Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

Чусавитина Г.Н. 1 Курзаева Л.В. 1
1 ФГБОУ ВО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова
В статье дается авторское определение проектного метода, приводятся классификация и примеры результатов образовательных проектов. Подробно рассматривается содержание разработанной авторами дисциплины «Управление проектами в образовании», предназначенной для магистров педагогического образования (магистерская программа – Информационные технологии в образовании). Дана краткая характеристика образовательных проектов, разрабатываемых магистрами в ходе изучения данной дисциплины. В статье представлены типовые этапы проведения образовательного проекта, описаны используемые формы представления результатов работы проектных групп, приведены темы и цели отдельных проектов. Материалы данной статьи представляют практическую ценность для преподавателей, занимающихся вопросами повышения эффективности обучения с использованием проектных методов и технологий и осуществляющих реализацию образовательного процесса в вузах и на курсах повышения квалификаций.
образовательный проект
проектная деятельность студентов
1. Мовчан И.Н., Чернова Е.В., Чусавитина Г.Н. Учебный проект как одна из форм противодействия киберэкстремизму среди школьников // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 9-3. – C. 318-323.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
3. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. – 2006. – № 6. – С. 43-47.
4. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. – 2009. – № 4. – С. 25-30.
5. Рогачева Е.Ю. Педагогическое творчество Дж.Дьюи в чикагский период. // Педагогика. – № 5. – 2004. – С. 90-96.
6. Чусавитина Г.Н., Березина О.С. Сравнительный анализ корпоративных информационных систем управления проектами // Актуальные проблемы теории и методики информатики, математики и экономики. Материалы молодежной Всероссийской научно-практической конференции. – 2015. – С. 198-202.
7. Чусавитина Г.Н., Макашова В.Н. Использование информационных технологий в управлении проектами. – Магнитогорск, 2011. – 216 с.
8. Чусавитина Г.Н., Макашова В.Н., Колобова О.Л. Управление ИТ-проектами. – Магнитогорск, 2015. – 140 с.
9. ФГОС ВО 44.04.01 Педагогическое образование, утвержденного приказом МО и Н РФ от 21.11.2014 г. N 1505. URL: http://fgosvo.ru/440401.
10. A Guideto Project Management Body of Knowledge, 4th edition American National Standard, ANSI/PMI 99-001-2008, 2008, pр. 495.

Ведущее место среди методов, способствующих формированию творческой личности выпускника вуза, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, принадлежит на сегодняшний день методу проектов. Метод проектов в педагогике зародился еще во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США. Родоначальником метода является американский философ и педагог Джон Дьюи (1859–1952 гг.) и его ученик В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал организовывать обучение на активной основе, посредством вовлечения ученика в целесообразную деятельность, с опорой на его личный интерес и личные цели [5]. В настоящее время проектный подход к образованию, использование метода проектов в обучении в вузе являются актуальными.

Существует множество определений понятия проект. Проект – это комплекс усилий, предпринимаемых с целью получения конкретных уникальных результатов в рамках отведенного времени и в пределах утвержденного бюджета, который выделяется на оплату ресурсов, используемых или потребляемых в ходе проекта» [10].

Мы предлагаем в качестве рабочего следующее определение: «Метод проекта – это инновационная технология обучения, при которой обучающиеся приобретают компетенции в процессе целенаправленной, планируемой и выполняемой взаимосвязанной деятельности, реализуемой при постоянном мониторинге и завершающейся реальным, осязаемым практическим результатом – образовательным продуктом и (или) услугой».

Возможные результаты образовательных проектов:

– предметные курсы для населения;

– курсы повышения квалификации для внешних и внутренних обучающихся;

– специальные программы обучения персонала по заказам компаний;

– обучение бакалавров или магистров по совместным международным программам;

– обучение по программам высшего профессионального образования;

– проектирование и разработка программных педагогических средств, электронных образовательных ресурсов, педагогических измерительных материалов и др.

Существуют различные типологии проектов. На рис. 1 представлена классификация проектов по шести основным критериям, предложенная Е.С. Полат [2–4].

Согласно требованиям ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденного министерство образования и науки российской федерации (приказ от 21 ноября 2014 г. № 1505) выпускник, в соответствии с проектным видом деятельности, в ходе обучения в магистратуре должен быть подготовлен к решению следующие профессиональные задачи:

- проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

- проектирование содержания учебных дисциплин (модулей), форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов;

- проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;

- проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры [9].

Рис. 1. Типология проектов Е.С. Полат

В целях формирования компетенций в области применения проектного подхода в образовании нами разработана и реализуется дисциплина «Управление проектами в образовании». Целью изучения дисциплины является получение углубленных знаний в области управления образовательными проектами. Дисциплина включает в себя следующие разделы: основные понятия управления проектами в образовании; процессы управления проектами в образовании согласно теории, проектного менеджмента; функциональные области управления проектами; информационные технологии в управлении образовательными проектами, проектный практикум. В качестве программного средства используется MicrosoftProject (или OpenProject – инструмент управления проектами с открытым исходным кодом) [6–8].

В ходе изучения дисциплины магистры выполняют групповые проекты. Рекомендуемая численность проектной группы – 2–4 человека.

Вариантами мотивации участия в проектах для обучающихся являются:

- участие в реальных, социально-значимых проектах;

- приобретение опыта проектной работы;

- возможность еще на этапе обучения «попробовать себя» в реальных проектах;

- выполнение практико-ориентированных курсовых и дипломных проектов высокого уровня;

- участие в конкурсах, выездных конференциях, подача заявок на гранты и др.;

- получение благодарностей университета и муниципального образования;

- научные публикациисовместно написанные несколькими обучающимися;

- возможность трудоустройства в образовательные учреждения и др.

Так, для популяризация перспективных ИТ-профессий, областей знаний среди школьников (9–11 классы), магистрам педагогического образования было предложено разработать следующие мероприятия (см. табл. 1), используя проектный подход.

Продолжительность занятия: 45 минут. Должны использоваться интерактивные формы проведения занятий с учащимися:

· лекции (лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция);

· творческие задания;

· занятия с элементами тренинга;

· обучающие игры (ролевые игры, web-квесты, имитации, деловые игры и образовательные игры);

· разработка проекта (метод проектов);

· обсуждение и разрешение проблем (мозговой штурм, дерево решений, анализ казусов, переговоры и медиация и др.);

· метод кейсов и др.

Тематика проектов

п/п

Тема мероприятия

Цель мероприятия

1

Форсайт ИТ-профессий:

– программист;

– разработчик Web и мультимедийных приложений;

– руководитель проектов в области ИТ;

– системный аналитик;

– специалист по базам
данных;

– специалист по большим данным;

– специалист по интеграции облачных приложений;

– специалист по интернет-маркетингу;

– специалист по информационным ресурсам;

– технический писатель.

Цикл мероприятий

На каждом мероприятии рассказывается про одну из перспективных ИТ-профессий

Цель:

Øсформировать и поддержать интерес молодежи к изучению информационных технологий, информатики и программирования, а также повышение престижности ИТ-специальностей в глазах молодых людей;

Øоказать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

Øскорректировать профессиональные планы;

Øпровести оценку готовности к избранной деятельности

2

Родительские собрания профориентационной тематики

Øпознакомить родителей с перспективными «ИТ-профессиями будущего»;

Øмотивировать родителей и учащихся к решению проблемы профессионального самоопределения старшеклассников;

Øпривлечь родителей к участию в процессе профессионального самоопределения учащихся;

Øпознакомить с методами профилактики ошибок профессионального самоопределения

3

Электронный бизнес

Øсформировать представление об особенностях ведения бизнеса в Интернет;

Øрассказать об интеграции ИТ в хозяйственную деятельность любого предприятия;

Øпознакомить слушателей с новыми ИТ-профессиями в сфере электронного бизнеса

4

Виртуальная экскурсия
в дополненную реальность

Øпознакомить школьников с понятиями «виртуальная» и «дополненная реальность»;

Øраскрыть области применения виртуальной и дополненной реальности;

Øсформировать представление о средствах создания ИТ-ресурсов с виртуальной и дополненной реальностями;

Øнаучить использовать приложения с дополненной реальностью

5

Интернет-имидж:«Сначала ты работаешь на имидж, потом имидж работает на тебя!»

Øрассмотреть методы и формы пиара в Интернет и создание положительного имиджа;

Øсформировать представления о возможности самопрезентации с использованием ИТ-технологий (видео-презентация; социальные сети; ИТ-презентации; сайт; средства моделирования информации и др.)

6

Престижные профессии:
мифы и реальность

Øпроанализировать мотив выбора профессии – престижность;

Øрассмотреть критерии, определяющие престиж профессии;

Øразработать и апробировать алгоритм осознанного выбора профессии, включающий изучение и сопоставление своих интересов, способностей, здоровья с содержанием деятельности, трудностями, условиями, предметом труда, ответственностью, рисками престижной профессии

7

От ракушки до биткоина

Øрассмотреть понятие электронных денег;

Øвыявить преимущества электронных денег;

Øизучить опыт внедрения и использования электронных денег и перспективы развития электронных денег;

Øрассмотреть аспекты безопасности электронных платежей

8

Вся жизнь – игра

Øпознакомить с интересными фактами о компьютерных играх;

Øрассмотреть положительные и отрицательные эффекты от компьютерных игр;

Øпройти тестирование на компьютерную и игровую зависимость

9

Купить нельзя скачать и др.

Øпознакомить учащихся с проблемами компьютерного пиратства;

Øответить на вопрос почему компьютерное пиратство негативное влияние на экономику и общество;

Øрассмотреть методы борьбы с распространением пиратского контента: музыки, фильмов, игр, программ и пр.

Деятельность магистрантов при работе над образовательными проектами реализовывалась в соответствии с этапами, представленными на рис. 2.

Рис. 2. Этапы проведения образовательного проекта

Проектная деятельность студента будет оцениваться как со стороны руководителей проектов, образовательных программ, так и со стороны заказчиков – представителей образовательных учреждений. В ходе и по результатам проектирования мы используем различные формы представления результатов работы проектных групп, в том числе:

- документация по проекту (устав проект, план, отчет о выполнении проекта и др.);

- представление проектов на внешние конкурсы и гранты;

- публичная защита проектов в университете и (или) в образовательных учреждениях;

- отзывы экспертов образовательных учреждений (где реализовывался проект),

- подготовка научных публикаций по тематике проектов;

- комплексные или индивидуальные курсовые/дипломные проекты по тематике проекта;

- выполнение курсовых и дипломных работ по сквозной тематике и др.

Предполагается разработать и вести портфолио – базу проектов (учебных, исследовательских или профессиональных) – виртуальный ресурс на образовательном портале вуза, на котором все подразделения института будут размещать информацию о своих проектах. Проекты могут быть как индивидуальные, так и групповые.

Применение проектного подхода в целях формирования профессиональных компетентностей будущих учителей в процессе обучения в магистратуре способствует повышению мотивации, совершенствованию конструктивного, творческого мышления, приобретению студентами опыта коллективной разработки образовательных проектов с использованием современных методов и технологий, практической ориентации образовательных программ.


Библиографическая ссылка

Чусавитина Г.Н., Курзаева Л.В. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25819 (дата обращения: 24.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074