Образовательный процесс в системе высшего образования предполагает одной из функций социализацию студентов. Особое значение данная функция приобретает в условиях быстро меняющихся социально-экономических отношений. Это связано с тем, что содержание социализации на данном этапе развития общества – более размытое понятие, нежели на стадии его стабильного развития.
Физическая культура личности – это уровень овладения человеком физической культурой общества (этноса) и является воплощением в самом человеке результатов использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре. Важно достичь высокий уровень развития физической культуры личности без игнорирования социализирующего значения этих занятий [7]. Вопросам социализирующего значения физической культуры уделяли большое внимание такие авторы, как: В.У. Агеевец, И.М. Быховская, М.В. Выдрин, Н.И. Визитей, Л.И. Лубышева, В.И. Столяров, В.Д. Паначев. Выполнен ряд диссертационных исследований, посвященных социализации учащейся молодежи средствами физической культуры (Пестова Т.Г., Алексеев С.А., Валиахметов Т.Р. и др.). Однако в этих работах не в полной мере раскрываются механизмы социализирующего воздействия физкультурно-спортивной деятельности на подрастающее поколение.
Содержание социализации студентов, направленное на формирование ценностных ориентаций, успешное личностное и профессиональное развитие представлены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВО). В содержании ФГОС ВО в виде общекультурных и профессиональных компетенций представлены не только предметные результаты образовательной деятельности, но и личностные и профессиональные качества будущих специалистов. Эти качества можно определить как цели и результаты социализации студентов в процессе обучения. Во ФГОС ВО для всех направлений подготовки бакалавров предусмотрено овладение общекультурной компетенцией – способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
В процессе социализации Т.Д. Марцинковская выделяет четыре аспекта (грани) социализации: инкультурация, интернализация, адаптация и конструирование. Если первые три аспекта социализации в целом отражают пассивную сторону социализации: момент «вхождения» человека в общество, то вторую сторону социализации, отражающую момент активного воспроизводства человеком усвоенного социального опыта, представляет процесс конструирования. Важным моментом при формировании личностных качеств является процесс перевода внешних социальных воздействий во внутренние требования личности к себе. Эту совокупность мотивационных и когнитивных процессов принято называть интернализацией [9]. Этот процесс есть один из механизмов социализации.
В совместной деятельности выделяют два аспекта: собственно предметную деятельность (область решения задач) и совокупность процессов, устанавливающих различные связи и зависимости между людьми в процессе деятельности (область общения и эмоций). Важность роли коммуникативной компетентности в жизни человека подтверждают результаты исследований многих психологов. В частности, Б.Г. Ананьев указывает, что раньше всего, непосредственно в жизни социальной группы из взаимоотношений между ее членами возникают отношения личности к другим людям. Закрепляясь в практике общественного поведения, они превращаются в наиболее общие и первичные черты характера, которые он назвал коммуникативными. Они, в свою очередь, становятся внутренним основанием для образования других характерологических свойств (интеллектуальных, волевых, эмоционально-мотивационных) [1]. Н.С. Говоров и Т.Г. Поташевская установили, что прекращают процесс познания после завершения образования те люди, у которых остались неразвитыми навыки общения. Те, у кого с детства спонтанно сложились благоприятные условия эмпирического, чисто практического овладения умениями и навыками общения, оказываются в большей степени подготовленными к учебе, у них не происходит задержек и остановок в психическом развитии [2].
Совместная деятельность в физкультурно-спортивной деятельности является непременным условием ее существования. Особенно это проявляется тогда, когда содержанием занятий являются спортивные игры (баскетбол, мини-футбол, флорбол) и используются соревновательный и игровой методы.
Так, например, процесс адаптации первокурсников к работе в вузовском коллективе в условиях применения спортивных игр может стать более эффективным, поскольку зависит от умения и готовности студента к взаимодействию, от интереса к совместной деятельности, побуждающего к эффективному использованию мотивационной сферы, как в учебной, так и общественной деятельности, работе в тесном сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса на стойком мировоззрении и убеждениях, и особенно способности к волевым усилиям в особых ситуациях (соревнования, спарринги, тренировки) [3, 5]. Зачастую неумение сдерживать эмоции, держать их под контролем мешает социальной адаптации детей и подростков в новом коллективе, творческом или спортивном [6].
Экскурс в историю становления спорта в Англии показывает, что деятельность Томаса Арнольда – основателя «педагогики Арнольдизма», базировалась, прежде всего, на развитии игр в учебных заведениях. М. Оссовская отмечает, что английский джентльмен охотно занимается командными видами спорта. На это обращает внимание К. Мангейм, который приписывает командным состязаниям большое значение в воспитании духа гражданственности. Ведь выигрывали или проигрывали не отдельные спортсмены, а команда, и это развивало чувство причастности к коллективу. Поскольку джентльмен действует в обстановке соперничества, для него особенно важны принятые в этом соперничестве «правила честной игры» [10].
Совместной физкульурно-спортивной деятельности и особенно спортивным играм присущ ряд особенностей, которые обеспечивают высокий эффект в формировании коммуникативных качеств личности и готовности студентов к преодолению сложных психологических ситуаций, обучении бесконфликтному взаимодействию в коллективной деятельности и умению находить правильные решения в неблагоприятных условиях, идет активное развитие волевой регуляции, связанной с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы, стойкого мировоззрения и убеждений, способности к волевым усилиям в особых ситуациях (соревнования, спарринги, тренировки) [6].
Групповые занятия выступают как быстро протекающие социально-психологические процессы, а при правильной организации как психологический тренинг. Е.П. Ильин выделяет следующие формируемые черты характера:
• сопереживание за успех или неудачу любого члена команды, то есть эмоциональное приобщение каждого занимающегося к группе как целому, отождествления себя с коллективом;
• удовлетворенность пребыванием в данном коллективе через удовлетворенность общения с товарищами, социально-психологическим климатом;
• коллективистическое самоопределение, то есть противодействие отрицательным влияниям извне, восприятие этих влияний сквозь призму идейных и нравственных установок коллектива;
• оптимизм, вера всех членов коллектива в достижение поставленных целей;
• общественная направленность мотивов занятий спортом и физической культурой [4].
Теоретические данные влияния коллективных занятий физической культурой и спортом на формирование аспектов социализации подтверждаются данными исследования сформированности интереса к совместной деятельности, готовности работать в студенческом коллективе, организованного и приведенного авторами.
Исследование проводилось на базе Чайковского филиала ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» в 2013–2014 гг. В исследовании приняли участие студенты 1-го курса очной формы обучения технических и гуманитарных направлений.
В ходе исследования определялись выраженность мотивации достижения, характер нравственной мотивации (индивидуалистической и коллективистской), социальная реакция на условия соревнований, препятствия, трудности [8].
Анализ полученных данных выявил стремление к участию в коллективных мероприятиях спортивных с целью показать лучшие результаты по сравнению с уже достигнутыми у 51 % опрошенных.
Среди основных причин интереса студентов к общественным мероприятиям и соревнованиям доминируют интерес к соревнованиям как таковой, стремление помочь своей команде (рис. 1).
Рис. 1. Причины интереса студентов к общественным мероприятиям и соревнованиям
Обозначения:
1 – «дух соревнований», интерес к мероприятиям, соревнованиям;
2 – стремление помочь своей команде победить;
3 – высокая ответственность перед товарищами;
4 – желание повести за собой остальных для достижения успеха, в том числе личного;
5 – желание завоевать симпатию девушки/юноши.
Атмосфера коллективной спортивной борьбы или «дух соревнований», интерес к мероприятиям, соревнованиям как таковой привлекает 52 % опрошенных, стремление помочь своей команде победить высказали 25 % опрошенных, у 11 % опрошенных преобладает высокая ответственность перед товарищами, желание повести за собой остальных для достижения успеха, в том числе личного, характерно для 9 % опрошенных, желание завоевать симпатию девушки/юноши отмечено у 3 % опрошенных.
Не стремятся к большему и удовлетворяются участием в соревнованиях и мероприятиях на уже достигнутом уровне и 26 % испытуемых. У данной категории преобладающей причиной является интерес к общению и коммуникациям с товарищами в ходе тренировок, соревнований и мероприятий.
Однако 8 % студентов участвуют в соревнованиях и мероприятиях без большого желания, 5 % – принимают участие в мероприятиях только при наличии личной выгоды и 2 % первокурсников отказываются участвовать в мероприятиях и соревнованиях под какими-либо предлогами или без объяснения причин. В данном случае такие результаты позволяют утверждать, что у студентов преобладают интересы, не связанные с внеучебной деятельностью в институте.
Участие в деятельности спортивной команды или коллектива основывается на определенных мотивах (рис. 2).
Рис. 2. Мотивы взаимодействия с коллективом
Обозначения:
1 – осознание чувства долга перед коллективом группы;
2 – ответственность перед коллективом группы, коллективом спортивной секции, тренером, товарищами, ППС;
3 – чувство самоутверждения, стремление победить, стремление завоевать личное первенство, стремление быть первым среди товарищей;
4 – стремление получить похвалу и признание, иметь перспективы в личном продвижении;
5 – страх наказания, боязнь быть исключенным из группы или спортивной команды, отстраненным от участия в соревнованиях и мероприятиях.
Наиболее значимыми мотивами взаимодействия с коллективом опрошенные студенты указали чувство долга (86 %) и ответственность перед другими (74 %). Другие мотивы являются не столь значимыми, однако отражают личные стремления к успеху у первокурсников. Так, мотив самоутверждения, стремления быть первым отметили 25 % опрошенных, на стремление получить похвалу и признание указали 11 % студентов.
Таким образом, большинство опрошенных студентов стремятся соблюдать дружеские отношения, потому как ощущают свою ответственность перед коллективом, перед товарищами и наставниками.
Одновременно с изучением мотивов взаимодействия были получены результаты, характеризующие чувства «коллективизма», переживаемые в наибольшей мере, такие как восприятие интересов и целей студенческой группы или спортивного коллектива как собственных – сопоставление интересов студенческой группы с личными и др.
Результаты опроса показали, что чувство привязанности к коллективу имеет важное значение для большинства первокурсников.
Для 45 % опрошенных интересы и цели студенческой группы или спортивного коллектива воспринимаются как собственные, личные интересы, они готовы проявить активность, защищая интересы коллектива, стремятся быть в активе, тогда как для 32 % интересы и цели студенческой группы или спортивного коллектива сопоставляются с личными, но предпочтение отдается общественному.
26 % не всегда могут определиться с личными и общественными интересами, и когда личные интересы противостоят интересам студенческой группы или спортивного коллектива, возникают противоречивые мысли и чувства; решение зависит от того, что подскажут наиболее активные члены коллектива.
Незначительная часть студентов явно или скрыто пренебрегают интересами коллектива, ставя личные интересы выше общественных. Так, для 6 % первокурсников интересы и цели студенческой группы или спортивного коллектива воспринимаются постольку, поскольку они совпадают с личными интересами; предпочтение общественным интересам отдается в том случае, когда возникает опасность утратить поддержку коллектива. 4 % опрошенных предпочтение обычно отдают личным интересам.
Таким образом, широкое и целенаправленное использование в занятиях по предмету «физическая культура» в университете спортивных игр, игровых и соревновательных методов, будет способствовать формированию общекультурных компетенций бакалавров, формированию способности работать в коллективе и к сотрудничеству.
Библиографическая ссылка
Куликов Н.М. ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25708 (дата обращения: 06.12.2024).