Ведущее место среди методов, способствующих формированию творческой личности выпускника вуза, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, принадлежит на сегодняшний день методу проектов. Метод проектов в педагогике зародился еще во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США. Родоначальником метода является американский философ и педагог Джон Дьюи (1859–1952 гг.) и его ученик В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал организовывать обучение на активной основе, посредством вовлечения ученика в целесообразную деятельность, с опорой на его личный интерес и личные цели [5]. В настоящее время проектный подход к образованию, использование метода проектов в обучении в вузе являются актуальными.
Существует множество определений понятия проект. Проект – это комплекс усилий, предпринимаемых с целью получения конкретных уникальных результатов в рамках отведенного времени и в пределах утвержденного бюджета, который выделяется на оплату ресурсов, используемых или потребляемых в ходе проекта» [10].
Мы предлагаем в качестве рабочего следующее определение: «Метод проекта – это инновационная технология обучения, при которой обучающиеся приобретают компетенции в процессе целенаправленной, планируемой и выполняемой взаимосвязанной деятельности, реализуемой при постоянном мониторинге и завершающейся реальным, осязаемым практическим результатом – образовательным продуктом и (или) услугой».
Возможные результаты образовательных проектов:
– предметные курсы для населения;
– курсы повышения квалификации для внешних и внутренних обучающихся;
– специальные программы обучения персонала по заказам компаний;
– обучение бакалавров или магистров по совместным международным программам;
– обучение по программам высшего профессионального образования;
– проектирование и разработка программных педагогических средств, электронных образовательных ресурсов, педагогических измерительных материалов и др.
Существуют различные типологии проектов. На рис. 1 представлена классификация проектов по шести основным критериям, предложенная Е.С. Полат [2–4].
Согласно требованиям ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденного министерство образования и науки российской федерации (приказ от 21 ноября 2014 г. № 1505) выпускник, в соответствии с проектным видом деятельности, в ходе обучения в магистратуре должен быть подготовлен к решению следующие профессиональные задачи:
- проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
- проектирование содержания учебных дисциплин (модулей), форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов;
- проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;
- проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры [9].
Рис. 1. Типология проектов Е.С. Полат
В целях формирования компетенций в области применения проектного подхода в образовании нами разработана и реализуется дисциплина «Управление проектами в образовании». Целью изучения дисциплины является получение углубленных знаний в области управления образовательными проектами. Дисциплина включает в себя следующие разделы: основные понятия управления проектами в образовании; процессы управления проектами в образовании согласно теории, проектного менеджмента; функциональные области управления проектами; информационные технологии в управлении образовательными проектами, проектный практикум. В качестве программного средства используется MicrosoftProject (или OpenProject – инструмент управления проектами с открытым исходным кодом) [6–8].
В ходе изучения дисциплины магистры выполняют групповые проекты. Рекомендуемая численность проектной группы – 2–4 человека.
Вариантами мотивации участия в проектах для обучающихся являются:
- участие в реальных, социально-значимых проектах;
- приобретение опыта проектной работы;
- возможность еще на этапе обучения «попробовать себя» в реальных проектах;
- выполнение практико-ориентированных курсовых и дипломных проектов высокого уровня;
- участие в конкурсах, выездных конференциях, подача заявок на гранты и др.;
- получение благодарностей университета и муниципального образования;
- научные публикациисовместно написанные несколькими обучающимися;
- возможность трудоустройства в образовательные учреждения и др.
Так, для популяризация перспективных ИТ-профессий, областей знаний среди школьников (9–11 классы), магистрам педагогического образования было предложено разработать следующие мероприятия (см. табл. 1), используя проектный подход.
Продолжительность занятия: 45 минут. Должны использоваться интерактивные формы проведения занятий с учащимися:
· лекции (лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция);
· творческие задания;
· занятия с элементами тренинга;
· обучающие игры (ролевые игры, web-квесты, имитации, деловые игры и образовательные игры);
· разработка проекта (метод проектов);
· обсуждение и разрешение проблем (мозговой штурм, дерево решений, анализ казусов, переговоры и медиация и др.);
· метод кейсов и др.
Тематика проектов
п/п |
Тема мероприятия |
Цель мероприятия |
|
1 |
Форсайт ИТ-профессий: – программист; – разработчик Web и мультимедийных приложений; – руководитель проектов в области ИТ; – системный аналитик; – специалист по базам – специалист по большим данным; – специалист по интеграции облачных приложений; – специалист по интернет-маркетингу; – специалист по информационным ресурсам; – технический писатель. |
Цикл мероприятий На каждом мероприятии рассказывается про одну из перспективных ИТ-профессий Цель: Øсформировать и поддержать интерес молодежи к изучению информационных технологий, информатики и программирования, а также повышение престижности ИТ-специальностей в глазах молодых людей; Øоказать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; Øскорректировать профессиональные планы; Øпровести оценку готовности к избранной деятельности |
|
2 |
Родительские собрания профориентационной тематики |
Øпознакомить родителей с перспективными «ИТ-профессиями будущего»; Øмотивировать родителей и учащихся к решению проблемы профессионального самоопределения старшеклассников; Øпривлечь родителей к участию в процессе профессионального самоопределения учащихся; Øпознакомить с методами профилактики ошибок профессионального самоопределения |
|
3 |
Электронный бизнес |
Øсформировать представление об особенностях ведения бизнеса в Интернет; Øрассказать об интеграции ИТ в хозяйственную деятельность любого предприятия; Øпознакомить слушателей с новыми ИТ-профессиями в сфере электронного бизнеса |
|
4 |
Виртуальная экскурсия |
Øпознакомить школьников с понятиями «виртуальная» и «дополненная реальность»; Øраскрыть области применения виртуальной и дополненной реальности; Øсформировать представление о средствах создания ИТ-ресурсов с виртуальной и дополненной реальностями; Øнаучить использовать приложения с дополненной реальностью |
|
5 |
Интернет-имидж:«Сначала ты работаешь на имидж, потом имидж работает на тебя!» |
Øрассмотреть методы и формы пиара в Интернет и создание положительного имиджа; Øсформировать представления о возможности самопрезентации с использованием ИТ-технологий (видео-презентация; социальные сети; ИТ-презентации; сайт; средства моделирования информации и др.) |
|
6 |
Престижные профессии: |
Øпроанализировать мотив выбора профессии – престижность; Øрассмотреть критерии, определяющие престиж профессии; Øразработать и апробировать алгоритм осознанного выбора профессии, включающий изучение и сопоставление своих интересов, способностей, здоровья с содержанием деятельности, трудностями, условиями, предметом труда, ответственностью, рисками престижной профессии |
|
7 |
От ракушки до биткоина |
Øрассмотреть понятие электронных денег; Øвыявить преимущества электронных денег; Øизучить опыт внедрения и использования электронных денег и перспективы развития электронных денег; Øрассмотреть аспекты безопасности электронных платежей |
|
8 |
Вся жизнь – игра |
Øпознакомить с интересными фактами о компьютерных играх; Øрассмотреть положительные и отрицательные эффекты от компьютерных игр; Øпройти тестирование на компьютерную и игровую зависимость |
|
9 |
Купить нельзя скачать и др. |
Øпознакомить учащихся с проблемами компьютерного пиратства; Øответить на вопрос почему компьютерное пиратство негативное влияние на экономику и общество; Øрассмотреть методы борьбы с распространением пиратского контента: музыки, фильмов, игр, программ и пр. |
Деятельность магистрантов при работе над образовательными проектами реализовывалась в соответствии с этапами, представленными на рис. 2.
Рис. 2. Этапы проведения образовательного проекта
Проектная деятельность студента будет оцениваться как со стороны руководителей проектов, образовательных программ, так и со стороны заказчиков – представителей образовательных учреждений. В ходе и по результатам проектирования мы используем различные формы представления результатов работы проектных групп, в том числе:
- документация по проекту (устав проект, план, отчет о выполнении проекта и др.);
- представление проектов на внешние конкурсы и гранты;
- публичная защита проектов в университете и (или) в образовательных учреждениях;
- отзывы экспертов образовательных учреждений (где реализовывался проект),
- подготовка научных публикаций по тематике проектов;
- комплексные или индивидуальные курсовые/дипломные проекты по тематике проекта;
- выполнение курсовых и дипломных работ по сквозной тематике и др.
Предполагается разработать и вести портфолио – базу проектов (учебных, исследовательских или профессиональных) – виртуальный ресурс на образовательном портале вуза, на котором все подразделения института будут размещать информацию о своих проектах. Проекты могут быть как индивидуальные, так и групповые.
Применение проектного подхода в целях формирования профессиональных компетентностей будущих учителей в процессе обучения в магистратуре способствует повышению мотивации, совершенствованию конструктивного, творческого мышления, приобретению студентами опыта коллективной разработки образовательных проектов с использованием современных методов и технологий, практической ориентации образовательных программ.
Библиографическая ссылка
Чусавитина Г.Н., Курзаева Л.В. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25819 (дата обращения: 07.12.2024).