Вступление Российской Федерации в Болонский процесс предполагает деятельность вузов в области подготовки высококвалифицированных кадров на уровне мировых стандартов и поиск современных методов и средств, оптимизирующих процесс адаптации студентов к обучению [1, 2, 4, 14].
Отечественные ученые связывают снижение адаптивных возможностей организма и биоэнергетического потенциала человека с ухудшением уровня физического состояния, который характеризуется как комплекс морфологических, физических и функциональных показателей развития и состояния организма человека, его физических качеств и способностей, обусловленных внутренними факторами к жизненным условиям [9, 15].
На этом фоне важнейшее значение приобретает поиск путей улучшения состояния здоровья, повышения физической и умственной работоспособности и увеличения функциональных возможностей организма будущих высококвалифицированных специалистов. Однако существующие методы медикаментозной и психологической реабилитации не привели к значительному снижению заболеваемости, увеличению физической и умственной работоспособности студентов. Вследствие этого многие исследователи рассматривают физическое воспитание как существенный фактор в формировании и реабилитации здоровья молодежи [3, 8, 10].
Использование результатов анализа данных сердечно-сосудистой системы позволяет оценить и прогнозировать процесс адаптации организма студентов, а также осуществлять индивидуальный подбор комплекса физических упражнений на занятиях физической культурой в вузе. Поэтому разработка двигательных режимов, основанная на использовании характеристик параметров сердечно-сосудистой системы студентов, приобретает особо важное значение, поскольку от того, как пройдет процесс адаптации студента в вузе, будут зависеть его здоровье и физическое развитие, умственная работоспособность и дальнейшая успешная профессиональная деятельность [11]. Вместе с тем изучение вопросов адаптации организма студентов к физическим нагрузкам в условиях обучения в техническом вузе Прибайкалья проводилось ограниченно.
Цель работы: дать оценку динамики адаптационных возможностей у студентов для совершенствования учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в вузе.
Материалы и методы
Проведено 2-кратное (в начале и конце учебного года) наблюдение за 198 юношами и 212 девушками в возрасте от 17 до 20 лет, студентами Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ), отнесенными по состоянию здоровья к I функциональной (основной) группе. В выборку входили юноши и девушки, родившиеся и постоянно проживающие на территории Иркутской области.
Занятия физической культурой проводятся со всеми студентами ИРНИТУ, с первого по четвертый курс, в объеме 402 ч. Комплектование учебных групп происходит с учетом гендерных особенностей и медицинских групп здоровья студентов по отделениям.
Среди девушек I функциональной группы учебный процесс по физической культуре осуществляется с использованием современных технологий по фитнес-аэробике. В конце обучения по дисциплине проводится внутривузовское соревнование в форме фестиваля здоровьесберегающих технологий «Мир движений», которое является итоговым зачетным занятием. Индивидуальные программы по фитнес-аэробике для выступлений команд институтов университета разрабатываются как проектная деятельность самими студентами под руководством преподавателей кафедры, что рассматривается как одна из форм учебно-исследовательской работы студентов (УИРС).
У юношей занятия проводятся преимущественно с использованием легкоатлетических технологий, лыжной подготовки и спортивно-игровой практики. В начале и в конце учебного года проводятся мониторинговые исследования и тестирование физической подготовленности студентов с использованием соревновательно-игрового метода.
Для оценки физического развития использовали общепринятые антропометрические измерения по следующим показателям: длина тела (рост), масса тела (вес), окружность грудной клетки (ОГК), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила кистей обеих рук.
В работе применяли стандартную антропометрическую методику В.В. Бунака (1941) [6] с учетом требований НИИ антропологии Московского государственного университета (1982), с использованием стандартного набора инструментов. Измерения проводились утром в светлом помещении кабинета врачебного контроля вуза, с соблюдением принципов добровольности, прав и свобод личности, гарантированных ст. 21 и 22 Конституции РФ.
Уровень адаптации оценивался по значению адаптационного показателя (АП), расчет которого производили по методу Р.М. Баевского в модификации А.П. Берсеневой (1997) [5] по следующей формуле: АП (в баллах) = 0,011(ЧСС) + 0,014(САД) + 0,008(ДАД) + 0,014(возраст, годы) + 0,009 (масса тела, кг) – 0,009 (длина тела, см) – 0,27, где ЧСС — частота сердечных сокращений (в минуту); САД — систолическое артериальное давление (в мм рт. ст.); ДАД — диастолическое артериальное давление (в мм рт. ст.). Использовали следующую трактовку АП: ниже 2,6 — удовлетворительная адаптация; 2,6–3,9 — напряжение механизмов адаптации; 3,10–3,49 — неудовлетворительная адаптация; 3,5 и выше — срыв адаптации.
Для определения уровня физического состояния (УФС) у каждого студента измерялась длина и масса тела, определялось систолическое и диастолическое давление, а также были вычислены пульсовое и среднее артериальное давление и учтен возраст. Оценка физического состояния рассчитывалась по методу А.Е. Пироговой (1986) [13]: , где ЧСС – частота сердечных сокращений, ударов в минуту в покое; АД ср. — артериальное давление среднее в покое, мм рт. ст.; находится по формуле АДср = АДд + (АДс – Адд)/3; АДд — артериальное давление диастолическое, мм рт. ст.; АДс — артериальное давление систолическое, мм рт. ст.; В — возраст в годах; МТ — масса тела, кг; – длина тела, см.
Полученное цифровое значение оценивалось с учетом 5 уровней физического состояния: 0,255–0,375 – «низкое», 0,255–0,375 — «ниже среднего», 0,376–0,525 — «среднее», 0,526–0,675 — «выше среднего», 0,826 и более — «высокое» [13].
Оценку кардиореспираторной системы проводили по характеристикам частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД), пульсового давления (ПД) и минутного объема кровообращения (МОК).
Рассчитывали среднее арифметическое значение показателей (М), среднеквадратичное отклонение (s) и стандартную ошибку (m). В соответствии с рекомендациями ряда авторов в работе использовались параметрические методы обработки материала с учетом нормального гауссовского распределения изучаемых количественных признаков во всех возрастных группах. Оценка достоверности различий средних величин независимых выборок проводилась с помощью t-критерия Стьюдента. Различия между значениями показателей при уровне Р<0,05 считали статистически значимым.
Результаты исследования и их обсуждение. Динамика значения результатов антропометрических измерений студентов ИРНИТУ представлена в таблице 1.
Таблица 1
Результаты антропометрических измерений студентов ИРНИТУ в начале и конце наблюдения
Показатели |
Девушки |
Юноши |
||
Начало учебного года |
Конец учебного года |
Начало учебного года |
Конец учебного года |
|
Длина тела (см) |
164,2±0,39 |
164,99±0,51 |
177,0±41 |
177,15±0,64 |
Масса тела (кг) |
57,0±0,52 |
56,63±0,75 |
68,9±0,63 |
68,33±0,89 |
Окружность грудной клетки (см) |
87,1±0,23 |
87,47±0,41 |
92,3±0,34 |
93,11±0,67 |
Динамометрия правой руки (кг) |
22,3±0,31 |
24,27±0,53 |
41,5±0,28 |
45,0±0,68 |
Динамометрия левой руки (кг) |
20,7±0,3 |
23,67±0,52 |
40,8±0,27 |
45,0±0,68 |
ЖЕЛ (л) |
2,45±0,03 |
2,75±0,04 |
4,02±0,04 |
4,13±0,06 |
Длина и масса тела, ОГК как у юношей, так и у девушек не изменились в течение учебного года. Однако регистрируются достоверные отличия в физиометрических характеристиках (Р<0,05). Так, у девушек и юношей регистрируется прирост в показателях динамометрии силы кистей обеих рук и ЖЕЛ, что можно расценивать как повышение резервных возможностей организма обучающихся в вузе.
Характеристика состояния сердечно-сосудистой системы, уровня адаптационного потенциала и УФС у студентов ИРНИТУ приведена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика функциональных показателей сердечно-сосудистой системы, уровня адаптации и УФС у студентов ИРНИТУ
Показатели |
Девушки |
Юноши |
||
Сентябрь 2015 г. |
Май 2016 г. |
Сентябрь 2015 г. |
Май 2016 г. |
|
ЧСС уд/мин |
79,8±0,2 |
72,6±0,1 |
72,6±0,1 |
71,0±0,1 |
САД мм рт. ст. |
105,7±0,2 |
105,2±0,3 |
118,7±0,2 |
119,2±0,1 |
ДАД мм рт. ст. |
69,1±0,1 |
69,3±0,2 |
67,2±0,2 |
67,6±0,3 |
ПД мм рт. ст. |
36,8±0,2 |
37,1±0,1 |
51,5±0,3 |
51,1±0,1 |
МОК л/мин |
4,22± 0,1 |
4,25±0,1 |
4,49±0,3 |
4,45±0,2 |
АП усл. ед. |
2,73 ±0,01 |
1,92±0,02 |
2,85 ±0,02 |
1,98±0,01 |
УФС усл. ед. |
0,36±0,001 |
0,70 ±0,001 |
0,35±0,007 |
0,69±0,008 |
Из таблицы 2 видно, что у студентов установлено урежение ЧСС (Р<0,05) в конце наблюдения (май 2016 г.) по сравнению с началом (сентябрь 2015 г.), что обусловлено эффективностью учебных здоровьесберегающих технологий обучения предмету на кафедре физической культуры ИРНИТУ. Урежение ЧСС свидетельствует об улучшении адаптации состояния кардиореспираторной системы к физическим нагрузкам у занимающихся физической культурой.
Результаты исследования САД и ДАД в начале и конце наблюдения (сентябрь 2015 г. — май 2016 г.) свидетельствуют об отсутствии достоверных отличий (Р>0,05) в характеристиках этих показателей сердечно-сосудистой системы как у юношей, так и у девушек. Минутный объем кровообращения достоверно не отличается у студентов во всех наблюдаемых группах. При этом значимых изменений ПД и МОК в динамике к концу наблюдения не отмечено (Р>0,05).
Значение показателя адаптационного потенциала (АП) в гендерных группах студентов в начале наблюдения свидетельствует о напряжении механизмов адаптации организма (значение выше 2,6 усл. ед.). В конце наблюдения отмечается уменьшение значения показателя АП у девушек до 1,92±0,02, у юношей снижается до 1,98±0,01 усл. ед., что расценивается как удовлетворительная адаптация их организма к физическим нагрузкам [5].
Уровень физического состояния (УФС) студентов ИРНИТУ в начале наблюдения был ниже среднего: 0,36±0,001 у девушек и 0,35±0,007 усл. ед. у юношей. К концу учебного года установлено улучшение уровня физического состояния до 0,70±0,001 у девушек и 0,69±0,008 усл. ед. у юношей (Р<0,05).
Предполагаем, что рост уровня АП и УФС у студентов указывает на повышение приспособительных реакций их организма на физическую нагрузку, что связано с использованием аэробных физкультурно-оздоровительных тренировочных программ, проводимых на кафедре физической культуры ИРНИТУ. В данном случае можно говорить о роли здоровьесберегающих технологий, направленных на развитие физических качеств, прежде всего общей выносливости, и укрепление функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Подобная динамика улучшения функционального состояния организма была получена среди студенток Сибирского федерального госуниверситета в г. Красноярске [12], а также у студентов Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ) [7].
Динамика распределения девушек и юношей по УФС (в %) приведена в таблице 3.
Как видно из таблицы 3, в начале учебного года (сентябрь 2015 г.) у 35,2% студентов-юношей отмечен «средний» уровень УФС, а остальные юноши в основном отнесены к градациям «ниже среднего» и «низкий» показатель (37,3 и 20,5% соответственно). У девушек характеристика УФС несколько лучше. К «среднему» уровню отнесены 40,3% студенток, а количество девушек с градациями «ниже среднего» и «низкий» составляет 29,7 и 16,2% соответственно.
Среди девушек к концу учебного года количество студенток с градацией «средний» УФС возросло в 1,3 раза (с 40,3 до 52,4%), а с уровнями «выше среднего» и «высокий» возросло в 1,27 и 1,8 раза соответственно, при этом с уровнями «ниже среднего» и «низкий» снизилось в 1,5 и 1,58 раза соответственно.
Таблица 3
Динамика распределения студентов юношей и девушек по УФС (%)
УФС |
Сентябрь 2015 г. |
Май 2016 г. |
||
Юноши |
Девушки |
Юноши |
Девушки |
|
Низкий |
20,5 |
16,2 |
16,1 |
10,2 |
Ниже среднего |
37,3 |
29,7 |
30,3 |
19,1 |
Средний |
35,2 |
40,3 |
41,7 |
52,4 |
Выше среднего |
6,2 |
12,6 |
10,2 |
16,1 |
Высокий |
0,8 |
1,2 |
1,7 |
2,2 |
К концу учебного года (май 2015 г.) количество юношей с уровнем «выше среднего» возросло с 6,2% до 10,2 (в 1,6 раза), «ниже среднего» снизилось с 37,3 до 30,3%. Количество студентов с «низким» уровнем снизилось в 1,27 раза (с 20,5 до 16,1%), а со «средним» возросло с 35,2 до 41,7%.
Таким образом, студенты технического университета обладают различным диапазоном резервных и адаптационных возможностей. Это позволило педагогам на занятиях физической культурой использовать в начале учебного года щадящую, дифференцированную нагрузку с преобладанием упражнений аэробной направленности на развитие общей выносливости. В дальнейшем использовались различные виды двигательной активности со значительным объемом и интенсивностью физической нагрузки.
Выводы:
1. Установлено, что у студентов длина, масса тела и окружность грудной клетки в динамике наблюдения в течение учебного года не претерпевают значительных изменений. Вместе с тем физиометрические показатели (жизненная емкость легких, сила мышц кистей рук) достоверно возрастают к концу учебного года.
2. Признаком адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке является урежение ЧСС. У студентов-юношей ЧСС снизилась с 72,6±0,1 (в начале наблюдения) до 71,0±0,1 (конец наблюдения) ударов в минуту, а у девушек — с 79,8±0,2 до 72,6±0,1 ударов в минуту (Р<0,05).
3. Значение показателя адаптационного потенциала (АП) у студентов в начале наблюдения свидетельствует о напряжении у них механизмов адаптации организма (значение выше 2,6 усл. ед.). В конце наблюдения отмечается достоверное (Р<0,05) уменьшение значения показателя АП у девушек до 1,92±0,02, а у юношей до 1,98±0,01 усл. ед., что свидетельствует об удовлетворительной адаптации организма.
Уровень физического состояния у студентов ИРНИТУ в начале исследования был ниже среднего: 0,36±0,001 у девушек и 0,35±0,007 усл. ед. у юношей. К концу учебного года установлено улучшение уровня физического состояния до 0,70±0,001 у девушек и 0,69±0,008 усл. ед. у юношей (Р<0,05).
4. Повышение уровня АП и УФС у студентов указывает на улучшение приспособительных реакций их организма на физическую нагрузку, что связано с использованием в учебном процессе педагогами кафедры физической культуры ИРНИТУ преимущественно аэробных физкультурно-оздоровительных тренировочных программ.
Библиографическая ссылка
Супрун Н.П., Белобородова И.Д., Колокольцев М.М. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЭРОБНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25751 (дата обращения: 05.12.2024).