Комплекс глобальных проблем, вызванных стремительным техническим, экономическим и социальным развитием человечества, актуализировал на сегодняшний день дилемму – выжить или погибнуть [1]. Научно-техническая революция открыла широкие возможности для всестороннего развития человека и, соответственно, обусловила рост роли человеческого фактора в жизни общества. Уже сегодня, в процессе трудовой активности человека происходит смена нескольких поколений техники. Усложнение техники требует от работников постоянного повышения их квалификации и овладения новыми знаниями для дальнейшего совершенствования. А это в свою очередь обуславливает необходимость гармоничного сочетания в каждом индивидууме профессиональной компетентности с научным мировоззрением, социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями [2]. Ключевым в этом процессе является формирование гуманистической, ориентированной на общекультурные ценности мировоззрения личности или так называемого «безопасного типа человека».
Все это предъявляет высокие требования к уровню знаний и компетентности современного человека, которые могут быть удовлетворены совершенствованием системы подготовки молодежи и модернизации учебно-воспитательного процесса.
Существующая на сегодняшний день система образования молодежи в России имеет множество существенных недостатков, среди которых особенно следует отметить:
- недостаточность использования программно-целевого подхода в организации учебного процесса, направленного на формирование личности безопасного типа поведения;
- применение устаревших методов и форм обучения, неспособных обеспечить соответствующий уровень компетенций, знаний, умений и навыков современных специалистов и гарантировать им необходимое качество подготовки, особенно в вопросах безопасной жизнедеятельности;
- отсутствие действенной системы критериев и показателей, с помощью которых можно оценить уровень сформированности личной безопасности человека [3].
Необходимость устранения указанных недостатков требует формализации одной из главных проблем современного общества – определение подходов к трансформации системы воспитания культуры безопасности выпускников учебных заведений, особенно технических вузов, которые будут удовлетворять существующим психолого-педагогическим условиям и нормам. Особый акцент на выпускниках технических специальностей – бакалавров – объясняется тем фактом, что у них уже сформированы практические и теоретические знания о специфике своей специальности, что является необходимым базисом для формирования личности безопасного типа поведения, способной обеспечить надлежащий технический уровень безопасности в стране в целом.
Таким образом, приведенные выше факты подтверждают актуальность выбранной темы исследования, ее научную и практическую значимость.
Вопросы подготовки молодежи к безопасной жизнедеятельности и формирования соответствующей культуры рассматривают многие ученые-педагоги, среди которых можно выделить В. Сапронова, Ю. Воробьева, В. Акимова, В. Мошкина, М. Зорина и др.
Однако анализ литературных источников показывает, что в целом исследователями уделяется незначительное внимание особенностям использования и формам организации связей между курсами и различными дисциплинами в системе формирования безопасности профессиональной деятельности будущих специалистов. Кроме того, учеными очень редко различаются требования к формированию культуры безопасной деятельности студентов технических и гуманитарных специальностей.
Итак, с учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в следующем:
- исследование сущности понятия «культура безопасности»;
- определение основных задач формирования культуры безопасности студентов технических вузов;
- формализация требований к учебному процессу, его содержанию, обучающим технологиям, а также к согласованности дисциплин в рамках всего цикла подготовки специалистов технической направленности через призму формирования культуры безопасной жизнедеятельности.
Термин «культура безопасности» впервые появился в итоговом докладе МАГАТЭ по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле, опубликованном в 1986 г. [4]. В докладе было отмечено, что одной из причин трагедии стало отсутствие культуры безопасности у работников. Анализ различных подходов к определению понятия «культура безопасности» позволяет выделить два его аспекта – как личностную характеристику человека и как социальное явление. Как личностная характеристика культура безопасности определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и средой его обитания, способствует реализации и развитию его сущностных сил, предоставляет возможность осознания им своего места в окружающем мире, важности проблем безопасности жизнедеятельности и приоритета всех форм жизни как условий существования социума. Как социальное явление она способствует гармонизации взаимодействия социума и средой его обитания, являясь средством гуманизации всех сторон жизнедеятельности, устойчивости развития системы «человек – среда обитания». Таким образом, культуру безопасности можно представить как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств человека, как способ организации жизнедеятельности человека, представленной в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира [5]. Сегодня под культурой безопасности подразумевается интегральное качество личности, определяющее ее направленность на развитие потребности в безопасности на основе совокупности профессиональных и специфических компетенций, знаний, совершенствования умений и навыков безопасной реализации профессиональной и социальной деятельности [6].
Не вызывает сомнения тот факт, что в настоящее время важно не только формирование у будущих специалистов технических специальностей понимания главных аспектов безопасной деятельности, но и привитие устойчивых навыков безопасных приемов труда, формирование культуры безопасности на всех уровнях производственного процесса.
Представляется, что культуру безопасности в целом необходимо формировать в процессе обучения и воспитания специалистов в условиях гармоничного сочетания культуры контроля и свободы. В составе задач формирования культуры безопасности бакалавров технических вузов можно отметить следующие:
- обеспечение мотивации к безопасному поведению;
- формирование системы компетенций, знаний, умений и навыков безопасного поведения и уверенности в их истинности;
- психологическая подготовка к безопасному поведению с техникой;
- обеспечение физической подготовки к действиям в экстремальных условиях:
- развитие творческой готовности к безопасной жизнедеятельности;
- усвоение опыта самоконтроля в обеспечении безопасной жизнедеятельности.
Несомненно, стремительное развитие технологий требует соответствующего усовершенствования методик обучения безопасности профессиональной деятельности будущих специалистов и состава образовательных программ, которые должны учитывать не только современные требования науки и техники, но и перспективы их развития. Кроме того, много вопросов вызывает содержание обучения и характер установления междисциплинарных связей между общеобразовательными, техническими и специальными дисциплинами.
Итак, представляется, что формирование знаний о безопасной деятельности у бакалавров технической сферы должно базироваться на следующих принципах: во-первых, обеспечение тесной взаимосвязи базовых и специальных дисциплин с элементами дисциплин по безопасности деятельности; во-вторых, преподавание специальных курсов по безопасности деятельности. В основном задача формирования профессиональной культуры безопасности и соответствующих компетенций возлагается на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности». В Федеральных государственных стандартах III поколения (ФГОС-3) предлагаются следующие формулировки компетенций, сформулированные инвариантно к виду профессиональной деятельности:
- Владеет культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности;
- Владеет знаниями, необходимыми для понимания проблем устойчивого развития, рисков, связанных с деятельностью человека, методами рационализации деятельности с целью снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечения безопасности личности и общества;
- Готов применять и наращивать полученные знания о природных и техногенных опасностях и методах снижения рисков в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
- Способен идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности;
- Готов применять полученные профессиональные знания для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности.
Компетенция 1 выполняет аксио-гноселогическую функцию образования, т.е. формирует ценностные ориентиры и приоритеты. Компетенция 2 – гносеологическую функцию путем формирования когнитивного образа ноксосферной картины среды обитания человека, прежде всего техносферы. Компетенции 3,4,5 – направлены, прежде всего, на реализацию праксиологической и акмеологической функций профессионального образования, т.е. подготовку к профессиональной деятельности, обеспечение ее продуктивности и безопасности в ее наиболее активной фазе.
С учетом вышеизложенного, автор считает, что процесс формирования культуры безопасности будущих специалистов в технической сфере предусматривает последовательное прохождение следующих этапов: диагностико-проектировочного, конструктивно-реализуемого и рефлексивно-коррекционного. Прохождение данных этапов рассмотрим на примере дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), которая входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС-3 и ФГОС-3+ для всех направлений подготовки бакалавров. Содержанием дисциплины является идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания, защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов, обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека, психофизиологические и эргономические основы безопасности, безопасность в чрезвычайных ситуациях [7].
Целью первого (диагностико-проектировочного) этапа является анализ исходного уровня сформированности культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров и разработка программы формирования исследуемого феномена. Умение студентов прогнозировать деятельность с позиций безопасности, принимать наиболее рациональное решение в экстремальной ситуации, а также степень владения способами и средствами минимизации негативного влияния можно диагностировать в процессе имитированных проблемных ситуаций.
Основная цель конструктивно-реализуемого этапа – создание материальной основы и внедрение разработанной технологии на практике. Конструктивная часть данного этапа включает в себя поиск и выбор оптимальных педагогических средств (разработка и композиция учебного материала) для интересного, познавательного, результативного сотрудничества преподавателя и студентов, направленного на повышение уровня культуры безопасности.
Рефлексивно-коррекционный этап предполагает демонстрацию каждым студентом своих результатов, достигнутых по итогам формирования культуры безопасной жизнедеятельности, их коллективное обсуждение, анализ, сравнение с аналогичными достижениями одногруппников.
Эффективность освоения дисциплины достигается внедрением новых информационных технологий (электронная образовательная среда) и методик обучения. При выполнении лабораторных занятий у студентов интегрируются теоретико-методологические знания, формируются практические умения и навыки, придается конкретный характер изучаемому на лекциях материалу. Важное место при формировании культуры безопасности отводится самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа студентов в соответствии с идеологией стандартов нового поколения должна превышать значимость аудиторной работы. Это подготовка докладов и презентаций по темам, имеющим проблемный и профессионально ориентированный характер, а также использование дистанционной электронной образовательной среды для самотестирования, коллективного обсуждения и оценки полученных знаний.
Признаками формирования культуры безопасности жизнедеятельности в условиях высшего учебного заведения можно считать:
- процесс специально организованного творческого межличностного общения студентов с преподавателем, который является носителем культуры безопасности жизнедеятельности;
- воспроизведение в деятельности и личности слушателей культуры безопасности жизнедеятельности, развитие их творческих сил и способностей к профилактике рисков, предупреждению и уменьшению вреда (причиненного вредными и опасными факторами жизнедеятельности) им лично, вред другим людям и обществу в целом;
- создание благоприятных условий освоения знаний, умений и навыков, обычаев, норм, ценностей, совершенствование мировоззренческой, интеллектуальной, нравственной и психологической готовности студентов к безопасной жизнедеятельности;
- деятельность по включению студентов в жизнь, что способствует формированию личности, готовой действовать в непредвиденных (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.
Итак, подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы. Организация изучения БЖД в высших учебных заведениях технической направленности исходит из социальной необходимости создания безопасных условий жизни и деятельности человека. Полученные студентами знания по безопасности труда должны иметь четкую практическую направленность, способствовать умению быстро принимать правильное решение в соответствии с ситуацией и наиболее целесообразно реагировать на возникновение стандартных и особенно нестандартных производственных ситуаций.
Подготовка будущих специалистов в технической сфере, с должным образом сформированной культурой безопасности в соответствии с современными требованиями образования и с учетом последних достижений мировой науки и техники является ключевым звеном в осуществлении работ по предотвращению аварий и травматизма на производстве и повышению общего уровня безопасности в стране.
Библиографическая ссылка
Федотова Н.Р. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У БАКАЛАВРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25841 (дата обращения: 05.12.2024).