Здоровье людей считается одной из важнейших социальных задач общества любого государства мира. В связи с чем на современном этапе развития общества проблема здоровья человека выступает в качестве глобальной мировой проблемы. Многочисленные научные данные [1, 4, 5, 12, 15, 16, 21] свидетельствуют о стойком ухудшении состояния здоровья населения за последние десятилетия, что выражается в его соматической ослабленности, наличии ограниченной симптоматики, тенденции к большей, чем раньше, распространенности сочетанных отклонений. Исследовательские данные подтверждают результаты государственной статистической отчетности о состоянии здоровья населения Российской Федерации, отражающие мониторинговые данные основных показателей состояния здоровья населения, констатирующие неуклонный рост числа заболеваемости [11]. Так, в частности, отмечается увеличение прироста заболеваемости с 2003 по 2013 г. в целом по Российской Федерации на 15 %.
В связи с вышеизложенным, необходимость принятия специальных мер по сохранению и укреплению здоровья различных групп населения является важной и актуальной задачей.
В XXI столетии социум и государство ориентированы на развитие активной жизненной позиции личности, обладающей творческим потенциалом, гармонично развитой психологической, социальной и морфофункциональной организацией, успешно реализующей свои способности в профессиональной деятельности [7]. Ключевое значение в личностном развитии индивида, согласно нашим представлениям, принадлежит здоровью как таковому и здоровьесберегающей компетенции человека, в частности, являющимися базисными элементами гармонизации развития личности.
Первоочередной задачей в решении вопроса формирования и совершенствования компетенции здоровьесбережения разных социальных групп населения является понимание здоровья как токового, его основополагающих компонентов. На современном этапе развития научного знания предлагается множество трактовок дефиниции здоровья, ввиду его комплексности, разноуровневости и многоаспектности, являющейся одновременно категориальной единицей изучения нескольких наук [16].
Большинство современных исследований [4, 7, 16, 20, 22] указывает на триединство составляющих здоровья человека: физического, психического и социального компонентов. Соматическое (физическое) здоровье отражает текущее состояние, а также уровень развития и функциональных возможностей органов и систем органов человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную регуляцию поведения. Это состояние обусловливается потребностями биологического и социального характера, а также возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу психического здоровья. Социальное здоровье трактуется как система ценностей, установок и мотивов поведения личности в социальной сфере и профессиональной деятельности.
Затрагивая проблему здоровья и здоровьесбережения учительской категории, следует остановиться на понимании некоторых аспектов профессиональной деятельности последних. Учитель общеобразовательной школы по своей профессиональной и социальной роли является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса, носителем специальных знаний, а также образцом поведения и отношения к здоровью [20]. При этом успешность и результативность образовательной деятельности учителя определяется не только его профессиональной компетентностью, но и во многом зависит от его психофизиологического и физического благополучия, адекватного отношения к своему здоровью и здоровью учащихся [3].
Как известно [3; 10; 15 19], от учителя в значительной степени зависит здоровье подрастающего поколения. В связи с чем специфика образования на современном этапе предъявляет особые требования не только к содержанию образования, организации образовательного процесса, качеству и уровню профессиональной подготовки специалистов образования, но и состоянию физического и психологического здоровья, уровню работоспособности участников образовательного процесса, здоровьесберегающей образовательной деятельности школы в целом [19]. В сложившейся ситуации глубокий анализ и осмысление современных тенденций здоровья педагогов, поведенческих характеристик социально-гигиенических факторов и факторов профессиональной деятельности, влияющих на здоровье, является одним из важнейших путей совершенствования образовательной среды в рамках здоровьесбережения [6].
Успешность профессиональной деятельности учителя характеризуется тесной взаимосвязью с функциональным состоянием организма, уровнем физической подготовленности, ухудшение которых отражается на показателях здоровья, ведет к снижению работоспособности и повышению утомляемости [12, 16, 19, 22].
Здоровье современного индивида формируется под влиянием биологических и социальных факторов и отражает целостную систему материальных и духовных отношений, существующих в обществе, и во многом зависит от качества среды обитания, уровня развития образования, условий обучения, воспитания, материальной обеспеченности, быта, организации медицинского обеспечения и многих других факторов [7, 8, 16, 22].
Ряд авторов [1, 2, 12 18] в определении профессионального здоровья учителя делают акцент на свойствах личности, позволяющих оптимизировать работоспособность при реализации профессиональной деятельности. Так, в частности, О.В Кисель [14] профессиональное здоровье учителя трактует как комплексное физическое, психическое, духовное, социальное состояние педагога, обеспечивающее активное, продуктивное выполнение профессиональных функций, сопротивление негативным факторам стрессогенной профессионально-образовательной среды.
Л.М. Митина [18] в профессиональной деятельности учителя первоочередно выдвигает способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, которые обеспечивают работоспособность, эффективность и развитие личности педагога.
Вместе с тем многочисленные исследования последних лет [5, 12, 13] указывают на крайне низкие показатели физического и психического здоровья учителей общеобразовательного звена обучения как профессиональной группы, которые снижаются по мере увеличения педагогического стажа работы [1, 2].
Так, в исследовании О.Ф. Жукова [12], направленного на оценку состояния здоровья учителей одного из лицеев г. Ульяновска, установлено, что порядка 70 % респондентов констатировали отклонения в состоянии здоровья. Ведущими нозологиями у обследованных учителей, по данным автора, являлись патология органов зрения – 68 %; сердечнососудистые заболевания – 48 %; заболевания опорно-двигательного аппарата – 44 %. Также отмечена высокая частота встречаемости сочетанных заболеваний. Анализ факторов заболеваемости у учителей выявил превалирование (более 90 % ответов респондентов) в структуре причин специфику профессиональной деятельности, связанную с перенапряжением, перегрузками, психотравмирующими факторами и т.д. На втором месте (порядка 70 % опрошенных) расположился фактор, связанный с низкой двигательной активностью педагогов. Третью группу факторов занимают социальные причины (отсутствие достойной системы социальной поддержки, низкая заработная плата) – около 60 %. Важно отметить, что около трети учителей (32 %) отмечают у себя отсутствие специальных знаний по профилактике профессиональных заболеваний. Анализ весоростовых показателей свидетельствует, что нормальный вес характерен четверти обследованных, превалирующему большинству свойственен высокий индекс массы тела, с признаками ожирения выявлено более 30 % обследованных.
Подобные результаты, свидетельствующие о низком уровне физического здоровья, были получены в исследованиях И.Г Ильченко [13], В.В. Бутяевой [5]. Так, в первом исследовании [13] установлено, что низкий уровень физического здоровья свойственен 86 % обследованных учителей, ниже среднего выявлен у 12 %; в другом, при анкетировании учителей средних школ г. Ростова-на-Дону, констатированы различные отклонения в состоянии здоровья у 70 % респондентов [5].
В своей работе Е.А. Багнетова [2] попыталась обобщить профессиональные риски педагогической среды. Среди ведущих факторов риска, влияющих на здоровье педагогов, авторами обозначены следующие: высокое психоэмоциональное напряжение; повышенные требования к вниманию, памяти; постоянную нагрузку на речевой аппарат; гиподинамию; ортостатические нагрузки; неудовлетворенность своей трудовой деятельностью; низкий уровень психологической и навыков самоорганизации у некоторых педагогов.
Деятельность учителя связана с периодическим, относительно длительным воздействием социальных, экологических, информационных, гигиенических факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физиологических и психических функций, а, следовательно, нарушением эффективности и качества профессиональной деятельности [2, 12, 15].
В современной образовательной среде деятельность учителей школ насыщена множеством стрессогенных факторов (высокой постоянной ответственности за жизнь и здоровье подопечных учеников, ненормированной продолжительности рабочего времени, высокой плотности межличностных контактов, длительной модернизацией и реформированием системы образования и др.), которые приводят к истощению нервно-психического состояния педагогов и появлению так называемого синдрома «эмоционального выгорания» (состоянию выраженного эмоционального и умственного истощения) [1; 2]. С увеличением педагогического стажа у учителя происходит нарастание дезадаптационных процессов и психопатологических состояний невротического или психопатического характера [9]. В то же время стрессогенная профессиональная среда приводит к появлению ряда профессиональных заболеваний хронической патологии интегративных систем жизнеобеспечения организма: нервной, сердечнососудистой, иммунной, пищеварительной систем, органов дыхания и др. [3, 5, 12].
Значимым, в аспекте воздействия на здоровье учителя, является группа информационных факторов: временной фактор, отражающий временные параметры деятельности учителя (дефицит времени при решении задачи, высокий темп предъявления информации); организационный – определяющий условия деятельности в конкретном их формате (методы и формы организации); семантический, выраженный в субъективной сложности задачи, неопределенности момента и/или формата предъявления информации, дефицит и противоречивость информации. Также результативность и характер образовательной деятельности обусловливаются индивидуальными (личностными, психологическими, физиологическими) особенностями человека и уровнем его здоровья [17, 18].
Вышеобозначенные факторы нервно-психического напряжения профессиональной деятельности обусловливают высокий процент случаев у педагогов хронических патологий нервной (в том числе и сенсорных органов, в частности нарушения зрения), сердечнососудистой, иммунной и пищеварительной систем, органов дыхания и нарушения голосообразования др. [3, 9]. Среди наиболее часто встречаемых нозологий авторы [9, 14] отмечают астеноневротические состояния, выраженные в смещении ценностных ориентаций на органические и бытовые аспекты, эмоциональном выгорании; выраженные признаки тревожности и неврозов; гипертонические проявления, вегетососудистой дистонии, стенокардии, заболевания верхних дыхательных путей, нарушения зрения, остеохондроз, варикозное расширение вен нижних конечностей и др.
Особым фактором, влияющим на функциональное состояние и уровень здоровья, а следовательно, и адаптационные возможности личности современных учителей, является неблагоприятная экологическая обстановка среды обитания [3, 22]. Особо актуален данный вопрос для педагогов, проживающих в крупных промышленных мегаполисах и территориях, подвергшихся значительному антропогенному загрязнению. В этой связи особо значимы вопросы профилактики заболеваний различной этиологии. Как известно [22], отклонение в состоянии здоровья определяется не столько биологическими факторами (на их долю приходится не более 20 %), сколько образом жизни (вносящий 50 % вклад в состояние здоровья индивида): распространенностью вредных привычек, степенью рациональности питания, уровнем двигательной активности, культуры здоровья, сформированностью мотиваций на заботу о своем здоровье, проведением закаливающих мероприятий и др.
Немаловажным аспектом в вопросе проблемы здоровья педагогов является низкое мотивационно-ценностное отношение к своему здоровью, низкий уровень культуры здоровья и здорового образа жизни, низкой осведомленностью о факторах риска и способах профилактики профессиональных заболеваний [4]. Первопричина данного явления, как считает автор [7], кроется в том, что категория здоровье у современного человека в системе ценностно-мотивационных ориентаций является не самостоятельной жизненной ценностью, а особым актуальным ресурсом инструментального характера для достижения жизненных целей.
По мнению Л.В. Куликова [17], отношение к здоровью, то есть предрасположенность к сохранению или растрачиванию здоровья, рассматривается как личностное качество. Причем данное свойство является противоречивым. С одной стороны, ценность здоровья в бытовом и научном познании достаточно велика. Однако в установке на сохранение здоровья выраженность действенного, поведенческого компонента зачастую несоизмеримо мала по сравнению с объемом знаний о здоровье, или силе эмоциональных реакций на его ослабление.
Исходя из вышесказанного, проблема здоровьесбережения учителей и формирования осознанной мотивации на охрану и формирование личного здоровья педагогов является актуальной. Однако, несмотря на систематически проводимые исследования в области здоровья участников образования в теоретическом и практическом аспектах [3, 5, 10, 12, 13, 15, 21], в современных социально-педагогических исследованиях недостаточное внимание уделяется освещению вопросов здоровьесбережения педагогов в образовательных учреждениях, способствующего достижению паритета компетентности и сохранения здоровья учителей [20].
Таким образом, профессиональное здоровье учителя, с одной стороны, является основой эффективной работы современной школы и в то же время выступает в качестве стратегической проблемы современного образования.
Проблема исследования определяет необходимость разрешения противоречий практической и теоретической направленности. Прежде всего, состоящих в требованиях социального заказа, потребностях рынка в здоровой высоко трудоспособной компетентной личности и недостаточной разработанностью и реализацией в практике образовательных учреждений педагогических подходов к здоровьесбережению таких участников образовательной деятельности, как учителей. Для достижения цели здоровьесбережения в образовательной организации необходимо осуществление специальных мер всеми участниками образования, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья, при сохранении качества образования.
Библиографическая ссылка
Белоусова Н.А., Мальцев В.П. ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25842 (дата обращения: 06.12.2024).