Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕКТИВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Русакова Т.Г. 1 Олекс А.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье приводятся данные диагностики по сформированности творческого взаимодействия младших школьников в условиях коллективной художественно-творческой деятельности. Коллективная художественно-творческая деятельность повсеместно используется многими педагогами и несет в себе глубокую практическую и духовную ценность, позволяющей при правильно подобранных методических рекомендациях полностью раскрыть творческий потенциал учащегося, сформировать творческое взаимодействие, позволяет лучше пройти процесс адаптации в окружающем его мире, найти общий язык со сверстниками и близкими людьми. Для определения сформированности творческого взаимодействия мы использовали: диагностики, прямое и косвенное наблюдение, анализ конкретных ситуаций, математические методы обработки данных для всестороннего изучения процесса формирования творческого взаимодействия в коллективной художественно-творческой деятельности младшего школьника. Анализ педагогической литературы помог выявить критерии оценки уровня сформированности способностей творческого взаимодействия у младшего школьника.
диагностика
коллективная художественно - творческая деятельность
младший школьник
творческое взаимодействие.
1. Агеев B.C. Психология межличностных отношений. – М.: МГУ, 2005. – 345с.
2. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань, 1994. – 245 с.
3. Асабин А.М. Методика педагогического руководства художественно-творческим коллективом : учебное пособие / А.М. Асабин; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск : ЧГАКИ, 2004. – С. 342.
4. Байбородова Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 336 с.
5. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А.В. Батаршев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 258 с.
6. Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика / А.В. Батаршев. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 154 с.
7. Батюта М.Б. Возрастная психология : учеб. пособие / Т.Н. Князева, М.Б. Батюта. – М.: Логос, 2011. – 454 с.
8. Безродных Т.В. Вопросы теории и практики конструктивных взаимодействий в условиях начальной школы: монография / Т.В. Безродных. – Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2008. – 24 с.

Переход на новые стандарты образования послужил толчком для поиска новых методов и способов, которые в должной мере бы отвечали новой цели образования. Главной целью образовательного пространства является развитие личности, повышение культурного и интеллектуального потенциала учащегося, а также развитие творческих способностей. Образовательное пространство дает множество различных средств для раскрытия потенциала обучающегося, но, как показывает многолетняя практика, именно деятельность в полной мере приобщает обучающегося к культурным ценностям, адаптирует к изменяющимся условиям внешней среды и способствует раскрытию потенциала ребенка. Внешне любая деятельность, в том числе и изобразительная, выступает в виде последовательных более или менее элементарных операций-шагов. Отсюда процесс коллективной художественно-творческой деятельности, например создание картины, также представляет собой цепь операций (нанесение линий, красок, выявление формы и т.п.). Собственно, творчество начинается тогда, когда выполнение этих операций происходит не по заранее заданному алгоритму шаблону, а задается творческим взаимодействием учащихся, которая, с одной стороны, выступает регулятором изобразительной деятельности, а с другой – механизмом творчества. Поэтому характер коллективной художественно-творческой деятельности требует от учащихся развития определенных способностей, специальных качеств восприятия, мышления и созидания изображения. В коллективной художественно-творческой деятельности ученик, используя жизненный опыт, отражает объективный мир, создает новые по замыслу художественные произведения. Создание нового художественного образа, находка нестандартного решения становятся неотъемлемой частью успеха ученика. Коллективная художественно-творческая деятельность позволяет раскрыться учащимся, показать весь свой внутренний потенциал, а иногда, наоборот, создает в душе ребенка дисгармонию и препятствует формированию творческих способностей ребенка. Это противоречие создается из-за неправильной методической организации проведения коллективной творческой деятельности. На основе вышеизложенного возникает необходимость диагностики сформированности творческого взаимодействия учащихся в коллективной художественно-творческой деятельности.

Формирование способностей творческого взаимодействия у ребят уже с младшего школьного возраста является насущной проблемой педагогики. Категория «взаимодействие» является одним из главных в современной педагогике, анализ же понятия «творческое взаимодействие» показал, что общепринятого толкования данного понятия не существует.

Всесторонний характер данного понятия позволяет выявить в нем разные аспекты. В философии «взаимодействие» – это категория, отражающая различные процессы взаимодействия объектов друг с другом, их взаимную обусловленность. В социальной психологии данная дефиниция определяется как процесс коммуникации людей друг с другом.

В психологии под понятием «взаимодействие» понимается процесс воздействия разных объектов друг на друга и их связь, которая порождает ту или иную деятельность. Существует несколько типов взаимодействий: групповое (систематическое или постоянное воздействие участников группы друг на друга). Межличностное (личный контакт нескольких лиц, следствием которого являются обоюдные несознательные поведенческие изменения). Формами межличностного взаимодействия являются кооперация и конкуренция.

Взаимодействие носит двусторонний характер, то есть каждый ученик оказывает то ли или иное воздействие на другого ученика. При этом характер взаимодействия каждого ученика имеет разный уровень активности. Взаимодействие может проявляться в виде сотрудничества, опеки, подавления, конфронтации, диалога. Выбор того или иного вида взаимодействия обусловлен теми или иными запросами в педагогической ситуации. Развитие гармонично развитой личности ребенка может осуществляться только в деятельности, а творческая личность развивается только в сотрудничестве совместного творчества или сотворчества. Основной целью взрослого является реальный готовый продукт, а у ребенка основополагающей является собственный личностный рост. Термин «сотворчество», по мнению педагога В.И. Андреева, имеет обширную трактовку. Он приравнивает это понятие к термину сотрудничество и определяет, как поиск новых идей. Л.В. Байбородова отмечала конкретную цель участников, которая отличалась оригинальностью, отсутствием шаблона. Творческое взаимодействие – это процесс творческого воздействия объектов друг на друга, результатом которого является их взаимная обусловленность и связь. Творческое взаимодействие характерно для Коллективной художественно-творческой деятельности. Коллективная деятельность имеет многоцелевой характер, что подтверждается ее межсистемными связями. Предметом коллективной деятельности в образовательном пространстве может выступать искусство.

Доказано, что решающую роль в раскрытии потенциала обучающихся играет искусство: его полифункциональность обеспечивает эффективность процесса адаптации к окружающему миру, развитие коммуникативных способностей (общение с произведениями искусства, со сверстниками, с миром, с самим собой), формирование системы ценностей, стимулирование познавательного интереса и т.д. Приобщение к искусству, раскрытие его полифункциональности в начальной школе целесообразно осуществлять в процессе той или иной учебной деятельности. Анализ педагогической литературы по вопросам организации коллективной художественно-творческой деятельности, изучение передового педагогического опыта и практики позволили нам сформулировать определение. Коллективная художественно-творческая деятельность – это коллективный процесс, направленный на приобретение теоретических знаний о предмете изучения, на решение художественно-творческих задач и осуществляемый преимущественно в условиях применения педагогических средств косвенного и перспективного управления, результат которой обладает субъективной и объективной новизной, значимостью и прогрессивностью для развития личности и особенно ее творческих способностей.

В коллективной художественно-творческой деятельности учащихся выделяют следующие признаки:

  • Ориентация на решение учебных проблем (М.И. Махмутов, А.М.Матюшкин, Т.В. Кудрявцев) творческих заданий и задач (В.Г. Разумовский, Ю.Н. Кулюткин, В.И. Андреев);
  • Педагогическое управление деятельностью осуществляется на основе средств косвенного перспективного управления (Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев, Ю.Н. Кулюткин, А.Ф. Эсаулов);
  • Самоуправление личности на основе эвристик, эвристических программ, предписаний (В.И. Андреев, Ю.Н. Кулюткин, Л.М. Фридман);
  • Достижение успеха зависит не только от формально-логических (осознаваемых), сколько от эвристических, интуитивных процедур, интеллектуальной деятельности (Я.А. Пономарев, Б.И. Коротяев [10, с. 82]). Появление психических новообразований: открытие новых знаний (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.И. Коротяев), новых целей и смыслов (А.Н. Леонтьев) [4, с. 95]).

Коллективная художественно-творческая деятельность позволяет раскрыться учащимся, показать весь свой внутренний потенциал, а иногда, наоборот, создает в душе ребенка дисгармонию и препятствует формированию творческих способностей ребенка. Это противоречие создается из-за неправильной методической организации и проведения коллективной творческой деятельности. Для организации коллективной художественно-творческой деятельности младших школьников не обязательно создавать специальные условия. Такую работу у обучающихся можно организовать на уроках, связанных с творчеством (чтение, музыка, технология), и во внеурочной деятельности – в условиях кружков и студий. Для определения сформированности творческого взаимодействия мы использовали: диагностики, прямое и косвенное наблюдение, анализ конкретных ситуаций, математические методы обработки данных для всестороннего изучения процесса формирования творческого взаимодействия в коллективной художественно-творческой деятельности младшего школьника. Анализ педагогической литературы помог выявить критерии оценки уровня сформированности способностей творческого взаимодействия у младшего школьника [3, с. 201]. Диагностика – это система приемов оценки и контроля, цель которой направлена на усовершенствование процесса обучения [5, с. 115].

Данные диагностические методики позволяют успешно определить уровень сформированности способностей творческого взаимодействия у младшего школьника. Личностный критерий (способность, при которой индивидуальность отдельного субъекта не заглушает творческий потенциал другого субъекта). Для определения сформированности составляющих личностного критерия была использована методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян и Н. Эпштейна). Данная методика позволяет охарактеризовать эмоциональное состояние младшего школьника, определить уровень эмоционального отклика на те или иные действия, а также уровень навыков взаимодействия с людьми. Когнитивный критерий (характеризует способность мыслить нестандартно, проявлять экспрессию в процессе работы, умение видеть новые модели, более глубокие образы в привычном мире). Как показывает практика, тесты Вильямса обличаются надежностью, вариативностью и удобством. Мотивационный критерий (четкое стремление стать частью создания творческого продукта, признание творчества других). Методика диагностики словесно-логического мышления (Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупрова). Данная диагностика показывает уровень сформированности у младшего школьника словесно-логического мышления, которое включает такие психологические операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Деятельностный критерий (показывает способность применения ранее приобретенных умений, не выходя за рамки намеченной общей цели). Педагогическое наблюдение; анализ продуктов деятельности; Тест Тулуз-Пьерона. Диагностика с помощью теста Тулуз-Пьерона может проводиться как в группе, так и индивидуально. При групповом тестировании дети сначала подписывают бланки, а потом слушают инструкцию, сопровождаемую демонстрацией. Для демонстрации на классной доске рисуются квадратики-образцы и часть тренировочной строчки (не менее 10 квадратов), обязательно содержащая все возможные виды квадратов. Данные анализируются путем подсчета данных по формулам.

Рефлексивный критерий (способность которая выражается в объективном отношении к своему творчеству). Шкала самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн. Эта шкала показывает уровень притязаний и самооценку младшего школьника, успешность при выполнении какой-либо деятельности. Данные диагностические методики позволяют успешно определить уровень сформированности способностей творческого взаимодействия у младшего школьника. Диагностическое исследование проходило на базе МОБУ «СОШ № 31» г. Оренбурга. Всего исследованием были охвачены 11 учеников 2 класса средней общеобразовательной школы № 31 г. Оренбурга. С сентября 2015 по апрель 2015 группа учащихся была включена в программу формирования способностей творческого взаимодействия в коллективной художественно-творческой деятельности. На диагностическом этапе нашей работы наблюдается отсутствие резких различий в данных, по выделенным показателям в группе до начала формирующей работы. Объективность исследования уровня сформированности творческого взаимодействия учащихся младшего школьного возраста в практике коллективной художественно-творческой деятельности обеспечивалась изучением педагогического опыта и наблюдением за внедрением педагогических условий, стимулирующими формирование творческого взаимодействия. На диагностическом этапе были использованы следующие диагностики: Тест креативности Вильямса, Методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян и Н. Эпштейна), Тест-анкета «Эмоциональная направленность» (Б.И. Додонова), методика диагностики словесно-логического мышления (Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупрова), шкала самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн.

На диагностическом этапе был использован тест «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян и Н. Эпштейна), показывающий сформированность личностного критерия творческого взаимодействия у младшего школьника. Участникам были предоставлены бланки с вопросами. Данный опросник включает 25 суждений. Испытуемый должен оценить степень своего согласия/несогласия с каждым из них. Шкала ответов (от «полностью согласен» до «полностью не согласен») позволяет показать отношения к каждой ситуации общения. Продуктивный уровень наблюдался у младших школьников, которые проявляют дружеские отношения со сверстниками, готовы помочь сверстникам в том или ином деле, оценивают положительно свою деятельность и деятельность сверстников, склонны к эмоциональному сопереживанию. Репродуктивный уровень свидетельствовал о развитии эмпатии в межличностных отношениях, недоверие к своим собственным суждениям, хороший контроль за своим эмоциональным состоянием, но отсутствие прогноза межличностного отношения с другими участниками деятельности. Интерпретирующий уровень свидетельствовал о сбалансированности высокого и среднего уровня эмоционального отклика младшего школьника. Младший школьник с репродуктивным уровнем испытывал затруднения в установлении эмоциональной связи с людьми, очень часто не находили взаимопонимания с другими людьми. В ходе наблюдения выяснилось, что деятельность школьников с репродуктивным уровнем была более продуктивна при индивидуальной работе. Репродуктивным уровень встречался чаще всего у младших школьников, не посещавших детские дошкольные учреждения, а также не участвующие в коллективной деятельности класса по ряду причин. Для корректировки уровней творческого взаимодействия у участников образовательного процесса необходимо планомерно реализовывать комплекс педагогических условий, способствующий формированию способностей творческого взаимодействия. После проведения диагностики мы выявили, что репродуктивный уровень (66 %) является преобладающим, а продуктивный (22 %) и интерпретирующий (24 %) находятся на критическом уровне. Следующий тест креативности Вильямса использовался для диагностики креативности у детей и показывает наличие творческого мышления, личностно-индивидуальные, креативные характеристики. Данный тест является одним из лучших для диагностики креативности. В процессе проведения тестирования мы не употребляли слова тест, экзамен, в группе царила дружелюбная атмосфера, а также не допускалось копирование информации у соседа. Это условие является крайне важным для качества результата. Период выполнения теста составил 25 минут. Участники работали со средней скоростью, самым сложным для учащихся было выдвинуть свои новые идеи, проявить творческие фантазии. В задании, где необходимо провести композицию в пределах замкнутого круга, участники выходили за контур, симметрию не соблюдали, тем самым нарушая творческую композицию. Последнее задание заключалось в лексической оценке своей работы. Участникам теста это задание показалось самым сложным, так как многим не хватало лексического запаса. После проведения диагностики мы выявили, что репродуктивный уровень (60 %), продуктивный (35 %), интерпретирующий (40 %). Для определения мотивационного критерия была использована диагностика словесно-логического мышления (Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупрова). Эта диагностика позволяет не только узнать уровень словесно-логического мышления у участников группы, но и выявить участников нуждающегося в корректирующих заданиях на основном этапе нашей работы. Результаты были сравнительно лучше предыдущих диагностик.   Репродуктивный уровень (28 %), продуктивный (33 %), интерпретирующий (30 %). Для выявления сформированности деятельностного критерия был использован тест Тулуз-Пьерона. Этот тест показывал скрытые минимальные мозговые дисфункции, имея которые участник теста в деятельности может причинить себе психологический дискомфорт, что соответственно могло повлиять на конечный результат деятельности младшего школьника. Данный тест показывал, кому из ребят на формирующем этапе творческое заданием должно быть дано более низкого уровня. После проведения диагностики мы выявили, что репродуктивный уровень (26 %), продуктивный (35 %), интерпретирующий (30%). Шкала самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн была проведена на подготовительном этапе нашей работы с целью определения уровня рефлексивного критерия. Ученики отмечали на вертикальных линиях знаком уровень развития уровень притязаний, т. е. уровень развития качеств личности, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Методика проводилась как фронтально (с группой), так и индивидуально. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, заняло 10 мин. После проведения диагностики мы выявили, что репродуктивный уровень (20 %), продуктивный (36 %), интерпретирующий (44 %).

В ходе проведения диагностик все дети старались принять активное участие, помогали другим участникам, комментировали свои работы, делали предположения, что необходимо скорректировать, проявляли фантазию при оформлении работы, старались, чтобы работа была выполнена аккуратно. Активность учащихся чаще всего проявлялась в исполнительности, постоянно наблюдалась инициативность. Заинтересованность, сохранение интереса в процессе всего занятия, а также выражена высокая включенность и сохранение интереса после окончания занятия. У большинства детей в начале обучения наблюдалось психоэмоциональное напряжение в начале занятия и общее положительное проявление эмоций в конце занятия. Коммуникабельность отличалась сдержанной манерой общения, в отношениях воспитанников наблюдались так и доброжелательное отношение друг к другу. Последним уроком с коллективной художественно-творческой деятельностью стало самым запоминающимся для детей. Диагностическая работа позволила нам выявить реальное состояние исследуемой проблемы в образовательном учреждении, определить возможности в решении данной проблемы. Проведенные данные позволили выявить нам пути эффективного формирования творческого взаимодействия в коллективной художественно-творческой деятельности младшего школьника. Результаты проведенных диагностик показывают необходимость внедрения выявленных педагогических условий, таких как организация подготовительной работы, учет возрастных особенностей, индивидуализация заданий.


Библиографическая ссылка

Русакова Т.Г., Олекс А.А. ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕКТИВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25692 (дата обращения: 06.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674