияние на профессиональное самоопределение выпускников и их трудоустройство. Именно педагогической практике в вузах должно быть уделено значительное внимание, поскольку она содействует закреплению у студентов учебных знаний и умений в области педагогики и сопряженных с ней человековедческих дисциплин. Данный вид практики необходимо организовывать в образовательных организациях среднего и дополнительного профессионального образования, в учебно-курсовой сети предприятий, организаций.
Кроме вышеозначенных факторов, стимулирующим условием при выборе педагогической деятельности для 13,3% выпускников является желание продолжить обучение в магистратуре.
К сожалению, на данный момент у многих студентов отсутствуют целевые установки по поводу своего будущего профессионального развития, либо цели достаточно абстрактны, либо цели формулируются, но не связываются со специальностью согласно приобретаемой квалификации (по данным исследования 23,1% выпускников еще не определились со своим выбором).
Продолжая анализ данных, размещенных в таблице 1, следует отметить то обстоятельство, что 62,5% студентов-выпускников не собираются работать по присваиваемой им квалификации «Педагог профессионального обучения».
Причинами, влияющими на профессиональное самоопределение выпускников в отраслевой составляющей их специальности, являются: исходный мотив строить профессиональную карьеру в отраслевой сфере, транзитивная (временная) работа в отрасли, интерес к изучению отраслевых дисциплин (предметов) во время учебы и собственные усилия, направленные на овладение знаниями и умениями в области отраслевой подготовки, организация технологической практики. Именно отраслевая составляющая в профессии является наиболее привлекательной для 34,6% выпускников этого учебного года, и вероятнее всего именно эти выпускники ориентированы на построение профессиональной карьеры в отраслевой сфере. Не менее важным фактором, определяющим выбор работать в отраслевой сфере, является представление респондентов о педагогической профессии как о низкооплачиваемой. На этот фактор указали около 32,0% исследуемых респондентов. Безусловно, материальная составляющая среди факторов удовлетворенности трудом имеет чрезвычайно важное значение.
Несмотря на то что на вузовском этапе профессионального становления должна формироваться предрасположенность индивида к реализации намеченного пути профессионального развития, складываться положительная установка на педагогическую деятельность, для некоторой части студентов учеба в вузе оказала обратный эффект и способствовала разочарованию в педагогической профессии. Данный вывод подтверждается следующими данными исследования: на «разочарование в педагогической профессии во время учебы» указали 5,2% выпускников, на «слабую организацию педагогической практики» – 3,9% респондентов. Положительная оценка организации технологической практики со стороны студентов, обеспечившей им изучение документации, основных процессов управления предприятием с учетом отраслевой специфики, техники и технологических процессов, а также условия для закрепления профессионально важных знаний и умений практической работы по профессии соответствующего профиля, еще раз подтвердила ее значительное влияние на профессиональное самоопределение выпускников в отраслевой сфере и принятие решения не работать в педагогической сфере.
Визуально данные ответов респондентов на вопрос, почему они не собираются работать педагогами, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Причины, влияющие на профессиональное самоопределение выпускников в отраслевой сфере
Причины |
% от числа ответивших |
При поступлении на учебу в Профессионально-педагогический институт в специальности привлекла только отраслевая составляющая |
34,6 |
Во время учебы больше усилий было затрачено на овладение знаниями и умениями по отраслевой составляющей специальности |
5,2 |
Транзитивная работа в отраслевой сфере и необходимость получения диплома о высшем образовании |
0 |
Разочарование в профессии педагога во время учебы |
5,2 |
Невысокая зарплата у педагога, лучше устроиться на высокооплачиваемую работу в отрасли |
32,0 |
Хорошо организованная технологическая практика, оказавшая влияние на решение работать не в педагогической сфере |
5,2 |
Желание строить карьеру специалиста в отраслевой сфере |
33,3 |
Слабая организация педагогической практики |
3,9 |
Недостаточная практическая база обучения |
0 |
Анализируя приведенные выше факторы, следует обратить внимание и на такой фактор, как состояние трудовой занятости студентов на момент выпуска (см. табл. 3). Судя по данным таблицы, 24,7% выпускников дневного отделения совмещают работу и учебу (у них есть постоянное место работы), 27,3% – иногда подрабатывают и 29,9% не работают, только обучаются. При этом из тех, кто работает или подрабатывает, 37,7% имеют место работы в отраслевой сфере и только 14,3% – в педагогической.
Таблица 3
Состояние трудовой занятости студентов
Вариант ответа |
% от числа ответивших |
Да, у Вас есть постоянное место работы |
24,7 |
Нет, Вы только учитесь |
29,9 |
Вы иногда подрабатываете |
27,3 |
Нет ответа |
18,1 |
В данной статье представлен фрагмент эмпирического исследования. В целом по результатам исследования можно сделать следующие выводы.
- Профессиональные мотивы большинства выпускников профессионально-педагогического вуза связаны с профессиональным самоопределением в отраслевой составляющей специальности.
- Основными факторами, влияющими на отраслевую ориентированность выпускников, являются следующие: престижность отраслевой специализации; личные интересы и склонности к профессиональной деятельности в соответствующей отрасли, сформированные на этапе оптации; отрицательный имидж педагогической профессии в обществе; низкая оплата труда педагога; высокие требования к педагогу, предъявляемые со стороны общества.
- Сопутствующим фактором, закрепляющим желание студентов, обучающихся по специальности «Педагог профессионального обучения», самоопределиться в отраслевой сфере, является совмещение учебы в вузе и работы по отраслевым специальностям, т.е. транзитивная работа в отрасли.
- Условиями, препятствующими профессиональному самоопределению большинства выпускников вуза на педагогическом поприще, являются следующие: неоправданно малое количество времени, отводимое стандартом образования на педагогическую практику, недостаточно эффективная организация педагогической практики, индифферентное отношение руководителей профессиональных образовательных организаций к выпускникам вуза как к потенциальным сотрудникам их учреждений.
- Исследование выявило ряд проблем содержательного и организационного характера, требующих оперативного разрешения. Для их решения разработаны рекомендации субъектам, участвующим в подготовке и трудоустройстве выпускников Профессионально-педагогического института.
Библиографическая ссылка
Пахтусова Н.А., Герцог Г.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25876 (дата обращения: 06.12.2024).