Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВНЕТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ НА ОБЩУЮ И СПЕЦИАЛЬНУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ

Фролов Е.В. 1 Сентябрев Н.Н. 2 Потапов А.Н. 3 Хрищатый А.Е. 4
1 ФБГОУ ВО Волгоградский социально-педагогический университет
2 ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
3 ФКОУ ВО «Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации»
4 ФГКОУ ВО «Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации»
В группе девушек-студенток, участниц сборной команды не физкультурного вуза, проведено изучение изменений ряда показателей функционального состояния в условиях утомления после велоэргометрической нагрузки. Определяли время простых и сложных сенсомоторных реакций и длительность их моторных компонентов, состояние характеристик внимания, показатели динамического тремора, как характеристики координационных возможностей. Кроме этого, проводили определение точности бросковых движений, которую оценивали по результатам попаданий в мишень для игры в «Дартс». Определено, что в результате утомления показатели функционального состояния ухудшались. Для воздействия на протекание процесса утомления использовали смесь эфирных масел. Установлено, что в таких условиях изменение характеристик функционального состояния было выражено меньше, что нашло свое отражение в лучшей, чем после обычного утомления, способности реализовывать броски в мишень.
студентки не физкультурных ВУЗов
функциональное состояние
эфирные масла
1. Александров А.А. Аутотренинг. – 2-е изд. – СПб., 2011. – 240 с.
2. Булка К.А. Оценка стрессоустойчивости военнослужащих-женщин // Вестник Российской военно-медицинской академии. – 2010. – № 2 (30). – С. 170-172.
3. Ведясова О.А. Реакции сердца у студентов разного пола и типа полушарного доминирования во время экзаменационного стресса // Вестник Самарского государственного университета. – 2010. – № 6 (80). – С. 179-186.
4. Защук С.Г., Ивчатова Т.В. Баскетбол в физическом воспитании студентов нефизкультурных вузов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2010. – № 5. – С. 69-72.
5. Малинаускас Р.С. Особенности формирования психологических навыков в студенческой команде по баскетболу // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2009. – № 2. – С.73–81.
6. Овчинников В.Г. Экспериментальное обоснование принципов составления композиций эфирных масел // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12437.
7. Оптимизация функциональной подготовленности высококвалифицированных спортсменов / Н.Н. Сентябрев, И.Н. Солопов, А.Г. Камчатников и др. – Волгоград, 2004. – 106 с.
8. Пак Ф.П., Мингалева Н.В. Стрессоустойчивость здоровых девушек и женщин в зависимости от фаз менструального цикла // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23442.
9. Chen M.C., Fang S.H., Fang L. The effects of aromatherapy in relieving symptoms related to job stress among nurses // Int J Nurs Pract. 2015. Feb.; 21(1):87-93. doi: 10.1111/ijn.12229.

Особенности реакции женщин на экстремальные, в том числе стрессовые, ситуации, являются предметом пристального внимания специалистов разных профилей, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности. В спорте, в том числе и непрофессиональном, данный фактор относится к высоко значимым.

Важность повышения привлекательности любительского спорта в вузах достаточно часто подчеркивается в настоящее время, что подтверждается большим числом исследований самых разных аспектов таких занятий [4, 5]. Среди рассматриваемых проблем нужно выделить те, которые относятся к женскому спорту. В частности, достаточно мало изучены особенности организации тренировочного процесса женских команд в связи с особенностями протекания стрессов и психоэмоциональных напряжений. Это является важным аспектом подготовки любительских команд по нескольким причинам. Во-первых, известно, что женщины по иному, чем мужчины, переносят острые стрессы: они более бурно переживают стрессовое воздействие, хотя обладают большей устойчивостью к стрессам [2]. Во-вторых, следует принимать во внимание изменения стрессоустойчивости женщин, обусловленные фазами менструального цикла [8]. Наконец, на девушек – членов студенческой баскетбольной команды зачастую действует дополнительный стрессогенный фактор, определяемый влиянием учебного процесса [3]. Если учесть сложности реализации двигательных действий со сложной координацией при развитии стресса [1], то становится ясной актуальности проблемы изучения методов коррекции психоэмоциональных напряжений у девушек-студенток, занимающихся любительским баскетболом.

Организация и методы исследования

Данный раздел исследования проводился в лаборатории кафедры анатомии и физиологии ВГАФК. Участвовали студентки (n=14), входившие в сборную команду Волгоградской сельскохозяйственной академии, возраст от 18 до 23 лет. Для характеристики показателей, определявших разные стороны специальной работоспособности, до и после 5 мин. велоэргометрической нагрузки на уровне PWC170 оценивали время простой и сложной двигательной реакции на свет, определяли показатели внимания и динамического тремора. Для этих целей использовали программно-аппаратный комплекс КПФК 99М «Психомат». Кроме этого, оценивали как непосредственный показатель специальной работоспособности точность бросковых движений, которую оценивали по результатам попаданий в мишень для игры в «Дартс» (высота размещения мишени 1,7м, расстояние до мишени 2,37 м). Участницы исследования были предварительно ознакомлены с правилами проведения теста. Все девушки прошли предварительную тренировку. В исследовании был использован упрощенный вариант игры – было необходимо попасть в центр мишени, участницы совершали по 6 бросков. Также по упрощенным правилам подсчитывали очки, попадание в центр оценивали в 10 баллов, далее – по убывающей до 1 балла.

В качестве средства воздействия на психоэмоциональное состояние использовали смесь эфирных масел (КЭМ) релаксирующего характера (разработана в соответствии с имеющимися принципами) [6]. В ее состав входили эфирные масла бергамота, базилика, лаванды, герани, розмарина и эвкалипта. У участниц провели проверку всех компонентов на аллергенность, отсутствие бронхоспазма. Применение КЭМ осуществляли методом холодной ингаляции – на ладонь наносили каплю смеси, подносили к носовым ходам и 3–5 минут вдыхали запах смеси эфирных масел [8].

Статистические различия результатов серий определяли по критерию Манна – Уитни.

Результаты исследования

В первой части исследования в условиях лаборатории определяли изменение сенсомоторных реакций после воздействия сбивающего фактора, которым было утомление после работы на велоэргометре в течение 5 мин на уровне PWC170. Вторая серия отличалась тем, что после велоэргометрической нагрузки вдыхали запахи КЭМ, до нагрузки и после применения КЭМ определяли показатели сенсомоторных реакций.

Велоэргометрическая нагрузка приводила к увеличению длительности двигательных реакций. Время простой двигательной реакции (ВПР) выросло на 27,8 % (от 180,2±7,8 мс до 230,5±9,4, P<0,05). Следует отметить, что увеличение моторного времени составило 7,8 % (от 77,2±8,6 до 83,1±6,3 мс, P>0,05), т.е. главная роль в снижении скорости данной реакции принадлежала изменению латентного времени реакции как результату изменения состояния ЦНС (утомление, либо рост тормозящих влияний). Время сложной двигательной реакции (ВСР) выросло на 154 мс (от 539,5±37,5 до 693,3±41,3, т.е. на 28,6 %), что было близко к степени ухудшения ВПР. Однако в изменении ВСР роль роста моторного компонента была существенно больше, он вырос на 57,8 мс (от 203,7±61,7 до 261,5±8,8 мс, на 28,1 %). При определении ВСР также учитывали ошибки, число которых после выполнения нагрузки выросло вдвое – от 1,5±0,8 ед. до 3,4±0,7 ед (на 126, 7 %). Таким образом, при выполнении движения повышенной сложности моторный компонент рос на фоне утомления в большей степени, чем при реализации простого движения.

Далее изучали влияние на развитие утомления КЭМ. Изменение времени двигательных реакций и их компонентов после вдыхания запаха КЭМ отличалось от изменений ВПР и ВСР, отмеченных в предшествующей серии (рисунок).

Соотносительные изменения времени простой и сложной двигательных реакций с их моторными компонентами после велоэргометрической нагрузки на фоне применения КЭМ

До нагрузки ВПР равнялось 182,2±7,2 мс, после ее выполнения оно выросло до 208,3±7,3 (на 14,3 %), т.е. существенно меньше, чем в предыдущей серии. При этом моторное время реакции даже незначительно улучшилось (уменьшилось от 78,1±6,7мс до 76,1±6,1мс, на 2,3 %), тогда как в серии без применения КЭМ это время выросло.

Исходное значение ВСР составило 536,4±39,2 мс, после вдыхания запах КЭМ и последующего выполнения нагрузки это время равнялось 607,7±41,2 мс, изменение показателя составило 71 мс (13,2 %). Моторное время выросло от 201,7±60,3 мс до 210±9,8 мс (4,5 %). Число ошибок выросло, но также в меньшей степени, чем без применения КЭМ (от 1,7±0,9 до 2,0±0,8, на 17,6 %). Характерно, что для ВСР относительное время, необходимое для выполнения двигательных реакций, сокращалось, т.е. выбор кнопки для ответной реакции осуществлялся быстрее и, как показывает число ошибок, более качественно.

Кроме скорости двигательных реакций, также позволяющих судить о времени, затрачиваемом на принятие решения, определяли такое важное для игрока в баскетбол качество, как уровень внимания. Данные, полученные в лабораторных условиях, показали, что интенсивная велоэргометрическая нагрузка на уровне PWC170 не приводила к достоверным изменениям характеристик внимания, но практически все показатели ухудшились.

Таблица 1

Изменения показателей внимания по расстановке чисел в первой и второй (с применением КЭМ) сериях исследования

 

Показатели

Полное время поиска

Среднее время поиска

Среднее время ответа

К-во ответов

К-во ошибок

1 серия (без КЭМ)

Исходное

148473± 18318

6013±741

3075±351

23,9±2,9

1,9±0,8

После

176235±21707

8867±4809

3778±813

25,6±1,1

4,3±1,7*

2 серия (с КЭМ)

Исходное

147233±18013

6139±825

3154±381

23,2±2,2

2,0±0,7

После

160099±20397

6823±904

3812±703

23,6± 0,9

2,9± 0,9

Во второй серии было установлено, что на фоне воздействия на организм КЭМ в среднем показатели внимания даже незначительно улучшались (табл. 1). Хотя изменения, зарегистрированные в первой и во второй сериях, были статистически не значимы, степень изменения достаточно различалась. Так, полное время поиска в первой серии (без КЭМ) выросло на 18,7 %, а во второй (после вдыхания запаха КЭМ) увеличилось на 8,7 %. Соответственно среднее время поиска выросло соответственно на 47,5 % и на 11,1 %, среднее время ответа – на 22,8 % и на 20,9 %. В первой серии число ошибок выросло вдвое, на 126 %, а во второй прирост был втрое меньшим, на 31,0 % (абсолютное увеличение на 0,9 ошибки). Единственным отличием было то, что в первой серии общее число ответов увеличилось на 7,1 %, а во второй было практически неизменно, прирост на 0,4 ответа (1,7 %).

Еще одним важным показателем является уровень развития и проявления в игровой деятельности координационных качеств. В рамках данного исследования определяли показатели динамического тремора, которые могут характеризовать координационные качества (табл. 2).

Таблица 2

Изменения показателей координации (динамический тремор) в первой и второй (с применением КЭМ) сериях исследования

 

Показатели

Время выполнения (мс)

Частота касаний (1/с)

Среднее время касаний

1 серия (без КЭМ)

Исходное

8936±1911

1,9±0,2

128,6±14,2

После

16427±2556*

1,4±0,3

140±18,8

2 серия (с КЭМ)

Исходное

8904±1728

1,8±0,3

121,1±11,4

После

12346±2441*

1,6±0,3

123,5±10,5

Направление изменений показателей динамической координации в первой и второй сериях так же, как и других показателей функционального состояния девушек, не имело отличий, но выраженность в сериях различалась. Статистически значимо выросло время выполнения теста, но в первой серии изменение составило 83,8 %, а во второй – 38,7 %. Частота касаний снизилась в первой серии на 26, 3 %, а во второй – на 11,1 %, но при этом в первой серии среднее время касания увеличилось на 9,4 %, тогда как во второй серии этот показатель вырос всего на 1,9 %.

В рамках проведенных исследований, в первой и второй сериях определяли показатель точности бросковых движений в стандартную мишень для игры в «Дартс» (табл. 3). Было установлено, что точность бросков существенно снижалась после интенсивной физической нагрузки, как явный признак утомления и относительно слабой физической подготовленности. В первой серии такое изменение составило 12,8 %. Вдыхание смеси эфирных масел (КЭМ) несколько улучшило точность реализации бросков, что выразилось в меньшем снижении точности – на 8,2 %.

Таблица 3

Изменения показателей точности бросковых движений в первой и второй (с применением КЭМ) сериях исследования

 

Исходное значение

После нагрузки

1 серия без КЭМ

40,7±1,8

35,5±1,4

2 серия с КЭМ

41,6±1,7

38,2±1,9

Наконец, отдельно от описанных серий, сравнили величины PWC170 на фоне вдыхания запаха КЭМ и без воздействия эфирными маслами. В отличие от показателей, характеризующих специальную работоспособность, общая работоспособность значимо не изменялась (802, 5±33,8 кгм/мин, после КЭМ 815,1±39,7 кгм/мин).

Заключение

Перед тренером женской баскетбольной команды не физкультурного вуза при проведении тренировки, при подготовке к соревнованиям, зачастую стоят сложно совмещаемые задачи комплектации, оптимизации психоэмоционального состояния отдельных игроков и команды в целом. Психоэмоциональное состояние участниц студенческой баскетбольной команды может различаться очень значительно, а в отличие от профессиональных игроков девушки-студентки не имеют навыков регуляции психоэмоциональных состояний. Этим обусловливается необходимость использования дополнительных к основным средствам тренировочного процесса средств воздействия на психоэмоциональное состояние.

Эфирные масла лаванды и бергамота были главными компонентами использованной в наших исследованиях смеси – КЭМ. Известно, что они помогают снимать стресс, беспокойство, депрессию [9]. Результаты, описанные в данной статье, показывают, что изменения при воздействии такой смеси эфирных масел серьезно затрагивает координационные способности человека. Доказательством служат изменения характеристик тремора. Показатели, отражающие состояние координационных способностей, значительно изменялись в результате утомления. Но на фоне воздействия на организм запаха эфирных масел изменение после нагрузки было существенно менее выражено. Не менее важно, что одновременно происходило улучшение психофизиологических характеристик, отражающих внимание. Это определяло изменение не только моторного компонента (времени переноса руки), но и латентного компонента. При усложнении задачи (определение скорости сложной двигательной реакции) уменьшение общего времени происходило за счет моторного компонента, скорости движения руки. Таким образом, можно считать, что в ЦНС улучшались процессы принятия решения при обработке информации. Тем не менее остается ряд нерешенных вопросов, требующих дополнительных исследований, в частности, насколько применение КЭМ будет влиять на технические компоненты деятельности девушек-баскетболисток в реальных условиях тренировок и соревнований.

В целом, описанные изменения отражают оптимизацию функционального состояния спортсменов [7], за счет чего даже при неизменной общей физической работоспособности после воздействия запаха может улучшаться скорость восстановления показателей специальной работоспособности девушек. Отражением стал более высокий, чем в первой серии, процент реализации прицельных двигательных действий.


Библиографическая ссылка

Фролов Е.В., Сентябрев Н.Н., Потапов А.Н., Хрищатый А.Е. ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВНЕТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ НА ОБЩУЮ И СПЕЦИАЛЬНУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25860 (дата обращения: 06.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674