Поиск новых путей снижения заболеваемости недоношенных детей является одной из важнейших задач современной неонатологии. Это является наиболее перспективным на основе междисциплинарного подхода с синтезом новейших достижений как практической, так и фундаментальной науки.
Свободнорадикальное окисление является неизбежным следствием жизни в богатой кислородом атмосфере. Низкий или умеренный уровень свободных радикалов необходим для процессов созревания клеточных структур и играет важную роль в системе защиты организма. В настоящее время известны три основных класса прооксидантов: ксантиноксидаза, НАДФH-оксидаза и миелопероксидаза.
Антиоксиданты являются ингибиторами окисления, образуются эндогенно или поступают из экзогенных источников. В настоящее время известны следующие эндогенные антиоксиданты: супероксиддисмутаза (СOД), которая преобразуют кислород в пероксид водорода, каталаза (КАТ) и глутатионпероксидаза (ГП), преобразующие пероксид водорода в воду и молекулярный кислород.
Особенности антиоксидантного статуса у недоношенных новорожденных
Данные о роли антиоксидантных систем во время эмбрионального и неонатального развития постоянно меняются. Установлено, что антиоксидантная система плода активируется в последнем триместре беременности на фоне активного проникновения через плаценту к плоду не энзимных антиоксидантов. Это своего рода подготовка плода к переходу из внутриутробной гипоксической (рО2 около 30 мм рт. ст.) в гипероксическую среду (рО2 около 100 мм рт.ст.) с образованием каскада прооксидантов [20].
Ряд исследований показали, что активность антиоксидантов (супероксиддисмутазы, каталазы, глутатионпероксидазы) повышается после 20-й недели гестации. Дефицит антиоксидантов у недоношенных детей обусловлен недостатком эндогенной продукции и прекращением поступления их от матери через плаценту. Закономерно, что данная категория детей составляет особую группу новорождённых, угрожаемых по оксидантному стрессу [5,6, 11, 30, 37,42].
Oka с соавторами в своей работе, проведённой совместно с кафедрой физиологии, биохимии и молекулярной биологии, дали сравнительную оценку антиоксидантной защиты у доношенных и недоношенных новорождённых при рождении, через 3 и 72 часа жизни. Результаты показали резкий дисбаланс между окислительными и антиоксидантными системами у недоношенных детей в течение первых 72 часов жизни, а именно: высокую концентрацию гидроперекисей, более низкий уровень токоферола, бета-каротина, мелатонина, церулоплазмина, трансферрина, супероксиддисмутазы и глутатионпероксидазы [31].
Усугубляет данную ситуацию высокий уровень свободного железа у новорождённых, приводящий к реакции с пероксидом водорода и образованию высокотоксичных гидроксильных радикалов – прооксидантов (реакция Фентона) [38]. Даже относительно высокий уровень антиоксиданта – аскорбиновая кислота, в течение короткого периода времени после рождения мало меняет ситуацию [34].
Morton R. с соавторами в исследовании на животных установили низкие значения СOД у недоношенных моделей до 20 дней постнатальной жизни, а ГП до 100 дней жизни относительно доношенных моделей. Также было отмечено, что недоношенные модели животных не способны индуцировать СOД и ГП в ответ на окислительный стресс [27].
Оксидативный стресс в патогенезе развития заболеваний у недоношенных новорожденных
В настоящее время оксидативный стресс рассматривается как один из важнейших факторов в патогенезе многих патологических процессов, протекающих у плода и новорожденного. Низкая эффективность антиоксидантной системы у младенцев не в состоянии противостоять вредному воздействию свободных радикалов, что проводит к повреждению на клеточном, тканевом и органном уровне [24, 25].
В 1988 году Saugstad O.D. с соавторами впервые выдвинул гипотезу, что заболевания неонатального периода по этиологии и патогенезу принадлежат к когорте «кислородно-радикальных болезней» [38]. Позднее данная гипотеза нашла подтверждение в ряде исследований. Низкие значения антиоксидантных ферментов относительно здоровых новорождённых были установлены у детей с задержкой внутриутробного развития. Steinhorn R.H. с соавторами отметили окислительный стресс как причину персистирующей легочной гипертензии у новорожденных (ПЛГ), приводящей к сердечно-легочной недостаточности в первые часы и дни после рождения [44]. Ряд исследований указывает на позитивное влияние СОД на сосудистую сеть легких [41, 49]. Внеклеточная супероксиддисмутаза (СОД3) в большом количестве экспрессируется в легочной ткани и гладкой мускулатуре и выступает в качестве ключевого регулятора вазодилатации и антиоксидантного статуса при ПЛГ [13, 14, 43, 45].
О роли антиоксидантов в патогенезе поражения головного мозга впервые заговорили в 1987 году, когда Эпштейн с соавторами начали исследовательскую работу с использованием трансгенных (Tg) мышей, экспрессирующих в три раза больше обычного количество СОД. У Tg мышей гетерозигот трехкратное увеличение активности цитоплазматической СОД (СОД1) наблюдалось во всех областях мозга, в то время как у гомозигот – пятикратное увеличение активности данного фермента [9,12].
Роль СОД1 при ишемии головного мозга дополнительно подтверждается при исследовании СОД1-дефицитных мышей, у которых после перенесённой церебральной ишемии отмечалось тотальное поражение нейронов головного мозга [22].
Теория кислородно-радикальных болезней нашла своё подтверждение в исследовании Tataranno M.L. с соавторами в 2015 году, которые установили специфические маркеры окислительного стресса в плазме новорожденных с перинатальным поражением головного мозга [46]. Причина данного явления кроется в патогенезе развития внутрижелудочкового кровоизлияния (ВЖК) и перивентрикулярной лейкомаляции (ПВЛ). У глубоко недоношенных детей нарушение мозгового кровообращения – основной механизм поражения головного мозга. Важными модуляторами мозгового кровотока в развивающемся мозге являются циклооксигеназа 2 (ЦОГ-2) и простагландины (Рg). Продукция ЦОГ-2 индуцируется гипоксией, артериальной гипотонией. Полученные Рg стимулируют производство и высвобождение мультифункциональных цитокинов, которые осуществляют регуляцию клеточной пролиферации, дифференцировку, апоптоз и ремоделирование экстрацеллюлярного матрикса: сосудистый эндотелиальный фактор роста, трансформирующий фактор роста-бета и эндотелин-1. Перинатальная гипоксия изменяет механизмы, регулирующие мозговой кровоток, и вызывает каскад биохимических реакций, ведущих к окислительному повреждению головного мозга в результате чрезмерного образования свободных радикалов. Окислительные радикалы, образующиеся при ишемии-реперфузии, приводят к гибели преолигодендроцитов через рецепторный и внерецепторный механизмы. При диффузном поражении белого вещества головного мозга отмечается превалирование активированной микроглии, которая вовлекается в продукцию активных форм кислорода и азота [21, 48]. Они дополнительно повреждают преолигодендроциты, находящиеся в стадии ранней дифференцировки [31, 49].
Окислительный стресс рассматривается как одна из причин развития патологии со стороны дыхательной системы [17]. У глубоко недоношенного новорождённого легочная адаптация затруднена в связи с низкими морфологическими, функциональными и особенно биохимическими показателями лёгких. Оксидантный стресс при ничтожно низкой антиоксидантной защите содействует экспрессии цитокинов и инициации воспалительного процесса, что приводит к повреждению эпителия дыхательных путей и дезактивации поверхностно-активного вещества – сурфактанта [29]. Нарушение альвеолярного и сосудистого развития лёгких, воспаление и окислительное повреждение развивающегося легкого – патогенетическая основа развития БЛД.
Терапевтические стратегии уменьшения действия свободных радикалов
В настоящее время множество исследований направлено на поиск методов терапии, уменьшающей действие свободных радикалов. Многие потенциальные терапевтические антиоксиданты уже исследованы, в частности, при заболеваниях новорожденных. Было показано, что окислительные повреждения кишечного тракта были снижены за счет применения СОД, ГП и N-ацетилцистеина [32].
Гипербарическая оксигенация и энтеральное введение глютамина в комбинации с аргинином путем модуляции антиокислительных механизмов защиты показали благоприятные исходы у новорождённых с некротическим энтероколитом (НЭК).
Мелатонин и его метаболиты, являясь сильными антиоксидантами, имеют важное значение в защите от свободных радикалов [26]. В исследованиях было показано, что мелатонин снижает действие свободных радикалов при ишемии тканей различных органов с последующей реперфузией [25]. Gitto Е. и др. показали, что лечение мелатонином может уменьшить тяжесть респираторного дистресс синдрома (РДСН) у недоношенных новорожденных, путём купирования воспаления [15, 16]. Кроме того, было показано, что терапия мелатонином снижает тяжесть течения НЭК в моделях новорожденных крыс, а также оказывает нейропротективное действие в лечении гипоксически-ишемической энцефалопатии у новорожденных [4, 8, 27, 35]. Sampath V. et al. пришли к выводу, что эндотрахеальное введение рекомбинантного человеческого СОД, мелатонина и сурфактанта может уменьшить повреждение легких у недоношенных новорожденных, получающих механическую вентиляцию при РДСН [40].
Экзогенные антиоксиданты, такие как витамины А, Е и рекомбинантный человеческий СОД считаются в состоянии предотвратить БЛД [7, 9].
СОД широко используется в экспериментальных исследованиях с церебральной ишемией и реперфузией. Однако чрезвычайно короткий период полураспада немодифицированной СОД в течение 6 минут в циркулирующей крови, а также ее неспособность пройти через гематоэнцефалический барьер обусловило безуспешность лечения ишемии головного мозга. Тем не менее модифицированный фермент с увеличенным периодом полураспада, такой как конъюгированный СОД, был успешно использован для уменьшения объёма инфаркта у крыс, которые были подвергнуты очаговой ишемии головного мозга [18, 36].
Влияние генетического полиморфизма генов антиоксидантной системы на риск возникновения и тяжесть кислородно-радикальных болезней у глубоко недоношенных детей
В последнее время накапливается все больше данных, свидетельствующих о том, что именно полиморфизм единичных нуклеотидов, за счет формирования специфических аллелей генов, вносит важный вклад в особенности развития защитных реакций. Генетическая предрасположенность может включать в себя специфические полиморфизмы, определяющие степень антиоксидантной защиты [1,10].
Полиморфизм генов антиоксидантной защиты широко исследован среди взрослого населения и связан с опасностью возникновения онкологических, нейродегенеративных, эндокринных и офтальмологических заболеваний [47]. Установлена взаимосвязь полиморфизма гена, кодирующего синтез внеклеточной СОД с риском развития обструктивных заболеваний легких [23].
На современном этапе изучение генетической изменчивости ферментов антиоксидантной защиты и определение их роли в развитии перинатальных заболеваний у недоношенных детей приоритетно. Учитывая патогенез заболеваний у недоношенных детей, в основе которого лежит окислительное повреждение, разумно предположить, что полиморфизм генов антиоксидантной защиты влияет на исход заболеваний у данной категории детей и может лечь в основу разработки терапевтических вмешательств и прогнозирования исходов.
Manar M.H. с соавторами на основании исследования небольшой популяции недоношенных новорожденных связали полиморфизм гена кодирующего фермент глутатион-S-транферазу (ГST) с низкой активностью с высоким риском развития БЛД [23].
В исследовании на взрослой популяции установлено, что гетерозиготный вариант полиморфизма гена ГST P1 (Ile104Val) был связан с защитным эффектом от хронической обструктивной болезни лёгких (ХОБЛ) у человека в отличие от гомозиготного варианта генотипа, который показал тенденцию к увеличению ХОБЛ [50]. Однако Sampath с соавторами в популяции новорождённых не установили какой-либо связи между данным вариантом полиморфизма гена ГST P1 и развитием БЛД [40].
Павлинова Е.Б. провела анализ частоты встречаемости полиморфных вариантов генов митохондриальной СОД (СОД2) и глутатионцистеинлигазы (GCL) у недоношенных детей из группы риска развития БЛД. Половина детей, развивших БЛД, имели гетерозиготный генотип 129 СТ GCLC, а полиморфный генотип 58 ТС SOD2 был диагностирован у 25 % пациентов [2,3]. Панченко А.С. в своем исследовании подтвердила, что течение бронхолегочной дисплазии у недоношенных детей сопровождается высокими показателями прооксидантной и низкими – антиоксидантной активности. Наиболее тесно связанными с развитием БЛД оказались аллели мутантных генов микросомальной эпоксидгидролазы EPHX 1 (Tyr113His), синтазы оксида азота (NOS3) (Т786 С), а также СОД2 (С60Т) [1]. Противоречивые данные были получены в работе Sutton A. с соавт., где было установлено снижение уровня СОД2 при полиморфизме гена СОД2 (rs4880), однако, исследователи не смогли связать это с высокой частотой развития БЛД у новорожденных [19, 45]. Возможным объяснением данного факта является малое количество СОД2 в легких плода и наличие других дисмутаз, которые могут компенсировать функции СОД2.
В 2012 году Giusti B. с соавторами провели исследование с включением 152 недоношенных новорожденных со сроком гестации менее 28 недель. Было изучено 10 полиморфизмов генов СОД и КAT, чтобы оценить их возможную корреляцию с тяжестью перинатальных заболеваний. Уменьшение риска возникновения ПВЛ было связано с rs2536512 полиморфизмом гена внеклеточной СОД (СОД3), а полиморфизм rs8192287 гена СОД3 показал себя как защитный фактор, предотвращающий ВЖК. Также было установлено, что повышение уровня фермента СОД1 снижает риск РДС, ВЖК и ретинопатии недоношенных (ROP); СОД2 – повышает риск ПВЛ и снижает риск РДС, ВЖК, а СОД3 – уменьшает риск БЛД и ВЖК. Анализ распределения генотипов показал, что гомозиготные пациенты для rs4880 полиморфизма СОД2 имели значительно более низкий гестационный возраст и вес при рождении, в то время как гомозиготные пациенты для rs5746136 полиморфизма СОД2 имели только низкий гестационный возраст [19].
Заключение
Таким образом, на сегодняшний день заболевания неонатального периода можно отнести к когорте «кислородно-радикальных болезней». Группу высокого риска составляют глубоко недоношенные дети, в связи с несостоятельностью их антиоксидантной системы. В настоящее время продолжается активное изучение не только роли последней в развитии перинатальных заболеваний, но и разработка терапевтических вмешательств. Параллельно начаты исследования влияния полиморфизма генов антиоксидантной защиты на тяжесть течения заболеваний у недоношенных детей. Полученные данные противоречивы и поэтому вызывают повышенный интерес исследователей. Более глубокое понимание патогенеза развития БЛД и поражения ЦНС необходимо для выявления недоношенных детей с особо высоким риском развития заболеваний, разработки превентивных терапевтических стратегий и прогнозирования исходов.
Библиографическая ссылка
Савченко О.А., Павлинова Е.Б., Мингаирова А.Г., Власенко Н.Ю., Полянская Н.А., Демченко В.И., Киршина И.А. ПОЛИМОРФИЗМ ГЕНОВ АНТИОКСИДАНТНЫХ ФЕРМЕНТОВ КАК ФАКТОР РИСКА РАЗВИТИЯ РАДИКАЛЬНО-ИНДУЦИРОВАННЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ У НЕДОНОШЕННЫХ НОВОРОЖДЁННЫХ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25732 (дата обращения: 05.12.2024).