В последние десятилетия проблема сохранения здоровья молодого поколения в Российской Федерации становится все более актуальной. Это касается психологического комфорта образовательной среды, высокой умственной и физической работоспособности студентов. Без решения этих задач невозможно дальнейшее социально-экономическое и политическое развитие страны, ее культурное процветание [1, 12].
Большую озабоченность вызывает тенденция прогрессирующего ухудшения состояния здоровья молодого населения нашей страны [4, 9]. Годы учебы в вузе совпадают со временем активного становления молодого организма и всех его подсистем, ведь в этот период происходят главные перемены, предопределяющие формирование профессионального, творческого и социального потенциала будущего специалиста [13]. На этом фоне важнейшее значение приобретает поиск путей улучшения здоровья и увеличения функциональных возможностей организма молодых людей, повышения физической работоспособности и адаптации к обучению будущих высококвалифицированных специалистов. В этом случае многие исследователи рассматривают физическое воспитание как существенный фактор в формировании и реабилитации здоровья молодежи в образовательных учреждениях [3].
Физическое воспитание призвано сохранять и укреплять здоровье студентов, формировать их потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании на последующие периоды жизни, ведь здоровье – главная предпосылка самореализации молодых людей, их способности к учебному и профессиональному труду.
В этом аспекте двигательная активность рассматривается как один из естественных, генетически запрограммированных, немедикаментозных и эффективных факторов оздоровления молодежи. В настоящее время на занятиях физической культурой следует учитывать индивидуальную оценку физического развития и физической подготовленности студентов [6]. Это позволяет четко выявить слабые стороны в развитии их двигательных и функциональных качеств, внести корректировки в учебные программы по физическому воспитанию в вузах и тем самым снизить негативные моменты адаптации студентов к обучению в новой для них образовательной среде.
В последние годы на территории Иркутской области начали проводиться научные исследования [5], касающиеся изучения взаимосвязи конституциональных характеристик организма с двигательными возможностями студентов по методике Р.Н. Дорохова, В.Г. Петрухина (1989) и Б.А. Никитюка, А.И. Козлова (1990). Вместе с тем остаются востребованными вопросы изучения взаимосвязи двигательных возможностей студенток-девушек с учетом их половой дифференциации для совершенствования учебно-воспитательного процесса по физической культуре в вузе.
Цель исследования – дать характеристику взаимосвязи двигательных качеств с индексом полового диморфизма у студенток Иркутской области для повышения эффективности учебных занятий физической культурой в вузе.
Материалы и методы. По методике В.В. Бунака (1941) проведены антропометрические измерения студенток Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ). Всего обследованы 1937 девушек в возрасте 17–20 лет, родившихся в Иркутской области. Конституциональная оценка проводилась по индексу полового диморфизма Дж. Таннера (1968): ИПД = 3 х Dba – Dbc, где Dba — диаметр (ширина плеч), Dbc — диаметр (ширина таза). Тип полового диморфизма оценивали как гинекоморфный при ИПД меньше 73,1, мезоморфия – 73,1 – 82,1, более 82,1 – андроморфия [11].
Для оценки основных двигательных качеств девушек использовались общепринятые тесты, разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры [14]. Для оценки быстроты — бег 20 м с хода (с); скоростной выносливости и ловкости – челночный бег 10 раз × 5 м (с); силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса – вис (с); скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища – подъем туловища (раз); гибкости – наклоны туловища (см); динамической силы мышц нижних конечностей – прыжок в длину с места (см); общей выносливости – бег 5 мин (м). Метаболизм организма оценивали на основании анализа значений измерительных признаков обхватов конечностей и толщины кожно-жировых складок, характеризующих развитие мышечного и жирового компонентов, по методике J. Mateika (1921) [10] с вычислением компонентов тела (жировой, мышечной и костной массы).
Рассчитывали среднее арифметическое значение показателей (М), среднеквадратичное отклонение (s) и стандартную ошибку (m). В работе использовались пакет прикладных программ «Statistica 6.1» и параметрические методы обработки материала с учетом нормального гауссовского распределения изучаемых количественных признаков во всех наблюдаемых группах. Оценка достоверности различий средних величин независимых выборок проводилась с помощью t-критерия Стьюдента. Различие между значениями показателей при уровне Р<0,05 считали статистически значимым [10].
Результаты исследования. Установлено, что по классификации Дж. Таннера у девушек — студенток ИРНИТУ чаще регистрируется мезоморфный тип конституции – 66,65%. Гинекоморфный и андроморфный типы встречаются реже — у 18,45 и 14,92% девушек соответственно (табл. 1). Наличие в структуре распределения по половому диморфизму более половины (66,65%) девушек, имеющих мезоморфный тип, свидетельствует о легкой дисплазии пола. У 14,92% девушек, отнесенных к андроморфному типу, соматотип расценивается как инверсия полового диморфизма.
Приведенные иссследования отличаются от результатов, полученных у студенток г. Воронежа [8], где значительно чаще, чем у представительниц Прибайкалья, регистрируются девушки с гинекоморфным типом конституции, но мало отличаются от результатов, полученных среди женщин первого зрелового возраста в Якутии [2].
У девушек-гинекоморфов длина тела оказалась наименьшей (162,6±0,27 см), несколько выше — у представителей мезоморфного типа (165,1±0,1 см, Р<0,05), а наиболее рослыми оказались представительницы андроморфного типа телосложения (168,7± 0,27 см, Р<0,05).
У девушек гинекоморфного соматотипа масса тела составила 52,7±0,3 кг, у мезоморфного — 55,7±0,17 кг, у андроморфного типа телосложения — 59,9±0,4 кг (Р<0,05). У последних достоверно больше оказались значения показателей окружности грудной клетки (Р<0,05). Выявлено, что в функциональных показателях (жизненная емкость легких и динамометрия силы мышц кистей рук) лидируют представительницы андроморфного типа конституции.
Девушки различных типов полового диморфизма отличаются по уровню двигательных характеристик организма (табл. 1). Лучшее значение в двигательном качестве «быстрота» (тест «бег 20 м с хода») регистрируется у девушек андроморфного типа конституции — 3,65±0,055 с, а худший результат показали представительницы гинекоморфного типа — 4,32±0,12 с (Р<0,05).
Таблица 1
Двигательные качества девушек-студенток ИРНИТУ с учетом полового диморфизма по индексу Дж. Таннера
Двигательные тесты |
Тип полового диморфизма |
||
Гинекоморфия (n=357) 18,45% |
Мезоморфия (n=1296) 66,65% |
Андроморфия (n=289) 14,92% |
|
Бег 20 м с хода |
4,32±0,12 |
4,05±0,03 |
3,65±0,055 |
Челночный бег 10 раз × 5 м (с) |
16,84±0,09 |
16,36±0,08 |
15,96±0,07 |
Вис (с) |
9,3±0,52 |
10,22±0,15 |
9,01±0,3 |
Подъем туловища (раз) |
23,1±0,46 |
22,9±0,20 |
23,57±0,28 |
Наклоны туловища (см) |
18,30±0,34 |
18,12±0,27 |
16,51±0,90 |
Прыжок в длину с места (см) |
148,3±0,76 |
150,6±0,55 |
153,6±1,1 |
Бег 5 мин (м) |
854,3±11,2 |
874±9,2 |
922,7±8,9 |
В тесте «челночный бег 10 раз × 5 м» у девушек разных соматотипов по Дж. Таннеру достоверного отличия в характеристиках показателей скоростной выносливости и ловкости не отмечено (Р>0,05).
В двигательном тесте на общую выносливость – «бег 5 мин» – наилучший результат установлен у девушек андроморфного типа конституции, которые пробежали дистанцию, равную 922,7±8,9 м. Представительницы гинекоморфного типа телосложения пробежали дистанцию на 68,5 м меньше — 854,3±11,2 м (Р<0,05). У девушек-мезоморфов установлен результат, равный 874±9,2 м.
При тестировании силовой и скоростно-силовой выносливости мышц туловища (тест «вис»), характеризующей силовые способности мышц верхнего плечевого пояса, достоверные различия отмечаются лишь между девушками андроморфного (9,01±0,3) и мезоморфного типов конституции (10,22±0,15, Р<0,05).
В тесте «подъем туловища» среди представителей различных ИПД достоверные различия не выявляются, что, по-видимому, объясняется отсутствием связи между этим двигательным качеством и конституциональными особенностями человека в юношеском возрастном периоде онтогенеза организма.
Наибольшее достоверное значение показателя в тесте на гибкость («наклон туловища») зарегистрировано у гинекоморфов (18,30±0,34 см) и мезоморфов (18,12±0,27 см), а наименьшее — у андроморфов – (16,51±0,90 см, Р<0,05).
В тесте «прыжок в длину с места», характеризующем динамическую силу мышц нижних конечностей, высокое значение показателя установлено у девушек, отнесенных к андромофному типу (153,6±1,1 см), а худший результат у гинекоморфов (148,3±0,76 см). Среднее значение этого показателя имеют студентки-мезоморфы.
В большинстве двигательных тестов лучшие значения показателей у девушек-адроморфов связаны с более выраженным развитием мышечной ткани, о чем свидетельствуют результаты исследования компонентного состава тела (табл. 2). У представительниц этого типа абсолютная мышечная масса тела составляет 24,8±0,07 кг, а у девушек гинекоморфного и мезоморфного типа конституции — 21,23±0,06 и 22,65±0,07 кг соответственно (Р<0,05).
Средняя толщина всех кожно-жировых складок у девушек андроморфного типа конституции составила 19,9±0,015 мм и была достоверно (Р<0,05) ниже результатов, полученных у гинекоморфов (23,3±0,02) и мезоморфов (22,6± 0,015 мм).
У девушек-гинекоморфов выражено развитие жировой ткани, о чем свидетельствуют результаты исследования их компонентного состава тела. У представителей этого типа конституции регистрируется наибольшее относительное значение показателя жировой массы — 27,1%, а у андроморфов низкое — 25,3%. Среднее значение этого показателя (26,3%) имеют студентки-мезоморфы.
Таблица 2
Компонентный состав тела девушек-студенток ИРНИТУ с учетом полового диморфизма по индексу Дж. Таннера
Компонентный состав тела |
Тип полового диморфизма |
||||
Гинекоморфия (n=357)
|
Мезоморфия (n=1296)
|
Андроморфия (n=289)
|
Достоверность сравниваемых величин |
||
Абсолютная масса жировой ткани, кг |
14,12±0,15 |
14,7±0,01 |
15,48±0,12 |
Р1-2 <0,05; Р1-3<0,05; Р2-3<0,05 |
|
Относительная масса жировой ткани, % |
27,1 |
26,3 |
25,3 |
|
|
Абсолютная масса мышечной ткани, кг |
21,23±0,06 |
22,65±0,07 |
24,8±0,07 |
Р1-2 <0,05; Р1-3<0,05; Р2-3<0,05 |
|
Относительная масса мышечной ткани, % |
40,1 |
41,65 |
44,34 |
|
|
Абсолютная масса костной ткани, кг |
7,52±0,01 |
7,61±0,01 |
7,65±0,01 |
Р1-2 <0,05; Р1-3<0,05; Р2-3<0,05 |
|
Относительная масса костной ткани, % |
13,23 |
13,85 |
14,45 |
|
Наибольшие значения показателей абсолютной и относительной массы костного компонента тела выявлены у девушек-андроморфов, а наименьшие — у гинекоморфов.
Полученные результаты исследования позволили пересмотреть методические подходы к проектированию учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая культура» на кафедре физической культуры ИРНИТУ. Для представительниц андроморфного типа по отношению к девушкам других конституций педагоги кафедры физической культуры университета включают в программу учебного занятия различные виды двигательной активности со значительным объемом и интенсивностью физической нагрузки. Это связано с более широким диапазоном двигательных возможностей у девушек этого соматотипа, обусловленных развитыми антропометрическими параметрами и мышечным компонентом тела. Девушкам-гинекоморфам определена щадящая дифференцированная нагрузка с постепенным повышением объема и интенсивности упражнений аэробной направленности для развития общей выносливости, быстроты, координационных способностей и скоростно-силовых качеств. Студентки-мезоморфы выполняют стандартную по объему и интенсивности физическую нагрузку согласно программе ФГОС для вузов России.
Выводы:
- По индексу Дж. Таннера среди девушек — студенток ИРНИТУ Прибайкалья наиболее распространен мезоморфный тип конституции — 66,65%. Гинекоморфный и андроморфный типы встречаются реже — у 18,45 и 14,92% девушек соответственно.
- Низкие значения показателей длины и массы тела, окружности грудной клетки установлены у девушек-гинекоморфов, несколько выше они у представительниц мезоморфного типа, более рослыми оказались студентки андроморфного типа телосложения. В функциональных показателях (жизненная емкость легких и динамометрия силы мышц кистей рук) наибольшие результаты выявлены у девушек-андроморфов.
- Студентки андроморфного типа телосложения имеют преимущество перед своими сверстницами других соматотипов, особенно в уровнях развития быстроты, общей выносливости, скоростно-силовых способностей. Девушки гинекоморфного и мезоморфного типов телосложения заметно выше показывают результаты в гибкости (тест «наклон туловища вперед»).
- Анализ полученных данных о компонентном составе тела свидетельствует, что у девушек андроморфного типа абсолютная мышечная масса тела больше 24,8±0,07 кг, чем у представительниц гинекоморфного и мезоморфного типов конституции — 21,23±0,06 и 22,65±0,07 кг соответственно (Р<0,05). У девушек гинекоморфного типа конституции регистрируется более высокое относительное содержание жировой массы — 27,1%, а у андроморфов этот показатель ниже — 25,3%. Наибольшие значения показателей абсолютной и относительной массы костного компонента тела выявлены у девушек-андроморфов, а наименьшие — у гинекоморфов.
- Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета особенностей полового диморфизма девушек-студенток при организации и проведении учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая культура» в вузе.
Библиографическая ссылка
Зверькова В.А., Колокольцев М.М. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОК ВУЗА С УЧЕТОМ ИНДЕКСА ТАННЕРА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25726 (дата обращения: 06.12.2024).