Гражданское воспитание возводится в высший приоритет – императив нынешней образовательной политики России. В современных концепциях, идеях, связанных с обновлением и развитием российского образования, проблема воспитания гражданина России рассматривается как ключевой фактор устойчивого будущего России. Это обусловлено проблемами глобализации в мире, национальной безопасности, сохранения суверенитета страны, становлением в России гражданского общества, а в этой связи развитием «человеческого в человеке» (В.И. Слободчиков), осознанием принадлежности подрастающего поколения к Российскому государству, его территории, истории, культуре, традициям, языку, ответственностью за свою страну. Проблема становления гражданственности, развития чувства национальной идентичности и патриотизма ещё более значима в наши дни в связи с востребованностью морального и духовного оздоровления российского общества как основы устойчивого развития России, поскольку наилучшие замыслы социальных и политических реформ могут остаться бесплодными, если они не имеют опоры на соответствующие им гражданско-патриотические установки и ценности. Педагогическая проблема воспитания гражданина России исследуется в гармоничном сочетании традиций педагогики гражданственности (в том числе идей В.А. Сухомлинского о воспитании гражданина) и педагогических инноваций, заложенных в «Концепции социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», Федеральном Законе «Об образовании в РФ», «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 год», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».
Формирование гражданственности и патриотизма является центральной задачей и в становлении гражданского общества в России. Согласно исследованиям отечественных и зарубежных педагогов, в т.ч. работающих в рамках Совета Европы, гражданственность и патриотизм как социально значимые качества личности являются важным условием социального развития государства, его демократизации на основе приобщения к социокультурным и историческим достижениям народа своей «малой родины», страны, других стран (В.В. Башев, Л.П. Любимов, Ф. Поггенждер, И.Д. Фрумин, М. Ханнингтон). Значительный потенциал в формировании гражданственности и патриотизма содержится в социоприродном окружении, поскольку именно гражданско-патриотическое воспитание школьников будет способствовать самоидентификации школьников, их приобщению к историческому, культурному, природному наследию родного края, осознанию ответственности за его будущее.
Таким образом, построение гражданского общества как задача социального развития, воспитание социально ответственного гражданина и патриота как задача модернизации школьного образования связываются в единый узел и решаются посредством гражданского и патриотического воспитания и их целевой установки – становления гражданственности и патриотизма как социально значимых качеств личности [5].
Педагогические идеи, связанные со становлением гражданственности, активно реализуются во многих государствах мира в рамках международного проекта «Стратегии обучения демократическому гражданству». В России в настоящее время воспитание гражданина находится в центре внимания педагогической общественности. Наиболее распространёнными подходами в его реализации являются – междисциплинарный и системный. Согласно первому подходу становление гражданина и патриота осуществляется междисциплинарно, то есть на основе содержания всех школьных предметов. Системный подход предполагает рассматривать гражданско-патриотическое воспитание в русле личностно-ориентированного образования, направленного на развитие социально значимых свойств личности школьников. Это осуществляется средствами событийно-нравственных технологий, которые позволяют включать школьников в разнообразные виды деятельности познавательного, ценностного и практического характера. Школьная дисциплина естественно-научного и гуманитарного характера, в том числе география как мировоззренческая дисциплина имеют уникальные возможности в решении этой задачи на основе экологизации и гуманизации содержания (М.В. Рыжаков, В.П. Максаковский, И.И. Баринова, Н.Ф. Винокурова) и включение в него системы ценностей и мировоззренческих установок (В.В. Николина, А.В. Зулхарнаева, А.А. Лобжанидзе). Вместе с тем, отмечается теоретико-педагогическая и методическая неразработанность проблемы воспитания гражданина России как стратегического общенационального приоритета устойчивого развития страны. Такое положение приводит к фрагментации, формализации воспитания гражданина, не обеспечивает целостность образовательного процесса. В связи с этим актуализируется востребованность теоретико-методологических основ воспитания гражданственности как основы устойчивого развития России.
Становление гражданского воспитания и нравственно-волевого развития гражданина осуществляется в ряде направлений: развитие политической и правовой грамотности; формирование критического мышления и аналитических умений; воспитание ценностей гражданского общества, гражданско-правовых отношений и гражданского поведения; стимулирование у школьников активного участия на уровне школы, участие в созидательной деятельности, позволяющей им реализовывать на практике знания, умения, ценностные ориентиры и отношения; взаимодействие семьи и школы по воспитанию у школьников гражданской позиции и гражданских компетенций.
В этой связи, гражданское воспитание включает в себя: усвоение правовых, политических, социальных, экологических знаний об отношениях общества и государства и человека в обществе; гражданские ценности, являющие собой «эталон поведения, чувствования, оценивания, волеизъявления» [7]: честность, справедливость, патриотизм, солидарность, лояльность, доверие, милосердие как пусковой механизм развития гражданского общества; формирование социальных умений (соблюдать и защищать свои права, помогать нуждающимся, добротоделание), участвовать в различного рода выборах, соблюдать права и договоры, включаться и вести диалог и др.; нравственно-волевая позиция, направленная на активность, созидательное преобразование социально сферы, укрепление культуры демократии и прав человека; на преходящий характер материальных благ; гражданское поведение, обусловленное гражданской идентичностью, личной активностью, ответственностью, самоопределением, ориентированным на соблюдение законов, включение в социально-полезную деятельность, ответственные действия и принятие решений.
Таким образом, важное место в гражданском воспитании в современных условиях отводится формированию гражданских компетенций как способности и готовности школьника быть активными членами гражданского общества, участвовать в его становлении и развитии, ответственно реализовывать гражданские права и обязанности в демократическом обществе. Подчеркнем, что гражданские компетенции – это субъективное качество личности, зависящее от воспитания личности, социализации, развития ее психических свойств.
Для выделения педагогических условий успешного гражданского воспитания учащихся уточним наиболее известные модели российского опыта гражданского воспитания (Е.Е. Вяземский, И.А. Лазуткина, О.В. Лебедев, А.В. Прутченков, А.Н. Тубельский, и др.). В практике работы школы выделяются такие варианты, как предметная, межпредметная (надпредметная), институциональная, проектная модели, модель «Домино», которые реализуются в школах г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
Предметная модель. В данной модели главный акцент делается на изучении конкретных тем и разделов дисциплин, курсов, принадлежащих циклу «гражданское образование». Модель отражена в учебных программах по обществознанию, истории, географии, рекомендованных МО РФ, базируется на возрастной вертикали гражданско-правовых знаний, что является ее очевидным достоинством, как и быстрый способ распространения информации из сферы гражданского образования. Использование данной модели продуктивно при выполнении ряда условий: обогащение содержания отдельных тем личностным и общественным звучанием; использование активных методов обучения; взаимосвязь классной и внеклассной работы, вовлечение школьников в решение проблем гражданско-правового характера. Представленная модель наиболее разработана и реализуется в большинстве школ России.
Особое внимание в рамках данной модели уделяется ведению кружков и факультативов в школе, которые бы обеспечивали становление гражданской мировоззренческой позиции. Одним из примеров такого курса является географический курс «Край, в котором я живу», ориентированный на самоидентификацию, самоопределение, осознание себя гражданином своей местности, который несет личную ответственность за сохранение природы и культуры родного края. Формированию гражданских ценностей при изучении курса способствует его экогуманистическая направленность, реализующая идеи сотворчества человека и природы в современном ландшафте.
Местность, где человек родился и живет, является ближайшим кружением школьника, «вмещающим и кормящим ландшафтом» (Л.Н. Гумилев). В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что родной край питает и взращивает личность не только материальными, но и духовными ценностями, что позволяет изучать его мыслью и сердцем, наполняя не только разум, но и чувства подрастающего поколения. Это способствует развитию субъективного отношения учащихся к территории своей местности, пониманию ее значимости для личности и, как следствие, формированию гражданских ценностей [1, 8].
Гражданские ценности детерминируют познавательную и практическую деятельность личности. Познавательная деятельность направлена на формирование представлений о ландшафте родного края как особом культурном человековключающем пространстве, являющемся той частью научной картины мира человека, где происходит его самоидентификация. Практическая деятельность предполагает освоение территории своей местности, основанное на рациональном природопользовании, поиске пути сохранения и оптимизации ландшафтов своей малой родины.
Межпредметная (надпредметная) модель гражданского образования включает в себя совокупность всех педагогических приемов и методов, которые объединяются контекстуальным подходом к преподаванию любых предметов, независимо от их содержания. Речь идет о способности педагога владеть языком ценностей – воссоздавать ценностные контексты, идентифицировать и транслировать ценности, в том числе и демократические.
Организация гражданского воспитания в данной модели должна способствовать основанному как на опыте, так и на чувствах осмыслению таких ценностей, как «свобода», «равенство», «достоинство», «справедливость», «права человека» и формировать навыки их реализации в повседневной жизни. Поэтому важнейшей задачей является формирование у учащихся рационального и эмоционального подхода: анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давать возможность учащимся выражать свои чувства и эмоции. При этом не должны подменяться критический подход к явлениям общества, а также сглаживаться углы, приукрашаться действительность.
Одной из форм гражданского образования в рамках межпредметой модели является модульное обучение, которое предполагает четко структурированное изучение отдельных тем гражданской направленности в рамках логически-завершенных блоков. Каждый модуль включает познавательный, коммуникативный и практический элементы, каждый из которых направлен на развитие определенных составляющих гражданской компетентности [8].
Познавательный блок предполагает теоретическое осмысление содержания и включение учащихся в различные виды познавательной деятельности на основе взаимосвязи субъекта познания и объекта познания, систематизации, конкретизации изучаемого материала. Практический блок способствует поиску инструментария (методов, форм, средств), проектирование, совершение, рефлексию практической деятельности гражданского характера. Коммуникативный элемент предполагает обмен ценностями, личностное взаимодействие между субъектами, которыми являются ученики, ученик, учитель и ученик, ученик и предмет содержания, что способствует личностной и социальной самореализации.
В географическом образовании данная технология реализуются в рамках модулей «Я – гражданин своего края», «Я – гражданин России», «Я – гражданин мира», которые способствуют гражданскому самоопределению, самоидентификации, формированию мировоззренческой позиции личности, основанной на гражданских ценностях.
Формированию гражданских ценностей способствует введение в межпредметную модель технологии создания личностной мировоззренчески-ориентированной ситуации. В процессе разрешения такой ситуации объективно существующие гражданские ценности приобретают личностный смысл. Данный процесс проходит в несколько этапов. На первом этапе учащиеся определяют новые личностно значимые ориентиры гражданского характера, принимают решение включения в ситуацию. На втором этапе происходит эмоциональный резонанс, в результате несоответствия личных ценностей и ценностей гражданского характера, трансформация внешнего объективного противоречия во внутреннее, сопровождающееся переживанием содержательного ядра ситуации, таким образом, ценности присваиваются личностью. Третий этап предполагает самооценку личностью своих действий по разрешению ситуации, соотнесение результата с личностными ценностями и смыслами и становление мировоззренческой позиции как возможной в дальнейшем программы действий.
В географическом образовании разработана и реализована система личностных мировоззренчески-ориентированных ситуаций, направленных на формирование гражданских ценностей [1, 2, 8].
Институциональная модель характеризуется рядом условий существования гражданского образования в школе. Во-первых, моделируются элементы гражданской жизни, например, школьное самоуправление. Во-вторых, учитываются демократические ценности при организации основных элементов школьной жизни (система организации и дифференциации обучения, характер оценивания, школьная политика). В-третьих, школьная жизнь в целом и структура образовательного пространства организуются таким образом, чтобы обеспечить реализацию первого и второго условий. В-четвертых, школа должна быть центром общественных и культурных связей.
Проектная модель представляет собой разработку и реализацию различных проектов, связанных с формированием гражданских компетенций. Примером таких проектов являются проект «Гражданин» (реализуется ассоциацией «За гражданское образование» в ряде школ России) и проект «Домино». В ходе первого учащиеся анализируют общественные проблемы в пределах родного города или населенного пункта, сами принимают участие в их решении.
В проект гражданского образования «Домино» положен принцип отбора сценариев школьной культуры, которые уже прошли апробацию в различных школах и показали хороший результат. Пример такого сценария (разработан ассоциацией «За гражданское образование») –курс для старших классов средней школы «Выборы в демократическом обществе». Материал курса может быть использован как модуль или как составная часть курса «Граждановедение». Сценарии данного курса способны вызвать в жизни школы процессы, подобные падению костей домино: изучение темы выборов в рамках деловых игр может привести школьников и учителей к созданию реально работающего школьного парламента, появлению школьной республики вслед за выборами ее президента.
В условиях становления гражданского общества система образования должна формировать у учащихся гражданскую компетентность, которая отражает понимание мировых и российских реалий для принятия на себя гражданской ответственности, готовности к переменам в социуме. Определяющую роль в воспитании граждан новой России играет педагог, именно от его профессиональной компетентности зависит успех реализации этой цели государства и общества.
Библиографическая ссылка
Николина В.В., Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25762 (дата обращения: 14.10.2024).