Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Пахтусова Н.А. 1 Герцог Г.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
В статье изложены результаты исследования проблемы профессионального самоопределения выпускников профессионально-педагогического института, обусловленной бинарностью специальности «Педагог профессионального обучения». Выявлены профессиональные намерения выпускников профессионально-педагогического вуза. Изучен ряд факторов, влияющих на профессиональное самоопределение выпускников вуза. Изучены профессиональные мотивы, определяющие их трудовую траекторию. Проанализированы факторы, препятствующие выбору выпускников работать в педагогической сфере. Профессиональные мотивы большинства выпускников профессионально-педагогического вуза связаны с профессио¬нальным самоопределением в отраслевой составляющей специальности, обусловленной престижностью отраслевой специализации; личными интересами и склонностью к отраслевой специализации, сформированными на этапе оптации; совмещением учебы в вузе и работы по отраслевым специальностям. К условиям, препятствующим профессиональному самоопределению большинства выпускников вуза на педагогическом поприще, можно отнести недостаточно эф¬фективную организацию педагогической практики, индифферентное отношение руководителей профессиональных образовательных организаций к выпускникам вуза как к потенциальным сотрудникам их организаций.
трудоустройство
выпускник
педагог профессионального обучения
профессиональные намерения
профессиональное самоопределение
профессия
1. Герцог Г.А. Мониторинг в образовательном процессе вуза: опыт теоретико-эмпирического анализа проблемы управления качеством профессиональной подготовки кадров: коллективная монография [Текст] / Г.А. Герцог, Е.А. Гнатышина, В.В. Садырин. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2011. – 296 с.
2. Герцог Г.А. Профессиональное самоопределение и трудоустройство выпускников профессионально-педагогических специальностей вузов [Текст] / Г.А. Герцог, Е.А. Гнатышина, Н.А. Пахтусова // Подготовки бакалавров профессионального обучения: сб. науч. тр. – Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, Челябинск, 2016. – С. 5–33.
3. Пахтусова Н.А. Обусловленность творческого характера профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения / Н.А. Пахтусова // сборник научных статей «Профессиональное образование: методология, технологии, практика // Под ред. В.В. Садырина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – Выпуск 9. – С. 147–153.
4. Романцев Г.М. Профессионально-педагогическое образование в современных условиях: результаты исследований [Текст] / Г.М. Романцев, В.А. Федоров и др. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос проф.-пед ун-та, 2003. – 68 с.
5. Садырин В.В. Выпускник на рынке труда: социол. анализ проф. адаптации и трудоустройства выпускников УНПО Челяб. обл. [Текст] / В.В. Садырин, Г.А. Герцог и др. – Челябинск, 2004. – 61 с.

Начало активной трудовой деятельности для каждого молодого человека является одним из важнейших этапов жизненного пути. Однако выбор профессии и вхождение в нее непросты, так как профессиональ­ное самоопределение можно рассматривать как разрешение проти­воречия между субъективными пред­почтениями индивида и внешней по от­ношению к нему со­циальной ситуацией, определяющей воз­можности реализа­ции этих предпочтений. Не­реализованность профессиональных пред­почтений имеет многообразные социальные последствия как для ин­дивида, так и для со­циума, в том числе слабую профессиональную мотивацию и нежелание работать по полученной спе­циальности.

Как известно, в современных условиях на­блюдается падение престижа педагогической профессии. У молодежи педагогическая профессия ассоциируется с малоквалифицированным трудом, хотя современной системе образования требуются высококвалифицированные педагоги. В совокупности с низкой заработной платой, сложившейся современной структурой престижных профессий, а также на фоне усиления потребительских ориентаций молодежи (соблазн получения «легких денег» и др.) возник прецедент падения пре­стижности работы в образовании и утраты ин­тереса к педагогической профессии, в том числе со стороны молодежи, которая не мотивирована к по­лучению такой квалификации, к работе в учебных заведениях. Названные факторы плюс разрушение системы подготовки кадров, как на уровне образования, так и на уровне государства, обернулись нарастающим дефицитом педагоги­ческих работников и массой вакансий на рынке труда.

Особенностью профессии, приобретаемой студентами Профессионально-педагогического института, является то, что она носит бипрофессиональный характер. С одной стороны, она относится к пе­дагогической профессии («Педагог профессионального обучения»), с другой – в ней присутствует отраслевая составляющая (декоративно-прикладное искусство и дизайн, информатика и вычислительная техника, транспорт, экономика и управление и др.). Это означает, что профессиональная мобильность выпускников профессионально-педагогического вуза в определенной степени расширяется, т.е. выпускник может работать как преподавателем общетехнических и специальных дисциплин, мастером производственного обучения, так и техником-технологом в отрасли. Поэтому показателен тот факт, что некоторую часть выпускников интересует в специальности только отраслевая составляющая.

Поскольку задача адаптации обра­зовательной системы к требованиям современного обще­ства, в том числе к тре­бованиям рынка труда, про­возглашается российским правительст­вом в качестве важнейшей задачи, то изучение профессиональных и соци­альных ориентаций молодежи является архиактуальной ис­следовательской задачей.

В рамках данной проблемы важным в нашем иссле­довании оказались следующие аспекты:

  • выявление профессиональных намерений выпускни­ков профессионально-педагогического вуза и оценка имеющихся пер­спектив их трудоустройства;
  • анализ причин, влияющих на профессиональное самоопределение выпускников, специальность которых носит бипрофессиональный характер.

Исследование проведено на основе анкетного оп­роса на выборке студентов пяти специ­альностей Профессионально-педагогического института «Профес­сиональное обучение» (по отраслям),  окан­чивающих обучение в 2015–2016 учебном году.

Необходимо отметить, что исследование проводилось фактически за полгода до окончания вуза, но тем не менее примерно третья часть выпускников достаточно серьезно обеспокоена своим будущим трудоустройством. Об этом свидетельствует тот факт, что 37,7% респондентов уже во время обучения в вузе занимаются поисками работы. Вместе с тем исследование показало слишком высокий процент выпускников, для которых дальнейшее трудоустройство и поиск работы — весьма дальняя перспектива: 42,9% респондентов не занимаются поисками работы и 14,3% даже не задумывались над этим.

Индифферентное отношение значительного числа студентов-выпускников к предварительному поиску работы можно объяснить отсутствием их активной позиции в поиске работы, а соответственно игнорированием многих из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда. Другим важным моментом является необходимость наличия у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с некомфортностью предлагаемого труда.

Выявление профессиональных намерений выпускни­ков профессионально-педагогического вуза и оценка имеющихся пер­спектив их трудоустройства показали, что немногим более 14% выпускников ППИ наме­рены строить свою профессио­нальную карьеру на педагогическом поприще. Уточняя при­чину принятия такого решения, мы вы­явили: 8,9% из них нравится профессия педагога, 5,2% указывают на хорошую организацию педагогической практики, в результате чего им понрави­лось работать с учащимися. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Намерения выпускников на профессиональное самоопределение по окончании вуза

Намерения выпускников

% от числа ответивших

Собираются работать по специальности «Педагог профессионального обучения»

14,3

Не собираются трудоустраиваться по специальности согласно квалификации

62,5

Еще не определились 

23,1

 

К сожалению, ни один выпускник не указал в своих ответах на вопросы анкеты, что собирается принять предложения руководителей образова­тельных учреждений, на базе которых проводилась педаго­гическая практика, за­нять вакантные должности мастеров производ­ственного обучения или преподавателей специальных дисциплин. Следует заметить, что такие предложения, как и хорошо организованная педагогическая практика, могли оказать значительное влияние на профессиональное самоопределение выпускников и их трудоустройство. Именно педагогической практике в вузах должно быть уделено значительное внимание, поскольку она содействует закреплению у студентов учебных знаний и умений в области педагогики и сопряженных с ней человековедческих дисциплин. Данный вид практики необходимо организовывать в образовательных организациях среднего и дополнительного профессионального образования, в учебно-курсовой сети предприятий, организаций.

Кроме вышеозначенных факторов, стимулирующим условием при выборе педагогической деятельности  для 13,3% выпускников яв­ляется желание продолжить обучение в магистратуре.

К сожалению, на данный момент у многих студентов отсутствуют целевые установки по поводу своего будущего профессионального развития, либо цели достаточно абстрактны, либо цели формулируются, но не связываются со специальностью согласно приобретаемой квалификации (по данным исследования 23,1% выпускников еще не определились со своим выбором).

Продолжая анализ данных, размещенных в таблице 1, следует отметить то обстоятельство, что 62,5% студентов-выпускников не собираются работать по присваиваемой им ква­лификации «Педа­гог профессионального обучения».

Причинами, влияющими на профессио­нальное самоопределение выпускников в отраслевой со­ставляющей их спе­циальности, являются: исходный мотив строить профессиональную карьеру в отраслевой сфере, транзитивная (временная) работа в от­расли, интерес к изу­чению отраслевых дисциплин (предметов) во время учебы и собственные усилия, направленные на овладение зна­ниями и уме­ниями в области отраслевой подготовки, организация техно­логической практики. Именно отраслевая составляющая в профессии является наиболее привлекательной для 34,6% выпускников этого учебного года, и вероятнее всего именно эти выпускники ориентированы на построение профессиональной карьеры  в отраслевой сфере. Не менее важным факто­ром, определяющим выбор работать в отраслевой сфере, является представление респонден­тов о педагогической про­фессии как о низкооплачиваемой. На этот фак­тор указали около 32,0% иссле­дуемых респондентов. Безусловно, материальная составляющая среди факторов удовлетворенности трудом имеет чрез­вычайно важное значение.

Несмотря на то что на ву­зовском этапе профессионального становления должна формироваться предрасположенность индивида к реализа­ции намеченного пути профессионального развития, скла­дываться положительная уста­новка на педагогическую дея­тельность, для некоторой части студентов учеба в вузе оказала обратный эффект и способствовала разочарованию в пе­дагогической профессии. Данный вывод подтверждается следующими данными исследования: на «разочарование в педагогической профессии во время учебы» указали 5,2% выпускников, на «слабую организацию педагогической практики» – 3,9% респондентов. Положительная оценка организации технологической практики со стороны студентов, обеспечившей им изучение документации, основных процессов управления предприятием с учетом отраслевой специфики, техники и технологических процессов, а также условия для закрепления профессионально важных  знаний и умений практической работы по профессии  соответствующего  профиля, еще раз подтвердила ее значительное влияние на профессио­нальное самоопределение выпускников в отраслевой сфере и принятие решения не работать в педагогической сфере.

Визуально данные отве­тов респондентов на вопрос, почему они не собираются работать пе­дагогами, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Причины, влияющие на профессиональное самоопределение выпускников в отраслевой сфере

 

Причины

 

% от числа ответивших

При поступлении на учебу в Профессионально-педагогический институт в специальности привлекла только отрасле­вая составляющая

34,6

Во время учебы больше усилий было затрачено на овладение знаниями и умениями по отраслевой составляющей специальности

5,2

Транзитивная работа в отраслевой сфере и необходимость получения диплома о высшем образовании

0

Разочарование в профессии педагога во время учебы

5,2

Невысокая зарплата у педагога, лучше устро­иться на высокооплачиваемую работу в отрасли

32,0

Хорошо организованная технологическая практика, оказавшая влияние на решение работать не в педагогической сфере

5,2

Желание строить карьеру специалиста в отраслевой сфере

33,3

Слабая организация педагогической практики

3,9

Недостаточная практическая база обучения

0

 

Анализируя приведенные выше факторы, сле­дует обра­тить внимание и на такой фактор, как состояние трудовой занятости студентов на момент выпуска (см. табл. 3). Судя по данным таблицы, 24,7% выпускников дневного отделения совмещают работу и учебу (у них есть постоянное место работы), 27,3% – иногда подрабатывают и 29,9% не работают, только обучаются. При этом из тех, кто работает или подрабатывает, 37,7% имеют место ра­боты в отраслевой сфере и только 14,3% – в педа­гогиче­ской.

Таблица 3

Состояние трудовой занятости студентов

Вариант ответа

% от числа ответивших

Да, у Вас есть постоянное место работы

24,7

Нет, Вы только учитесь

29,9

Вы иногда подрабатываете

27,3

Нет ответа

18,1

 

В данной статье представлен фрагмент эмпирического исследования. В целом по результатам исследования можно сделать следующие выводы.

  1. Профессиональные мотивы большинства выпускников профессионально-педагогического вуза связаны с профессио­нальным самоопределением в отрас­левой составляющей специаль­ности.
  2. Основными факторами, влияющими на отраслевую ориентированность выпускников, являются следующие: пре­стижность отраслевой специализации; личные интересы и склонности к профессиональной деятельности в соответствующей отрас­ли, сформированные на этапе оптации; отрицатель­ный имидж педагогической профессии в об­ще­стве; низкая оплата труда педагога; высокие требования к педа­гогу, предъявляемые со стороны общества.
  3. Сопутствующим фактором, закрепляющим желание студентов, обу­чаю­щихся по специальности «Педагог профессиональ­ного обучения», са­моопределиться в отраслевой сфере, яв­ляется совмещение учебы в вузе и работы по отраслевым специальностям, т.е. транзитивная ра­бота в отрасли.
  4. Условиями, препятствующими профессиональному самоопределению большинства выпускников вуза на педа­гогическом поприще, являются следующие: неоправданно малое количество времени, отводимое стандартом образования на педагогическую практику, недоста­точно эф­фективная организация педагогической практики, индиффе­рентное отношение руководителей профессиональных образовательных организаций к выпускникам вуза как к потенци­альным сотрудникам их учреждений.
  5. Исследование выявило ряд проблем содержатель­ного и организационного характера, требующих опе­ратив­ного разрешения. Для их решения разработаны рекомендации субъектам, участвующим в под­готовке и трудоустройстве выпуск­ников Профессионально-педагогического института.

Библиографическая ссылка

Пахтусова Н.А., Герцог Г.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25876 (дата обращения: 06.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674