Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

АНАЛИЗ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫБОРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

Емельянова О.Я. 1 Шершень И.В. 2 Самсонов В.С. 3
1 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Воронежский институт ГПС МЧС России»
3 ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Воронежский филиал
В статье рассмотрена проблема предпочтений студентов и молодых специалистов в выборе дополнительного образования и профессиональной переподготовки. Исследование, в котором приняли участие студенты и выпускники вузов г. Воронежа, слушатели курсов дополнительного образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, позволило выявить мотивирующие факторы, которыми руководствуются молодые люди при выборе программ дополнительного образования и переподготовки. Основными факторами, влияющими на необходимость получения новой профессии, являются: востребованность выбранной профессии, недостаточность знаний в области экономики и юриспруденции для эффективного исполнения служебных обязанностей, перспективы карьерного роста при наличии соответствующего образования, расширение возможностей трудоустройства. Детальный анализ проблемы рассмотрен на выборке студентов факультета компьютерных наук Воронежского государственного университета. Отмечена необходимость организации в структурах дополнительного образования вузов актуальных образовательных программ, формировании сетевого взаимодействия с организациями-работодателями при планировании курсов, что будет способствовать оптимизации адаптационных процессов для молодых специалистов.
молодые специалисты
выпускники вузов
профессиональная адаптация
профессиональная переподготовка
дополнительное образование
выбор профессии
1. Адаптация личности к профессиональной деятельности: современные проблемы и перспективы: колл. моногр./ [отв. ред. О.Я. Емельянова]. – Воронеж: Гос. пед. универ. изд-во «Полиграф», 2006. – 284 с.
2. Емельянова О.Я., Самсонов В.С., Шершень И.В. Проблема профессионального становления и адаптации выпускников вузов и молодых специалистов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23140 (дата обращения: 11.11.2016).
3. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Адаптация молодых специалистов гуманитарного профиля к условиям профессиональной деятельности // Развитие гуманитарной науки в современном социокультурном пространстве. – матер. всерос. науч.-практ. конф. – Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2015. – С. 150-155.
4. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Креативный подход в обучении и профессиональной деятельности – реалии XXI века // Адаптационные механизмы и практики в трансформирующихся обществах. – матер. междунар. науч.-практ. конф. – Воронеж: ВГПУ, 2015. – С. 14-20.
5. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Моделирование процесса адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности // Международная научная школа «Парадигма»: сб. науч. ст. Т.5. – Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. – С. 300-303.
6. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования профессиональной идентичности молодых специалистов//Психология образования: модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов: сб. всерос. науч.-практ. конф. – М.: ООО «Федерация психологов образования», 2014. – С. 115-118.
7. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Роль группового фактора в формировании мотивации к профессиональной деятельности студентов выпускных курсов вузов // Профессионализм и гражданственность – важнейшие приоритеты российского образования ХХ1 века: сб. ст. пед. чтений. – Воронеж: ВГПГК, 2014. – С. 23-25.
8. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Роль образовательных учреждений в профессиональной адаптации молодых специалистов // Актуальные направления научных исследований ХХI века: теория и практика: сб. междунар. науч.-практ. конф. – Воронеж: ВГЛТУ, 2016. – С. 58-63.
9. Исследование адаптационных механизмов в профессиональной деятельности молодежи: монография / [отв. ред. О.Я. Емельянова]. – Воронеж: ВГПУ, 2015. – 288 с.
10. Кургалин С.Д., Шершень И.В. Проблема формирования креативной образовательной среды в вузах // Вестник ВГУ. Серия: Современные проблемы высшего образования. – 2016. – № 1. – С. 73-79.
11. Самсонов В.С., Шершень И.В. Исследование мотивирующих факторов в профессиональном самоопределении молодых специалистов//Адаптационные механизмы и практики в трансформирующихся обществах: матер. междунар. науч.-практ. конф. – Воронеж: ВГПУ, 2015. – С. 94-103.
12. Самсонов В.С., Шершень И.В. Рекомендации по использованию методов кластерного анализа при анкетировании молодых специалистов для адаптации их к профессиональной деятельности // Основы экономики, управления и права. – 2014. – № 6(18). – С. 65-69.

На современном этапе развития российского образования особую важность представляет система дополнительного образования и профессиональной переподготовки, т.к. именно она призвана удовлетворять растущий спрос на новые знания и овладение современными востребованными навыками и умениями в динамичной экономической ситуации.

В процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки слушатели программ расширяют кругозор, получая знания, умения и навыки в разнообразных направлениях деятельности, определяя вектора потенциальной реализации новых знаний, обучаясь работе со специальными программными средствами.

Выбираемые программы переподготовки специалистов и повышения квалификации, направления высшего образования очень разнообразны. Исследование предпочтений представителей студенческой среды, выпускников и молодых специалистов, обратившихся за получением дополнительных образовательных услуг в вузы г. Воронежа, позволило сформулировать ряд мотивирующих факторов, которыми руководствуются молодые люди при выборе программ дополнительного образования и профессиональной переподготовки. Так, в воронежских вузах прослеживается тенденция востребованности молодыми специалистами универсальных знаний в области психологии управления, в том числе командообразования, лидерства, менеджмента коммуникаций, тайм-менеджмента; психологии маркетинга, включая селфбрендинг, психологию продаж, public relations. Получать дополнительные профильные знания в сфере инженерных наук, химии, биологии и т.п. большинство недавних выпускников намерено только в случае состоявшейся вертикальной карьерной перспективы или предложения работы за рубежом. Исключение составляют представители творческих профессий – выпускники факультета искусств и художественного образования Воронежского государственного педагогического университета, которые вопреки данной тенденции выражают стремление к профессиональному самосовершенствованию и готовы оказывать коллегам взаимную поддержку в профессиональной самореализации.

Согласно результатам проведенного анкетирования, основными факторами, влияющими на необходимость получения другой специальности, являются: востребованность выбранной профессии, недостаточность знаний в области экономики и юриспруденции для эффективного исполнения служебных обязанностей, возможности карьерного роста при наличии соответствующего образования, расширение возможностей трудоустройства. Причем, на желание повышать свой профессиональный уровень никак не влияют такие факторы, как неоплачиваемый ученический отпуск и необходимость оплаты обучения за счет собственных средств. Трудности с профессиональной адаптацией оказывают влияние на принятие решения о смене профессии.

Форма получения дополнительного образования в 100 % случаев – заочная.

С получением еще одного образования респонденты связывают определенные ожидания. Главным изменением для 63 % будет повышенная компетентность в исполнении служебных обязанностей, для 25 % – появится возможность получения должности с более высокой заработной платой, а также – перспективы работы в других организациях. 21 % опрошенных будет рад тому обстоятельству, что с получением новой специальности расширится круг выполняемых ими профессиональных обязанностей.

Получая вторую профессию, 76 % респондентов планируют остаться работать в прежней организации, причем все 100 % планируют там свой карьерный рост, остальные не исключают возможности продолжения карьеры в другой компании.

Особенное значение для всех анкетируемых имеет выплачиваемая без задержек заработная плата и наличие социального пакета.

Более 50 % респондентов ориентированы на быстрый карьерный рост по административной лестнице, а не на углубление и совершенствование профессиональных умений по уже полученной специальности.

Опрос 164 студентов средних и выпускного курса факультета компьютерных наук Воронежского государственного университета (одного из популярнейших и наиболее дорогих в стоимости обучения факультетов), проводившийся в контексте выявления их интереса к дополнительному профессиональному образованию, позволил выявить также тенденции по ряду актуальных вопросов.

Студенты активно отреагировали на возможности получения дополнительного профессионального образования (рис.1).

Рис. 1. Предпочтения формата изучения профессиональных курсов

Наиболее востребованными оказались средне- и краткосрочные курсы ДПО по интересующим направлениям профессиональной деятельности сроком 2 недели – 4 месяца. На втором месте по популярности оказались проекты выездных курсов методом «погружения» в профессию.

Следует отметить, что подобные проекты уже успешно зарекомендовали себя в вопросе сопровождения процесса профессиональной адаптации студентов. В Воронежском государственном университете и Воронежском государственном педагогическом университете реализуются программы экологического и культурного туризма для студентов ряда факультетов. Курсы по смежным направлениям выбранной специальности проявили интерес изучать 18 %.

В разрезе интересующих студентов долгосрочных программ профессионального образования, дающих право на осуществление профессиональной деятельности по специальности, компьютерщики продемонстрировали такой профиль (некоторые студенты выбрали не один, а два варианта) (рис. 2):

Рис. 2. Выбор курсов профессиональной переподготовки

Максимальный интерес у респондентов вызывает изучение психологии в деловой среде, банковкого дела и финансового менеджмента.

Студенты готовы обучаться при умеренных затратах на дополнительное образование (Рис. 3).

Рис. 3. Стоимость, которую студенты согласны уплатить за обучение по программам профессиональной переподготовки

Анализируя направления кратко- и среднесрочных курсов дополнительного профессионального образования, можно увидеть, что наибольший интерес у молодежи вызвал курс «Бизнес в Интернет», «1С Бухгалтерия» (что актуально для учащихся на факультете компьютерных наук) (Рис. 4 и 5):

Рис. 4. Выбор кратко- и среднесрочных курсов дополнительного профессионального образования

Рис. 5. Стоимость, которую студенты согласны уплатить за обучение по программам кратко- и среднесрочных курсов ДПО

Таким образом, в отечественном профессиональном образовании существует объективная необходимость во внедрении в учебный процесс актуальных знаний по преодолению личностных профессиональных проблем, профессиональной адаптации, что позволит будущим выпускникам стать психологически подготовленными к специфике деятельности в деловой среде.

На основании результатов исследования структурами дополнительного профессионального образования вузов были уточнены образовательные программы для судентов-старшекурсников, а также программы курсов профессиональной переподготовки. Для преподавателей и кураторов вузов, а также руководителей служб управления персоналом в организациях были сформулированы рекомендации, направленные на совершенствование процесса адаптации молодых специалистов с позиций усиления социализации и повышения профессиональной активности, оптимизации адаптационных процессов, устранение выявленных недостатков в адаптационных процессах, затрудняющих адаптацию на индивидуальном уровне.

На базе университетских библиотек целесообразно организовать медиацентры, представляющие собой многофункциональное пространство для реализации образовательных, просветительских, досуговых и творческих проектов и программ, открытые площадки для независимых инициатив, проектов и творческих групп. Для желающих можно предложить обучение компьютерным информационным технологиям и иностранным языкам, творческие клубы, разработать развивающие и образовательные программы, мастер-классы. Студенты могут выступить волонтерами и приобрести опыт ведения инициативных социальных проектов, профессиональной деятельности.

Образовательным организациям можно предложить несколько направлений деятельности с целью научно-исследовательского и прикладного сопровождения профессионального становления молодых людей. Первостепенным нам представляется развитие творческого предпринимательства, поскольку творческие индустрии являются сравнительно новым сектором экономики и, как следствие, испытывают серьезный недостаток в профессиональных кадрах. Специалисты в области творческого предпринимательства очень востребованы на столичных рынках труда. На базе созданного структурного подразделения вуза – центра или лаборатории творческого предпринимательства, бизнес-инкубатора – можно проводить очно-заочные образовательные программы разового характера (лекционно-образовательные циклы) или на постоянной основе (школа творческих предпринимателей), а также профессиональные мероприятия: тренинги, конкурсы, мастер-классы, форумы и стажировки. Центр творческого предпринимательства может оказывать консалтинговую поддержку стартапов, в том числе консультации экспертов, предложения партнерства, ресурсное обеспечение и коворкинг.

Вузы в качестве ведущих образовательных центров и крупных игроков на рынке занятости способны привлекать молодежь, творческих предпринимателей к деловому сотрудничеству с действующими культурными институтами города. Учреждения культуры в результате подобного взаимодействия получат мощный импульс к модернизации, а молодые специалисты обретут уникальный опыт в сфере проектного менеджмента, в целом же, подобные проекты освежат социокультурную обстановку города, разнообразят традиционную программу местных культурно-массовых мероприятий, создадут новые интерактивные культурные площадки.

В рамках исследовательской работы по проблеме профессионального становления и переподготовки выпускников вузов и молодых специалистов разработаны авторские программы сетевого взаимодействия с работодателями, включающие креативные схемы решений, тренинги профессиональной идентичности и управления карьерой.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 14-06-00597а.


Библиографическая ссылка

Емельянова О.Я., Шершень И.В., Самсонов В.С. АНАЛИЗ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫБОРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25785 (дата обращения: 25.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074