Современный мир характеризуется важными переменами в экономике, политике, образовании, культуре, обусловившими существенное повышение значимости информации, знаний, профессиональных компетенций людей, являющихся сегодня главными факторами дальнейшего развития общества. В этих условиях современное образование приобретает новое качество и характеризуется новыми тенденциями, среди которых – выделение образовательных услуг в отдельный сектор классификационного перечня секторов услуг в соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами, а также сформированность основных черт и упорядочение принципов регулирования мирового рынка образовательных услуг [11].
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в условиях глобализации мировой экономики, предполагающей мощное развитие всех секторов международного рынка, Россия не может устойчиво расти без развития ряда направлений внешнеэкономической деятельности. Одним из важнейших, но пока еще не результативно использующихся факторов развития, является укрепление позиции русского языка в мировом пространстве.
Целью настоящего исследования явилось проведение анализа основных тенденций развития мирового рынка образовательных услуг, выявление факторов продвижения русского языка в мировом пространстве.
Материал и методы исследования. Материалом для анализа послужили основные положения законодательных актов Российской Федерации, нормативные документы Правительства РФ, статистические данные об экспорте образовательных услуг российскими вузами различной ведомственной подчиненности и формы собственности в период c 1950 по 2015 гг., научные работы общетеоретического, социолингвистического и прикладного характера, касающиеся российского образования. Методологической базой работы являются общенаучные принципы и методы исследования, предполагающие изучение социолингвистических, педагогических, экономических отношений и явлений в их развитии и взаимосвязи: приемы аналогии, анализа, системного, ситуационного, концептуального, логического и комплексного подхода к оценке явлений и процессов.
Результаты исследования и их обсуждение
И.А. Айдрус и В.М. Филиппов, анализируя современное состояние мирового рынка образовательных услуг, определяют его как «совокупность образовательных услуг, потребляемых за рубежом гражданами разных стран, а также образовательных услуг, оказываемых иностранными учреждениями на внутренних рынках» и указывают на его основные сегменты – школьное обучение, высшее образование, языковые курсы, дополнительное профессиональное образование и др. [1, с. 5].
По данным Института статистики ЮНЕСКО образование в XXI в. становится одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой торговли услугами. Так, за последние 25 лет уровень мобильности студентов вырос на 300%, в 2009 г. количество студентов, выезжающих за рубеж с целью получить высшее образование, по сравнению с 2006 г. выросло на 22% и достигло 3 369 242 человека. К 2025 г. по прогнозу ЮНЕСКО численность иностранных студентов достигнет 7,2 млн человек [6].
А.В. Косевич, В.О. Кожина связывают привлекательность экспорта образовательных услуг со следующими факторами:
1) экономическая выгода направления экспорта подготовки иностранных специалистов;
2) перспектива достижения государственных геополитических и экономических целей;
3) содействие развитию всей системы образования, направленной на выпуск специалистов, отвечающих мировым стандартам качества в условиях глобальной экономики;
4) влияние на политическое и научно-экономическое развитие страны – экспортера образовательной услуги [9, с. 91–92].
Выбор иностранными учащимися страны и университета для обучения определяется основными факторами, к которым относятся распространенность языка обучения, авторитет страны, репутация вузов, стоимость программ и проживания, гибкость программ и сопоставимость квалификационных требований, географические, торговые и исторические связи между странами, активная государственная политика по продвижению национальных институтов образования в глобальном пространстве и меры по поддержке, в том числе социально-экономической, иностранных учащихся [8].
В соответствии с выделенными факторами проведем анализ причин снижения мотивации к изучению русского языка как иностранного с целью определения пути дальнейшей работы по повышению его престижа в мировом образовательном пространстве.
Рассмотрим первые два фактора – «распространенность языка обучения» и «авторитет страны».
А.Л. Арефьев, анализируя русский язык в системах образования стран мира, отмечает, что периодом наиболее широкого распространения русского языка стал ХХ в. В 1915 г. Россия занимала лидирующее место среди развитых стран по количеству своих подданных, соответственно русским языком владели в мире около 140 млн человек. Наивысшим показателем распространенности русского языка стал 1990 г., когда число владевших русским языком достигло 312 млн человек. Такая благоприятная языковая ситуация сформировалась вследствие взаимодействия ряда факторов: крупные достижения Советского Союза в социально-экономической и научно-технической областях; использование русского языка как официального или рабочего языка в международных организациях, в том числе признание русского языка в качестве одного из рабочих языков ООН [2, c. 83–88].
Однако в 1990-х гг., после распада СССР, наблюдались тенденции неуклонного снижения не только абсолютного числа владевших русским, но и их доли в общем населении Земли. В бывших советских национальных республиках произошло сокращение численности этнических русских как основных носителей русского языка и культуры в 2 раза (с 25,3 млн человек в 1989 г. до 14,9 млн человек в 2010 г.). По статистическим подсчетам А.Л. Арефьева, к концу 2015 г. прогнозируется и сокращение числа людей, владеющих русским языком (как родным или как вторым либо хорошо знавших русский в качестве иностранного языка) по сравнению с 2010 г., до 243 млн человек, а в период с 2015 до 2025 гг. «убыль» владеющих русским в мире может достигнуть еще 27 млн человек. Так, по степени распространенности в мире в 1990 г. в соответствии с показателями общего числа людей, владеющих русским языком как родным, вторым или иностранным, он занимал 4-е место в мире (после китайского, английского и испанского). В 2010 г. переместился на 6-е место, после английского, китайского, хинди / урду, испанского, арабского. Статистика 2015 г. свидетельствует о снижении показателей распространенности русского языка в мире [2, c. 83–88].
Неутешителен и демографический прогноз, представленный ООН. Так, в соответствии с результатами анализа, проведенного А. Л. Арефьевым, к 2025 г. из всего населения России (136,9 млн человек) русских по национальности останется не более 106 млн человек, а к 2050 г. число жителей России сократится до 120 млн человек, из которых русских по национальности будет около 91 млн человек [2, c. 83–88].
Сложившееся положение обусловлено, по мнению ученых, последствиями политических событий 1990-х гг.: потерей экономических, научно-технических связей с государствами – бывшими союзными республиками, из которых ранее обучалось около 30% иностранных студентов, утратой национальной идентичности в силу необходимости самореализации в новой этнокультурной среде, убылью вследствие естественной смертности и миграции [2; 11]. Политические изменения в 1990-х гг. спровоцировали и расцвет криминализации российского общества, проявление расовой неприязни и экстремизма по отношению к иностранным гражданам, что также оказало негативное воздействие и на формирование имиджа России [10].
Рассмотрим следующий фактор – «репутация вузов, стоимость программ и проживания, гибкость программ и сопоставимость квалификационных требований».
И.Н. Зорников, анализируя зарубежный опыт и российскую практику экспорта образовательных услуг, отмечает наличие развитой системы высшего образования в России. Бесценным является и почти 50-летний опыт подготовки специалистов для зарубежных стран, благодаря которому более 560 тыс. иностранных граждан закончили вузы СССР и России [7]. Ректор МГУ академик В.А. Садовничий к числу несомненных достоинств российской высшей школы относит «научность образования, его фундаментальность, его энциклопедичность» [12]. И. Н. Зорников добавляет к этим качествам и признание научным сообществом российского математического и естественнонаучного образования как лучшего в мире. Данные качества российской высшей школы содействуют и профессиональной мобильности специалистов в течение всей трудовой жизни в условиях научно-технического прогресса [7].
Что касается оценки репутации российских вузов, то в соответствии с показателями международного репутационного рейтинга Round University Ranking (RUR) в 2016 г. отмечен бурный рост репутационных показателей российских вузов, которые выросли в среднем на 106 пунктов в сравнении с 2015 г. Анализ динамики данного рейтинга на уровне отдельных вузов позволяет констатировать лидирующую позицию Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, который в 2016 г. занял 45-е место в мире, опередив по данному показателю все без исключения вузы стран БРИКС, в том числе ведущие вузы Китая. На втором месте – Московский физико-технический институт, занимающий в 2016 г. 110-е место в мировом топе. Новосибирский государственный университет, находящийся на 142-м месте в 2016 г., замыкает тройку лидеров. Эксперты Рейтингового Агентства RUR объясняют полученные результаты комплексным эффектом программы повышения конкурентоспособности «Проект 5-100», а также активной работой российских вузов над ростом узнаваемости своего бренда в последние 2–3 года [5]. Перспективной в данном направлении является работа по внедрению новых учебных программ и курсов с «включением международных компонент», направленных на подготовку выпускников к работе в условиях глобальной экономики и на получение национальными университетами статуса международных научно-образовательных комплексов [7, с. 59].
Д.Е. Куцых в своей работе выделяет деятельность зарубежных филиалов и других структурных подразделений российских вузов в качестве крупного сегмента экспорта отечественного образования. Так, в настоящее время она организована в 10 совместных университетах, институтах, колледжах, в 50 зарубежных филиалах и более чем в 190 различных зарубежных структурных подразделениях российских вузов [10, c. 142].
Таким образом, в академическом плане сложились все необходимые стартовые условия для повышения статуса российской высшей школы на мировом рынке образования, для существенного увеличения экспорта образовательных услуг и для широких перспектив в этой области.
Рассмотрим следующий фактор – влияние государственной политики по продвижению национальных институтов образования в глобальном пространстве и социально-экономические меры, принимаемые государством по поддержке иностранных учащихся.
В соответствии с информацией, изложенной в Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011–2020 гг., наблюдалось снижение доли России в секторе экспорта образовательных услуг с 3% в 2004 г. до 2% в 2007 г., а российские вузы не занимали лидирующие места в международных рейтингах лучших университетов [8]. К негативным факторам можно отнести и сокращение в данный временной период государственных расходов на содержание системы образования, что повлекло уменьшение количества государственных стипендий зарубежным странам для обучения и повышения квалификации их граждан. К тому же вследствие понижения рождаемости в эти годы при постоянных коэффициентах смертности (так называемой демографической ямы) прогнозируется снижение числа студентов российских вузов к 2018 г. до 40% относительно нынешних показателей [4].
Перечисленные обстоятельства, безусловно, сказались на снижении качества российского образования и на его престиже на мировом рынке образовательных услуг, что привело к упущению экономической выгоды, к ограничению политической возможности ««мягкого влияния России на международной арене через распространение русского языка, достижений российской науки, российской культуры и ценностей» [8], а также к конкуренции между российскими вузами за студентов на внутреннем рынке и с зарубежными вузами на международном рынке.
Современная мировая политика имеет устойчивую тенденцию к реформированию системы высшего образования, поиску новых форм организации учебного, научного процесса обучения, соответствующих требованиям нового информационного общества, глобальной экономики.
Процесс модернизации национальной системы образования Российской Федерации осуществляется с учетом тенденций мирового развития. Созданные условия позволили России к 2007 г. достигнуть уровня Советского Союза по обучению иностранных граждан, и в 2009 г. в Российской Федерации обучались уже около 140 тыс. иностранных студентов. В 2014/2015 академическом году на русском языке и по российским образовательным программам проходили обучение в Российской Федерации и за ее пределами в общей сложности 372,1 тыс. иностранных граждан из 175 стран мира, что на 86 тыс. человек больше, чем в 2009/2010 академическом году [3, с. 398].
Необходимо в данной связи отметить и факт сохранения русского языка в качестве обязательной или факультативной дисциплины в зарубежных учебных заведениях. Среди основных факторов, влияющих на повышение мотивации и обеспечивающих распространенность русского языка за рубежом, C. И. Лебединский, Л. Ф. Гербик выделяют следующие:
1) русскую культуру, являющуюся частью европейской и мировой культуры;
2) лингвоэстетическую сторону, «эстетическую ценность» русского языка, способствующую развитию и поддержанию чувства вкуса и красоты языка у иностранных учащихся.
Среди субъективно-психологических факторов, негативно влияющих на выбор русского языка как иностранного, ученые называют устоявшийся стереотип о репутации русского языка как «трудного» [11, с. 6]. Однако вышеприведенные цифры не являются удовлетворительными. В связи с этим укрепление государственной поддержки российской культуры и русского языка признается одной из важнейших задач России, а подготовка национальных кадров для зарубежных стран — в качестве одного из приоритетных направлений ее внешнеэкономической деятельности. В целях расширения содействия соотечественникам, проживающим за рубежом, в сохранении их культурной и языковой самоидентификации, формирования положительного образа страны за рубежом Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу «Русский язык» на 2016–2020 гг. В соответствии с данной Программой планируется большая работа, направленная на подготовку высококвалифицированных кадров в области преподавания русского языка как родного, так и как иностранного языка, на поставку учебно-методических материалов на разных носителях, на увеличение численности иностранных участников культурно-просветительских мероприятий, связанных с русским языком и культурой России [13].
Выводы. Таким образом, при проведении анализа основных тенденций развития мирового рынка образовательных услуг выявлены глубинные причины дисфункции системы образования, повлиявшие на снижение роли русского языка в мировом образовательном пространстве, а также намечены пути дальнейшей работы по повышению его престижа в мировом образовательном пространстве.
Библиографическая ссылка
Моисеева И.Ю. УКРЕПЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25774 (дата обращения: 04.10.2024).