Преобразования, происходящие в современном обществе в социально-экономической, политической и образовательных сферах, обусловливают обновление содержания профессионального образования будущего инженера в образовательной организации высшего образования, соответствующее процессу развития высокотехнологичных производств и требованиям стратегии социально-экономического развития общества. «Высокие темпы автоматизации производства, расширение международных экономических связей, основанных на новейших научных открытиях и технологиях, возрастание уровня производственной кооперации, существенно изменившие содержание и характер производственных межличностных отношений, требуют подготовки будущего инженера, готового к оптимальному взаимодействию, как в мире техники, технологий, так и в мире людей» [9].
Обновление требований к подготовке будущего инженера – это объективная тенденция, обусловленная кадровой политикой рыночной экономики, продиктованная спецификой современного производства и технического бизнеса. На динамичном международном рынке труда приоритет отдается такому выпускнику инженерных вузов, который умеет: a) адаптироваться к изменяющимся условиям производственной деятельности и адекватно реагировать на вызовы макро- и микроэкономических колебаний; б) оптимально реализовать профессиональные качества в рамках осуществления на практике инженерных идей, проектов, технических экспертиз, эксплуатации и обслуживания высокосложных машин и агрегатов; в) продуктивно выстраивать и регулировать взаимоотношения между субъектами рыночной экономики в ходе совместной деятельности, т.е. «работать в команде; принимать ответственность за определенные решения и достигать взаимопонимания, кооперации во взаимодействии с другими; участвовать в профессиональной коммуникации для обмена информацией, инновационными идеями, опытом работы с коллегами; четко выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения» [8]. Все перечисленные требования свидетельствуют о том, что в настоящее время востребованным и конкурентоспособным может стать лишь специалист, обладающий профессионально-коммуникативной компетентностью.
Однако в образовательной практике не уделяется должного внимания формированию профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера. Анализ способности и готовности будущего инженерно-технического работника к общению в профессиональных целях и использованию своего коммуникативного потенциала свидетельствует о том, что их профессионально-коммуникативная компетентность [9] не в достаточной степени отвечает современным требованиям государства, возрастающим потребностям самой личности, общества и работодателей. Профессорско-преподавательский состав не уделяет должного внимания повышению качества образования будущего инженера в рамках использования инновационных методов, способствующих овладению будущими специалистами навыками не только профессионального действования в нестандартных ситуациях профессиональной практики, но и навыками профессиональной коммуникации, устного и письменного общения. В педагогической теории недостаточно разработан многоаспектный диагностический инструментарий оценки качества сформированности профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров [3].
Проведенная диагностика профессионально-коммуникативной компетентности студентов технического университета показывает, что большинство респондентов испытывает трудности коммуникативного характера, что проявляется в низкой речевой культуре студентов, в несостоятельности поддерживать профессиональное общение, в неспособности и неготовности реализовывать оптимальные стратегии межличностного и профессионального взаимодействия, в неумении учитывать индивидуальные свойства коммуникаторов в рамках профессиональных контактов, в неудовлетворенности отношениями, в проблематичности выступления перед аудиторией, в сложности презентации своих инженерных достижений, грамотном оформлении курсовых и дипломных работ, в наличии большого количества речевых и грамматических ошибок в письменной и устной речи и т.д. [4].
Как показывает практика, технологические стороны профессионального общения и соответствующие коммуникативные умения не всегда осознаются будущими инженерами как важные средства и условия их эффективной профессиональной деятельности, поэтому значительная часть выпускников испытывает затруднения в профессионально-коммуникативной деятельности. Это обусловлено недостаточным уровнем их теоретической и практической профессионально-коммуникативной подготовки, слабой сформированностью мотивационного отношения к профессиональному общению как важному аспекту профессиональной деятельности, а также профессионально значимых коммуникативных качеств личности [5].
Все вышесказанное дает основание сделать вывод о необходимости формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров, от уровня которой в значительной степени зависит успех профессиональной деятельности [4].
Профессионально-коммуникативная компетентность будущего инженера рассматривается как качественная характеристика субъекта профессиональной инженерной деятельности, которая интегрирует совокупность коммуникативных знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для решения профессиональных задач. И.В. Новогородцева подчеркивает, что от уровня профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера в значительной степени зависит успех профессиональной деятельности [5]. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности в контексте расширения коммуникативного диапазона будущего специалиста способствует осознанию им смысла профессионального контекста, необходимого для эффективного решения производственных задач [1], повышает уровень конкурентоспособности и образовательно-трудовой мобильности в области профессиональной деятельности, определяет направления дальнейшего самосовершенствования, самообразования, самореализации и самоопределения.
Феномен профессионально-коммуникативной компетентности специалистов исследовался в работах О.А. Абдуллиной, Ю.Н. Емельянова, Н.В. Кузьминой, Е.В. Сидоренко и других ученых, включающих в понятие профессионально-коммуникативной компетентности потребность в общении, интенсивность и широту круга общения; умение говорить и слушать, убеждать и с уважением относиться к позиции партнера по общению и профессиональному взаимодействию, нести ответственность за результаты профессиональной деятельности. Данное понятие отражает также особенности эмоционального отклика на полученную информацию и личность партнера по коммуникации; усвоение системы профессиональных норм, коммуникативных правил, статусно-ролевых функций представителя определенной профессии; собственное самочувствие в процессе коммуникативно-профессиональной деятельности; умение контролировать себя, давать адекватную оценку собственной деятельности и поведения, а не только партнера по коммуникации; анализируется также способность извлекать опыт из практики в контексте раскрытия ценностно-смыслового значения профессиональной коммуникации при решении производственных задач различного уровня сложности [5; 6].
В нашем исследовании профессионально-коммуникативная компетентность будущего инженера рассматривается как интегративная характеристика личности, определяемая способностью и готовностью будущего специалиста самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные коммуникативные действия, необходимые для решения профессиональных задач на основе приобретенной совокупности знаний в области профессиональной и деловой сферы общения, умений и навыков организации коммуникационного процесса с учетом особенностей социально-профессиональной среды, имеющегося опыта продуктивного межличностного и профессионального взаимодействия.
Комплексный, развивающийся характер исследуемой характеристики личности, ее интегративная природа обусловили целесообразность выделения следующих взаимосвязанных, взаимозависимых компонентов в ее структуре: мотивационный (ценностно-смысловое отношение к профессионально-коммуникативной подготовке в вузе; стремление к развитию профессиональных коммуникативных качеств; ориентация на поиск путей личностного и профессионального развития), когнитивный (наличие системы междисциплинарных, структурированных профессионально ориентированных знаний; знание поведенческих норм, правил профессионального и делового общения; представления об особенностях и специфике профессиональной деятельности), деятельностный (коммуникативные умения; активность включения в профессионально-коммуникативную деятельность; установление «горизонтальных» и «вертикальных» контактов и прогнозирование результатов совместной деятельности).
Стержневой основой, объединяющей все компонентные, составляющие профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера, является базовый конструкт преобразования ценностно-смыслового отношения к себе, другим людям, обществу, профессии путем конструирования оптимальных форм взаимодействия с субъектами коммуникации для оптимальной реализации собственного профессионального потенциала.
Необходимо отметить, что эффективность формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера зависит от учета специфики инженерной специальности. Практика и результаты научных исследований свидетельствуют о том, что подготовка будущего инженера в вузе нацелена, в первую очередь, на получение профессиональных знаний, навыков, умений и является формой развития инженерного сознания и технического мышления, в то время как собственно инженерная практическая деятельность как процесс создания и эксплуатации техники требует не только хороших профессиональных, но и коммуникативных знаний, умений, навыков и сформированных коммуникативных качеств личности. Следовательно, среди требований к специалисту-инженеру отмечается необходимость знания теоретических основ коммуникации, умений устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, овладения рефлексивными умениями, акцентируется внимание на стремление к саморазвитию и самоактуализации в профессионально-коммуникативной деятельности [5].
В работах Ю.А. Плужниковой описаны специфические особенности профессиональной деятельности будущего инженера, связанные с коммуникативной сферой. К таким особенностям относятся: регулярная работа с текстовой информацией, научной и справочной литературой, формализация общения, участие в диалогических и полилогических ситуациях общения на родном или иностранном языке, обмен информацией с другими членами коллектива (непосредственный или опосредованный каким-либо коммуникативным каналом), постоянная необходимость взаимодополнения вербальных средств невербальными и наоборот. Анализ коммуникативных потребностей работников данной профессиональной сферы позволил автору констатировать, что сформированность профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера проявляется в достижении общности позиций с коллегами при результативном решении задач производственно-технологической, организационно-управленческой, проектно-конструкторской, научно-исследовательской деятельности на основе информационного обмена, выработки единой стратегии коммуникативного взаимодействия при осуществлении профессиональной деятельности. Значимым фактором конструктивного взаимодействия является учет особенностей профессионального мышления и сознания субъектов производственных отношений, немаловажное значение имеет уважительное и толерантное отношение к партнерам по коммуникации, а также установка на преодоление возможных коммуникативных трудностей и поиск творческих путей решения задач в нестандартных ситуациях [8].
Следовательно, в рамках формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера в образовательном процессе вуза на первый план выходит содействие личностному принятию студентом ценностей и норм профессиональной деятельности в контексте организации субъект-субъектного диалогического взаимодействия, ориентированного на достижение взаимосогласованных действий субъектов образования (взаимоуважение, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоподдержка и т.д.) с учетом специфики профессии, культуры профессионального общения, норм и правил речевого поведения [7].
Адаптируя идеи Н.М. Борытко и К. Ширяевой к контексту данного исследования, можно выделить следующие значимые характеристики профессионально-коммуникативной компетентности специалиста производственной сферы: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; овладение профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для работы по специальности; развитое сотрудничество с коллегами (готовность к кооперации, работа в коллективе); единство и сочетание знаний, способностей и установок (умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь); способность делать что-либо хорошо, эффективно, с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки; быстрая, гибкая и адаптивная реакция на динамику обстоятельств и среды (способность находить организационно-управленческие производственно-технологические, проектно-конструкторские, научно-исследовательские решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность) [2].
Таким образом, исследование особенностей формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера позволило выявить принципиально важные для нас позиции. Во-первых, профессионально-коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей, необходимых будущему специалисту для успешного осуществления профессиональной деятельности. Во-вторых, профессионально-коммуникативная компетентность будущего инженера может быть осмыслена как часть общей профессиональной компетентности специалиста, которая позволяет сформировать новое инженерное мышление и ценностно-смысловые основания профессиональной деятельности в контексте становления у будущего инженерно-технического работника культуры действия, культуры мышления, культуры отношений. В-третьих, профессионально-коммуникативная компетентность будущего инженера представляет собой такую интегративную характеристику личности, которая требует постоянного развития и совершенствования, и осознание ее значимости позволяет будущему специалисту занять активную позицию по отношению к себе, другим людям, обществу для достижения успешности в реализации собственного профессионального потенциала. В-четвертых, целенаправленность процесса формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера задается задачами и видами профессиональной подготовки обучающегося в вузе (в рамках федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования), реализация которых обеспечивает успешность выполнения профессиональных функций будущего специалиста. В-пятых, формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера является следствием оптимальной организации двух взаимосвязанных процессов: образовательного процесса в вузе и саморазвития, самоорганизации субъектов образования, интеграционное единство которых обеспечивает успешность профессиональной адаптации и профессионального становления выпускника технического вуза.
Библиографическая ссылка
Попов А.Н. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25837 (дата обращения: 05.12.2024).