Основной целью современных подходов в высшем профессиональном образовании является компетентностный подход. Перспектива использования новых методов обучения обусловлена исследовательским и практико-ориентированным характером [3].
В высшем медицинском образовании выработку профессиональных компетентностей будущих специалистов осуществляют педагоги-медики на клинических кафедрах. Врач любой специальности должен хорошо знать вопросы оказания первой помощи при кровотечениях и травмах. Большой объём информации, получаемый при изучении дисциплины, и необходимость получения первых практических и профессионально-компетентных навыков требуют внедрения новых технологий обучения, позволяющих не только усвоить, но и систематизировать полученные знания [1, 4].
Современное поколение студентов предъявляет заметно повышенные требования как к технологической платформе обучения в целом, так и электронного обучения в частности. В значительной мере это связано с заметно возросшим уровнем компьютерной грамотности «среднего» современного студента [2].
Электронные пособия – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность. Электронный учебник обладает рядом отличительных особенностей, которые объясняют целесообразность разработки и использования его, как самостоятельного средства обучения. В целом электронный учебник значительно экономит время студента, затрачиваемое на рутинные операции по поиску учебного материала, а также при повторении неизвестных или забытых понятий. Использование иллюстраций эффективно, если рядом с интересующим элементом имеется подпись. Обязательным пунктом является дополнительная видеоинформация или анимированные клипы, сопровождающие разделы курса, трудные для понимания в текстовом изложении. Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренном или замедленном темпе [5].
Применение электронных учебных пособий в процессе преподавания в медицинском вузе позволяет использовать дополнительные методы работы в педагогическом процессе. Основные параметры, отличающие электронные учебники от бумажной книги, это: мультимедийность – возможность представлять информацию не только в текстовом формате, но и в аудио- и видео- форматах; интерактивность – взаимодействие с интерфейсом; динамичность содержания – возможность внесения дополнений или изменений в учебник; поддержка он-лайн – позволяет размещать интернет-материалы [6].
И поэтому целью нашей работы является оценка эффективности использования электронного учебного пособия в образовательном процессе по дисциплине «Первая помощь при кровотечениях и травмах».
Материалы и методы
Был создан практикум по дисциплине «Первая помощь при кровотечениях и травмах» в программе Sun Rav BookEditor в соответствии с учебно-методическим комплексом дисциплины. Электронное образовательное учебное пособие (ЭОУП) было разработано студентами Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, обучающимися на 3-ем курсе по специальности «лечебное дело» и научными руководителями – преподавателями кафедры медицинской информатики и общей хирургии им. проф. М.И. Гульмана. Он содержит аннотацию к практическому занятию, вопросы для самоподготовки, фото и видео материал того или иного практического навыка, а также ситуационные задачи и тестовые задания с эталонами ответов. В электронном учебном пособии рассмотрены вопросы оказания первой помощи при кровотечениях (методы временной и окончательной остановки кровотечений), а также травмах (способы транспортной иммобилизации при переломах различной локализации). Готовый практикум в тестовом режиме выставлен на сайт http://krasgmu.ru, где он доступен каждому авторизированному пользователю. Предлагаемый медиа-материал был включен в учебный процесс дисциплины «Первая помощь при кровотечениях и травмах», на базе кафедры общей хирургии им. проф. М.И. Гульмана ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого (рисунок 1).
Рис. 1. Содержание ЭОУП
Для исследования эффективности использования студентами электронного учебного пособия было проведено анкетирование 106 студентов 3 курса по специальности 060101 – лечебное дело. Анкетирование проводилось в режиме on-lain в программе Testograf.ru, с помощью которой в дальнейшем была произведена обработка полученных результатов (рисунок 2).
Анкета включала в себя следующие вопросы: как Вы относитесь к электронным учебникам; пользуетесь ли Вы электронными учебниками; какие книги Вы предпочитаете больше; в чем, на Ваш взгляд, состоит преимущества электронных учебников, а также недостатки.
Рис. 2. Результаты анкетирования программы Testograf.ru
В работе применены методы корректного статистического анализа, результаты статистической обработки сведены в графики.
Результаты и обсуждение
В анкетировании приняло участие 106 респондентов. Полученные нами данные позволяют говорить о том, что в 59,05 % отношение к ЭОУП положительное, 34,29 % относятся нейтрально к электронным пособиям и 6,67 % отрицательно (рисунок 3).
Рис. 3. Отношение респондентов к ЭОУП
74,29 % студентов используют в образовательном процессе электронные учебные пособия и 25,71 % предпочитают печатные варианты учебников (рисунок 4).
Рис. 4. Использование ЭОУП в образовательном процессе
Что подтверждают ответы на следующий вопрос: только 6,67 % респондентов регулярно используют электронные пособия; 45,71 % предпочитают бумажные и 47,62 % выбирают вид учебного пособия в зависимости от ситуации. 36,19 % считают преимуществом электронных учебных пособий их компактность и удобство в использовании; 26,67 % анкетированных студентов охотно используют электронную технику и гаджеты в повседневной жизни; 15,24 % отмечают как преимущество наличие гиперссылок в ЭОУП, что позволяет быстрее ориентироваться в материале, а также наличие иллюстраций и видеоматериала (рисунок 5).
Рис. 5. Преимущества использования ЭОУП в образовательном процессе
Недостатком пособия 43,81 % отмечают недостаточный навык использования электронных пособий, а также быстрая усталость глаз (рисунок 6).
Рис. 6. Недостатки использования ЭОУП в образовательном процессе
Выводы
Учитывая возрастающий объем внеаудиторной работы студентов, ЭОУП позволяет оказать методическую помощь учащемуся в ходе подготовки к практическому занятию. Использование в учебном процессе ЭОУП позволяет оптимизировать образовательный процесс при изучении дисциплины «Первая помощь при кровотечениях и травмах» и повысить эффективность усвоения учебного материала студентами.
Библиографическая ссылка
Винник Ю.С., Дунаевская С.С., Васильева М.Р. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОСОБИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ И ТРАВМАХ» // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25743 (дата обращения: 05.12.2024).