На современном этапе основной целью государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов.
Меры по обеспечению безопасности населения и организаций от различного рода воздействий ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась опасная обстановка [1-3].
Образовательная сфера является особой сферой жизнедеятельности [4,5], которая может испытывать воздействие различных окружающих опасностей, в том числе чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, пожары и другое. На сегодняшний день в особо острой форме нарастает проявление социальных чрезвычайных ситуаций, которые выражаются в совершении преступлений и правонарушений [10,11], терроризме, поэтому особое значение приобретает необходимость тщательно анализировать опасности и угрозы, планировать необходимые мероприятиями для обеспечения надежной защиты образовательных учреждений [5,6].
В современное время безопасность является одним из самых главных условий и показателей эффективности работы образовательной организации [9]. Необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности в образовательной среде представлена многогранностью опасных ситуаций и увеличением детской заболеваемости с учетом мутации вирусов, а также увеличением детского травматизма и смертности [4,5].
В работе предложены мероприятия по совершенствованию организации безопасности деятельности в образовательном учреждении на примере станции технического творчества МБОУ ДО «Центр внешкольной работы «Радуга» г. Городца Нижегородской области. МБОУ ДО ЦВР «Радуга» – муниципальное образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежит организация дополнительного образования детей по семи направленностям, а также оказание методического обеспечения при проведении мероприятий районного уровня.
МБОУ ДО ЦВР «Радуга» имеет пять структурных подразделений: Центр детского творчества, центр детского и юношеского туризма и экскурсий, станция технического творчества, клуб по месту жительства «Чайка», клуб по месту жительства им. А.П. Маресьева. Предметом деятельности структурных подразделения является оказание образовательных услуг, относящимся к их компетенции: создание условий для разностороннего развития личности, адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации учащихся.
Одним из основных направлений работы в области охраны труда и организации безопасного образовательного процесса на станции технического творчества является сохранение жизни и здоровья обучающихся, педагогических работников и обслуживающего персонала.
Комплексная безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Федеральных законах и в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
В 2015–2016 учебном году, в том числе на следующий учебный год, были разработаны планы по различным видам и направлениям безопасности МБОУ ДО ЦВР «Радуга» (Станция технического творчества) г. Городца Нижегородской области.
1. План производственного контроля.
2. План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
3. План мероприятий по противопожарной безопасности.
Станция функционирует в жилом микрорайоне «Матренино», где живут разные слои населения. Изучив и проанализировав запросы родителей (законных представителей), учреждением были определены направления социального заказа:
1. Создание условия для гармоничного и полноценного развития детей;
2. Безопасное нахождение детей в станции технического творчества во время проведения занятий и дополнительных мероприятий;
3. Разностороннее развитие ребенка в рамках освоения программ дополнительного образования;
4. Получение необходимых знаний, умений и навыков для дальнейшего самоопределения возможной профессии;
5. Создание условий для успешной социализации и адаптации ребенка.
Анализ отчетной документации заместителя директора по административно-хозяйственной части МБОУ ДО «Радуга» выявил, что для создания оптимальных условий учебно-воспитательного процесса в станции технического творчества в прошедшем учебном году были проведены следующие мероприятия:
- текущий ремонт учебных кабинетов (покраска стен, полов);
- частичная замена старой мебели на новую;
- установка новой пожарной сигнализации и системы оповещения;
- ремонт водопровода;
- замена электропроводки, улучшение освещенности кабинетов.
Однако, при всем этом, осталась неустановленной тревожная кнопка вызова служб экстренного реагирования, а также остается проблема нехватки нового оборудования и электронной техники.
Вышеперечисленные мероприятия по улучшению условий учебно-воспитательного процесса говорят о низком финансировании безопасности станции технического творчества.
Согласно действующему Положению о проведении дней охраны труда в станции технического творчества, в 2015 календарном году было проведено четыре дня охраны труда, в ходе которых были обнаружены некоторые нарушения. Замечания были сделаны по следующим разделам контроля: гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях, а также были обнаружены нарушения в расстановке мебели, использования растений, светового режима, отсутствия нормативной документации в кабинетах. Выявленные нарушения были устранены в указанный срок предписания.
Безопасность детей, педагогов и работников станции обеспечивается благодаря работе, направленной на сохранение, укрепление здоровья и формирования культуры здорового образа жизни.
В результате комплексной проверки в сфере обеспечения безопасности станции, необходимых для защиты здоровья и обеспечения безопасности жизни обучающихся и работников во время их деятельности от возможных чрезвычайных ситуаций техногенного, природного, социального характера и других опасностей было установлено, что:
- оборудование пожарной безопасности станции соответствует государственным нормам пожарной безопасности и представлено средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок и сервисного обслуживания. В соответствии с правилами ППБ-01-03 в станции работает автоматическая пожарная сигнализации. Поэтажный план эвакуации разработан для первого этажа, так как станция размещается на первом этаже помещения;
- обследование инженерного состояния здания, оценка антитеррористической защищенности, пожарной, электрической безопасности не доведено до требований существующих норм и правил;
- разработка требований, норм и регламентов по обеспечению надёжной безопасности для вновь проектируемых, реконструируемых и ремонтируемых объектов в станции – прослеживается не в полном объеме;
- создание единой информационной среды по проблеме безопасности станции – присутствует;
- организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность станции – имеется;
- организация реализации правовых актов и нормативно-технических документов по созданию здоровых и безопасных условий труда в учебно-воспитательном процессе – выполняется;
- проведение профилактической работы по предупреждению детского и взрослого травматизма во время проведения занятий – проводится;
- систематизация причин детского, производственного травматизма – отслеживается;
- наличие у работников специальной одеждой и других средств индивидуальной защиты – имеется;
- проведение инструктажа обучающихся и педагогов по вопросам обеспечения безопасности – антитеррористической защищенности, защите от ЧС, гражданской обороне – проводится.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательного учреждения представляет собой комплексные условия обучения. Для определения качества обеспечения безопасности статистических данных недостаточно [7,8] и просто необходимо соотнести субъективные оценки показателям потребностей людей.
Именно поэтому качество обеспечения безопасности жизнедеятельности образовательного учреждения – это комплексная характеристика условий учреждения, связанная с восприятием и наличием у людей чувства абсолютной безопасности в учреждении вне зависимости от их статуса в образовательном процессе.
С целью изучения удовлетворённости объектов безопасности качеством услуг, предоставляемых станцией, а также определения сильных и слабых сторон деятельности учреждения проводились социологические исследования по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности. Социологический метод анкетного опроса включал в себя 15 вопросов, которые позволили выявить следующие показатели:
- морально-психологический климат в станции;
- отношения обучающихся с педагогическим коллективом;
- развитие индивидуальных, творческих способностей;
- заинтересованность в жизни станции;
- ощущение чувства безопасности и надежности обучающихся;
- соразмерность учебной нагрузки.
С таким пониманием качества обеспечения безопасности в январе 2016 года было проведено мониторинговое исследование удовлетворенности родителей (законных представителей) образовательным процессом, качеством школьных образовательных услуг [11].
В проводимом опросе принимали участие 267 родителей (законных представителей).
Целью исследования было изучение удовлетворённости родителей качеством условий пребывания детей в учреждении. Результаты анкетирования родителей представлены на диаграмме.
Удовлетворенность родителей организацией безопасности жизнедеятельности в станции
Как показывает анализ удовлетворенности родителей организацией безопасности жизнедеятельности станции, 87 % родителей уверены, что ребенок не перегружен занятиями. 77 % опрошенных полагают, что для их детей проводятся мероприятия, интересные занятия (в том числе с целью формирования культуры безопасной жизнедеятельности), а 92 % анкетируемых родителей утверждают, что в станции заботятся о физическом, психическом развитии их детей. 80 % подтверждают тот факт, что станция технического творчества в лице администрации и педагогического коллектива способствует формированию правильного поведения в области безопасной жизнедеятельности.
В станции технического творчества ведется постоянная деятельность по обеспечению безопасного пребывания детей, сохранения и укрепления их жизни и здоровья, а также защите материальных и физических ценностей от террористических актов, аварий, несчастных случаев и других возможных опасностей.
В новом 2016–2017 учебном году обеспечение комплексной безопасности остается одной из главных целей деятельности и задачи, которые необходимо решить, остаются прежними. При этом в новом учебном году необходимо добиваться достижения абсолютного понимания обучающихся и работников станции о формировании культуры комплексной безопасности. Учебные и воспитательные мероприятия станции должны быть нацелены на прогнозирование возможных опасных ситуаций, возможность сформировать навыки и умения правильного анализа и поведения в реальных условиях жизни. Для реализации мероприятий в рамках данного образовательного учреждения необходимо последовательное решение следующих задач:
- создание условий для развития необходимых, поведенческих мотивов безопасности жизнедеятельности;
- развитие качеств детей и взрослых, направленных на безопасное отношение к окружающему миру и защите от его опасного воздействия;
- получение навыков принятия правильных, относительно безопасности, безопасных решений в бытовой жизни;
- развитие знаний, умений, навыков по снижению личных (индивидуальных) и коллективных рисков и опасностей;
- формирование психологической выносливости в условиях возможных чрезвычайных ситуаций.
Несмотря на отмеченные положительные стороны, имеются некоторые сложности в организации комплексной безопасности станции технического творчества. Основной причиной, проблемой в области организации комплексной безопасности станции является отсутствие финансирования, необходимого для:
- приобретения нового станкового безопасного оборудования в соответствии с требованиями современного времени;
- установки тревожной кнопки вызова служб экстренного реагирования;
- полной замены осветительных приборов учреждения;
- в правильном понимании станции технического творчества – наличия отдельно стоящего здания, предназначенного для организации учебно-воспитательного процесса по программам дополнительного образования детей;
- введения в штатное расписание МБОУ ДО ЦВР «Радуга» ставки специалиста, ответственного за обеспечение жизнедеятельности в станции технического творчества (инженера по охране труда и технике безопасности), который будет осуществлять координацию и ведение необходимой работы по обеспечению безопасности в структурных подразделениях.
Весьма ответственной инициативой для некоторых субъектов Российской Федерации и Нижегородской области, является введение в штатное расписание учреждений дополнительного образования должности инженера по охране труда и технике безопасности. Тем не менее качество работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности в учреждении будет повышаться, что позволит уменьшить количество несчастных случаев, возникновение чрезвычайных и других опасных ситуаций.
Инженер по охране труда в учреждении дополнительного образования детей призван решать ряд следующих задач:
1 – обеспечивать своевременное выявление угроз и опасностей для образовательного учреждения и его структурным подразделениям (обучающимся, педагогам дополнительного образования, методистам, учебно-вспомогательному персоналу, родителям; имуществу, ценностям, важным для учреждения; средствам связи и т.п.);
2 – своевременно информировать всех субъектов безопасности (МО МВД России, МЧС, пожарную часть, ГБУЗ НО) о фактах выявления нарушений требований организации безопасной жизнедеятельности;
3 – предусмотреть возможные варианты удержания распространения опасностей в случае их возникновения для увеличения времени на мероприятия по эвакуации людей, имущества и подготовки к защите и ликвидации последствий;
4 – собственными силами с помощью рабочих по обслуживанию зданий, вахтерами или в прямом взаимодействии с представителями субъектов безопасности обеспечивать выполнение необходимых мероприятий для нейтрализации и устранения возникших опасностей;
5 – систематизировать документальное подтверждение явлений и процессов, которые относятся к важным процессам безопасной жизнедеятельности учреждения в процессе его ежедневного функционирования и в случаях возникновения угроз и опасностей, а также для их противодействия.
Решение вышесказанных задач должно способствовать усовершенствованию работы по обеспечению комплексной безопасности учреждения дополнительного образования и оказанию повсеместной помощи субъектам безопасности в организации помощи на уровне муниципального образования.
Библиографическая ссылка
Горшкова Т.А., Бондарь А.С., Пачурин Г.В., Колосова Т.М. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25821 (дата обращения: 06.12.2024).