Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЖ

Касьянова Н.С. 1
1 ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
Проведен анализ требований современной системы Российского образования, содержащихся в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. С учетом данных требований определена необходимость использования интерактивных методов обучения, показана их обучающая ценность. Проведен анализ учебной программы школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и показана возможность использования интерактивных методов обучения на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» по разделу «Здоровый образ жизни». Приведены результаты эксперимента, показывающие преимущества интерактивных методов обучения над традиционными при изучении тем раздела «Здоровый образ жизни» в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе. Показаны преимущества применения интерактивных методов обучения на разных этапах урока ОБЖ.
интерактивные методы обучения
урок «основы безопасности жизнедеятельности
раздел «здоровый образ жизни».
1. Абаскалова Н.П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.П. Абаскалова, Л.А. Акимова, С.В. Петров. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 304 с.
2. Абрамова С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебно-методическое пособие / С.В. Абрамова. – Южно- Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2012. – 244 с.
3. Белоногова А.А., Суханова И.А. Необходимость использования интерактивных методов в процессе обучения // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 5. – С. 91.
4. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] / Н.Н. Двуличанская // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. – 2011. URL:http://technomag.edu.ru/doc/172651.
5. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях [Текст]: учеб. пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2010–2011. – 272 с.
6. Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха [Текст] / А.Н. Иоффе // Гражданское образование. Материал международного проекта. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. – 382 с.
7. Куликова М.А. Проект рабочей программы по ОБЖ [Электронный ресурс] / М.А. Куликова. URL: http://pandia.ru/text/79/441/39647.php
8. Миханова О.П. Интерактивные методы обучения как средство формирования универсальных компетенций // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. – 2008. – № 58. –с.427-432.
9. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон принят Гос. Думой 29 декабря 2012 // Российская газета. URL:http://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
10. Примерная программа основного общего образования. ОБЖ (Стандарты второго поколения) [Электронный ресурс] : одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015. Протокол от №1/15 // Реестр примерных образовательных программ Министерства образования Российской Федерации. URL: http: // fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/.
11. Силакова О.В. Инновационные методы в профессиональной деятельности педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности / О.В. Силакова // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям: сборник материалов Международной научной конференции: к 20-летию НИИ НПО Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – СПб., 2013. – С. 401-406.
12. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Л.А. Михайлова. – Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 кл.) [Электронный ресурс]: утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.– URL: http://минобрнауки.рф/документы/938.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10–11 кл.) [Электронный ресурс]: утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. – URL:http://минобрнауки.рф/документы/2365.

Совершенствование методов и форм обучения является одним из направлений модернизации системы российского образования. В Федеральном Законе «Об Образовании в Российской Федерации» говорится о том, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации (ст. 66) [9]. Поэтому в учебной деятельности необходимо использовать такие методы обучения, которые будут способствовать удовлетворению требования закона, а именно самореализации личности обучающихся. Причем самореализация обучающихся возможна при таких условиях, как организация групповой работы; обеспечения взаимодействия обучающихся между собой, с обучающим, с учебной информацией.

Использование в учебной деятельности интерактивных методов обучения полностью соответствует указанным условиям. Интерактивные методы обучения представляют собой систему правил организации продуктивного взаимодействия обучающихся между собой, с учителем, с компьютером, с учебной литературой, при котором происходит освоение нового опыта, получение новых знаний и предоставляется возможность для самореализации личности обучающихся. Федеральным государственным образовательным стандартом определена необходимость использования интерактивных методов как обязательного условия организации педагогического процесса.

Интерактивные методы обучения позволяют решить две широкие задачи: во-первых, создают условия для формирования у обучающихся компонентов компетенций (знания, умения и навыки), во-вторых, способствовать развитию личности обучающегося, удовлетворению его познавательных потребностей и интересов [3]. Интерес к обучению (познавательный интерес) выступает одним из важных факторов, побуждающих обучающихся становиться организаторами, а также выступать в роли участников творческой, активной учебной деятельности.

В настоящее время уже существуют работы, посвященные изучению интерактивных методов и их использованию в процессе обучения (Н.Н. Двуличанская, И.В. Курышева, О.П. Миханова, Е.М. Приезжева и др.).

Под интерактивными методами обучения в работе Иоффе А.Н. понимаются «все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого обучающегося»[6]. При этом результат, полученный самостоятельно, имеет для учащегося наибольшую ценность, чем сообщенный ему учителем. Это, в свою очередь, создает дополнительные предпосылки для успешного упорядочивания накопленного фактического материала, осмысления его места в общей системе знаний [4].

Общепризнанной классификации интерактивных методов обучения в российской дидактике еще не существует. Среди наиболее часто встречающихся в системе школьного образования можно обозначить такие интерактивные методы обучения, как дискуссии, анализ конкретных ситуаций, деловые игры, проекты [3;4;8]. Эти методы позволяют обучающимся взаимодействовать между собой, т. е. имеет место обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая учителя, иными словами, интерактивное обучение. Обучение в интерактивном режиме подразумевает субъект-субъектное взаимодействие. Обучающийся выступает субъектом собственной деятельности, ставит цель, активно участвует в процессе, корректирует его. Внешняя активность, прямое воздействие обучающего на обучающихся, как следствие, снижаются [5].

Преподавание ОБЖ на современном этапе развития общества с применением интерактивных методов открывает новые возможности и перспективы развития системы преподавания в целом. Изменяются дидактические средства, методы и формы обучения, тем самым традиционная образовательная среда преобразуется в качественно новую интерактивную образовательную среду. Использование интерактивных методов обучения повышает мотивацию обучающихся, что дает эмоциональный толчок к их последующей познавательной активности, побуждает их к конкретным действиям [12]. Систематическое проведение уроков с использованием интерактивных методов обучения создает условия для развития творческих способностей обучающихся и формирования у них полного набора компетенций. Одним из главных достижений использования интерактивных методов обучения мы считаем создание на уроке особой ситуации успеха, которая способствует повышению результатов обучения обучающихся, а также развитию творческих способностей [5]. Однако анализ литературы по методике обучения безопасности жизнедеятельности показал, что описание применения интерактивных методов в процессе преподавания курса ОБЖ в школе практически отсутствует.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по ОБЖ является урок, обязательный для всех обучающихся класса и протекающий под руководством учителя. Уроки по ОБЖ довольно разнообразны по форме проведения, взаимосвязаны и дополняют друг друга. На любом уроке по ОБЖ могут успешно применяться интерактивные методы обучения. Они позволяют сделать урок необычным, насыщенным и интересным, осваивать учебный материал (часто неинтересный) [12].

Появление интереса к учебному предмету у обучающихся во многом зависит от выбора учителем обучающих методов и средств. Школьный предмет ОБЖ – не исключение. Так, в структуре предмета изучается раздел «Здоровый образ жизни», который зачастую обучающимися воспринимается как «назидательный», так как содержит в себе информацию о том, как «плохо вести нездоровый образ жизни». Хотя такое отношение обучающихся к данному разделу неоправданно. Именно этот раздел способствует формированию у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью, принятия принципов здорового образа жизни; формирования и проявления навыков сохранения и охраны собственного здоровья, приобретению знаний о правилах поведения в опасных ситуациях, угрожающих его здоровью, а также выработке умений и навыков их предотвращения. Важно отметить, что материал раздела основывается на возрастных возможностях и потребностях детей и подростков. Указанные способности и навыки эффективнее всего формируются во взаимодействии и сотрудничестве.

Преподавание раздела «Здоровый образ жизни» в структуре предмета ОБЖ на каждой ступени образования имеет свои особенности. Изучение тем раздела «Здоровый образ жизни» позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей [10;12].

Организуя учебный процесс по ОБЖ в школе, особое внимание необходимо обратить на общеобразовательное значение предмета. Изучение раздела «Здоровый образ жизни» способствует формированию не только определенной системы предметных знаний и целого ряда специальных медицинских умений, но также комплекса умений, необходимых для познания и изучения своего здоровья; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; ориентирования в предоставлении медицинских услуг; соблюдения правил личной гигиены и др.[13].

Раздел «Здоровый образ жизни» в курсе ОБЖ на ступени среднего (полного) общего образования направлен на достижение следующих целей:

- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;

- овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую помощь пострадавшим; 

- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни; 

-воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества [13].

В целом, можно сказать, что раздел «Здоровый образ жизни» в структуре предмета ОБЖ предполагает формирование у обучающихся потребности в ЗОЖ; обучение навыкам ЗОЖ; вовлечение детей в оздоровительную деятельность; укрепление в обществе традиций здорового образа и стиля жизни, передаваемых от поколения к поколению, улучшению качества жизни и здоровья обучающихся [14].

Согласно Примерной учебной программе основной школы (5–9 классы) раздел «Здоровый образ жизни» предназначен для:

- формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

- выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

- приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей;

- формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе и наркотиков [10;13].

Федеральным государственным образовательным стандартом определены требования к результатам освоения образовательной программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Так, предмет ОБЖ должен способствовать формированию знаний и умений, которые будут необходимы в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации, а также в случае их возникновения выбирать рациональный и безопасный способ поведения. Также отмечена необходимость формирования такой установки на здоровый образ жизни, которая полностью бы исключала употребление наркотиков и психоактивных веществ, алкоголя, табакокурение и нанесение другого вреда здоровью [13;14].

Раздел «Здоровый образ жизни» представлен следующими темами:

- «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни»;

- «Здоровый образ жизни и его составляющие»;

- «Вредные привычки и их влияние на здоровье»;

- «Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека»;

- «Семья в современном обществе»;

- «Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья»;

- «Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой»;

- «Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества»;

- «Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия» [7;8].

Рассмотрим преподавание раздела «Основы здорового образа жизни» с использованием интерактивных методов обучения.

В урок на тему «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни» [7; 8] можно включить дискуссию «Здоровый образ жизни». Обучающихся следует разбить на группы, при этом каждая группа должна выступить в защиту своего мнения. Во время дискуссии имеется возможность раскрыть особенности индивидуального и репродуктивного здоровья; охарактеризовать социально-демографические процессы и сопоставить их с безопасностью государства. Такая дискуссия не только позволит получить новые знания, но и позволит взглянуть на проблемы здоровья и здорового образа жизни как государственной задачи.

Тема урока «Здоровый образ жизни и его составляющие» [7;8] содержит в себе большой объем учебной информации, который зачастую одним уроком охватить очень сложно. В таком случае, уместным будет использование на уроке метода анализа конкретных ситуаций. Ситуации могут быть различные: от вопросов нерационального распределения режима дня до вопросов об угрозе вредных привычек. Уместными будут также дискуссии на аналогичные темы или составление мини-проектов обучающимися. Использование метода решения конкретных ситуаций и других интерактивных методов на таких уроках позволяет показать возможность применения полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни, формировать критические суждения, учит взаимодействию с другими людьми, способствует формированию потребности в соблюдении здорового образа жизни и отношения к здоровому образу жизни как к одному из способов сохранения и укрепления здоровья.

На уроке по теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье» [7;8] есть смысл смоделировать ситуации, приближенные к реальной жизни. Решение таких жизненных ситуаций учит выбирать оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитировать его реализацию на практике, усваивать знания об опасных факторах, разрушающих здоровье, анализировать влияние внешних факторов и вредных привычек, формулировать правила соблюдения норм здорового образа жизни и профилактики вредных привычек.

Урок по теме «Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека» [7; 8] позволит разнообразить метод проектов. В ходе реализации проекта обучающиеся, выступая в роли проектировщиков, формулируют цели и задачи, планируют и реализуют свои цели, развивают и демонстрируют умения воспринимать и оценивать информацию, анализировать, прогнозировать, распознавать трудности и проблемы и решать их, формировать критические суждения, т. е. учатся работать самостоятельно.

Использование деловой игры на уроке «Семья в современном обществе» [7;8] позволяет обучающимся воспринимать и оценивать ситуацию, формировать критические суждения, распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их, а также анализировать роль семьи в жизни личности и общества, ее влияние на здоровье человека, знакомиться с основами семейного законодательства, а также моделировать ситуации, требующие знания образцов культуры общения внутри семьи и взаимной ответственности.

В результате изучения раздела ЗОЖ на ступени основного общего образования обучающиеся, при использовании интерактивных методов обучения, усваивают основные понятия, убеждение и потребность в соблюдении норм здорового образа жизни; у них формируется индивидуальная система здорового образа жизни; воспитывается ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Работа обучающихся на уроке по теме «Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья» [7;8] может быть организована на основе технологии проектирования. Данная технология позволяет обучающимся не только продемонстрировать и научиться работать в микрогруппе, но и познакомиться с различными точками зрения на одну проблему. Кроме того, метод проектов – это еще и исследовательская деятельность, что для старшеклассника особенно важно. Так, обучающимся может быть предложена работа над проектом «Детская энциклопедия здоровья». Основной целью этого проекта является развитие и обобщение представлений о здоровом образе жизни и обогащение опыта здоровьесберегающего поведения у старшеклассников. Обучающимся предоставляется возможность подумать, как сберечь свое здоровье, как его приумножить, основываясь на личном опыте.

Наиболее интересно, по нашему мнению, урок на тему «Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой» [7;8] может быть проведен в форме дискуссии. Например, учащимся могут быть даны вопросы для размышления: «Как правильно закаливать свой организм?», «Как привить привычку чистить зубы на ночь?» и др. В процессе рассуждений обучающихся следует проанализировать предложенные варианты и выбрать наиболее рациональные.

Урок на тему «Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества» [7;8] возможно провести с использованием деловой игры, например «Волшебная книга здоровья». В ходе деловой игры ставим акценты на следующих положениях: развитие ребенка в его деятельности через самостоятельный поиск и создание проблемной ситуации; деятельность предполагает общение друг с другом, где должна возникнуть собственная речь, диалог; принятие ребенком программы взрослого происходит только тогда, когда обучающийся принимает ее как свою; «Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия» [7;8]. На уроке могут быть успешно использованы ситуации: «Если бы ваш друг начал употреблять спиртные напитки, то чем бы вы ему помогли и помогли бы вообще?»; «Если бы вам предложили выкурить сигарету, как бы вы поступили?»; «Ваши действия, если бы вы узнали, что ваш одноклассник употребляет наркотические вещества?».

В результате изучения раздела ЗОЖ на ступени среднего общего образования, при использовании интерактивных методов обучения, у обучающихся воспитывается ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни; чувство уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; происходит овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую помощь [12].

Для проверки эффективности применения интерактивных методов обучения на уроках ОБЖ нами была проведена экспериментальная работа, включающая анкетирование и проведение занятий по ОБЖ с обучающимися. Первая анкета «Здоровый образ жизни» имела цель – выявить у обучающихся знаний о здоровом образе жизни. Вторая анкета «Интерактивные методы обученияна уроках ОБЖ» была направлена на оценку заинтересованности обучающихся на уроках ОБЖ при изучении раздела «Здоровый образ жизни» с применением интерактивных методов обучения. В исследовании принимали участие два 8 класса. В одном классе (8«А») уроки проводились по традиционной схеме (контрольный класс); а во втором классе (8«Б») уроки проводились с использованием интерактивных методов (экспериментальный класс).

Анализ результатов первой анкеты показал, что общий уровень представлений и знаний обучающихся обоих классов о здоровом образе жизни оказались приблизительно одинаковые. После проведения первой анкеты в обоих классах нами проводились уроки в течение 3 недель (3 урока в соответствии с учебной программой), но в 8 «А» уроки ОБЖ проводились по отработанной схеме, с преобладающим использованием традиционных методов обучения: объяснения и рассказа учителя; а в 8 «Б» – с использованием интерактивных методов обучения. Наблюдение за детьми в ходе уроков, проводимых по традиционной схеме в контрольном классе, показало следующее: обучающиеся соблюдали дисциплину, участвовали в диалоге, отвечали на поставленные вопросы, но не демонстрировали глубокой заинтересованности в изучаемых вопросах. Тогда как уроки в экспериментальном 8 «Б» классе прошли увлекательно, обучающиеся активно принимали участие в обсуждении спорных вопросов, искали различные варианты решения заданных ситуационных задач, предлагали нестандартные способы их решения, демонстрировали высокий интерес к обсуждаемым темам.

После 3 уроков с обучающимися была проведена контрольная работа, выявляющая уровень усвоения пройденного учебного материала по разделу ЗОЖ в 8 классе. Результаты контрольной работы показали, что в контрольном классе (8 «А»), где уроки проводились с применением традиционных методов обучения (беседа, рассказ, работа с учебником), количество учащихся, обладающих средним и высоким уровнем знаний, увеличилось незначительно. Низкий уровень знаний продемонстрировали – 28,125 %, средний уровень знаний – 53,125 %, высокий уровень – 18,75 %. По результатам контрольной работы экспериментального 8 «Б» класса мы отметили снижение количества обучающихся, обладающих низким уровнем знаний по разделу. Низкий уровень знаний продемонстрировали 6,25 %, средний уровень – 59,375 %, высокий уровень – 34,375 %. Таким образом, мы отметили значительную разницу уровня знаний обучающихся обоих классов после изучения раздела. При этом качество знаний в классе, в котором уроки преподавались с применением интерактивных методов, было выше.

Параллельно с уроками ОБЖ детям была представлена вторая анкета. Анализ ответов обучающихся на вопросы анкеты «Интерактивные методы обученияна уроках ОБЖ» показал, что обучающиеся удовлетворены организацией учебного процесса в школе. Однако обозначилось наличие некоторых вопросов, решение которых должно быть возложено не только на администрацию школы, но и на педагогический коллектив. Во-первых, это вопросы, касающиеся организации учебного процесса в целом (вопросы планирования типов уроков на определенные темы). Как было отмечено детьми и самими педагогами, в типологии уроков преобладают в основном комбинированный тип. Обучающиеся настолько к нему привыкают, что на уроках другого типа «не желают» проявлять активность. Во-вторых, вопросы, связанные с организаций взаимодействия с обучающимися на уроке (использование разнообразных методов обучения). Как было отмечено, на уроках преобладает словесная форма подачи материала (методы рассказа). Так, 56 % опрошенных обучающихся высказались за необходимость разнообразия форм учебных занятий и 44 % за внедрение более эффективных образовательных технологий в учебный процесс с целью повышения его эффективности.

Анализ ответов на вопрос об использовании интерактивных методов обучения в учебном процессе показал: большинство учащихся (79 %) имеют достаточно правильное представление об интерактивных методах обучения и считают, что их использование на уроке позволяет им лучше усваивать учебный материал. Более того, 88 % опрошенным нравятся занятия, проходящие в интерактивном режиме. Обучающиеся утверждают, что активная мыслительная деятельность им нравится больше, чем выполнение заданий по заданному шаблону. При этом, 85 % обучающихся при ответе на вопрос «Какая работа на занятии Вам больше всего нравится?» отметили, что им интереснее совместно с учителем и одноклассниками анализировать, рассуждать, обсуждать, стараться разрешать поставленные на уроках проблемные задачи.

Вместе с тем большинство обучающихся отметили, что не все учителя в школе уделяют достаточно внимания проведению уроков с использованием интерактивных методов обучения. Большая часть обучающихся (81 %), принимавших участие в данном анкетировании, высказались за необходимость активного внедрения интерактивных методов обучения в педагогический процесс. Считаем важным отметить, что большинство учителей школы, в которой проводилось исследование, уже довольно часто внедряют интерактивные методы обучения в свою практику по личной инициативе. Где они выделяют, что интерактивные методы обучения на уроках помогают внедрять более эффективные образовательные технологии, а также разнообразные формы учебных занятий. Поэтому считают, что «…применение интерактивных методов обучения позволяет осваивать учебный материал (порой очень скучный) и включать в учебный процесс мотивационную сферу ученика, проще говоря, обучающимся на таких уроках становится просто интересно. Интерактивную работу также применяем и на уроках усвоения, и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делаем её вместо опроса или обобщения…»

Общий анализ результатов анкетирования дает основание полагать, что уроки с применением интерактивных методов обучения способствовали повышению у обучающихся психологического комфорта на уроке. А также мы убедились в эффективности интерактивных методов на занятиях по сравнению с традиционным уроком.

Применение интерактивных методов обучения позволяет учителю создавать здоровый, продуктивный для развития, обучения и творчества психологический климат на уроке. Применение методов интерактивного обучения способствует повышению у обучающихся уровня знания материала о здоровье и здоровом образе жизни. После уроков с использованием интерактивных методов обучения у обучающихся отмечается желание учиться (этому способствует ситуация успеха), повышается любознательность, развиваются коммуникативные качества, а именно – умения слушать собеседника и аргументировать свою точку зрения.

Мы можем обозначить некоторые преимущества применения интерактивных методов обучения на разных этапах урока. На начальном этапе урока (организационный этап) позволяют создать правильный эмоциональный настрой (рабочий настрой), постепенно включают всех обучающихся в предстоящую работу. На втором этапе урока при проведении устного опроса (этап проверки выполнения домашнего задания) позволяют создать соревновательную атмосферу, повысить интерес к рассматриваемым вопросам. Использование проблемных вопросов в основной части урока позволяет трансформировать урок в беседу или дискуссию (при наличии спорных положений), в которой каждый из обучающихся стремится высказать свое мнение. Это позволяет задействовать весь класс. В структуру интерактивных методов смело можно включить элементы самостоятельной и групповой работы. Такая работа позволяет поддерживать на пике внимание обучающихся, но не переутомлять их. При подведении итога урока предоставляется возможность отметить каждого активного обучающегося отдельно, что является мотивацией и стимулом для других обучающихся.

Таким образом, мы можем предположить, что использование интерактивных методов обучения при изучении тем раздела ЗОЖ на уроках ОБЖ способствует активизации обучения обучающихся здоровому образу жизни в непринужденной форме. Следовательно, интерактивные методы обучения на уроках ОБЖ при изучении раздела «Здоровый образ жизни» рассматриваются нами как наиболее доступный эффективный метод обучения обучающихся. Использование интерактивных методов на уроках ОБЖ при изучении раздела «Здоровый образ жизни» помогает активизировать деятельность обучающихся, развить творческие способности, познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к предмету ОБЖ, а самое главное – усвоить сущность здорового образа жизни.


Библиографическая ссылка

Касьянова Н.С. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЖ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25698 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674