Креативность сегодня приобретает особое значение в воспитательной работе образовательных учреждений. Это объясняется тем, что креативные качества являются необходимыми условиями для решения современных вызовов как на работе, так и в жизни. Количественная оценка креативных качеств позволяет использовать широкий спектр процедур статистического анализа для решения практических задач – сравнения образовательных технологий, мониторинга, сравнительного анализа и др.
Постановка задачи
Цель данной работы состоит в измерении на линейной шкале самооценки креативных способностей студентов среднего профессионального образования (СПО).
Для достижения данной цели необходимо:
1) оценить качество набора индикаторов, характеризующих самооценку креативных способностей, как измерительного инструмента;
2) измерить на линейной шкале самооценку креативных способностей;
3) провести многофакторный дисперсионный анализ самооценки креативных способностей студентов СПО в зависимости от специальности и курса.
Данные
В исследовании приняли участие студенты первого и второго курса 5 специальностей:
1) электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования по отраслям;
2) электромонтер по ремонту и обслуживанию электростанций и сетей;
3) электрические сети, станции и системы;
4) мастер отделочных строительных работ;
5) электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве.
Всего было опрошено 96 студентов «Славянского электротехнологического техникума» в г. Славянске-на-Кубани Краснодарского края.
Метод
Конструкт «самооценка креативных способностей» является латентной переменной. Поэтому измерение этого конструкта осуществлялось в рамках теории латентных переменных на основе модели Раша [3, 7, 8]. Эта теория показала свою эффективность при решении самых разных задач в социальных системах [1–6, 10].
Для обработки данных опросов использовалась диалоговая система «Измерение латентных переменных» [9].
Результаты анализа
Первоочередной задачей при измерении латентной переменной является оценка совместимости индикаторов, т.е. определение того, в какой мере индикаторы определяют одну и ту же латентную переменную, в данном случае «самооценку креативных способностей». Совместимость индикаторных переменных осуществлялась на основе критерия Хи-квадрат. Значение статистики Хи-квадрат оказалось равным 84,14 при числе степеней свободы 80. Эмпирический уровень значимости критерия равен 0,354, что свидетельствует о том, что собранные данные в целом адекватны модели Раша, а значит, пригодны для измерения. Индекс сепарабельности объектов также очень высок и равен 0,941. Это означает, что студенты хорошо дифференцируются по измеряемой латентной переменной.
Характеристика измерительного инструмента – набора индикаторных переменных
В таблице 1 приведена статистическая характеристика набора индикаторов.
Таблица 1
Статистическая характеристика набора индикаторов
Номер индикатора |
Оценка (логит) |
Ошибка (логит) |
Хи-квадрат |
p |
26 |
–0,524 |
0,118 |
0,721 |
0,697 |
14 |
–0,519 |
0,111 |
0,509 |
0,775 |
29 |
–0,500 |
0,110 |
2,230 |
0,328 |
28 |
–0,410 |
0,104 |
6,550 |
0,038 |
10 |
–0,398 |
0,100 |
7,146 |
0,028 |
31 |
–0,387 |
0,113 |
0,718 |
0,698 |
23 |
–0,359 |
0,114 |
2,505 |
0,286 |
30 |
–0,341 |
0,097 |
2,636 |
0,268 |
13 |
–0,313 |
0,113 |
0,320 |
0,852 |
9 |
–0,298 |
0,111 |
1,398 |
0,497 |
37 |
–0,293 |
0,124 |
4,374 |
0,112 |
40 |
–0,280 |
0,096 |
1,951 |
0,377 |
11 |
–0,270 |
0,104 |
1,003 |
0,606 |
25 |
–0,204 |
0,110 |
0,591 |
0,744 |
21 |
–0,154 |
0,101 |
1,099 |
0,577 |
36 |
–0,130 |
0,112 |
0,419 |
0,811 |
27 |
–0,094 |
0,119 |
3,250 |
0,197 |
34 |
–0,062 |
0,105 |
0,413 |
0,814 |
18 |
–0,055 |
0,109 |
1,255 |
0,534 |
12 |
0,003 |
0,125 |
3,666 |
0,160 |
22 |
0,018 |
0,117 |
3,112 |
0,211 |
17 |
0,020 |
0,113 |
0,480 |
0,787 |
15 |
0,022 |
0,119 |
1,371 |
0,504 |
5 |
0,023 |
0,125 |
0,244 |
0,885 |
33 |
0,033 |
0,111 |
0,323 |
0,851 |
16 |
0,041 |
0,113 |
0,889 |
0,641 |
8 |
0,107 |
0,128 |
2,065 |
0,356 |
3 |
0,156 |
0,161 |
3,772 |
0,152 |
20 |
0,156 |
0,117 |
1,545 |
0,462 |
41 |
0,212 |
0,119 |
0,273 |
0,872 |
6 |
0,260 |
0,144 |
1,281 |
0,527 |
7 |
0,272 |
0,148 |
0,715 |
0,699 |
38 |
0,370 |
0,124 |
0,060 |
0,971 |
39 |
0,382 |
0,127 |
3,220 |
0,200 |
24 |
0,473 |
0,123 |
7,015 |
0,030 |
1 |
0,474 |
0,146 |
1,041 |
0,594 |
2 |
0,526 |
0,189 |
2,708 |
0,258 |
19 |
0,552 |
0,137 |
2,647 |
0,266 |
4 |
0,584 |
0,151 |
2,482 |
0,289 |
32 |
0,908 |
0,133 |
6,140 |
0,046 |
Индикаторы в таблице упорядочены по возрастанию их значений на шкале латентной переменой – от наименьшего значения (–0,524 логит) к наибольшему (+0,908 логит).
Для большей наглядности проанализируем отличительные индикаторы:
1) индикатор, который лучше других дифференцирует студентов с низким уровнем самооценки креативных способностей;
2) индикатор, который лучше других дифференцирует студентов с высоким уровнем самооценки креативных способностей.
Лучше всего поведение индикаторов отображают характеристические кривые, показывающие зависимость значения индикатора от измеряемой латентной переменной.
Рассмотрим характеристические кривые этих индикаторов.
Характеристическая кривая индикатора, определяющего наименьший уровень самооценки креативных способностей
Таким индикатором является индикатор 26 «Убеждаете ли Вы других в том, что Вы сделали важный вклад?». Характеристическая кривая изображена на рисунке 1.
Рис. 1. Характеристическая кривая индикатора 26 «Убеждаете ли Вы других в том, что Вы сделали важный вклад?»
Данный рисунок характеристической кривой, как и другие рисунки с аналогичными кривыми, имеет следующую структуру.
На оси абсцисс отложены значения латентной переменной «самооценка креативных способностей» учеников (в логитах). На оси ординат отмечены ожидаемые значения индикатора. В данном случае значение индикатора варьируется от 0 до 4.
В верхней части рисунка содержится следующая информация:
– порядковый номер индикатора (Номер 26);
– название индикатора, в данном случае название индикатора выбрано по умолчанию (Индикатор 26);
– местоположение индикатора на шкале измеряемой латентной переменной (Оценка = –0,507);
– значение статистики Хи-квадрат (Хи-кв. = 0,787)
– уровень значимости статистики Хи-квадрат Р (Хи-кв. = 0,675);
– объем выборки (N = 96).
Этот индикатор лучше других дифференцирует студентов с низкой самооценкой креативных способностей, об этом свидетельствуют высокие значения индикатора.
Характеристическая кривая индикатора, определяющего наибольший уровень самооценки креативных способностей
Самый высокий уровень самооценки креативных способностей характеризует индикатор 32 «У Вас хорошее воображение?». Это значит, что данный индикатор лучше других дифференцирует студентов с высоким уровнем креативных способностей. Характеристическая кривая данного индикатора представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Характеристическая кривая индикатора 32 «У Вас хорошее воображение?»
Анализ результатов измерения
Расположение оценок латентной переменной и индикаторов изображено на рисунке 3.
В верхней половине рисунка изображена гистограмма распределения самооценок креативных способностей студентов, в нижней половине – распределение оценок индикаторов на этой же шкале.
Рис. 3. Местоположение оценок студентов и индикаторов на шкале «самооценка креативных способностей»
Анализируя приведенную на рисунке 1 информацию, можно сделать следующие заключения.
1. Диапазон варьирования самооценок креативных способностей студентов очень большой — от – 3,00 до +2,00 логит.
2. Диапазон варьирования индикаторов значительно меньше диапазона варьирования оценок студентов и составляет 2,00 логит (от –1,00 до +1,00 логит).
Анализ оценок студентов в зависимости от специальности и курса
В таблице 2 представлены результаты двухфакторного дисперсионного анализа самооценок креативных способностей студентов в зависимости от специальности и курса.
Таблица 2
Дисперсионный анализ оценок студентов
Источник дисперсии |
Сумма квадратов |
Степени свободы |
Средний квадрат |
Fэксп |
р |
Специальность |
3,748 |
4 |
0,937 |
3,134 |
0,018 |
Курс |
1,580 |
1 |
1,580 |
5,284 |
0,024 |
Взаимодействие |
0,016 |
1 |
0,016 |
0,055 |
0,816 |
Ошибка |
26,610 |
89 |
0,299 |
||
Всего |
30,520 |
95 |
Проинтерпретируем полученные результаты. Как следует из таблицы 2, фактор «Специальность» значим на очень высоком уровне (р = 0,018). В таблице 3 приведены средние значения оценок латентной переменной для всех специальностей.
Таблица 3
Средние значения самооценок креативности студентов в зависимости от специальности
Специальность |
Оценка латентной переменной (логит) |
Стандартная ошибка (логит) |
95% доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
|||
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования по отраслям |
2,427 |
0,158 |
2,113 |
2,740 |
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электростанций и сетей |
2,171 |
0,158 |
1,857 |
2,485 |
Электрические сети, станции и системы |
2,760 |
0,158 |
2,447 |
3,074 |
Мастер отделочных строительных работ |
2,530 |
0,112 |
2,309 |
2,752 |
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве |
2,498 |
0,097 |
2,306 |
2,690 |
Результаты, приведенные в таблице 3, свидетельствуют о том, что самое высокое значение латентной переменной у студентов специальности «Электрические сети, станции и системы» (2,760 логит), самое низкое у студентов специальности «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электростанций и сетей» (2,171 логит).
В таблице 4 представлены средние значения самооценки креативных способностей студентов всех специальностей в зависимости от курса.
Таблица 4
Средние значения латентной переменной в зависимости от курса
Курс |
Оценка латентной переменной (логит) |
Стандартная ошибка (логит) |
95% доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
|||
Первый курс |
2,483 |
0,083 |
2,318 |
2,648 |
Второй курс |
2,491 |
0,079 |
2,335 |
2,648 |
Из таблицы 4 видно, что самооценка креативных способностей у второго курса выше, чем у первого.
Выводы:
1. Латентная переменная «самооценка креативных способностей» определена операционально – в виде набора индикаторов. Показано, что набор индикаторов адекватен модели измерения и может быть использован как измерительный инструмент.
2. Использование теории измерения латентных переменных позволило измерить латентную переменную «самооценка креативных способностей» на линейной шкале, что является важным условием корректного сравнения специальностей и курсов студентов.
3. Выявлены статистически значимые различия между специальностями и курсами студентов по самооценке креативных способностей.
Библиографическая ссылка
Алейникова А.А., Маслак А.А. ИЗМЕРЕНИЕ НА ЛИНЕЙНОЙ ШКАЛЕ САМООЦЕНКИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25722 (дата обращения: 06.12.2024).