Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Неделяева А.В. 1 Шеромова Н.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина
В статье рассмотрено преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для иностранных студентов. В учебном процессе были использованы новые педагогические технологии: технология дистанционного обучения на основе платформы Moodle, технология «обучение в сотрудничестве», методы проектной деятельности. Цель исследования: проанализировать опыт применения новых образовательных технологий в обучении иностранных студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Рассмотрены некоторые аспекты использования в учебном процессе электронной образовательной среды на основе платформы Moodle в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Отмечены особенности организации занятия по теме «Неотложная помощь в чрезвычайной ситуации» при организации учебного процесса в группе с иностранными студентами. Показана важная роль использования мультимедийных презентаций при обучении иностранных студентов. Проведено сравнение результатов обучения двух групп: группы иностранных студентов, поступивших в Мининский университет в 2015 г., и группы иностранных студентов, начавших обучение в 2016 г.
новые педагогические технологии
дистанционное обучение
технология «обучение в сотрудничестве»
курс «безопасность жизнедеятельности»
иностранные студенты
1. Егорова Ю.В. Некоторые аспекты преподавания безопасности жизнедеятельности иностранным студентам // Инновационная наука. – 2015. – № 11. – С. 193-195.
2. Звонкова М.Б. Практические работы по безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2008. – 43 с.
3. Неделяева А.В. Использование новых педагогических технологий в учебном курсе «Безопасность жизнедеятельности». Перспективы науки. – 2014. – № 4(55). – С.19-22.
4. Поздняков И.А. Социально-психологический анализ проблем пребывания и обучения иностранных студентов в российских вузах // Вестник психотерапии. – 2011. – № 40. – С.6-7.
5. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Принципы проектирования модуля «Математические и физические основы информатики» в рамках реализации программы универсального бакалавриата. [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/printsipy-proektirovaniya-modulya-matematicheskie-/. (дата обращения 10.11.2016).
6. Чиж И.М., Авхименко М.М., Шаповалова В.А. Новые образовательные технологии в обучении иностранных студентов на кафедре безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф. Медицина катастроф. – 2013. – № 4(84). – С.55-57.

В последние годы одним из приоритетных направлений в области международного сотрудничества стала подготовка национальных кадров для зарубежных стран в российских вузах [6]. Среди российских городов, в которых обучаются иностранные студенты, присутствует и Нижний Новгород. Наряду с другими вузами в городе, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет), выпускающий специалистов высокого качества, имеет с каждым годом увеличивающуюся долю иностранных студентов. Это студенты из стран Африки, Средней Азии и т.д. Иностранные студенты обучаются на разных факультетах Мининского университета.

С 2016 г. в рамках реализации проекта модернизации образования в Мининском университете апробируется модель универсального бакалавриата [5]. Согласно этой модели студенты в течение первых двух лет образовательного цикла получают общие базовые знания, необходимые для бакалавров. Одним из таких предметов является дисциплина «Безопасность жизнедеятельности».

Выпускник любого профиля должен обладать определенным набором компетенций, уровень подготовки выпускника должен соответствовать государственным образовательным стандартам, а все сложности с восприятием материала, возникающие у нерусскоговорящих студентов, должны быть преодолены еще на первом курсе [1].

По данным Позднякова И.А. [4], основной трудностью, с которой сталкивались иностранцы после приезда на учебу в Россию, являлось незнание русского языка – до 60 % респондентов. Как отмечает Чиж И.М. с соавт. [6], по сравнению с российскими сверстниками, иностранные студенты испытывают более серьезные трудности с адаптацией к обучению в вузе.

В связи с вышесказанным особую сложность представляют первые 2 месяца обучения. Это и адаптация студентов в вузе, формирование нового коллектива, изучение незнакомых предметов. Одним из таких новых курсов является предмет «Безопасность жизнедеятельности».

Цель работы: проанализировать опыт использования новых образовательных технологий в обучении иностранных студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

Материал и методы исследования

Исследование проведено в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина (НГПУ им. К. Минина – «Мининский университет») при преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» при подготовке бакалавров.

Методы исследования

В исследовании по проблемам преподавания безопасности жизнедеятельности иностранным студентам применялись теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы – анализ дидактической, методической литературы и Интернет-источников по данному вопросу. Эмпирические методы: изучение интеллектуальных продуктов деятельности студентов, рефлексивное наблюдение за работой студентов, опросы, обобщение опыта работы по преподаванию курса «Безопасность жизнедеятельности» сотрудниками кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека НГПУ им. К. Минина, а также оценивание результатов успеваемости студентов.

Группы наблюдения:

1) Группа № 1 – студенты 1 курса, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование», профилю «География и биология», год поступления 2015 г. (контрольная группа). В обучении использованы традиционные образовательные технологии и обучение с использованием электронной образовательной среды Мининского университета.

2) Группа № 2 – студенты-первокурсники, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование», профилю подготовки «География и биология», год поступления 2016 г. (экспериментальная группа). В преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» также проводилось обучение с использованием электронной образовательной среды, кроме того, были разработаны новые формы занятий с использованием технологии «обучение в сотрудничестве».

Описание группы № 1: 37 % студентов из России, 63 % студентов из Туркменистана (всего 19 человек).

Описание группы № 2: 46 % российских студентов, 54 % туркменских студентов (всего 26 человек).

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование проводилось в 2 этапа: в 1 семестре 2015/2016 уч. года и 1 семестре 2016/2017 уч. года. В обеих исследованных группах дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» изучалась в первом семестре, в обеих группах отмечались сложности при изучении предмета, особенно связанные с непониманием терминологии курса.

Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для группы № 1 проводилось в 1 семестре 2015/2016 уч. года по программе бакалавриата 2014 г. Программа по дисциплине включала изучение следующих больших блоков: теоретические основы безопасности жизнедеятельности, безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, оказание неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях. Обучение по предмету проводилось во время аудиторных лекций, практических и лабораторных занятий, самостоятельной работы студентов в электронной образовательной среде Мининского университета.

Практические и лабораторные занятия по «Безопасности жизнедеятельности» проводились по методическим разработкам кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности Мининского университета [2] и авторским разработкам Неделяевой А.В.

По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в электронной образовательной среде Мининского университета разработан ряд курсов с учетом специфики преподавания дисциплины для разных профилей подготовки, в т.ч. был разработан и курс для профиля «География и биология» (разработчик – доц. Неделяева А.В.). Именно дистанционное обучение на современном этапе развития образования является одной из востребованных форм организации учебного процесса студентов. Использование платформы Moodle оптимизирует эту форму обучения и имеет определенные преимущества по сравнению с другими технологиями [3], особенно при организации самостоятельной работы студентов по предмету.

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» обязательно включает инструкции по изучению курса, лекции, презентации по разным темам курса, материалы для самостоятельной работы студентов, практические и тестовые задания и др. В электронном курсе размещается рейтинг-план студента по дисциплине, который включает перечень заданий и балльную систему оценок.

Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» у 2-й экспериментальной группы проводилось в 1 семестре 2016/2017 учебного года по программе, разработанной в 2016 г.: лекции в количестве 8 ч. и практические занятия в количестве 16 ч. В учебном процессе были использованы аудиторные лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов в электронном курсе «Безопасность жизнедеятельности» (для универсального бакалавриата).

Сложность этапа адаптации студентов 2-й группы к процессу обучения была связана, во-первых, с более поздним началом процесса обучения иностранных студентов в этой группе (конец сентября), во-вторых, с разным уровнем подготовки студентов-иностранцев. Основной задачей преподавателя на этом этапе была организация таких форм занятий в группе, которая позволила бы ускорить прохождение процесса адаптации к обучению в вузе этих студентов.

Безусловно, лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму – наглядный образ, формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации знаний [6], однако и на практических занятиях могут быть использованы мультимедийные презентации. При этом презентации могут быть подготовлены преподавателем, а также сами студенты могут сделать презентацию по конкретной теме. Подготовка презентации особенно важна при изучении новой терминологии по предмету и для хорошего усвоения материала.

На первых занятиях по «Безопасности жизнедеятельности» студенты познакомились с понятием «чрезвычайная ситуация», видами чрезвычайных ситуаций, научились выявлять опасные факторы разных ЧС. Трудность возникла при изучении темы «Неотложная помощь в чрезвычайной ситуации». При изучении этой темы надо было дать понятия: переломы и их виды, травмы и их виды, кровотечения и их виды, иммобилизация, сердечно-легочная реанимация, оказание помощи при неотложных состояниях, пострадавший в ЧС. Сначала тема была представлена в виде презентации преподавателя, причем пояснения к некоторым терминам были на туркменском языке. Для этого был использован ресурс онлайн-перевода с русского языка на туркменский язык. Некоторые специфические термины не удалось перевести, поэтому в этом случае было особенно важно использовать визуализацию темы в виде презентации.

После теоретического изучения темы были показаны практические приемы сердечно-легочной реанимации и других мероприятий по помощи пострадавшим.

При преподавании безопасности жизнедеятельности иностранным студентам может быть использована технология «обучение в сотрудничестве». Доцент Егорова Ю.В. описала данную технологию в преподавании курса в Нижегородской государственной консерватории им. Глинки, при этом отметила, что каждый член коллектива становится равноправным партнером группы [1].

Для дальнейшего изучения темы «Неотложная помощь в чрезвычайной ситуации» нами была использована технология «обучение в сотрудничестве». Занятие было организовано в компьютерном классе. Сначала состоялось знакомство с электронным курсом «Безопасность жизнедеятельности», были показаны некоторые приемы работы в электронной образовательной среде. Студенты были размещены за компьютерами в следующем порядке: в парах «студент из России и студент-иностранец» (подгруппа №1 «студенты из России» и подгруппа №2 «иностранные студенты»). Это позволило наладить коммуникативное общение между студентами, лучше познакомиться друг с другом, что особенно важно в новом коллективе. Сочетание технологии «обучение в сотрудничестве» с методами проектной деятельности оказалось весьма эффективным при работе на занятии.

Перед студентами была поставлена задача: каждой паре студентов нужно было создать мультимедийную презентацию по вопросу «Сердечно-легочная реанимация». Трудность заключалась не только в коммуникативном общении в парах, но и в том, что некоторые иностранные студенты ранее не создавали презентации в программе Power Point, т.е. студенты из подгруппы № 1 могли сами себя представить в роли учителей. Сложность работы по этой теме была обусловлена тем, что студенты должны были найти информацию, предназначенную не для профессиональных медиков, а для будущих учителей, в то же время и выбрать тот уровень знаний, который был бы выше, чем школьный уровень подготовки по предмету ОБЖ.

Кроме того, необходимо заметить, что предмет «Безопасность жизнедеятельности» был поставлен по учебному плану в 1 семестре, и студенты пока не изучали дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» и «Основы медицинских знаний».

В ходе подготовки презентации были рассмотрены понятия «клиническая и биологическая смерть», их признаки, какова цель оказания неотложной доврачебной помощи, какие существуют правила проведения сердечно-легочной реанимации, что такое «непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция легких», какие могут быть ошибки при проведении мероприятий по оказанию помощи пострадавшим.

В результате применения технологии «обучение в сотрудничестве» студенты получили опыт коммуникативного общения, у каждой пары студентов был создан реальный «продукт творчества», они хорошо усвоили новые термины и понятия, получили положительные оценки. С лучшими презентациями студенты выступили на занятии.

Для хорошего усвоения материала  нами предложены разные формы самостоятельной работы студентов, в т.ч. в электронной образовательной среде Мининского университета. В электронных курсах по дисциплинам может быть размещено большое количество информации по предмету, включая и ссылки на Интернет-ресурсы МЧС, видеофильмы по дисциплине и др. В электронной образовательной среде может быть организовано и тестирование студентов.

Для сравнения успешности обучения студентов по дисциплине нами был проведен тест входного контроля в начале изучения курса. Сравнивали результаты теста входного контроля в группе туркменских студентов 2015 г. и в группе студентов 2016 г. (1 группа – 2,95 баллов из 5 баллов, 2 группа – 2,6 баллов). Текущая оценка успеваемости проводилась в течение всего срока обучения по дисциплине, в середине семестра был проведен тест внутрисеместрового контроля в электронной образовательной среде. Средний балл у иностранных студентов 1 группы составил 16,1±2,46; у иностранных студентов 2 группы составил 19,9±3,96, т.е. у второй группы баллы успеваемости оказались выше, чем у первой группы. В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценивания результатов, принятой в Мининском университете, всего нужно набрать за семестр от 45 до 70 баллов (не включая экзаменационную отметку). Оцениваются все формы контроля, в т.ч. рубежный и промежуточный контроль, баллы за все формы заданий суммируются. При условии положительной экзаменационной оценки студент на экзамене получает от 10 до 30 баллов.

Можно полностью согласиться с авторами статьи «Новые образовательные технологии в обучении иностранных студентов на кафедре безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф», что одним из самых эффективных и незаменимых факторов повышения успеваемости студентов-иностранцев является требовательность преподавателей к выполнению заданий и усвоению практических навыков посредством постановки отметок на занятиях [6]. Авторы данной статьи также широко использовали мультимедийные презентации на занятиях со студентами-иностранцами.

Заключение

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике обучения иностранных студентов по безопасности жизнедеятельности и по другим базовым дисциплинам. Авторами предлагается широко использовать как электронную образовательную среду на основе платформы Moodle в учебном процессе, так и технологию «обучение в сотрудничестве» для развития языковых и коммуникативных навыков студентов. Авторами учтен также опыт преподавания иностранным студентам дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Нейрофизиология» и др. Выявлены несомненные преимущества электронной образовательной среды в процессе преподавания различных дисциплин иностранным студентам.


Библиографическая ссылка

Неделяева А.В., Шеромова Н.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25697 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674