Построение нового общества во многом зависит от системы экономического образования учащихся, воспитания гражданских и патриотических качеств подрастающего поколения. Экономическое образование является средством социализации личности учащихся, так как динамика развития и масштабность экономической сферы требуют не только умения легко обучаться и быстро переучиваться, но и быть инициативным, творческим и компетентным в своем деле. Экономическое образование формирует особую систему экономических понятий, образующую единое смысловое, символьное и языковое пространство экономики, способствующее эффективному взаимодействию в нем людей, создающих экономический продукт, являющийся условием жизнедеятельности как государства, так и людей.
Формирование экономических понятий в школьном образовании - одна из важнейших сторон общеобразовательной подготовки школьников. В основном оно осуществляется с помощью базовых учебных предметов: математики, истории, географии, обществознания, трудового обучения, информатики, в содержании которых отражены предметно-значимые аспекты экономики. География как школьный предмет занимает видное место в экономическом образовании школьников, что обусловлено спецификой географического подхода к изучению современного общества, включая его экономическую систему.
Проблемы формирования экономических понятий в общеобразовательной школе рассмотрены в работах целого ряда педагогов-психологов (Ю.К. Васильева, Л.П. Куракова, B.C. Кукушина, Б.Т. Лихачева, А.С. Нисимчука и др.) [1; 4-6].
Проблемы экономического образования в школьной географии в разное время освещали Г.П. Аксакалова, В.П. Дронов, Л.В. Даринский, О.В. Лосева, В.В. Булгаков, В.В. Николина, М.К. Ковалевская, В.Я. Ром, В.П. Максаковский, И.К. Орфанов и др.
Особую роль в экономической подготовке школьников играет курс «География России», в котором традиционно изучаются знания, связанные с изучением хозяйства страны, его отраслей и отдельных регионов, своей малой родины, а также роли трудовых ресурсов (человеческого капитала) в развитии экономики страны, именно здесь учащиеся знакомятся с основными экономическими понятиями, изучают производство в территориальном разрезе, овладевают умениями экономического анализа [3].
Основная цель экономического образования в географии, по мнению В.П. Дронова, состоит в развитии способности личности вести экономический анализ процессов и следствий, возникающих при взаимодействии населения, природы и хозяйства на определенной территории [5; 6]. Понятия необходимы для объяснения и систематизации фактов, осмысления других понятий и формирования знаний. Процесс формирования понятий протекает эффективно, если выделенные учителем типические черты создаваемых образов осмысливаются учениками как признаки понятий.
В этой связи главными становятся образовательные задачи по формированию у учащихся: 1) системы знаний и умений, позволяющих проводить количественную оценку эффективности территориальной организации общества (как поэлементную, так и комплексную); 2) первичных навыков выявления и параметризации экономически значимых причинно-следственных связей в системе «природа - население - хозяйство»; 3) правильной ценностной ориентации, направленной на сохранение окружающей среды; 4) понимания места и роли России в мировой экономической системе.
В 1980-е гг. содержание системы экономических знаний рассматривалось в работах М.К. Ковалевской и В.Я. Рома. В состав системы экономических знаний в курсе «География СССР» были включены понятия «народное хозяйство», «комбинирование», «кооперирование», «концентрация», «специализация», «отрасль промышленности», «межотраслевой комплекс», «производство», «трудовые ресурсы», «экспорт», «импорт», «территориальная организация производства». В разделах курса, посвященных географии промышленности, транспорта и сельского хозяйства, получили применение такие экономические понятия, как «эффективность», «производительность», «оптимальность», используемые при проведении экономических расчётов.
В настоящее время проблема формирования экономических понятий в курсе «Географии России» сохраняет свою актуальность. Учителя отмечают, что учащиеся испытывают затруднения, связанные с усвоением и применением экономических понятий. Особенно сложными для изучения являются понятия, имеющие абстрактный характер, а также деятельность учащихся по выявлению экономико-географических причинно-следственных связей, экономических проблем и путей их решения [5].
Необходимость обучения владению понятийным аппаратом определяется и требованиями государственной итоговой аттестации по географии (ОГЭ И ЕГЭ), в рамках которой учащиеся должны раскрывать основные научные понятия, прослеживать логические взаимосвязи между природными и экономическими явлениями, формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы и т.д. Как показывает опыт ЕГЭ по географии, наиболее сложными для учащихся являются задания, связанные с усвоением именно экономико-географических и экономических понятий.
Как известно, понятия - это стержень, ядро теоретических знаний. Понятие - это форма человеческого мышления, в которой выражаются общие и существенные признаки вещей, связи данного предмета с другими, его происхождение и развитие. Учитель должен использовать уже имеющиеся в наличии знания, через раскрытие и обобщение которых и происходит формирование понятий. В процессе обобщения происходит разработка структуры понятия, определение и конкретизация его признаков и, как следствие, обогащение понятия на новом уровне. Сложность процесса формирования понятий состоит в том, что параллельно с ним происходит формирование абстрактного мышления. Для его же формирования необходимы не только понятия, но и факты, оценки, причинно-следственные связи, умозаключения и выводы, работа с которыми и над которыми происходит непосредственно на уроке.
В школьной географии понятия являются важнейшими единицами усвоения, отражающими существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятия имеют строгое логическое определение, включающее родовое слово с перечислением существенных признаков. В процессе формирования понятия учитель организует целенаправленную мыслительную деятельность учащихся по осмыслению этих существенных признаков [11].
Усвоение понятий включает несколько этапов:
- демонстрация или описание учащимся предметов и явлений, формирование образов, представлений;
- сравнение с подобными объектами или явлениями;
- выявление и разбор существенных признаков;
- абстрагирование выделенных свойств путем закрепления их в термине, введение определения формируемого понятия;
- включение понятия в решение учебных задач [11].
Понятия различают по соподчинению между ними, по степени абстракции, по объему. Так, важное место в системе географо-экономических знаний занимает понятие «эффективность территориальной организации общества». Оно является ведущим по отношению к понятиям «эффективность природопользования», «эффективность размещения производства» и «эффективность расселения населения», которые имеют подчиненное значение. Данные понятия служат базой для формирования собственно географических категорий: «географическое разделение труда», «факторы размещения производства» и др.
Выделяют также общенаучные и общегеографические понятия. К общенаучным относятся понятия, которые применяются не только в географии, но и в других науках.
В школьном курсе «География России» к общенаучным относятся понятия «промышленность», «территория», «экономика» и т.д. Эти понятия изучаются не только в курсе географии, но и в рамках других учебных предметов.
Многие понятия в ходе изучения курса усложняются, развиваются и углубляются. Например, понятие «промышленность» рассматривается как экономическая система отраслей и предприятий, то есть это понятие является ведущим по отношению к ведомым понятиям «отрасль», «предприятие» и т.д.
Понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания. В качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены не только понятия, но также модели, схемы, системы знаний, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования. Все они имеют универсальный (метапредметный) характер. Если учитель, работая с новым экономическим понятием, передает учащемуся обобщенный способ работы с любым предметным понятием, то он поднимается с предметного уровня на метапредметный. Метапредметный подход позволяет не запоминать, а осмысливать, прослеживать происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, как бы заново открывать понятия [13].
В школьном курсе «География России» наиболее широко используются такие экономические понятия, как «экономика», «предприятие», «отрасль», «межотраслевой комплекс», «производство», «специализация», «комбинирование» и «кооперирование производства», «себестоимость продукции», «производительность труда» и т.д. Эти понятия тщательно отобраны, они отражены в требованиях к результатам усвоения содержания дисциплины.
В содержании учебников и других компонентов УМК курса «География России» разных авторских линий количество экономических понятий непостоянно, оно может быть чуть больше или меньше. В среднем их число около 10. Увеличивать количество экономических понятий нецелесообразно, так как возникнет учебная перегрузка школьников. Вот почему методической ошибкой надо считать толкование большинства терминов понятиями. Многие знания формируются у школьников на уровне представлений, которые являются начальным этапом образования у школьников научных понятий.
Подавляющее большинство новых понятий формируется в разделе «Общий обзор хозяйства» курса «География России». Далее при рассмотрении отраслей и межотраслевых комплексов понятия конкретизируются, теоретические знания насыщаются новыми географическими представлениями, фактами, номенклатурой посредством организации работы учащихся с разнообразными тематическими картами и статистическими материалами. Так как экономические понятия в разделе имеют достаточно абстрактный характер, для их лучшего понимания необходимо использовать наглядные схемы: структурные, генетические, классификационные [11].
В понятийном аппарате регионального раздела курса «География России» центральным понятием долгое время был «экономический район». С усилением комплексного подхода в содержании школьной географии и переходом к изучению комплексных природно-хозяйственных регионов России понятие «экономический район» потеряло прежний смысл. Однако целиком отказаться от этого понятия не представляется возможным, так как на этой основе продолжает строиться вся отечественная региональная статистика. Дело в том, что, несмотря на рыночный характер развития российской экономики, экономические районы продолжают оставаться объективно существующими территориальными образованиями.
Совершенно очевидно, что изучение курса «География России» требует учета современных реалий развития экономики в стране и мире в целом. В содержании курса появляются и развиваются новые знания, трактовка ряда экономических понятий претерпевает существенные изменения.
Например, в настоящее время потеряли свое значение такие некогда важные понятия советской экономико-географической школы, как «комбинат», «промышленный узел», «территориально-производственный комплекс». В современной рыночной экономике роль комбинирования весьма ограниченна [7].
В то же время в школьном географическом образовании возникла острая необходимость выбора новых значимых понятий современной экономической науки, необходимых для раскрытия сущности современных географических процессов и явлений. Среди них такие понятия, как «кризис», «устойчивое развитие», «кластер», «свободная экономическая зона», «рынок труда», «фирма», «конкуренция», «хозяйствующий субъект» и многие другие [2; 8; 12].
В российской экономике появились проблемы, связанные с существованием различных форм безработицы, сокращением возможностей трудоустройства, различий в оплате труда специалистов одинаковой квалификации в государственных и частных предприятиях и учреждениях и др. Проблемы монополизации производств, нехватки рабочих рук в регионах, усиления экологических загрязнений территорий, ухудшения общего качества жизни явились основой для появления в школьном географическом образовании целого ряда новых экономических представлений и понятий.
Современный этап развития школьной географии требует усиления практической направленности обучения, связей содержания изучаемого материала с жизнью, в том числе посредством решения учебных экономических задач. Это могут быть задачи, направленные на простейшие экономические расчёты, экономическую оценку запасов или объемов добычи ресурсов, уровня развития отраслей хозяйства, уровня жизни населения и т.д.
Деятельность учащихся по усвоению понятий можно сделать интересной и увлекательной, а их запоминание активным творческим процессом, используя различные приемы и формы работы. Формирование новых экономических понятий у учащихся может быть реализовано на основе применения различных методических приемов. Среди них:
- изучение научной деятельности российских ученых - экономистов и географов, определение значения их деятельности для развития мировой науки, научного прогресса;
- подготовка кратких сообщений и (или) презентаций, рассказывающих о новейших экономических исследованиях, об опыте в экономии материальных ресурсов в стране, области, городе, селе;
- обращение к этимологии термина, выстраивание ассоциаций;
- использование литературных приемов (подбор антонимов, синонимов);
- выстраивание логических взаимосвязей (построение предложений, содержащих информацию о понятии);
- использование приемов рационального запоминания;
- создание словаря новых экономических понятий;
- конструирование понятия из набора приведенных слов;
- состязательные и ролевые игры («эскалатор», составление кроссвордов и ребусов, аукцион знаний, создание синквейна, игра «контраргумент» и др.) [3; 9; 10].
Итак, усвоение системы новых экономических понятий - сложный и длительный процесс. Он влияет на формирование социальных качеств личности школьника и обеспечивает «проигрывание социальных позиций ученика» («Я - житель», «Я - работник», «Я - исследователь»), что способствует его органичному включению в жизнедеятельность общества на ранних этапах личностного развития. Важнейшими условиями успешного формирования понятий являются системность и использование всего арсенала активных методов и приемов обучения.
Библиографическая ссылка
Беляева Т.К., Пухова А.Г., Таможняя Е.А., Толкунова С.Г. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25727 (дата обращения: 05.12.2024).